Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Бельская Светлана Ивановна

 Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Для закрепления преобретенных навыков, необходимо включать обучающие упражнения во все виды деятельности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_korrektsionnyh_igr.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка  составлять различные синтаксические конструкции.

В большом количестве  современной методической литературе представлены  разнообразные  игры на развитие грамматической стороны речи. Но  они не являются системой работы,  и не учитывается постепенное усложнение игр, дифференцированного подхода в обучении, поэтому их использование на практике требует систематизации. Использование этой литературы в дошкольных образовательных учреждениях без учета особенностей формирования  грамматических категорий не приводят к устойчивой положительной динамике, следовательно, полученные  результаты, носят неустойчивый характер, и количество синтаксических ошибок в речи детей не уменьшается. Основное количество детей допускают грубые ошибки при попытке выразить  в своей речи причинно- следственные, временные и пространственные зависимости  в виде сложных предложений.

Коррекционную работу необходимо проводить поэтапно. Каждый этап

решает свои основные  задачи. Основываясь  на   разработках  Бондаренко А.К. , Ладутько Л.К, Шкляр С.В.,  Алексеевой М.М., Яшиной Б.И., Букиневич Е.С., Лагунович А.Л. и Швайко Г.С.  и  на этапы коррекционной работы для каждого этапа подобрали серию  упражнений так, чтобы одни и те же синтаксические формы в разных играх были представлены в разных вариантах.   Такой подбор материала должен способствовать более  успешному  формированию и  закреплению знаний детей и  применению детьми  этих знаний в различных видах деятельности.

     Каждый этап в разработанном нами плане при необходимости  может быть  дополнен или изменен.

         Основные задачи, которые необходимо решить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при коррекции синтаксических нарушений:

-) сформировать умение  правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительными, местоимениями;

- )научить правильно пользоваться предлогами при  согласования слов в предложениях, научить видеть роль предлога в предложении;

-) научить детей правильно строить грамматические конструкции  различного типа  (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные), научить количественному и качественному анализу предложений.

Для того, чтобы коррекционная работа была наиболее успешной, ее нужно начинать с  уточнения, расширения и совершенствования лексики. При этом слово рассматривается не  как лексическая единица языка, а как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы, тем самым,  накапливаем материал для последующей работы над предложением, а знакомя детей с  понятием «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения.

С учетом особенностей мышления дошкольников в коррекционных упражнениях можно   использовать графические схемы, которые  помогают детям более конкретно ощутить границы слов. Кроме того, дети учатся практически понимать    грамматическое значение слова, правильно ставить вопросы к словам,  тем самым закладывается основа для успешного освоения в дальнейшем синтаксической роли слов в предложении.

Практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что дети быстро  понимают и усваивают условные изображения слов:  

- обозначение предмета   ( ______ );

- обозначение действие предмета ( ====== );

- обозначение признака предмета   ( ~~~~~~ ).

Первый  этап.

Работа над словом, как синтаксической единицей предложения.

Цель этапа: научить детей выделять и называть свойства, признаки предмета, называть действия, которые может совершать тот или иной предмет, стимулировать употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Главная задача на этом этапе обучения научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже.

2 этап.

Работа над предложениями с однородными членами.

Основная цель этого этапа: учить детей составлять простые нераспространенные  предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.  Работу над однородными членами предложения целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями. Если согласование прилагательных с существительными в именительном падеже усваивается детьми без особых трудностей, можно предложить им согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах единственного числа, а также согласованию существительных с глаголами.

3 этап.

Работа над схемой  предложения.

 Основные  задачи на этом этапе научить детей определять количество слов в предложении (количественный  анализ) и  формировать  умение составлять простые  предложения (синтез). Предложение составляется с опорой на картинку и детей знакомят с его схемой.  

4 этап.

Работа над формированием навыка  распространять  простое предложение.

Основные задачи этого этапа: научить детей распространять предложение  путем введения в него определения, выраженного именем прилагательным, и дополнительного слова, выраженного именем существительным в В.п., Р.п., Д.п., Т.п. без предлога.  В графическую схему предложения вводятся дополнительные условные обозначения. Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

5 этап.

Работая над формированием  умения пользоваться  предлогами при составлении предложения.

 Главная задача:  научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Предлоги, как известно, помогают выразить оптико – пространственные и временные  отношения между предметами окружающей действительности и помогают при  сочетании  слов в предложении. Необходимо сформировать понятие о том, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и если заменить один предлог другим, при этом меняется смысл предложения.

6 этап.

Работа над формированием умения составлять  сложные грамматические конструкции (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Главная задача этапа: формирование у детей умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы.

Коррекционная работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному, с опорой на наглядный материал. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов  и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Для обучения детей правильному синтаксическому и грамматическому построению  предложения целесообразно  использовать  на начальных  этапах работы такие упражнения, где дети только проговаривают вторую  часть сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. Постепенно  сложное предложение строится ребенком  все целиком.

Вышеперечисленные этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Для закрепления преобретенных навыков, необходимо включать обучающие упражнения во все виды деятельности ребенка.

При использовании упражнений  в коррекционной работе необходимо опираться на общедидактические принципы, такие как:

системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципа  доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста.

Эффективность работы по формированию грамматической  стороны речи детей через дидактические игры и упражнения будет  обеспечиваться при выполнении некоторых условий:

-) многократного проведения одних и тех же игр (для закрепления навыка):

-)многообразие  дидактических игр  (разнообразие форм, различное лексическое содержание);

-)гибкое использование предлагаемых игр для  дифференцированного подхода в обучении, в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;

Комплекс коррекционных упражнений.

Первый  этап.

Работа над словом, как синтаксической единицей предложения.

Найди лишнюю картинку.

Цель: учить различать «живой» - «неживой» предмет.

Оборудование: предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Ход игры: Педагог выставляет  картинки и предлагает детям их рассмотреть:

 - Назовите картинки и поставьте вопросы к словам (стол – что?, мальчик – кто?, тарелка – что?, шапка – что?).

Соберите цветок.

Цель: учить различать слова-предметы, слова-действия и правильно ставить к ним вопросы.

Оборудование: панно «Цветок» (без лепестков) в центре схема (слово- предмет, слово – действие, слово – признак); у детей лепестки с изображением предметов.

Ход игры: Педагог предлагает детям назвать предмет на лепестке и поставить к нему вопрос (Самолет – что?, рыба – кто?, и т.д.): придумайте к вашему предмету действие и поставьте вопрос. (Дети составляют цветок из лепестков, называют действие и ставят вопрос: плавает – что делает? летит – что делает? и т.д.)

Расскажи – какой предмет.

Цель: обогащать речь детей прилагательными, правильно ставить вопрос к словам-признакам.

Оборудование: опорные схемы для описания предметов (цвет, форма, размер, вкус, материал).

Ход игры: Детям предлагается назвать предмет  охарактеризовать его по возможно большему числу признаков, поставить вопрос к словам-признакам.

(Мяч – разноцветный (какой?), маленький (какой?), круглый (какой?), резиновый (какой?)).

Кто больше придумает?

Цель: закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предложение.

Оборудование: графическое изображение слов и предложений.

Ход игры: Детям предлагается схема слова-предмета (действия, признака) или предложения различной структуры.

Педагог:

- Придумайте слова (предложения) по заданной схеме и поставьте вопросы к словам.

Отгадай загадку.

Цель: продолжать учить детей анализировать и угадывать предметы по их признакам; развивать понимание категорий рода у прилагательных.

Оборудование: предметные картинки (разные лексические темы).

Ход игры: Детям предлагается назвать картинки и догадаться по описанию, о ком загадка (волк, заяц, мышь, лебедь, гусь, лиса, белка).

- Дикий, серый, голодный, злой … (волк).

- Дикий, серый, трусливый … (заяц).

- Маленькая, серенькая, пугливая … (мышь).

- Дикий, водоплавающий, белый … (лебедь).

- Домашний, водоплавающий, белый …  (гусь).

- Дикая, рыжая, пугливая … (белка).

- Дикая, рыжая, умная, хитрая … (лиса).

Подними карточку.

Цель: учить детей дифференцировать слова-предметы, действия, признаки.

Оборудование: у каждого ребенка карточки с графическим изображением слов: ____  ====  ~~~~  .

Ход игры: Педагог называет слова, а дети поднимают соответствующее графическое изображение. Ставят вопрос к слову.

2 этап.

Работа над предложениями с однородными членами.

Справочное бюро.

 Цель: учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».

Ход игры: Педагог:

-  Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?

(Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т.п.)

-  В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять. У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».

Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!». Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха. - «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»». - «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»». - «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т.д. Игра продолжается со сменой ролей.

Я иду гулять.

 Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами.

Ход игры: Педагог предлагает детям представить, что они собрались пойти на каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для прогулки.

 Образец речи детей: «Я надену колготки, рейтузы, свитер, теплые носки, ботинки с коньками». Далее могут обсуждаться следующие ситуации: занятия спортом, поход за грибами, поход на пляж, утренники в детском саду и т.д. Можно предложить детям самим придумать ситуации, в которых нужна специальная одежда.

 

Что за чем мы будем мыть?

 Цель: активизация словаря по теме, формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор предметных картинок с изображением различной посуды.

Педагог обращается к детям:

- Ребята, представьте себе ситуацию, что в доме отключили воду. В раковине осталась немытая посуда. У вас есть только два тазика воды – один с горячей, другой с холодной водой. Вы должны подумать, в каком порядке лучше всего мыть грязную посуду и почему? Разложите картинки в том порядке, в каком вы бы стали мыть посуду. А теперь опишите свои действия». Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание логопеда.

Предметные картинки: 1) стеклянный стакан, чашка, вилка, тарелка, сковорода; 2) чашка, ложка, тарелка, половник, кастрюля. (Сначала моется посуда, наименее испачканная жиром.)

Куда поставим мебель?

Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по ее назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.

Ход игры:  Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.

Например: коридор – вешалка, трюмо, тумбочка и т.д. Педагог в это время может выставлять на фланелеграф предметные картинки или ставить на стол игрушечную мебель. Затем детям предлагается рассказать о той мебели, которая с их помощью поставлена в разных комнатах. Далее, в зависимости от цели занятия, можно попросить детей составить либо рассказы – описания, либо предложения с однородными членами типа: «В коридоре стоят вешалка, трюмо и тумбочка».

Художники.

Цель: закрепить представления о частях предметов, о их качествах, формирование навыка составления описательных предложений с однородными членами.

Ход игры: - Представьте себе, что вы художники и будете рисовать картину. Далее педагог предлагает нарисовать, например, дом. Какой дом будет у нас? (деревянный, кирпичный) Какого цвета у него стены? После того как дом будет нарисован, повторяем все то что нарисовали. «Дом кирпичный, коричневый, с крышей красного цвета, с окнами, дверями зеленого цвета. С балконами и лифтом и т.д.

3 этап.

Работа над схемой  предложения.

В каждой из представленных игр на этом этапе дается схема по которой дети составляют предложения по заданному условию.

  Придумай предложение.

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову.

Правило:  Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры: Дети и педагог садятся в круг. Педагог объясняет правила игры:

 - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовѐт свое слово и передает камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

 Кто интересней придумает.

 Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

 Оборудование: Флажки, значки.

 Ход игры: Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

 Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

Распутай слова.

 Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры: Педагог:

- Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

 Предложения для игры:

1. Дымок, идѐт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мѐд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Солнечные лучи.

 Цель: учить строить простое полное предложение.

Оборудование: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.

Ход игры: Педагог:

-  Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка. Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».

Вариант 1. Правило: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.

 - Деревья, на, почки, появляются.

 - Тают, сосульки, солнце, от.

- Лес, подснежник, в, расцвели.

- Трава, земля, расти, на.

 - Капель, крыша, капать, с.

 - Ручей, плыть, кораблик, по.

- Дерево, скворечник, повесили, на.

Вариант 2.

Правило: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.

- Весной дети…..

- Весной птицы….

. - Весной люди…..

- Весной в лесу…..

 - До весны…..

 - После весны…..

4 этап.

Работа над формированием навыка  распространять  простое предложение.

Кто лучше скажет.

Цель: продолжать учить детей составлять распространенное предложение (из 2, 3, 4, 5 слов) по данным словам, правильно их согласовывать; закреплять умение графически изображать предложения.

Оборудование: сюжетные картинки, тетрадь, карандаш.

Вариант 1.

Ход игры: Составьте предложение по картинке и изобразите его графически.

(Дети составляют предложение, комментируют каждое слово и изображают схему предложения в тетрадях.)

Вариант 2.

Ход игры: Логопед перечисляет слова:  лепить, мальчик, заяц.

- Правильно я сказала? Кто лучше скажет? (Мальчик лепит зайца.)

(Дети комментируют слова и изображают схему предложения в тетрадях.)

Придумай и посчитай.

Цель: Учить детей умению анализировать предложение.

Ход игры: Дети придумывают предложения:

1) на заданную тему из 3-4 слов;

2) на любую тему, с любым количеством слов.

Правило: назвать количество слов в предложении.

          Исправь ошибку.

Цель: развивать понимание логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.                                                                                  

Оборудование: предметные картинки; схема предложения: |____  ====  |____|.

Ход игры: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок (н-р: мальчик, рыба) и к/схемой (====).

- Смотрите и слушайте внимательно: Рыба поймала мальчика.

  Исправьте схему и скажите  правильно, если я ошиблась.

     Ребенок должен справить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив п/картинки. (Это неправильно. Надо сказать:  Мальчик поймал рыбу.)

     Далее ребенок ставит вопросы к словам и выставляет схему предложения.

Кто какую пользу приносит.

Цель: продолжать учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

Оборудование: наборное полотно с тремя  карманами; предметные картинки; схема предложения, в которой подлежащее и дополнительное слово заменены предметными картинками.

Ход игры: Педагог  показывает предметные картинки. Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущий высказываний детей (курица  ====  яйца;   кошка ==== мышка;  лошадь ==== груз     и т.д.)

     Дети составляют предложения, ставят вопросы к словам и выкладывают схему предложения.  

5 этап.

Работая над формированием  умения пользоваться  предлогами при составлении предложения.

Прятки.

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Оборудование: Грузовик, мишка, мышка.

 Ход игры:В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Ложка и стакан.

 Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Ход.

Перед педагогом и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Педагог демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции педагога. После этого, ребенок самостоятельно демонстрирует  какое-либо действие и комментирует  его. Педагог же в это время следит за правильностью речи ребенка.

Прогулка в лес.

Цель: учить строить предложения с предлогами, закреплять умение различать одушевленные и неодушевленные объекты.

Оборудование: иллюстрации  с изображением растений и обитателей леса.

Правило: подбирать как можно больше вариантов окончания предложения, передавать предмет (шишку) как эстафетную палочку, разыгрывать «фанты».

Ход игры: Педагог:

-  Ребята, сядем с вами в круг, как у костра на лесной опушке. У меня в руках шишка. Я задам вопрос, передам шишку соседу справа. Сосед справа ответит на вопрос и передаст шишку следующему. Так шишка по кругу вернется ко мне. Повторять предложения нельзя: каждый придумает свое. Если ответа не знаешь, отдай «фант», который потом разыграем. «Что и где я найду в лесу?» Примеры ответов: - В лесу под ѐлкой я найду шишку. - В лесу под дубом я найду желудь. - В лесу под осинкой я найду подосиновик. - В лесу на сосне я найду дупло. - В лесу за пеньком я найду ѐжика. - В лесу в кустах я найду гнездо. И т.д. Розыгрыш «фантов» проводится в конце игры.

Примерные задания для хозяев фантов: - жонглировать 2 – 3 шишками; - имитировать движения какого-либо лесного обитателя; - рассказать четверостишие о любом растении или животном леса; - метать 5 шишек в корзину. И т.д.

Где лежат вещи?

 Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры:

 1.Педагог демонстрирует детям действия с предметами и комментирует их: «Лампа стоит на столе, лампа висит над столом, лампа лежит в столе, лампа упала со стола, лампу поставили под стол, лампу вытащили из-под стола». Далее логопед просит детей назвать маленькие слова (предлоги), которые они услышали в предложениях.

2.Педагог просит детей придумать предложения по двум опорным картинкам с использованием маленьких слов «на», «над», «под», «в». Например: полка – кровать, платье – шкаф, портфель – стул, книга – стол, тапочки – кровать.

6 этап.

Работа над формированием умения составлять  сложные грамматические конструкции (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Расскажем о лесе.

 Цель: активизировать в речи детей наречия, учить строить полное предложение с противительным союзом «а» по образцу.

Оборудование: картинки с изображением растений, обитателей леса.

Правило: подбрасывать и ловить шишку, называть определения в сравнительной степени, образовывать слова-наречия, заканчивать правильно предложение с союзом «а».

Ход игры: Педагог :

-  Ребята, Лесовик подарил мне волшебную шишку, которая поможет нам рассказать  о деревьях, лесе и его обитателях.

-Послушайте внимательно: «Куст сирени высокий, а сосна ещѐ…..(выше)».

Примеры предложений:

- Куст черники низкий, а трава ещѐ…..(ниже).

 - Роща большая, а лес ещѐ…….(больше).

 - Ручей широкий, а река ещѐ…… (шире).

 - Ручей мелкий, а лужаещѐ……. (мельче).

- Волчонок ловкий, а волк ещѐ….(ловчее).

- Белка рыжая, а лиса ещѐ ………(рыжее).

- Береза старая, а дуб ещѐ………(старше).

- Парк густой, а лес ещѐ……….(гуще).

- Трава зеленая, а ель ещѐ…….(зеленее).

- У белки хвост пушистый, а у лисы ещѐ…..(пушистее).

- У лося ноги тонкие, а у оленя ещѐ……(тоньше).

Скажи все наоборот.

 Цель: учить сложное предложение с союзом «а», закреплять умения изменять слова во множественном числе, подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Оборудование: иллюстрации  с изображением грибов, ягод; шляпа Лесовичка.

Правило: придумать предложение с опорой на картинку.

Ход игры: Педагог:

- Старичок-Лесовичок любит спорить, делать все наоборот. А вы умеете играть в игру «Скажи все наоборот»? Лесовичок будет показывать вам картинки грибов, ягод, а вы называйте ему не один предмет, а много: «Боровик – боровики, лисичка – лисички, поганка – поганки и т.д.».Лесовичок гордится лесными богатствами и дарами. Как он об этом говорит? Например: Лесовичок показывает картинку «мухомор». - У тебя один мухомор, а в лесу много мухоморов. - У тебя один куст черники, а в лесу много кустов черники. - У тебя один опенок, а мы собрали много опят.

Закончи предложение.

 Цель: учить детей употреблять сложноподчинѐнные предложения.

Ход игры: Педагог:

- Объясните, почему…:

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

 - Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

 - Я не хочу спать, потому что... ( ещѐ рано)

 - Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

 - Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки)

Объясните, почему.

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: Педагог объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить, используя слово «потому что». За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберѐт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идѐт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошѐл снег)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...