Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Белоножко Полина Евгеньевна

Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирования интереса к чтению художественной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._4._podgotovka_stati.doc594 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КНИЖКИ-ИГРУШКИ

Белоножко Полина Евгеньевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Хабарова Людмила Павловна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар

Аннотация: Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирования интереса к чтению художественной литературы.

Ключевые слова: читательский интерес, книжка-игрушка, общее недоразвитие речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» (п. 2.6.) предусматривает «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» в целях развития интереса детей к художественной литературе и чтению [3].

Е.В. Швакина считала, что «читательский интерес – это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает» [2].

Интерес к познанию чего-то нового, намеренное отношение детей дошкольного возраста к самостоятельному познанию, может помочь ему автономно регулировать самостоятельную учебно-познавательную работу, предопределять пути и способы достижения установленной цели.

Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная среда и квалифицированные педагоги.

В последнее время стало много детей, имеющие речевые нарушения, в частности общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [1].

Согласно ГОСТ 7.60-90 (п. 31), «книжка игрушка – это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей» (фото 1).

Фото 1. Книжка-игрушка «Муха-Цокотуха»

по мотивам произведения К. Чуковского (автор Е. Мосейчук)

Конкретный перечень разновидностей книжек-игрушек составить сложно, ведь ежегодно современные издатели создают новые конструкции книжек-игрушек.

Книжки-игрушки позволяют решать разнообразные дидактические задачи, а именно, развивать, обучать и воспитывать детей, причем делать это в игровой форме, незаметно для самого ребенка: способствуют восприятию информации; активизируют коммуникативные способности; адаптируют в социальном обществе; развивают творческие способности; формируют способности к поиску новых решений; вызывают желание к познанию; вовлекают в процесс самообразования.

Для выявления уровня сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было проведено исследование, которое включало в себя диагностическую беседу «Моя любимая книга» (автор М.В. Артамонова) и методику А.Д. Кошелевой «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений».

Количественный анализ ответов диагностической беседы «Моя любимая книга» (автор М.В. Артамонова) позволил определить уровни проявления положительного отношения к книге, которые наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Итоговая таблица результатов диагностической беседы «Моя любимая книга» (автор М.В. Артамонова) на констатирующем этапе исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Уровни

Показатели уровней

Количественный

Процентный

Высокий

-

-

Средний

7 детей

43,8%

Низкий

9 детей

56,2%

Таким образом, детей с высоким уровнем проявления положительного отношения к книге выявлено не было.

Низкий уровень проявления положительного отношения к книге показали 56,2 % детей. Дети слабо проявляют личные предпочтения к книгам или не проявляют вовсе, затрудняются рассказать о любимой книге, не знают автора данной книги.

Средний уровень проявления положительного отношения к книге показали 43,8 % детей. Дети слабо проявляют положительное отношение к книге, затрудняются рассказать о любимой книге, кратко называют некоторые её особенности, содержание.

Результаты проведённой методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А.Д. Кошелева) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Итоговая таблица результатов методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А.Д. Кошелева) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Уровни

Показатели уровней

Количественный

Процентный

Высокий

-

-

Средний

3 ребёнка

18,8%

Низкий

13 детей

81,2%

Таким образом, детей с высоким уровнем проявления эмоционального поведения при восприятии литературных произведений выявлено не было.

Низкий уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений имеют 81,2 % детей. Дети не испытывают эмоций при прослушивании произведения, реагируют на отдельные моменты сюжета сказки только при изменении тембра голоса взрослого. Сопереживание и сочувствие персонажам отсутствуют. Эмоциональную оценку событий дети не проявляют, равнодушны к поступкам героев и событиям произведения.

Средний уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений имеют 18,8 % детей. Дети эмоционально реагирует во время ярких эпизодов произведения. Изредка сопереживают и сочувствуют персонажам, редок используют невербальные способы выражения. Эмоциональную оценку событий дети проявляют, но непродолжительное время. Не испытывают желание делиться своими впечатлениями с друзьями.

Исходя из результатов педагогического исследования, можно сделать следующие выводы о сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

1)        проявление положительного отношения к книге у большинства детей сформировано на среднем уровне;

2)        многие дети не знают названия и автора своей любимой книги;

3)        большинство детей не помнят, когда им читали книгу дома и в детском саду в последний раз;

4)        эмоциональное поведение при восприятии литературных произведений у большинства детей сформировано на низком уровне;

5)        многие дети не испытывают эмоций при прослушивании произведения;

6)        большинство детей не проявляют сочувствие и сопереживание персонажам произведения.

Список литературы:

  1. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Р.Е. Левина – М.: Просвещение, 1967. – 53 с.
  2. Швакина, Е.В. Вместе с книгой мы растем [Электронный ресурс]: программа развития читательского интереса у детей / Е.В. Швакина. – Тисуль, 2012. – Режим доступа: http://knigi.dissers.ru/books/1/648-1.php.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «ГАРАНТ.ру». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...