РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Глазунова Маргарита Николаевна

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]

Большинство исследователей придерживаются мнения о наличии тесной взаимосвязи в развитии речевых и моторных процессов. (Н.А. Берштейн, В.М. Бехтерев, В.И. Лубовский).

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

В основе любой серийной двигательной программы лежит ритмическая составляющая, которая, в свою очередь рассматривается как одна из предпосылок развития звуко-слоговой структуры слова. [3]

Это позволяет говорить о созависимости состояния слоговой структуры слова, чувства ритма и моторной сферы у детей имеющих системное недоразвитие речи.

Однако, теория и практика логопедической науки не располагает достаточными данными, о целенаправленном развитии факторов, значимых для успешного формирования слогового состава.

Поэтому, проблемой нашего исследования является изучение специфики процесса становления чувства ритма, с точки зрения его значимости для формирования слогового состава.

Объектом исследования стали особенности развития чувства ритма и слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом – особенности логопедической работы по формированию ритмической способности как основы коррекции нарушений слогового состава.

Была определена цель нашего исследования: разработка комплекса занятий, направленных на развития чувства ритма как предпосылки для формирования слоговой структуры.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: нарушения слогового состава слова у детей с общим недоразвитием речи связаны с недостаточной сформированностью чувства ритма. Поэтому включение в логопедические занятия специальных упражнений, направленных на развитие чувства ритма позволит благоприятные условия для работы по коррекции звуко-слоговой структуры слова.

Задачи, поставленные для достижения цели исследования, представлены на слайде.

Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в том, что разработан и комплекс занятий направленных на развитие чувства ритма для старших дошкольников с общим недоразвитием речи; установлена связь между состоянием слогового состава и чувством ритма.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 4 г. Владимира. Исследование проводилось в течение четырех месяцев. В эксперименте участвовали 8 детей 5-7 лет, с общим недоразвитием речи и 8 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием из МБДОУ №77 г. Владимира.

Эксперимент проводился в 2 этапа. Количественная оценка полученных данных осуществлялась с использованием балльной системы оценки.

Для изучения слоговой структуры использовалась методические рекопендации Агранович З. Е., направленные на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности.

Анализ результатов показал, что половина обследуемых детей справились с заданиями на среднем уровне. Дети этой группы испытывали значительные трудности в работе с предложениями насыщенными сложными словами. Так же были выявлены сложности в воспроизведении многосложных слов.

Другая половина детей находится на низком уровне. Значительные затруднения дети этой группы испытывали в работе со словами  различного слогового состава.

Среди детей с нормальным речевым развитием 6-ро выполнили задания на высоком уровне, 2 – на среднем.

Для изучения чувства ритма использовалась методика Визель Т.Г., направленная на выявление особенностей восприятия и воспроизведения ритмических структур разной степени сложности.

Данные исследования свидетельствуют о том, что у 5 обследуемых детей наблюдался средний уровень. Были выявлены ошибки в воспроизведении ритмических рисунков.

У 3 детей был установлен низкий уровень. Отмечались ошибки при воспроизведении даже простых ритмических структур.

Среди детей с нормальным речевым развитием 7-ро выполнили задания на высоком уровне, 1 ребенок – на среднем.

По результатам эксперимента был разработан комплекс упражнений способствующих развитию умения вопринимать-воспроизводить различные ритмические структуры, основанный на методических рекомендациях Агранович З.Е. по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слова. Так же в комплекс были включены ритмические игры с палочками из программы «Ладушки» Каплуновой И.М. и Новоскольцевой И.А.

Занятия проводились по следующим направлениям:

1.Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;

2.Работа над ритмом (воспроизведение различных ритмических структур)

3.Развитие речедвигательных навыков с помощью ритмических игр с палочками.

Данные полученные в ходе исследования показали, что чувство ритма у детей с общим недоразвитием речи формируется с большой задержкой даже при наличии  условий специального обучения. А недоразвитие ритмической способности пагубно влияет на координированную работу различных анализаторных систем, что препятствует полноценному развитию звуко-слоговой структуры слова.

Таким образом, была подтверждена гипотеза поставленная в начале: нарушения слогового состава слова у детей с общим недоразвитием речи в определенной степени связаны с недостаточной сформированностью чувства ритма, поэтому включение в логопедические занятия упражнений, способствующих развитию умения вопринимать-воспроизводить различные ритмические структуры, создаст благоприятные условия для исправления недостатков звуко-слоговой структуры слова.

Список литературы:

1.    Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие [Текст] / Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. - М.: Книголюб, 2005. - 196 с.

 

2.     Медникова Л.С. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
[Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: Спец. 19.00.10 / Медникова Людмила Сергеевна; [Московский педагогический гос. ун-т им. В.И. Ленина, Каф. дошкольной дефектологии]. - М.: 1996. – 20 с.

 

3.     Сафонкина Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.03 / Сафонкина Наталья Юрьевна; [Московский педагогический гос. ун-т, Каф. дефектологии]. - М.: 2003. - 18с.

 

4.     Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. - М.: Академия. 2003. - 342 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_portal.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Глазунова Маргарита Николаевна

Студентка 4 курса кафедры «Психология личности и специальная педагогика»

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г и Н.Г. Столетовых»

г. Владимир

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты изучения чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи. Предлагается методика изучения чувства ритма и слоговой структуры слова. Рассматривается специфика формирования чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи, как основы слоговой структуры слова.

Ключевые слова: слоговая структура, чувство ритма, общее недоразвитие речи, ритм, темп.

Список литературы:

  1. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие [Текст] / Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. - М.: Книголюб, 2005. - 196 с.

  1. Медникова Л.С. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
    [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: Спец. 19.00.10 / Медникова Людмила Сергеевна; [Московский педагогический гос. ун-т им. В.И. Ленина, Каф. дошкольной дефектологии]. - М.: 1996. – 20 с.

  1. Сафонкина Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.03 / Сафонкина Наталья Юрьевна; [Московский педагогический гос. ун-т, Каф. дефектологии]. - М.: 2003. - 18с.

  1. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. - М.: Академия. 2003. - 342 с.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]

Большинство исследователей придерживаются мнения о наличии тесной взаимосвязи в развитии речевых и моторных процессов. (Н.А. Берштейн, В.М. Бехтерев, В.И. Лубовский).

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

В основе любой серийной двигательной программы лежит ритмическая составляющая, которая, в свою очередь рассматривается как одна из предпосылок развития звуко-слоговой структуры слова. [3]

Это позволяет говорить о созависимости состояния слоговой структуры слова, чувства ритма и моторной сферы у детей имеющих системное недоразвитие речи.

Однако, теория и практика логопедической науки не располагает достаточными данными, о целенаправленном развитии факторов, значимых для успешного формирования слогового состава.

Поэтому, проблемой нашего исследования является изучение специфики процесса становления чувства ритма, с точки зрения его значимости для формирования слогового состава.

Объектом исследования стали особенности развития чувства ритма и слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом – особенности логопедической работы по формированию ритмической способности как основы коррекции нарушений слогового состава.

Была определена цель нашего исследования: разработка комплекса занятий, направленных на развития чувства ритма как предпосылки для формирования слоговой структуры.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: нарушения слогового состава слова у детей с общим недоразвитием речи связаны с недостаточной сформированностью чувства ритма. Поэтому включение в логопедические занятия специальных упражнений, направленных на развитие чувства ритма позволит благоприятные условия для работы по коррекции звуко-слоговой структуры слова.

Задачи, поставленные для достижения цели исследования, представлены на слайде.

Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в том, что разработан и комплекс занятий направленных на развитие чувства ритма для старших дошкольников с общим недоразвитием речи; установлена связь между состоянием слогового состава и чувством ритма.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 4 г. Владимира. Исследование проводилось в течение четырех месяцев. В эксперименте участвовали 8 детей 5-7 лет, с общим недоразвитием речи и 8 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием из МБДОУ №77 г. Владимира.

Эксперимент проводился в 2 этапа. Количественная оценка полученных данных осуществлялась с использованием балльной системы оценки.

Для изучения слоговой структуры использовалась методические рекопендации Агранович З. Е., направленные на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности.

Анализ результатов показал, что половина обследуемых детей справились с заданиями на среднем уровне. Дети этой группы испытывали значительные трудности в работе с предложениями насыщенными сложными словами. Так же были выявлены сложности в воспроизведении многосложных слов.

Другая половина детей находится на низком уровне. Значительные затруднения дети этой группы испытывали в работе со словами  различного слогового состава.

Среди детей с нормальным речевым развитием 6-ро выполнили задания на высоком уровне, 2 – на среднем.

Для изучения чувства ритма использовалась методика Визель Т.Г., направленная на выявление особенностей восприятия и воспроизведения ритмических структур разной степени сложности.

Данные исследования свидетельствуют о том, что у 5 обследуемых детей наблюдался средний уровень. Были выявлены ошибки в воспроизведении ритмических рисунков.

У 3 детей был установлен низкий уровень. Отмечались ошибки при воспроизведении даже простых ритмических структур.

Среди детей с нормальным речевым развитием 7-ро выполнили задания на высоком уровне, 1 ребенок – на среднем.

По результатам эксперимента был разработан комплекс упражнений способствующих развитию умения вопринимать-воспроизводить различные ритмические структуры, основанный на методических рекомендациях Агранович З.Е. по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слова. Так же в комплекс были включены ритмические игры с палочками из программы «Ладушки» Каплуновой И.М. и Новоскольцевой И.А.

Занятия проводились по следующим направлениям:

1.Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;

2.Работа над ритмом (воспроизведение различных ритмических структур)

3.Развитие речедвигательных навыков с помощью ритмических игр с палочками.

Данные полученные в ходе исследования показали, что чувство ритма у детей с общим недоразвитием речи формируется с большой задержкой даже при наличии  условий специального обучения. А недоразвитие ритмической способности пагубно влияет на координированную работу различных анализаторных систем, что препятствует полноценному развитию звуко-слоговой структуры слова.

Таким образом, была подтверждена гипотеза поставленная в начале: нарушения слогового состава слова у детей с общим недоразвитием речи в определенной степени связаны с недостаточной сформированностью чувства ритма, поэтому включение в логопедические занятия упражнений, способствующих развитию умения вопринимать-воспроизводить различные ритмические структуры, создаст благоприятные условия для исправления недостатков звуко-слоговой структуры слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхрон...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...