ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
статья по логопедии (подготовительная группа)

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по логопедической работе с данной категорией детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_vkr.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по логопедической работе с данной категорией детей.

Ключевые слова: готовность к обучению грамоте, общее недоразвитие речи, ОНР III уровня, развитие речи у детей с ОНР III уровня.

RELATIONSHIP OF SPEECH DEVELOPMENT AND COGNITIVE PROCESSES IN PREPARATION FOR LITERACY IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH GENERAL LEVEL III SPEECH UNDEVELOPMENT

The article reveals the features of preparation for teaching literacy to children with general underdevelopment of speech of the III level. The results of the study are analyzed, and recommendations are formulated for speech therapy work with this category of children.

Key words: readiness for literacy, general underdevelopment of speech, ONR level III, speech development in children with ONR level III.

        На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) [1].

Проблема подготовки к школе детей, имеющих речевое недоразвитие, очень значима в современных условиях. Это обусловлено тем, что недостаточная речевая деятельность в период дошкольного детства неизбежно наносит след на развитие у детей всех сторон психики и может отражаться на состоянии развития сенсорной, познавательной, аффективно-волевой сфер. Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно констатировать, что у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается снижение степени общей осведомленности, информированности, эрудированности, компетентности.

Готовность к учебной деятельности является ведущим фактором успешного приспособления ребенка к школе. Поиск путей решения задач развития личности обучающегося, имеющего речевые проблемы, во многом обусловлен уровнем подготовленности к школьному обучению.

Изучением речевой деятельности старших дошкольников с ОНР и их речевой готовности к школе рассматривается в логопедической литературе достаточно подробно. Проблемой предупреждения нарушений письма и чтения у дошкольников с ОНР занимались: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова, О.А. Токарева, Е.А. Логинова, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Р.И. Айзман, О.А.Степанова, О.Б. Иншакова, Т.В. Ахутина, М.Е. Золотарева, А.Н. Корнев и многие другие. В своих работах они доказывают, что развитый фонематический слух - важное условие для усвоения детьми грамоты. Обучение грамоте, в свою очередь, помогает уточнению представлений о звуковом составе языка, способствует усвоению навыков звукового анализа и синтеза слова.

Как показывают данные ряда авторов А.Н.Корнева (1995г.), М.З.Кудрявцева (1995г.), Г.А.Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению в школе почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Поэтому обучению в школе должна предшествовать определенная логопедическая работа для эффективной подготовки к обучению в школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна предшествовать коррекционно-логопедическая работа, основные направления которой является звуковой анализ и синтез, а также фонематическое восприятие. И только после проделанной работы приступать к обучению грамоте по известным современным методикам.

Для проверки имеющейся информации об особенностях развития речи у детей с ОНР III уровня, нами была проведена диагностика уровня развития речи детей 6-7 лет с детьми подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 23 «Солнышко» г. Шадринск, ул. Ленина, д. 117.

В целях изучения уровня развития речи детей 6-7 лет в период их подготовки к обучению в школе нами было проведено обследование, в котором принимали участие 10 детей.

Исследование состояло из четырёх методик:

Исследование состояния фонематических процессов.

Методика было сформирована на основе представления о фонематическом слухе, как о слухе, который обеспечивает восприятие фонем языка, способности человека к восприятию, анализу и синтезу речевых звуков, предложенная Н.Ю. Григоренко.

Обследование фонематического слуха состояло из следующих частей:

        1. Изучение фонематического восприятия.

        2. Способность различать и опознавать на слух фонемы (на основе заданий по выделению заданного звука из звукового ряда)

Исследование состояние когнитивных процессов (восприятие, внимание)

Исследование состояния восприятия

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р. С. Немов) создана на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В ней даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

Ребенку объясняется, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы "спрятаны" многие известные ему предметы. Далее ребенку представляются рисунки и озвучивается просьба последовательно назвать очертания всех предметов, "спрятанных" в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой.

Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только поел того, как он нашел все предметы на предыдущей.

Исследование состояния внимания

С помощью теста «Тулуз-Пьерона» мы изучали концентрацию внимания у детей.

Для выполнения этого задания используется следующее оборудование:

– бланк для выполнения задания (пробная строчка и 10 основных строчек для выполнения задания).

– листочек с изображёнными квадратами – образцами;

– карандаш или ручка

– секундомер

На всю работу отводится 10 минут (по 1 минуте на каждую строчку).

Исследование состояния графомоторных навыков (автор Л.А. Венгер)

Для диагностики использовалась методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру. Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Она позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Таким образом, результатами проведенного обследования является то, что испытуемые, воспитывающиеся в МБДОУ «Детский сад № 23 «Солнышко», имеют средне - низкий уровень готовности к обучению грамоте. По полученным баллам, констатируем, что не по всем компонентам испытуемые имеют хорошие результаты, что может привести к некоторым проблемам в начале обучения в школе. Следует выделить речевой компонент социально-психологической готовности, который был проанализирован с помощью методик и на который нужно обратить особое внимание.

Рекомендации по совершенствованию развития речи у дошкольников предложены следующие: развитие мелкой и общей моторики, развитие когнитивный процессов, формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте, развитие фонематического слуха, развитие речевого творчества. Важно приучить детей вслушиваться в обращённую речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:

  1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенный предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
  2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.

Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения планируются с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика этого вида занятий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Смешиваемые звуки исключаются.

В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти.

Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Весь звукослоговой материал подбирается с учетом только правильно произносимых фонем.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. 3анятия проводятся учителем-логопедом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется программой.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат игры.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.

Проблема готовности к обучению в образовательном учреждении детей, имеющих речевое недоразвитие очень значима. Это обусловлено тем, что недостаточная речевая деятельность в период дошкольного детства неизбежно наносит след на развитие у детей всех сторон психики и может отражаться на состоянии развития сенсорной, познавательной, аффективно-волевой сфер. Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно констатировать, что у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается снижение степени общей осведомленности, информированности, эрудированности, компетентности. Как следствие данного положения у них занижен показатель становления психических познавательных процессов, страдает произвольность внимания и памяти. Недоразвитие слуховой памяти влияет на продуктивность запоминания. Часто дети не способны удерживать сложные и даже примитивные инструктажи, поэтому не запоминают последовательность заданий и теряют инструкцию за время его выполнения.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безрукова, О.А. Общее недоразвитие речи: ретроспективный анализ проблемы и перспективные направления коррекционной работы / О.А. Безрукова – Текст : непосредственный // Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (14-15 сентября 2017 г.) / Урал.гос. пед. ун-т; оrв. ред. С. И. Блаженкова. – Екатеринбург, 2017. – 274 с.
  2. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – Москва : Русская речь, 2014. - 57 с. Текст : непосредственный.
  3. Болыпакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). – Москва: А.П.О., 2006. – 345с. – Текст : непосредственный
  4. Винарская, E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е.Н. Винарская. – Москва: Просвещение, 2007 – 456с. – Текст : непосредственный
  5. Выготский, Л.C. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский Москва: Просвещение, 2005 – 320с. – Текст : непосредственный
  6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва: АРКТИ, 2004. – 168 с. – Текст : непосредственный
  7. Гусева, Д. И. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи  / Д.И. Гусева – Текст : электронный  // Вестник науки и образования. – 2017. – №7 (31). (дата обращения: 25.03.2021). –  Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-imeyuschimi-nerezko-vyrazhennoe-obschee-nedorazvitie-rechi. 
  8. Еремина, В. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи / В.Н. Еремина – Текст : непосредственный // Практ. психология и логопедия. – 2003. –  № 1/2. – С. 68-72.
  9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 316 с. – Текст : непосредственный
  10. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина – Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013. – № 5. – С. 112-116.
  11. Марцинкевич, Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Г.Ф. Марцинкевич – Волгоград: Учитель, 2004. – 132 с. – Текст : непосредственный
  12. Сергеева, О. А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / О. А. Сергеева, А. В. Шульга.  –  Текст : электронный  // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 682-684. – (дата обращения: 25.03.2021) – URL: https://moluch.ru/archive/86/16396/
  13. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина. – Москва: Дрофа, 2009. – 192 с. – Текст : непосредственный
  14. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – Текст : непосредственный
  15.   Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с. – Текст : непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления си...