Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сорока Светлана Николаевна

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskii_material_po_teme_odezhda.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Слова – предметы:

Шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, костюм, джинсы, трусы, свитер, сарафан, платье, юбка, шорты, фартук, халат, пижама, плавки, чулки, колготки, носки, гольфы, перчатки, жилет, шарф, майка, брюки, комбинезон, кофта, джемпер, варежки, купальник,, платок, шаль – одежда;

Рукав, карман, капюшон, воротник, спинка, петли, манжеты, застёжка, брючина, подол, пуговицы, пояс, горловина, молния, полочка, кокетка – части одежды;

Швея, портной, модельер, закройщица, модель – профессии;

Ателье, швейная фабрика, магазин одежды, примерочная, манекен, сантиметровая лента, линейка закройщика, ножницы, мел, ткань, швейная машинка, игла, нитки, булавки – здания, атрибуты;

Слова – признаки:

Шерстяной, шёлковая, кожаное, меховая, хлопковая, вязаный, тёплый, удобный, лёгкий, домашний, сменный, спортивный, нарядная, модное, мягкий, зимняя, демисезонная (весенняя/осенняя), летняя, мужская, женская, детская, швейная, длинное, короткое, чистая, грязная, дырявая, разноцветная, узкий, широкий, мятый, глаженный, праздничный, клетчатый, полосатый;

Слова – действия:

Шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, переодевать, складывать, вешать, убирать, расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, штопать, вышивать, утюжить, полоскать, сушить, покупать, мерить, мять;

Наречия:

Тепло, удобно, комфортно, нарядно, легко, мягко, модно;

Предлоги:

В, на, под, за, из, из-за, из-под, над, с.

Местоимения:

Мой, моя, моё, мои, его, этот, это

Лексико-грамматический материал на словообразование и словоизменение:

  1. Единственное и множественное число имён существительных

юбка - … юбки                                     платье - … платья

носок - … носки                                   гольф - … гольфы

куртка - … куртки                               футболка - … футболки

плащ - … плащи                                  кофта - … кофты

пиджак - … пиджаки                           свитер - … свитера                        

рубашка - … рубашки                          сарафан - … сарафаны                

шарф - … шарфы                                  жилетка - … жилетки                  

галстук - … галстуки                            варежка - … варежки

халат - … халаты                                  пижама - … пижамы

шуба - … шубы                                     безрукавка - … безрукавки

майка - … майки                                   куртка - … куртки

комбинезон - … комбинезоны            джемпер - … джемперы                            купальник - … купальники                     жилет - … жилеты

платок - …платки        

                   

  1. Изменение имён существительных по падежам

Футболка – нет футболки – футболке – футболку – футболкой – о футболке

  1. Согласование имён существительных с именами числительными и прилагательными в соответствующем роде, числе и падеже

1 нарядное платье – 2 нарядных платья – 3 нарядных платья – 4 нарядных платья – 5 нарядных платьев

1 кожаный плащ – 2 кожаных плаща – 3 кожаных плаща – 4 кожаных плаща – 5 кожаных плащей

1 летний сарафан – 2 летних сарафана – 3 летних сарафана – 4 летних сарафана – 5 летних сарафанов

1 трикотажная пижама – 2 трикотажные пижамы – 3 трикотажные пижамы – 4 трикотажные пижамы – 5 трикотажных пижам

1 хлопковая майка – 2 хлопковые майки – 3 хлопковые майки – 4 хлопковые майки – 5 хлопковых маек

1 длинная юбка – 2 длинные юбки – 3 длинные юбки – 4 длинные юбки – 5 длинных юбок и т.д.

  1. Образование слов-действий при помощи приставок

Зашивать – подшивать – перешивать – вышивать – дошивать – пришивать-ушивать.

  1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

брюки – брючки                               юбка - … юбочка

платье - … платьице                        носки - … носочки

пальто - …пальтишко                      гольфы - … гольфики

куртка - … курточка                        футболка - … футболочка

плащ - … плащик                             кофта - … кофточка

пиджак - … пиджачок                     шорты - … шортики

свитер - … свитерок                        рубашка - … рубашечка

сарафан - … сарафанчик                 шарф - … шарфик

жилетка - … жилеточка                   галстук - … галстучек

колготки - … колготочки                 варежки - … варежечки

халат - … халатик                             пижама - … пижамка

комбинезон - … комбмнезончик        платок - …платочек

купальник - … купальничек                 жилет - … жилеточка

                           

  1. Образование относительных имён прилагательных

- если носки связали из шерсти, то они - … шерстяные

- если куртку сшили из кожи, то она - … кожаная

- если платье сшили из шелка, то оно - … шёлковое

- если кофту сшили из флиса, то она - … флисовая

- если футболку сшили из трикотажа, то она - … трикотажная

- если шубу сшили из меха, то она - … меховая

- если пижаму сшили из хлопка, то она - … хлопковая

- если пальто сшили из драпа, то оно - … драповое

- если шаль связали из пуха, то она - … пуховая

  1. Подбор слов – антонимов

Пришивать – отрезать

Надевать – снимать

Мять – гладить

Складывать – разбрасывать

Убирать – доставать

Пачкать – стирать

Купить – продать

Вешать – снимать

Расстёгивать – застёгивать

Завязывать – развязывать

Чистить – пачкать

Найти – потерять

Намочить – высушить

Яркий – бледный

Толстый – тонкий

Сухой – сырой

Лёгкая – тяжёлая

Дорогой – дешёвый

Длинный – короткий

Чистый – грязный

Старый – новый

Узкий – широкий

Детская – взрослая

Белая – чёрная

Дешёвая – дорогая

Тёплый - холодный

  1. Образование притяжательных прилагательных

«Чей? Чья? Чьё?»

Шарф (чей?) - Викин шарф

Рубашка (чья?) - Мишина рубашка

Платье (чьё?) - Юлино платье и т.д.

  1. Образование сравнительной степени имён прилагательных

Это пальто длинное, а то ещё длиннее

Эта юбка короткая, а та ещё короче

Эта куртка лёгкая, а та ещё легче

Эта блузка красивая, а та ещё красивее

Этот пояс широкий, а тот ещё шире

Этот карман узкий, а тот ещё уже

Эта шуба тяжёлая, а та ещё тяжелее

Эта одежда чистая, а та ещё чище

Эти брюки светлые, а те ещё светлее

  1.  Использование предложных конструкций

«Где шарф?» (действие с предметом)

На полу - подняла с пола

В шкафу - достала из шкафа

Под столом - достала из-под стола

На вешалке – сняли с вешалки

За стулом – из-за стула

Висит над столом

Развитие связной речи:

Составление сравнительного описания двух предметов одежды по картинно-графическому плану:

  • название одежды
  • цвет одежды
  • материал изготовления
  • составные части одежды
  • в какое время года можно носить данную одежду
  • для кого предназначена эта одежда (детская или взрослая)
  • что можно делать с этой одеждой (гладить, стирать, чистить и т.д.)

«Эта одежда называется платье. Оно жёлтого цвета. Платье сшито из шелка. У него есть короткие рукава, манжеты, зелёный воротник, подол, маленькие карманы, пояс и золотистые пуговицы. По всему платью вышиты белые ромашки. Это платье носят весной или летом. В таком платье могут ходить девочки или женщины. Его можно стирать в стиральной машине, сушить и гладить утюгом».

Проговаривание скороговорок по теме занятия

У Ивана рубашка, у рубашки – кармашки.

Надо ночью на носки много ниток напрясти.

Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Дидактическая игра «Доскажи словечко!»

Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее… (пальто)

Зимой наденешь шапку, шубку,
А летом что? —
Футболку, … (юбку)

Кто мало кушает конфет
И не любит тортики,
Летом будет очень стройным
И наденет… (шортики)

Загораем на лужайке
Без рубашек и без … (майки)

Полосатая рубашка
Называется … (тельняшка)

Врач шагает по палате,        
В белом, чистом он … (халате)

В дом войдя, наденьте тапки,
А с голов снимите … (шапки)

Мы воспитаны - и руки
Никогда не прячем в … (брюки)

Дидактическая игра «Кто подберёт больше слов»
— Что   можно   сшить?  (платье,   пальто,   сарафан,   рубашку, шубу, панаму, юбку, блузку и т. д. )

— Что   можно   связать?  (шапочку,   варежки,  шарф,   кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Кофта (какая?) – вязаная, шерстяная, теплая, красная, новая… 
Платье (какое?) – нарядное, повседневное, праздничное, кружевное… 
Шарф (какой?) – длинный, синий, шерстяной, вязаный…


Ответь на вопросы полными , распространёнными предложениями: 

Где продают одежду, ткани?

Кто работает в магазине?

Кто работает в ателье?

Что делают с одеждой в магазине?

Что делают с одеждой в ателье? 

Дидактическая игра «Мой моя моё»

Дети берут картинки одежды, проговаривая, чья это одежда (мой шарф, моя шуба). (Одежда, майка, трусы, блузка, платье, юбка, сарафан, пижама, шорты, брюки, костюм, свитер, носки, плащ, пальто, комбинезон, шуба, шарф, шапка, варежки, перчатки, воротник, капюшон, рукава, пояс, манжет, карман.)

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

- Как появляется одежда? – (Её моделируют, выкраивают, шьют, вяжут.)

- Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает)(рассматривает примеряет, покупает и т. д.)

- Ухаживая за одеждой, человек (что делает) – (стирает, чистит, гладит, складывает.

Составление предложений по образцу (с опорой на наглядный материал): «В магазине много футболок, а у меня маленькая футболочка».

Картинки: юбка, плащ, платье, носки, майка, кофта, пижама,

«Итог». Изменение существительного по падежам.

• Какое сегодня было главное слово?

• Мы не можем жить без чего?

• Мы всегда рады новой …

• Мы рады, когда нам покупают что?

• Должны ухаживать за чем?

• Сегодня мы говорили о чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...