Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.

     

    15670
    p1010388.jpg

     Задачи:

    • Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
    • Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
    • Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
    • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
    • Развивать внимание и память.
    • Развивать связную речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zvuki.docx21.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    занятия по обучению грамоте

    для детей старшего дошкольного возраста

    с общим недоразвитием речи

    на тему:

    «Сказка о веселых человечках-звуках»

    (с элементами фонетической ритмики)

    Задачи:

    1. Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
    2. Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
    3. Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
    4. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
    5. Развивать внимание и память.
    6. Развивать связную речь.

    Материал:

    1. Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в разного цвета костюмах и с выраженной артикуляцией).
    2. Ширма.
    3. Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

     1 часть.

    Игра: "Угадайте, что я делаю?"

    Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.

    Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".

    2 часть.

    Игра "Найди игрушку".

    Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).

    Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».

    Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».

    Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция).    Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,

    Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)",

    Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук,

    3 часть.

    Фонетическая ритмика для гласных звуков.

    «А» - и.п, руки впереди, ладони вверх, Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,

    «О» - и.п, руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.

    «У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.

    «Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.

    «Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.

    Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они- согласные звуки, Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»).Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, 'Это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горло и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос.

    Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет («П», « Т», «К», «С», «Ш»).

    4 часть.

    Динамическая пауза.

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики (руки в замке).

    Мы сейчас подружим маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),  

    1, 2, 3,4, 5,

    Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).  

    I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),

    Мы закончили считать,        

    Логопед:

    Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.

    Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т!-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».

    5 часть.

    Фонетическая ритмика для согласных звуков.

    Логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся тоже в сказочных человечков -звуков".

    «П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно,

    «Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  плетями рук, туловище наклонять вперед, Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед,

    «С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз,

    «Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.

    6 часть.

    Логопед; «Послушайте «Сказку о человечках»».

    Сказка

    "Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным - захотелось, "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",

    "Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",

    "К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,

    "Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,

    С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

    Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").

    7 часть.

    Пересказ сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

    Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

    Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

    «Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...

    Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

    Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

    Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

    Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

    Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...