Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Образовательная область: «Познавательное развитие».

    Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

    Тема: «Волшебный камень — магнит».

    Группа: старшая.

    Форма проведения: классическая.

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Формировать представления детей о магните.

    2. Расширять представления детей опытным путём  о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

    Развивающие:

    1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.

    2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

    2.  Бережное отношение к исследовательскому оборудованию. 

    3.  Воспитывать самостоятельность. 

    4.  Закреплять умение работать в команде.

    Речевые:

    1.      Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

    Здоровьесберегающие:

    1.Сохранять правильную осанку.

    2.Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

    Материал и оборудование:

    Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, машинки с магнитами.

    Раздаточный: по  маленькому магниту на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка, карточки с лабиринтом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 «Росинка» села Краснокумского»

                                                     

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по образовательной области «Познавательное развитие»,

     раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

    по теме: «Волшебный камень-магнит»,

    для детей старшего дошкольного возраста.

    подготовила: Кашарная Татьяна Ивановна,

     воспитатель

    с. Краснокумское

    2016 год

    Образовательная область: «Познавательное развитие».

    Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

    Тема: «Волшебный камень — магнит».

    Группа: старшая.

    Форма проведения: классическая.

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Формировать представления детей о магните.

    2. Расширять представления детей опытным путём  о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

    Развивающие:

    1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.

    2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

    2.  Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.  

    3.  Воспитывать самостоятельность.  

    4.  Закреплять умение работать в команде.

    Речевые:

    1. Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

    Здоровьесберегающие:

    1.Сохранять правильную осанку.

    2.Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

    Материал и оборудование:

    Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, машинки с магнитами.

    Раздаточный: по  маленькому магниту на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка, карточки с лабиринтом.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам Незнайка из Цветочного города прислал посылку, да не простую, а с загадкой (достаёте лист, на котором написана загадка)

    Бывает маленьким, большим,

    Железо очень дружит с ним,

    С ним и незрячий, непременно,

    Найдет иголку в стоге сена.

    Ответ детей: магнит

    Вот перед нами обычный магнит.

    Много секретов в себе он хранит.

    Ребята, Незнайка, не знает, что же это за камень такой и обратился к нам за помощью.

    Давайте эму поможем познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Но прежде чем мы приступим к изучению магнита, нам необходимо узнать откуда же магнит появился? Об этом нам расскажет самый умный житель Цветочного города. (слайд 1)

    Ребята вы узнали кто это?

    Ответы детей: Знайка.

    Знайка: Здравствуйте, ребята.

    Воспитатель: Знайка, расскажи нам, как появился магнит.

    Знайка: Я расскажу вам одну старую легенду (звучит спокойная музыка)

    В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку  наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим камнем соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».

    Воспитатель: Спасибо тебе Знайка.

    Вот теперь можно приступать к изучению магнита. А где мы сможем это сделать? (слайды с изображением научной лаборатории).

    Ответы детей: В научной лаборатории. 

    Воспитатель: Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии?

    Ответы детей: Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники.

    Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать учеными — исследователями.

    Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов, и бейджик с соответствующим обозначением.

    Воспитатель: (Показывает магнит детям, дает потрогать)

    • Какой на ощупь?

    Дети: Гладкий, холодный.

    • Постучите по столу, какой звук вы слышите?

    Дети: глухой

    • Твердый или мягкий?

    Дети: твёрдый

    • Какого цвета магнит?

     Дети: серый, почти чёрный

    • Как вы думаете, магнит тонет в воде или нет? Давайте проверим, опустите его в воду, что произошло? (дети опускают в воду магнит)

    Дети: магнит утонут, значит, он тяжёлый.

    Воспитатель: Итак, магнит  это камень, поверхность его холодная, гладкая, он почти чёрный, тяжелый».

    Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

    Ответы детей: Магнит притягивает предметы.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?

    Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.

    Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

    — «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

    Дети перечисляют:

    1. кусочек ткани,

    2. деревянный карандаш,

    3. пластмассовая пуговица,

    4. металлические скрепка и гайка.

    Опыт № 1.

    Воспитатель:  Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…

    Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

    Какие предметы притянул магнит? (Скрепка, гайка).

    А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).

    Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

    (Демонстрация схемы через проектор).

    Изучение следующих свойств магнита продолжим в лаборатории № 2.

    Воспитатель: у магнита два полюса (демонстрация полюсов магнита), если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

    Итак, возьмём две синие машинки, что происходит?

    Дети: машинки отталкиваются.

    Воспитатель: возьмём одну машинку красного цвета, вторую - синего, что происходит?

    Дети: машинки притягиваются.

    Воспитатель: какое новое свойство магнита мы узнали?

    Дети: разные полюса  магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются.

    Воспитатель: Ребята, с помощью карточек выложите свойство магнита.

    Физминутка «Машинки и гаражи»

    Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.Переходим в лабораторию №3.
    У вас на столах стоят стаканчики с водой, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом не замочив при этом рук.

    Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?

    Дети:  Магнит действует через стекло и воду.

    (Зарисовать схему на листе наблюдений).

    А теперь давайте проверим, может ли действовать магнит через бумагу.

    Опыт № 4. ТАНЕЦ СКРЕПОК.

    (на картон высыпаются скрепки, под картоном магнит).

    Скрепки лежат спокойно, смотрите внимательно: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?

    Дети: скрепки двигаются за магнитом.

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

    У Винтика и Шпунтика рассыпались и укатились все болтики и гаечки. У вас у всех лежат карточки с дорожками.  Давайте поможем. Вам необходимо по этим дорожкам провести железный предмет   к Винтику и Шпунтику с помощью магнита через картон. Для этого предмет положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать болтики с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

    — Какой можно сделать вывод?

    Дети: Магнит действует через картон.

    (На экране появляется Пончик. Он сообщает о том, что Незнайка рассыпал крупу и в неё попали металлическое предметы)

    Воспитатель: Сможет ли магнит помочь Пончику. Давайте попробуем это выяснить.

    Опыт №5  «Поможем Пончику перебрать крупу»

     (В тарелочках гречка. В гречку спрятаны скрепки, гайки, булавки, шурупы, болты. Дети при помощи магнита очищают крупу)

    Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием. Какие предметы магнит нашел и помог достать из крупы?

    Дети: металлические

    Воспитатель: Почему они притянулись к магниту?

    Дети: потому что магнит притягивает все металлические предметы.

    (Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом).

    — Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

    — Какими свойствами обладает магнит?

    (дети называют свойства)

    1. Магнит притягивает только металлические предметы.

    2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

    3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

    Мы выполнили просьбу Незнайки изучили свойства Магнита, а чтобы Незнайка тоже поближе познакомился с магнитом, мы отправим ему магнит и наши карточки с схемами. (Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием).

    Ребенок читает стихотворение про магнит:

    Уже давно люблю магнит.

    Он и теперь меня манит

    Камня маленький кусок,

    Невзрачный, серенький брусок.

    А вы знаете, где используется магнит? (в наушниках, телефонной трубке, на банковской карте, магнитный замок, в строительстве для поднятия тяжелых грузов, в водопроводах фильтры, в медицине на приборах МРТ магнитно-резонансной томографии, в компасе, магнитофоны, детские музыкальные игрушки, детская игра «Рыбалка»). Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

    Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас медалями. Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей!



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

    Тема: Волшебный камень - магнит.

    Программное содержание:

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Образовательные задачи:

    • Формировать представления детей о магните.
    • Расширять представления детей опытным путём  о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

    Развивающие задачи:

    • Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
    •  Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.  
    • Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.  
    • Воспитывать самостоятельность.  
    • Закреплять умение работать в команде.

    Речевые:

    • Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

    Здоровьесберегающие:

    • Сохранять правильную осанку.
    • Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

    Методы:

    Словесные – беседа, объяснение, художественное слово

    Наглядные – показ слайдов, приемов работы;

    Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа;

    Игровые – игровая мотивация, загадки;

    Форма НОД: дидактическая игра «Научная лаборатория». Я считаю, что в таком варианте проведения образовательной деятельности материал усваивается детьми лучше. На НОД присутствовало 12 детей. Структура выстроена от простого к сложному. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый – посылка от Незнайки. Второй – разгадывание тайн магнита.

    Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

    Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, мультимедийная установка, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.

    Основная часть НОД — направлена   на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В середине НОД с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена  тематическая физминутка.

    Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

    Индивидуальный подход к обучению проявлялся в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

    В заключительной части НОД подводила  итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

    Уровень подготовки детей к усвоению, поставленных задач, был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным способностям.

    Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседа, рассказ, вопросы, диалог.

    Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу.

    Я считаю, на НОД все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.

    Рекомендации: Планирую продолжать знакомить детей со свойствами магнита, и применением свойств магнита человеком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

    Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...

    Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

    Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

    Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

    Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

    Конспект ООД ОО Познавательное развитие раздел Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Цветные улицы поселка»

    Развивать умения отвечать на вопросы воспитателя, развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук....