Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

Тема: «Волшебный камень — магнит».

Группа: старшая.

Форма проведения: классическая.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о магните.

2. Расширять представления детей опытным путём  о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие:

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.

2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

2.  Бережное отношение к исследовательскому оборудованию. 

3.  Воспитывать самостоятельность. 

4.  Закреплять умение работать в команде.

Речевые:

1.      Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

Здоровьесберегающие:

1.Сохранять правильную осанку.

2.Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, машинки с магнитами.

Раздаточный: по  маленькому магниту на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка, карточки с лабиринтом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 «Росинка» села Краснокумского»

                                                 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»,

 раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

по теме: «Волшебный камень-магнит»,

для детей старшего дошкольного возраста.

подготовила: Кашарная Татьяна Ивановна,

 воспитатель

с. Краснокумское

2016 год

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

Тема: «Волшебный камень — магнит».

Группа: старшая.

Форма проведения: классическая.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о магните.

2. Расширять представления детей опытным путём  о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие:

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.

2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

2.  Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.  

3.  Воспитывать самостоятельность.  

4.  Закреплять умение работать в команде.

Речевые:

  1. Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

Здоровьесберегающие:

1.Сохранять правильную осанку.

2.Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, машинки с магнитами.

Раздаточный: по  маленькому магниту на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка, карточки с лабиринтом.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам Незнайка из Цветочного города прислал посылку, да не простую, а с загадкой (достаёте лист, на котором написана загадка)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответ детей: магнит

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Ребята, Незнайка, не знает, что же это за камень такой и обратился к нам за помощью.

Давайте эму поможем познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Но прежде чем мы приступим к изучению магнита, нам необходимо узнать откуда же магнит появился? Об этом нам расскажет самый умный житель Цветочного города. (слайд 1)

Ребята вы узнали кто это?

Ответы детей: Знайка.

Знайка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Знайка, расскажи нам, как появился магнит.

Знайка: Я расскажу вам одну старую легенду (звучит спокойная музыка)

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку  наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим камнем соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».

Воспитатель: Спасибо тебе Знайка.

Вот теперь можно приступать к изучению магнита. А где мы сможем это сделать? (слайды с изображением научной лаборатории).

Ответы детей: В научной лаборатории. 

Воспитатель: Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии?

Ответы детей: Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники.

Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать учеными — исследователями.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов, и бейджик с соответствующим обозначением.

Воспитатель: (Показывает магнит детям, дает потрогать)

  • Какой на ощупь?

Дети: Гладкий, холодный.

  • Постучите по столу, какой звук вы слышите?

Дети: глухой

  • Твердый или мягкий?

Дети: твёрдый

  • Какого цвета магнит?

 Дети: серый, почти чёрный

  • Как вы думаете, магнит тонет в воде или нет? Давайте проверим, опустите его в воду, что произошло? (дети опускают в воду магнит)

Дети: магнит утонут, значит, он тяжёлый.

Воспитатель: Итак, магнит  это камень, поверхность его холодная, гладкая, он почти чёрный, тяжелый».

Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

Ответы детей: Магнит притягивает предметы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?

Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.

Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют:

1. кусочек ткани,

2. деревянный карандаш,

3. пластмассовая пуговица,

4. металлические скрепка и гайка.

Опыт № 1.

Воспитатель:  Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…

Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

Какие предметы притянул магнит? (Скрепка, гайка).

А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

(Демонстрация схемы через проектор).

Изучение следующих свойств магнита продолжим в лаборатории № 2.

Воспитатель: у магнита два полюса (демонстрация полюсов магнита), если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Итак, возьмём две синие машинки, что происходит?

Дети: машинки отталкиваются.

Воспитатель: возьмём одну машинку красного цвета, вторую - синего, что происходит?

Дети: машинки притягиваются.

Воспитатель: какое новое свойство магнита мы узнали?

Дети: разные полюса  магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются.

Воспитатель: Ребята, с помощью карточек выложите свойство магнита.

Физминутка «Машинки и гаражи»

Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.Переходим в лабораторию №3.
У вас на столах стоят стаканчики с водой, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом не замочив при этом рук.

Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети:  Магнит действует через стекло и воду.

(Зарисовать схему на листе наблюдений).

А теперь давайте проверим, может ли действовать магнит через бумагу.

Опыт № 4. ТАНЕЦ СКРЕПОК.

(на картон высыпаются скрепки, под картоном магнит).

Скрепки лежат спокойно, смотрите внимательно: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?

Дети: скрепки двигаются за магнитом.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У Винтика и Шпунтика рассыпались и укатились все болтики и гаечки. У вас у всех лежат карточки с дорожками.  Давайте поможем. Вам необходимо по этим дорожкам провести железный предмет   к Винтику и Шпунтику с помощью магнита через картон. Для этого предмет положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать болтики с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

— Какой можно сделать вывод?

Дети: Магнит действует через картон.

(На экране появляется Пончик. Он сообщает о том, что Незнайка рассыпал крупу и в неё попали металлическое предметы)

Воспитатель: Сможет ли магнит помочь Пончику. Давайте попробуем это выяснить.

Опыт №5  «Поможем Пончику перебрать крупу»

 (В тарелочках гречка. В гречку спрятаны скрепки, гайки, булавки, шурупы, болты. Дети при помощи магнита очищают крупу)

Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием. Какие предметы магнит нашел и помог достать из крупы?

Дети: металлические

Воспитатель: Почему они притянулись к магниту?

Дети: потому что магнит притягивает все металлические предметы.

(Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом).

— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

— Какими свойствами обладает магнит?

(дети называют свойства)

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Мы выполнили просьбу Незнайки изучили свойства Магнита, а чтобы Незнайка тоже поближе познакомился с магнитом, мы отправим ему магнит и наши карточки с схемами. (Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием).

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

А вы знаете, где используется магнит? (в наушниках, телефонной трубке, на банковской карте, магнитный замок, в строительстве для поднятия тяжелых грузов, в водопроводах фильтры, в медицине на приборах МРТ магнитно-резонансной томографии, в компасе, магнитофоны, детские музыкальные игрушки, детская игра «Рыбалка»). Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас медалями. Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей!



Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

Тема: Волшебный камень - магнит.

Программное содержание:

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления детей о магните.
  • Расширять представления детей опытным путём  о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие задачи:

  • Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
  •  Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.  
  • Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.  
  • Воспитывать самостоятельность.  
  • Закреплять умение работать в команде.

Речевые:

  • Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять правильную осанку.
  • Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Методы:

Словесные – беседа, объяснение, художественное слово

Наглядные – показ слайдов, приемов работы;

Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа;

Игровые – игровая мотивация, загадки;

Форма НОД: дидактическая игра «Научная лаборатория». Я считаю, что в таком варианте проведения образовательной деятельности материал усваивается детьми лучше. На НОД присутствовало 12 детей. Структура выстроена от простого к сложному. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый – посылка от Незнайки. Второй – разгадывание тайн магнита.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, мультимедийная установка, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.

Основная часть НОД — направлена   на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В середине НОД с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена  тематическая физминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуальный подход к обучению проявлялся в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

В заключительной части НОД подводила  итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

Уровень подготовки детей к усвоению, поставленных задач, был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным способностям.

Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседа, рассказ, вопросы, диалог.

Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу.

Я считаю, на НОД все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.

Рекомендации: Планирую продолжать знакомить детей со свойствами магнита, и применением свойств магнита человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

Конспект ООД образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Тема: Прогулка по городу Тамбову

Воспитатель: - Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Все, что в сердце бережем,Наши праздники и песни,Теплый вечер за окном....