Главные вкладки

    Конспект непрерывно непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» тема: «Путешествие в Королевство Математики» для детей старшей группы №
    план-конспект занятия по математике (старшая группа)

    НОД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_2.docx39.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Ромашка»»

    Конспект

     непрерывно непосредственно образовательной деятельности

    образовательная область «Познавательное развитие»

    раздел «Формирование элементарных математических представлений»

            тема: «Путешествие в Королевство Математики»        

    для детей старшей  группы № 2 «Солнышко»

    возраст детей  5-6 лет

    Ильина Елена Павловна

    воспитатель

    г. Советский

    Тип непосредственно образовательной деятельности:. итоговое

    Тема: «Путешествие в Королевство Математики»

    Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

    Цель: выявить математические знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

    Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;

    Закрепить умение уравнивать, добавляя или убирая один предмет.

    Уточнить знания дней недели, частей суток;

    совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

    Выявить умения устанавливать размерные соотношения между 7 предметов разной длинны.

    Развивающие задачи:

    Развивать логическое мышление, внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

    Предварительная работа: организация дидактических игр в свободное время.

    Словарная работа: продолжать учить детей согласовывать существительной и числительное.

    Индивидуальная работа: привлечь к работе на занятии малоактивных детей.

    Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

    Демонстрационный материал: письмо от королевы Математики, ковер - самолет; геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); слайд-королева Математики; слайд - Математическое королевство, 5 конвертов с заданиями; аудиозапись.

    Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг по 6, треугольников по 7) илист; полоски разной длины по 7 шт.; рисунок «Дерево и скамейка», картинки (щенок, воробей, синица, котенок), карточка с пропущенными цифрами; цифры, квадрат, ножницы.

    Методы и приемы:

    Игровые: сюрпризный момент (письмо), дидактические игры

    Словесные: вопросно-ответный метод.

    Наглядные: рассматривание математического материала, картинки.

    Практически: решение задач математического содержания.

    Ход занятия

    1.Организационный момент:

    Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

    В круг широкий, вижу я,

    Встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдем направо,1,2,3

    А теперь пойдем налево,1,2,3

    В центре круга соберемся,

    И на место все вернемся.

    Улыбнемся, подмигнем,

    Заниматься мы начнем

    (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать,   что в нём написано?

    Письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам королева математики. Злая колдунья заколдовала мое Математическое королевство. Помогите мне, пожалуйста, расколдовать мое королевство».

    Воспитатель: Мы поможем королеве? Тогда, отправляемся в необычное путешествие? На чем можно путешествовать?

    Дети: самолет, машина, поезд.

    Воспитатель: А в путешествие мы отправимся на ковре-самолете. Устраивайтесь поудобней. Начинаем отсчет: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 пуск! Полетели! Пока летим, давайте побеседуем.

    -Что сейчас утро или день?

    -Что наступает после вечера?

    -Когда вы приходите в детский сад?

    -Сколько дней в неделе?

    -Какой сегодня день?

    -Какой вчера был день недели?

    - Назови третий день недели?

    -Назовите пятый день недели?

    Приземляемся,  начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает на конверты). Нам королева оставила письма с заданиями. Если вы их выполните правильно, то расколдуете Математическое королевство.

    Сколько оставила королева писем?

    Дети: пять

    Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?

    Дети: красный

    Воспитатель: Что вы здесь видите? Правильно геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

    Задание 1: Дидактическая игра «Назови похожий предмет».

    Воспитатель показывает фигуру, а дети находят похожий предметы, которые нас окружают.(Королева просит найти похожие предметы).

    Воспитатель: Чтоб выполнить следующее задание, вам надо пройти и сесть за столы. Какого цвета второй конверт?

    Дети: синий

    Воспитатель: Какой он по счету?

    Дети: второй

    Воспитатель: Королева просит оказать помощь ее питомцам. По дороге в королевский замок стоит дерево и скамейка, а питомцы не знают свое место. Поможем им?

    Задание 2:Дидактическая игра «Найди свое место»

    Под лавкой лежит щенок, между деревом и лавкой на земле воробей клюет крошки, вверху на дереве синица, на лавке сидит котенок.

    Воспитатель: Молодцы вы справились с этим заданием. Давайте возьмем следующий конверт. Какого он цвета?

    Дети: желтый

    Воспитатель: Какой по счету?

    Дети: Третий

    Воспитатель: Королева математики очень любит рисовать. И ее замок внутри был украшен картинами, но злая колдунья их взяла себе, и в замке стало грустно и неуютно. Давайте поможем королеве и подарим ей картины. Но рисовать мы будем не обычным способом.

    Задание 3: Перед вами треугольники, круги и бумага. Приготовьтесь   слушать задание и правильно раскладывать:

    -в левом верхнем углу положите два круга;

    -в правый верхний угол положите три треугольника;

    -Чего больше треугольников или кругов?

    -На сколько треугольников больше чем кругов?

    -Что нам надо сделать, чтоб было поровну? (уровняйте множество чтобы было по 3 фигуры)

    -в правом нижнем углу положите четыре круга;

    -в левый нижний углу положите три треугольника;

    -Чего меньше кругов или треугольников?

    -Что нужно сделать, чтоб стало поровну? (уровняйте множество, чтобы стало по 3 фигуры)

    Воспитатель: Какая у нас получилась красивая картина. Королева будет рада нашему подарку. Вы ребята, молодцы вставайте на ноги мы с вами немного отдохнем.

    Физминутка «Раз, два, три, четыре»

    Раз, два, три четыре – топаем ногами.

    Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

    Руки вытянуть по шире –

    Раз, два, три четыре!

    Наклониться – три, четыре,

    И на месте поскакать.

    На носок, потом на пятку

    Все мы делаем зарядку.

    Воспитатель: Давайте посмотрим следующий конверт. Какого цвета?

    Дети: зеленый

    Воспитатель: Какой по счету?

    Дети: четвертый

    Воспитатель: Проходите ребята, за столы будем выполнять следующие задание.

    Задание 4: Игровое упражнение «Построим лестницу к дому»

    Воспитатель: Чтобы к замку подняться, нужна лестница. Разложите полоски в порядке убывания, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Выкладывать начинайте снизу-вверх, слева на право. (Самая длинная, короче, еще короче, самая короткая). Что можно сказать о полосках?

    Воспитатель: Вот мы с вами и дошли до королевского замка. А вам интересно, что в последнем конверте? (Да). Какого цвета он остался?

    Дети: Белого.

    Воспитатель: Наша королева хочет угостить пирогом своих питомцев, но не знает, как разделить его на части. Чтоб было поровну. Поможем?

    Задание 5: Игровое упражнения «Раздели пирог на части».

    Нам нужно разделить пирог на четыре равные части. Как мы будем делить?

    На сколько равных частей мы разделили пирог?

    Как можно назвать каждую часть?

    Что больше: целый пирог или его одна четвертая часть?

    Что меньше: одна четвертая пирога или одна вторая пирога?

    Что больше: половина пирога или одна четвертая пирога?

    Что меньше: одна четвертая пирога или одна вторая пирога?

    Воспитатель: Чтобы попасть в Математическое королевство-нужно назвать код:

    Задание 6:  Игровое упражнение «Вставь пропущенную цифру»

    Ребята, у вас лежат карточки с кодами, но там пропущена цифра. Доложите нужную цифру.

    Воспитатель: Посмотрите ребята, какое красивое математическое королевство мы его с вами расколдовали. Что в нем может находиться? А вот и королева.

    3.Заключительнаячасть.

    Королева: Спасибо вам ребята, что помогли расколдовать мое королевство. Все  вы молодцы, с заданиями справились, все знаете, все умеете. Я вам передаю волшебную коробочку, кода вы вернетесь в группу, вы ее откроете.

    Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в детский садик. Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет. Начинаем отсчет 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Пуск! Я вижу наш детский садик. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

    Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Математическое королевство.

    Рефлексия:

    На чем мы отправились в путешествие?

    Вам понравилось путешествие?

    Какое задание у королевы было самое трудное?

    Какое было самое интересное?

    Давайте откроем коробочку, которую передала королева и посмотрим, что же в ней. Детям раздаются прописи.

    Самоанализ непрерывно непосредственно образовательной деятельности

    Образовательная деятельность: «Познавательное развитие»

    Раздел: «формирование элементарных математических представлений»

    Тема: «Путешествие в Королевство Математики».

    Цель: выявить математические знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

    Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к общепринятым нормам и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми «Познавательное развитие» (окружающий мир, формирование элементарных математических представлений). «Речевое развитие» (развитие речи). «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).  «Физическое развитие» (физическая культура).

    Виды детской деятельности

    Области: разделы

    Игровая

    Развитие игровой деятельности.

    Коммуникативная

    Развитие речи.

    Двигательная

    Физическое развитие.

    Практический

    Художественное эстетическое развитие.

    Музыкально-художественная

    Художественное эстетическое развитие.

    Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    • совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;
    • Закрепить умение уравнивать, добавляя или убирая один предмет.
    • Уточнить знания дней недели, частей суток;
    • совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
    • Выявить умения устанавливать размерные соотношения между 7 предметов разной длинны.

    Развивающие задачи:

    • Развивать логическое мышление, внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

    Место проведения: игровая комната.

    Количество детей: подгруппа13 человек.

    Содержание ННОД

    Этапы

    Виды детской деятельности

    Формы работы

    Задачи

    1.Организационный момент

    Игровой

    Игровое упражнение

    Организовать детей. Создать условия для мотивации и эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

    1.Мотивационный момент

    Игровая

    Сюрпризный момент (письмо)

    Конверт с заданиями.

    Мотивировать детей на выполнения заданий.

    2.Основной этап

    Познавательная

    Беседа

    Дидактические игры «Назови похожий предмет», «Найди свое место»

    Игровое упражнение «Числовой ряд»

    Закрепить и обобщить элементарные математические представления детей в рамках программных требований.

    Развивать умение отвечать на вопросы, развивать связную речь.

    Воспитывать  любознательность, стремление узнать что-то новое.

    Речевая

    Вопросно-ответная форма.

    Практическая

    Ориентировка на листе бумаги;

    Деление целого на части.

    Выявить умение детей ориентироваться на листе бумаги, деление квадрата на четыре равные части, установление размерных отношений между седьмою предметами разной длинны.

    Двигательная

    Физкультминутка

    Развивать основные движения. Снять напряжение.

    Социально-коммуникативная

    Работа в команде.

    Развивать умение работать в команде.

    Подводить детей к осознанию необходимости уметь считать и решать задачи математического содержания.

    3.Заключительный этап

    Рефлексия. Речевое развитие (развитие речи).

    Игровая

    Беседа. Сюрпризный момент

    (от королевы подарок)

    Подведение итогов.  

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность построена игра-путешествия.

    Предварительная работа к непосредственно образовательной деятельности проводилась в системе от простого к сложному: чтение стихотворений и рассказов о королевстве; рассматривание иллюстраций и картинок с изображением математических замков, рисование и аппликация на тему «Математика» с использованием геометрических фигур; дидактические математические игры

    Основная идея непрерывно непосредственно образовательной деятельности – это: создание условий, способствующих закреплению и обобщению элементарных математических представлений детей.

    Особенности непрерывно непосредственно образовательной деятельности в том, что наряду с познавательной деятельностью детей, решались задачи:

    - по социально-коммуникативному развитию детей (умение работать в команде);

    - по речевому развитию детей (умение отвечать на вопросы, формулировать свое мнение, прислушиваться к мнению других детей);

    - по физическому развитию детей (развитие основных движений);

    Игровые математические задания для ННОД подобраны с учетом возрастных способностей и интересов (тематика – путешествие в математическое королевство, выполнения от королевы задания).

    Непрерывно непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер: в нее включены игровые задания и упражнения на развитие внимания (сравнить, найти), памяти (разложить треугольники и круги в правильном пространстве и количестве), воображения и развитие мелкой моторики рук.

    Использовались приемы (сюрпризный момент – письмо от математической королевы), направленные на создание положительной мотивации к последующей деятельности, создавались условия для достижения результата.

    Активизация познавательной активности детей проводилась с помощью комплекса методов: игровых (сюрпризный момент (письмо), дидактическая игра «назови похожий предмет», «Найди свое место»), словесных (беседа), наглядных (рассматривание геометрических фигур), практических (выполнение заданий математического характера).

    При помощи разнообразных средств – письма, полет на ковре самолете, конверта с заданиями– на протяжении всей непрерывно непосредственно образовательной деятельности поддерживался интерес детей к конечному результату.

    Использовалось оптимальное сочетание форм обучения: подгрупповая и индивидуальной.

    Дети справились со всеми заданиями, что говорит, об их хорошей подготовке. Общение на непрерывно непосредственно образовательной деятельности строила в форме выполнения задания от математической королевы. Дети были активны, участвовали в беседе, отвечали на вопросы.

    Во время проведения непрерывно непосредственно образовательной деятельности соблюдались санитарно-гигиенические требования, такие как: чередование различных видов деятельности, установка на соблюдение осанки, длительность непосредственно образовательной деятельности, воздушно-тепловой режим.

    В группе детей во время проведения ННОД воспитателем была создана благоприятная психологическая атмосфера: дружелюбное, доброжелательное общение детей и взрослых и детей между собой, уважительное отношение к взрослым, взаимовыручка и помощь детей друг другу.

    Все запланированные задачи были выполнены. Дети были активны, заинтересованы. Результатом непосредственной образовательной деятельности стало закрепление и обобщение математических представлений детей в соответствии с программными требованиями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты