Главные вкладки

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
    статья по теме

    Карташева Елена Геннадьевна

    В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zozh.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Формирование  представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.

    Автор – Карташева Елена Геннадьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида» города Северодвинска.

            В последние годы наблюдается негативная  тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических слоев населения, в том числе и   детей  дошкольного возраста. В формировании  физического и психического здоровья  человека дошкольный возраст является основополагающим. В этот период идет развитие органов и функциональных систем организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим людям.  Именно в этом возрасте  необходимо формировать у детей   активное  осмысленное отношение  к своему здоровью и  его укреплению.  Согласно  исследованиям экспертов  Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа  педагога  должна быть направлена   на  развитие   у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ,  формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.   Н.А. Фомина  понятие  «здоровый образ жизни» определяет     как активную  деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.    Основными компонентами здорового образа жизни являются правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.  Вопросу  формирования представлений о здоровом образе жизни   у детей дошкольного возраста посвящены работы И.М. Новиковой,        М.Д. Маханевой, В.А. Деркунской,  В.Г. Алямовской,  Ю.Ф. Змановского ,  Н.Н.Авдеевой, М.Ю.Картушиной.  Исследователи данной проблемы  определяют следующие  общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ:                                                                            - большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются;

     - только небольшое количество детей связывает здоровье с состоянием психологического комфорта;

    - у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья человека в условиях большого города;

    - недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха; сбалансированного питания, санитарно – гигиенических  норм, состояния окружающей среды.

    Условиями эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

    - доступность сообщаемых сведений о   биологических, социальных, экологических составляющих  компонентах ЗОЖ;

    - соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности;

    - соблюдение принципа интеграции;

    - построение образовательного процесса с учетом комплексно – тематического принципа.  

           В своей работе мы определили следующую цель -  формировать у старших дошкольников представления о здоровом образе жизни, вовлекая родителей  в активное сотрудничество по данному направлению.  

    Содержание работы по формированию у детей  представлений о ЗОЖ  мы подразделили  на несколько тематических блоков:

    1 блок «Я - человек»

    2 блок «Соблюдаем правила гигиены»

    3 блок «Физкульт - ура»

    4 блок « Полезные привычки».

       Решение задач каждого блока предусматривалось как во время организации непосредственно образовательной деятельности по различным образовательным областям (Познание, Физическая культура, Коммуникация), так  и  во время совместной деятельности (чтение и обсуждение прочитанного, совместная продуктивная деятельность), в режимных моментах (ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций).

         Здоровый образ жизни – понятие, которое неразрывно связано с семьей. Родители должны быть примером для своих детей, в единстве с педагогами развивать мотивацию и потребность детей в здоровом образе жизни. Организуя взаимодействие с родителями по данной теме, мы использовали в своей  работе педагогическую технологию И.М.Новиковой, методические рекомендации В.А. Деркунской.   Развитие взаимодействия с родителями  с целью повышения уровня  их  знаний о ЗОЖ, ознакомления с методами и приемами формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в образовательный процесс по данному направлению строилось в несколько этапов. На  первом этапе шло изучение индивидуальных особенностей   семей, их запросов по отношению к ДОУ по вопросам укрепления здоровья детей через анкетирование и беседы .

           Второй этап  совместной работы включал в себя просвещение и консультирование родителей.  На родительском собрании мы ознакомили родителей с программой по формированию у детей представлений о  ЗОЖ, выяснили, что вкладывают в  понятие «здоровый образ жизни»  сами родители. Для родителей  были  подготовлены информационные буклеты «Формула правильного питания», «Профилактика простудных заболеваний», стенгазета «Активный отдых – это здорово», проведены консультации «Организация двигательной деятельности ребенка - дошкольника», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка». Для консультирования родителей  по здоровому образу жизни были привлечены специалисты дошкольного учреждения, медицинский персонал.  

          На следующем этапе включили родителей в совместную с детьми и педагогами   деятельность по данному направлению. Для пропаганды двигательной активности организовали акцию «Начните утро с зарядки», во время которой родители имели возможность вместе с детьми выполнить утреннюю гимнастику  в детском саду. Для пропаганды активного отдыха организовали  совместный спортивный досуг, в котором участвовали дети, родители и сотрудники дошкольного учреждения.

         Чтобы привлечь родителей к  совместной  с детьми и педагогами деятельности по развитию представлений о ЗОЖ, мы решили создать детский альбом «Большая книга здоровья». Мы предложили каждой семье оформить одну   страничку детского альбома «Здоровый образ жизни». Каждая страница этого альбома рассказывает об одном из условий ЗОЖ: правильном питании, активном отдыхе, соблюдении режима дня, безопасному поведению человека и т.д.  Родители помогли нам в организации интересной выставки  «Нужные предметы для нашего здоровья». Экспонатами этой выставки оказались не только предметы личной гигиены, но и различные массажеры, спортивные атрибуты. Пригласив на выставку детей  из других возрастных групп, дети побывали  в роли экскурсоводов, тем самым   не только  закрепили свои знания, но и  передали их своим друзьям по детскому саду.

         Чтобы наши дети в практической деятельности закрепляли сформированные представления о ЗОЖ, мы предложили детям  и родителям  интересный проект -  съемку видеоролика, который так и назвали «Будьте здоровы».  Главными героями этого ролика стали сами дети. Начиная эту  работу,  дети уже имели представления о том, что значит быть здоровым, что для этого необходимо делать. Дома дети вместе с родителями выучили стихи о пользе спортивных занятий, приготовили атрибуты для съемок -  ролики, велосипеды. В группе  слепили буквы из пластилина для мультипликационной заставки – плаката «Будьте здоровы». Съемки проходили в игровой форме.  Дети, совместно с педагогами, были активными режиссерами, артистами, поэтами. Свой видеоролик мы  презентовали родителям и детям из других групп.

         Использование в работе с детьми различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ, активное вовлечение в этот процесс родителей                                                               позволили нам добиться положительных результатов по данному направлению.  По результатам сравнительной диагностики можно отметить, что вырос уровень представлений детей о здоровом образе жизни, в практической деятельности дети демонстрируют сформированные навыки и умения в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Среди родителей возрос уровень ответственности за сохранение и укрепление здоровья своих детей, повысился  интерес к сотрудничеству с  педагогами дошкольного учреждения.

    Список  литературы.

         Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье»,  Спб.,  2013.

         Как обеспечить безопасность дошкольников./К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская. М.,1998

         Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М., 2007.

          Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М, 2009.

           Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника // Социальное партнерство детского сада с родителями. М., 2013.

         Фомина Н.А. Формирование основ здорового образа жизни / Управление ДОУ. 2004. №1.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

    ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

    В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

    Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

    Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....