Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
статья по теме

Карташева Елена Геннадьевна

В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование  представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.

Автор – Карташева Елена Геннадьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида» города Северодвинска.

        В последние годы наблюдается негативная  тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических слоев населения, в том числе и   детей  дошкольного возраста. В формировании  физического и психического здоровья  человека дошкольный возраст является основополагающим. В этот период идет развитие органов и функциональных систем организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим людям.  Именно в этом возрасте  необходимо формировать у детей   активное  осмысленное отношение  к своему здоровью и  его укреплению.  Согласно  исследованиям экспертов  Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа  педагога  должна быть направлена   на  развитие   у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ,  формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.   Н.А. Фомина  понятие  «здоровый образ жизни» определяет     как активную  деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.    Основными компонентами здорового образа жизни являются правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.  Вопросу  формирования представлений о здоровом образе жизни   у детей дошкольного возраста посвящены работы И.М. Новиковой,        М.Д. Маханевой, В.А. Деркунской,  В.Г. Алямовской,  Ю.Ф. Змановского ,  Н.Н.Авдеевой, М.Ю.Картушиной.  Исследователи данной проблемы  определяют следующие  общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ:                                                                            - большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются;

 - только небольшое количество детей связывает здоровье с состоянием психологического комфорта;

- у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья человека в условиях большого города;

- недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха; сбалансированного питания, санитарно – гигиенических  норм, состояния окружающей среды.

Условиями эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

- доступность сообщаемых сведений о   биологических, социальных, экологических составляющих  компонентах ЗОЖ;

- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности;

- соблюдение принципа интеграции;

- построение образовательного процесса с учетом комплексно – тематического принципа.  

       В своей работе мы определили следующую цель -  формировать у старших дошкольников представления о здоровом образе жизни, вовлекая родителей  в активное сотрудничество по данному направлению.  

Содержание работы по формированию у детей  представлений о ЗОЖ  мы подразделили  на несколько тематических блоков:

1 блок «Я - человек»

2 блок «Соблюдаем правила гигиены»

3 блок «Физкульт - ура»

4 блок « Полезные привычки».

   Решение задач каждого блока предусматривалось как во время организации непосредственно образовательной деятельности по различным образовательным областям (Познание, Физическая культура, Коммуникация), так  и  во время совместной деятельности (чтение и обсуждение прочитанного, совместная продуктивная деятельность), в режимных моментах (ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций).

     Здоровый образ жизни – понятие, которое неразрывно связано с семьей. Родители должны быть примером для своих детей, в единстве с педагогами развивать мотивацию и потребность детей в здоровом образе жизни. Организуя взаимодействие с родителями по данной теме, мы использовали в своей  работе педагогическую технологию И.М.Новиковой, методические рекомендации В.А. Деркунской.   Развитие взаимодействия с родителями  с целью повышения уровня  их  знаний о ЗОЖ, ознакомления с методами и приемами формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в образовательный процесс по данному направлению строилось в несколько этапов. На  первом этапе шло изучение индивидуальных особенностей   семей, их запросов по отношению к ДОУ по вопросам укрепления здоровья детей через анкетирование и беседы .

       Второй этап  совместной работы включал в себя просвещение и консультирование родителей.  На родительском собрании мы ознакомили родителей с программой по формированию у детей представлений о  ЗОЖ, выяснили, что вкладывают в  понятие «здоровый образ жизни»  сами родители. Для родителей  были  подготовлены информационные буклеты «Формула правильного питания», «Профилактика простудных заболеваний», стенгазета «Активный отдых – это здорово», проведены консультации «Организация двигательной деятельности ребенка - дошкольника», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка». Для консультирования родителей  по здоровому образу жизни были привлечены специалисты дошкольного учреждения, медицинский персонал.  

      На следующем этапе включили родителей в совместную с детьми и педагогами   деятельность по данному направлению. Для пропаганды двигательной активности организовали акцию «Начните утро с зарядки», во время которой родители имели возможность вместе с детьми выполнить утреннюю гимнастику  в детском саду. Для пропаганды активного отдыха организовали  совместный спортивный досуг, в котором участвовали дети, родители и сотрудники дошкольного учреждения.

     Чтобы привлечь родителей к  совместной  с детьми и педагогами деятельности по развитию представлений о ЗОЖ, мы решили создать детский альбом «Большая книга здоровья». Мы предложили каждой семье оформить одну   страничку детского альбома «Здоровый образ жизни». Каждая страница этого альбома рассказывает об одном из условий ЗОЖ: правильном питании, активном отдыхе, соблюдении режима дня, безопасному поведению человека и т.д.  Родители помогли нам в организации интересной выставки  «Нужные предметы для нашего здоровья». Экспонатами этой выставки оказались не только предметы личной гигиены, но и различные массажеры, спортивные атрибуты. Пригласив на выставку детей  из других возрастных групп, дети побывали  в роли экскурсоводов, тем самым   не только  закрепили свои знания, но и  передали их своим друзьям по детскому саду.

     Чтобы наши дети в практической деятельности закрепляли сформированные представления о ЗОЖ, мы предложили детям  и родителям  интересный проект -  съемку видеоролика, который так и назвали «Будьте здоровы».  Главными героями этого ролика стали сами дети. Начиная эту  работу,  дети уже имели представления о том, что значит быть здоровым, что для этого необходимо делать. Дома дети вместе с родителями выучили стихи о пользе спортивных занятий, приготовили атрибуты для съемок -  ролики, велосипеды. В группе  слепили буквы из пластилина для мультипликационной заставки – плаката «Будьте здоровы». Съемки проходили в игровой форме.  Дети, совместно с педагогами, были активными режиссерами, артистами, поэтами. Свой видеоролик мы  презентовали родителям и детям из других групп.

     Использование в работе с детьми различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ, активное вовлечение в этот процесс родителей                                                               позволили нам добиться положительных результатов по данному направлению.  По результатам сравнительной диагностики можно отметить, что вырос уровень представлений детей о здоровом образе жизни, в практической деятельности дети демонстрируют сформированные навыки и умения в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Среди родителей возрос уровень ответственности за сохранение и укрепление здоровья своих детей, повысился  интерес к сотрудничеству с  педагогами дошкольного учреждения.

Список  литературы.

     Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье»,  Спб.,  2013.

     Как обеспечить безопасность дошкольников./К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская. М.,1998

     Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М., 2007.

      Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М, 2009.

       Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника // Социальное партнерство детского сада с родителями. М., 2013.

     Фомина Н.А. Формирование основ здорового образа жизни / Управление ДОУ. 2004. №1.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и  имеет следующие  направления: приобщение к физической культуре, развитие пси...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия.

Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к себе....

Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы

Статья содержит рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни через художественную литературу....