Программа самообразования воспитателя Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
рабочая программа (старшая группа)
План самообразования
ЗОЖ — это здоровый образ жизни, сформированный у детей с раннего возраста и включающий в себя комплекс полезных привычек и навыков. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и развитие гармоничной личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Родничок»
Программа самообразования воспитателя
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: первая
Стаж педагогической работы: 8 лет
Возраст детей: 5-6 лет
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
План самообразования
ЗОЖ — это здоровый образ жизни, сформированный у детей с раннего возраста и включающий в себя комплекс полезных привычек и навыков. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и развитие гармоничной личности.
Актуальность:
Дошкольный возраст является решающим в формировании развития физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим.
Необходимо решать проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Для решения важно использовать здоровьесберегающие технологии, вырабатывать правильные привычки, которые помогут привести к положительным результатам.
К основным компонентам ЗОЖ относятся:
- Правильное питание.
— Развитие понимания о разнообразной и полезной пище.
— Формирование навыков самостоятельного питания (мыть руки перед едой, есть аккуратно).
- Гигиена и уход за собой.
— Регулярное мытье рук, чистка зубов, уход за кожей и волосами.
— Помощь воспитателя в освоении гигиенических правил.
- Физическая активность.
— Подвижные игры и упражнения, прогулки, спортивные упражнения.
— Развитие моторики, силы и выносливости.
- Безопасное поведение и окружающая среда.
— Правила безопасной игры, поведения дома и на улице.
— Ознакомление с опасностями и способами их избегать.
- Психологическое здоровье и эмоциональная устойчивость.
— Обучение навыкам выражения эмоций.
— Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
- Отказ от вредных привычек (в ранней форме).
— Воспитание негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам через беседы и игровые ситуации.
Для формирования основ здорового образа жизни в детском саду, воспитатели используют дидактические игры, беседы, совместные практики, чтобы сделать обучение интересным и запоминающимся.
Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей через дидактические игры.
Задачи:
- Формировать у детей и родителей навыки здорового образа жизни
- Заинтересовать родителей в воспитании у дошкольников предпосылок осознанного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к своему здоровью.
- Воспитывать навыки соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения.
- Развивать интерес к физической активности и подвижным играм.
- Закреплять позитивные привычки и знания через игровые и практические формы деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
- Проектная и исследовательская деятельность
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- Дети понимают основные принципы здорового образа жизни.
- (В диалогах, беседах и играх дети активно используют слова и понятия, связанные с ЗОЖ)
- Дети регулярно соблюдают гигиенические правила (мыть руки, чистить зубы, соблюдать чистоту одежды).
- Проявляется повышенный интерес и участие детей в подвижных играх и гимнастике.
- Дети проявляют заботу о себе и окружающих (например, просят помочь при необходимости, соблюдают правила поведения).
- Дети проявляют инициативу по уходу за окружающей средой, участвуют в уборке, следят за чистотой в группе.
Форма отчета по проделанной работе:
Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей.
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 1 год
Содержание работы:
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1. | Диагностический |
| В течение года | Изучение ФГОС ДО. Изучение психолого-педагогической литературы. Создание персонального мини-сайта в социальной сети работников образования. |
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
2. | Прогностический |
| В течение года Сентябрь-май | |
3. | Практический |
| В течение года | Работа с детьми:
|
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе). |
Работа с родителями: Родительское собрание
Консультации:
Буклеты:
|
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
| ||||
4. | Обобщающий |
|
|
Перспективный план на 2025-2026 учебный год по самообразованию на тему: «Формирование основ у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни».
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Сентябрь | Сбор и анализ информации в части подхода к проведению мероприятий по формированию основ здорового образа жизни у обучаемых. | Выработка применения методики обучения детей | Анкетирование родителей: «О здоровом образе жизни». Консультация: «Роль родителей в физическом воспитании ребенка». | «Создание здоровье сберегающего пространства» - практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения. |
Октябрь | Совершенствование предметно-развивающей среды для успешного формирования основ ЗОЖ. | Создание методических разработок по изучаемой теме. | Консультация «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой». | Круглый стол «О здоровье детей всерьез!» |
Ноябрь | Оформление оздоровительного уголка. Изготовление снарядов для профилактики плоскостопия. Изготовление пособий. «Массажные коврики» | Ознакомление с детьми алгоритма «Режим дня». Создать стенд из детских работ по занятию НОД «Художественно-эстетическому развитию» рисование на тему «Мы спортсмены» | Консультация для родителей «Что нужно знать о закаливании». | Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья». |
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Декабрь | Поиск и разработка наглядных, демонстрационных, электронных материалов к проведению образовательной деятельности с детьми с использованием здоровье сберегающих технологий. | Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, развитие умения самостоятельно следить за своим здоровьем. | Консультация: «Золотые правила здорового образа жизни» | Анкетирование «Культура здоровья в детском саду». |
Январь | Составление картотеки игр по ЗОЖ. | Изучить материал из опыта работы воспитателей. | Индивидуальные работы. | Консультация для педагогов "Здоровье сберегающие технологии в ДО". Мастер класс с педагогами в группах: «Гимнастика после сна». |
Февраль | Разработка картотеки подвижных игр и упражнений на прогулке | Формирование представлений о правилах личной гигиены, элементарных представлений о микробах. | Буклет «Дети в здоровой семье». | Консультации с педагогами: «Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ». |
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Март | «Создание своей лаборатории в группе» - подбор игрового оборудования, совместное с детьми изготовление атрибутов к игре. Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника». | Формирование представлений о труде медицинского персонала. Способствование освоению детьми социальных ролей. | Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка». | Памятка для воспитателей «Использование здоровье сберегающих технологий в режимных моментах с детьми». |
Апрель | Участие в конкурсах профессионального мастерства. | Организация конкурса семейных газет и плакатов "Здоровый образ жизни". | Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ». | Буклет для воспитателей: «Режим дня». Привлечение воспитателей к изготовлению дидактических игр. |
Май | Аналитический отчет по теме самообразования | Подведение итогов за год. | Проведение совместных праздников и развлечений: «Здоровые дети в здоровой семье». | Обмен передовыми технологиями, внедренными в практическую деятельность воспитателя. |
Июнь | Сбор новой передовой информации о практиках формирования основ здорового образа жизни у детей разного дошкольного возраста, с целью дальнейшего внедрения в свою практическую деятельность. | |||
Июль | ||||
Август | Подготовка перспективного плана по самообразованию на 2026-2027 учебный год | |||
Вывод:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников невозможно без развития знаний о том, что такое здоровый образ жизни. Старший дошкольный возраст выступает сенситивным для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети с детства должны иметь правильные представления о таких понятиях как: режим дня; режим сна; режим питания.
Выполнение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации происходит через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Огромную важность для формирования представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников оказывают дидактические игры.
Если дидактическая игра правильно организована, то она выступает средством формирования представления о личной гигиене, исполнения распорядка дня, и иных компонентов здорового образа жизни, т.е. формирование представлений о здоровом образе жизни будет успешно, если использовать дидактическую игру.
Выводы на перспективу:
Я считаю, что такой подход в организации формирования здорового образа жизни способствует укреплению физического, психологического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости. Дети овладели навыками ЗОЖ, улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности. Приобретенные навыки помогут детям осознано выбрать здоровый образ жизни.
Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. «От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (Сухомлинский В.А.)
Учебно-методическое обеспечение.
- Андреева H.A. Взаимодействие ДОО и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Н.А. Андреева. - Екатеринбург, 2015. - 23 с.
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход/ Т. В. Ахутина. – Школа здоровья. 2017.- № 2. - С.28
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2015. - №1. - С. 26, 32
- Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. М.: Академия, 2016. - 147 с.
- Ввозная В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОО / В. И. Ввозная, И. Т. Коновалова. - М.: Сфера, 2016. – 128 с.
- Волошина Л.С. Организация здоровье сберегающего пространства/ Л.С. Волошина //Дошкольное воспитание. -2014.- №1.- С.114.
- Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 7. – С. 9.
- Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкие. - М.: Владос, 2017. - 176 с.
- Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка/ Л.С. Волошина. - М., 2015. - 225 с.
- Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 9. - С. 24-25.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник/ Змановский Ю.Ф. // Дошкольное воспитание. - 2015, № 6. - С. 17, 26
- Касьянова Л.Г. Формирование здорового образа жизни/ Т. Г. Карелова.- Волгоград: Учитель, 2015.- 196 с.
- Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 12014. – 162 с.
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова.- Волгоград: Учитель, 2016.- 170 с.
- Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении/ Каштанова Т.В. - М.: Академия, 2012. -229 с.
- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 218 с.
- Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. - М.: Академия, 2000. - 326 с.
- Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. М. Новикова - М.: Академия, 2015.- 169-170 с.
- Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / А. А. Ошкина - Санкт-Петербург, 2014.- 251 с.
- Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОО/ М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2016.- 297 с.
- Сальникова Г.П. Физическое развитие дошкольников/ Г.П. Сальникова. - М.: Просвещение, 2017. -147 с.
- Сериков Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: ЧГПУ, 2014. - 242 с.
- Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук/Г.А. Хакимова. — Екатеринбург, 2014. – 23-24 с.
- Чабовская А.П. Гигиена детей раннего дошкольного возраста/ А.П. Чабовская. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.
- Чубарова С. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – 2017. - № 2.- С.171.
- Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание.– 2016.- № 3. – С. 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: « Формирование основ здорового образа жизни у детей 5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь ещ...

Доклад по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
...

Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
план для подготовишек...
План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и у...

Опыт работы воспитателя по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста »
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни....
