Программа самообразования воспитателя Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
рабочая программа (старшая группа)

Тихонова Вера Николаевна

План самообразования

ЗОЖ — это здоровый образ жизни, сформированный у детей с раннего возраста и включающий в себя комплекс полезных привычек и навыков. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и развитие гармоничной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Родничок»

Программа самообразования воспитателя

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»


Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

Стаж педагогической работы: 8 лет

Возраст детей: 5-6 лет

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»

План самообразования

ЗОЖ — это здоровый образ жизни, сформированный у детей с раннего возраста и включающий в себя комплекс полезных привычек и навыков. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и развитие гармоничной личности.

Актуальность:

Дошкольный возраст является решающим в формировании развития физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим.

Необходимо решать проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Для решения важно использовать здоровьесберегающие технологии, вырабатывать правильные привычки, которые помогут привести к положительным результатам.

К основным компонентам ЗОЖ относятся:

  1. Правильное питание.

— Развитие понимания о разнообразной и полезной пище.

— Формирование навыков самостоятельного питания (мыть руки перед едой, есть аккуратно).

  1. Гигиена и уход за собой.

— Регулярное мытье рук, чистка зубов, уход за кожей и волосами.

— Помощь воспитателя в освоении гигиенических правил.

  1. Физическая активность.

— Подвижные игры и упражнения, прогулки, спортивные упражнения.

— Развитие моторики, силы и выносливости.

  1. Безопасное поведение и окружающая среда.

— Правила безопасной игры, поведения дома и на улице.

— Ознакомление с опасностями и способами их избегать.

  1. Психологическое здоровье и эмоциональная устойчивость.

— Обучение навыкам выражения эмоций.

— Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

  1. Отказ от вредных привычек (в ранней форме).

— Воспитание негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам через беседы и игровые ситуации.

Для формирования основ здорового образа жизни в детском саду, воспитатели используют дидактические игры, беседы, совместные практики, чтобы сделать обучение интересным и запоминающимся.

Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей через дидактические игры.

Задачи:

  1. Формировать у детей и родителей навыки здорового образа жизни
  2. Заинтересовать родителей в воспитании у дошкольников предпосылок осознанного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к своему здоровью.
  3. Воспитывать навыки соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения.
  4. Развивать интерес к физической активности и подвижным играм.
  5. Закреплять позитивные привычки и знания через игровые и практические формы деятельности.

Изучение психолого-педагогической литературы.

  • Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
  • Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
  • Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  1. Дети понимают основные принципы здорового образа жизни.
  2. (В диалогах, беседах и играх дети активно используют слова и понятия, связанные с ЗОЖ)
  3. Дети регулярно соблюдают гигиенические правила (мыть руки, чистить зубы, соблюдать чистоту одежды).
  4. Проявляется повышенный интерес и участие детей в подвижных играх и гимнастике.
  5. Дети проявляют заботу о себе и окружающих (например, просят помочь при необходимости, соблюдают правила поведения).
  6. Дети проявляют инициативу по уходу за окружающей средой, участвуют в уборке, следят за чистотой в группе.

Форма отчета по проделанной работе: 

Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей.

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации: 1 год


Содержание работы:

п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1.

Диагностический

  1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или несколько технологий для получения прогнозируемых результатов).
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по формированию основ здорового образа жизни.
  3. Создание в группе предметно-развивающей среды способствующей развитию у детей ЗОЖ.
  4. Подбор методического оснащения.
  5. Пополнение методической копилки.
  6. Разработка перспективного плана по формированию здорового образа жизни через дидактические игры.

В течение года

Изучение ФГОС ДО.

Изучение психолого-педагогической литературы.

Создание персонального мини-сайта в социальной сети работников образования.


п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

2.

Прогностический

  1. Определение целей и задач темы.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.
  4. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).
  5. Разработка перспективного плана по формированию основ здорового образа жизни.
  6. Проведение выставки на тему: «Развивающие игры, способствующие формированию ЗОЖ».
  7. Создание картотеки дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни.

В течение года

Сентябрь-май

3.

Практический

  1. Внедрение опыта работы.
  2. Формирование методического комплекса.

В течение года

Работа с детьми:

  1. Обогащение словаря детей в НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми.

п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

  1. Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение

выбранной технологии для работы в экспериментальной группе).

  1. Занятия с использованием дидактических игр и упражнений.
  2. Беседы с детьми по лексическим темам.

Работа с родителями:

Родительское собрание

  1. «Здоровый образ жизни у детей 5-6 лет».
  2. «Чтобы ребенок рос здоровым».
  3. «Как сформировать ценности ЗОЖ в детстве?».

Консультации:

  1. «Формирование здорового образа жизни в семье».
  2. «Золотые правила здорового образа жизни».

Буклеты:

  1. «Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков».

п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

  1. «Дети в здоровой семье».
  2. «Здоровье».
  3. «Режим дня».

4.

Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Распространение опыта своей работы.
  3. Показ мероприятия родителям и педагогам.
  4. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
  5. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.

  1. Творческий отчет о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете.
  2. Подготовка и проведение открытого занятия.
  3. Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Формирование основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста».
  4. Выступление на итоговом педсовете в ДОУ.


Перспективный план на 2025-2026 учебный год по самообразованию на тему: «Формирование основ у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни».

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

Сбор и анализ информации в части подхода к проведению мероприятий по формированию основ здорового образа жизни у обучаемых.

Выработка применения методики обучения детей

Анкетирование родителей:

 «О здоровом образе жизни».

Консультация:

«Роль родителей в физическом воспитании ребенка».

«Создание здоровье сберегающего пространства» - практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения.

Октябрь

Совершенствование предметно-развивающей среды для успешного

формирования основ ЗОЖ.

Создание методических разработок по изучаемой теме.

Консультация «Спортивная одежда и обувь для занятий

физкультурой».

Круглый стол «О здоровье детей всерьез!»

Ноябрь

Оформление оздоровительного уголка.

Изготовление снарядов для профилактики плоскостопия.

Изготовление пособий.

«Массажные коврики»

Ознакомление с детьми алгоритма «Режим дня». Создать стенд из детских работ по занятию НОД «Художественно-эстетическому развитию» рисование на тему «Мы спортсмены»

Консультация для

родителей

«Что нужно знать о

закаливании».

Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья».


Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Декабрь

Поиск и разработка

наглядных,

демонстрационных, электронных материалов к проведению образовательной деятельности с детьми с использованием здоровье сберегающих технологий.

Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, развитие умения самостоятельно следить за своим здоровьем.

Консультация: «Золотые правила здорового образа жизни»

Анкетирование

«Культура здоровья в детском саду».

Январь

Составление картотеки игр по ЗОЖ.

Изучить материал из опыта работы воспитателей.

Индивидуальные работы.

Консультация для педагогов "Здоровье сберегающие технологии в ДО".

Мастер класс с педагогами в группах: «Гимнастика после сна».

Февраль

Разработка картотеки подвижных игр и упражнений на прогулке

Формирование представлений о правилах личной гигиены, элементарных представлений о микробах.

Буклет

 «Дети в здоровой семье».

Консультации с педагогами: «Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ».


Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Март

«Создание своей лаборатории в группе» - подбор игрового оборудования, совместное с детьми изготовление атрибутов к игре.

Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника».

Формирование представлений о труде медицинского персонала.

Способствование освоению детьми социальных ролей.

Консультации:

«Прогулка и её значение для здоровья ребёнка».

Памятка для воспитателей

«Использование здоровье сберегающих технологий в режимных моментах с детьми».

Апрель

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Организация конкурса семейных газет и плакатов "Здоровый образ жизни".

Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ».

Буклет для воспитателей:

«Режим дня».

Привлечение воспитателей к изготовлению дидактических игр.

Май

Аналитический отчет по теме самообразования

Подведение итогов за год.

Проведение совместных праздников и развлечений:

«Здоровые дети в здоровой семье».

Обмен передовыми технологиями, внедренными в практическую деятельность воспитателя.

Июнь

Сбор новой передовой информации о практиках формирования основ здорового образа жизни у детей разного дошкольного возраста, с целью дальнейшего внедрения в свою практическую деятельность.

Июль

Август

Подготовка перспективного плана по самообразованию на 2026-2027 учебный год


Вывод:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников невозможно без развития знаний о том, что такое здоровый образ жизни. Старший дошкольный возраст выступает сенситивным для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети с детства должны иметь правильные представления о таких понятиях как: режим дня; режим сна; режим питания.

Выполнение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации происходит через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Огромную важность для формирования представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников оказывают дидактические игры.

Если дидактическая игра правильно организована, то она выступает средством формирования представления о личной гигиене, исполнения распорядка дня, и иных компонентов здорового образа жизни, т.е. формирование представлений о здоровом образе жизни будет успешно, если использовать дидактическую игру.

Выводы на перспективу:

Я считаю, что такой подход в организации формирования здорового образа жизни способствует укреплению физического, психологического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости. Дети овладели навыками ЗОЖ, улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности. Приобретенные навыки помогут детям осознано выбрать здоровый образ жизни.

Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. «От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (Сухомлинский В.А.)


Учебно-методическое обеспечение.

  1. Андреева H.A. Взаимодействие ДОО и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Н.А. Андреева. - Екатеринбург, 2015. - 23 с.
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход/ Т. В. Ахутина. – Школа здоровья. 2017.- № 2. - С.28
  3. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2015. - №1. - С. 26, 32
  4. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. М.: Академия, 2016. - 147 с.
  5. Ввозная В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОО / В. И. Ввозная, И. Т. Коновалова. - М.: Сфера, 2016. – 128 с.
  6. Волошина Л.С. Организация здоровье сберегающего пространства/ Л.С. Волошина //Дошкольное воспитание. -2014.- №1.- С.114.
  7. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 7. – С. 9.
  8. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкие. - М.: Владос, 2017. - 176 с.
  9. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка/ Л.С. Волошина. - М., 2015. - 225 с.
  10. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 9. - С. 24-25.
  11. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник/ Змановский Ю.Ф. // Дошкольное воспитание. - 2015, № 6. - С. 17, 26
  12. Касьянова Л.Г. Формирование здорового образа жизни/ Т. Г. Карелова.- Волгоград: Учитель, 2015.- 196 с.
  13. Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 12014. – 162 с.
  14. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова.- Волгоград: Учитель, 2016.- 170 с.
  15. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении/ Каштанова Т.В. - М.: Академия, 2012. -229 с.
  16. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 218 с.
  17. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. - М.: Академия, 2000. - 326 с.
  18. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. М. Новикова - М.: Академия, 2015.- 169-170 с.
  19. Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / А. А. Ошкина - Санкт-Петербург, 2014.- 251 с.
  20. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОО/ М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2016.- 297 с.
  21. Сальникова Г.П. Физическое развитие дошкольников/ Г.П. Сальникова. - М.: Просвещение, 2017. -147 с.
  22. Сериков Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: ЧГПУ, 2014. - 242 с.
  23. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук/Г.А. Хакимова. — Екатеринбург, 2014. – 23-24 с.
  24. Чабовская А.П. Гигиена детей раннего дошкольного возраста/ А.П. Чабовская. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.
  25. Чубарова С. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – 2017. - № 2.- С.171.
  26. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание.– 2016.- № 3. – С. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы: «  Формирование основ здорового образа жизни у детей  5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь ещ...

Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...

План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и у...