Главные вкладки

    Доклад по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

    Ситенко Ольга Владимировна

             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_zozh.docx32.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    по теме: «Формирование основ здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста».

    Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества.

    Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему,  и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.

    Актуальность  темы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста; вытекает из необходимости сформировать у воспитанников  дошкольных образовательных учреждений  современных представлений о роли  здорового образа жизни.

    В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди дошкольников   здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни.

    Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила  интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовалосохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированиюпривычки здорового образа жизни.

    Цель работы: Сформировать у дошкольников основу здорового образажизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения иответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровьюокружающих.

    Задачи:

    • Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении собственного тела;
    • Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
    • Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
    • Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
    • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
    • Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения);
    • Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

    Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
    В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева и др.).

    Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

    -определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

    -спроектирована педагогическая технология, включающая принципы, формы, методы, условия, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

    - осуществляется взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса (просветительская работа с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей).


    Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия ЗОЖ.  

    Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях,

    дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

     Все, чему мы учим детей,они должны применять в реальной жизни.

    Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

    • Занятия физкультурой, прогулки;
    • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
    • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
    • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
    • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
    • Формирование понятия «не вреди себе сам».

    Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

    Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

    В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". В их понимании быть здоровым — значит не болеть.

    В старшем дошкольном возрасте отношение к здоровью существенно меняется. Дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении  на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психические, и социальные компоненты здоровья.
    Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем.

    Первым и основным условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни являетсягигиенически организованная социальная среда в дошкольном образовательном учреждении.Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

    Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является     использование технологии оздоровления,которая  нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

    Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

    Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья являлась реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей.Сущность его заключается в создании взрослыми  ситуаций для  проявления детьми своих растущих физических возможностей.

    По   результатам диагностики в   сентябре   20012 года   по здоровьесберегающей компетентности, дети старшей группы показали  низкие результаты.        

    Поэтому,   передо мной встала проблема,  как  сформировать у детей основу здорового образа жизни,  приучить их заботиться о своем здоровье.

    Мною был  разработанпроект   « Будь здоров!»,который  направлен  на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

     В проект  включены разделы:

    • « Я !» Расширять знания ребенка о себе,представлять в общих чертах развитие человека,бережно относиться к своему организму.
    • « Физкульт – ура!» Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой, показать способы заботы о своем здоровье. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.    
    • « Внимание!» Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций
    • « Опасность!» Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.
    • «Мой – до – дыр!»  Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

    Для реализации  проекта в группе был созданфизкультурный уголок. Пособия, стимулировали активные движения детей, способствовали закреплению двигательных умений.

    Физкультурно – оздоровительная деятельность  включала в себя:  

    • создание системы двигательной активности в течение дня;
    • утреннюю гимнастику (ежедневно);
    • физкультурные занятия;
    • прогулки с включением подвижных игр;
    • оздоровительный бег (ежедневно);
    • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
    • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях)
    • гимнастика после дневного сна (ежедневно);
    • физкультминутки и паузы (на занятиях, ежедневно);
    • эмоциональные разрядки, релаксация;
    • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
    • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
    • Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

    Реализация проекта осуществлялась посредством занятий, в совместной деятельности, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

    В рамках долгосрочного проекта «Будь здоров!», был также разработан краткосрочный проект «Дружок-чесночок!»

    Участниками проекта являлись воспитанники старшей  группы, родители воспитанников, воспитатель группы,   старшая медицинская сестра.  

    Цель проекта:  

    -  формирование и укрепление   установок  здорового образа жизни у детей,

    -  создание условий, направленных  на    сохранение, восстановление и

    укрепление  здоровья ребенка.  

    Проект предполагал проведение   занятий в обучающих группах.  Занятия проводились   в рамках учебного плана и носили интегрированный характер  в различных разделах деятельности детей:сюжетно-дидактические  игры,ознакомление с художественной литературой,ознакомление с окружающим,развитие речи, рисование,лепка,сюжетно-ролевые игры.

    Были предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания). В процессе проекта активно использовала разнообразные:  дидактические  игры,  продуктивные виды деятельности, продукты устного народного творчества (загадки, стихотворения, поговорки), иллюстративные материалы, развивающие задания.

    Результатом проекта стала  способность  детей распознавать    состояния  растущих организмов;  осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни,  овладение детьми элементарными знаниями о своем организме,  способах укрепления собственного здоровья.

    Основные направления реализации проекта:

    1. Мероприятия с детьми:- беседа «О пользе чеснока» (медицинская сестра, воспитатель),

    « Посадка чеснока» (труд в природе),  занятие  «Что мы знаем о чесноке», занятие «Здоровый образ жизни», лепка «Чеснок»,  рассматривание иллюстраций, раскрашивание изображений чеснока, чтение, заучивание  стихотворений, пословиц, поговорок о чесноке.

    1. Организация   деятельности воспитателя, детей и родителей:

              -выставка рисунков «Дружок - чесночок»,  оформление альбомов: “Все

    очесноке», «История чеснока».

    Работа с родителями:  помощь в оформлении альбомов, консультация

    «Воспитание  у  дошкольниковпотребности в здоровом  образе

      жизни»,  

             тест «Почему ваш   ребенокчасто болеет?»

    1. Социальное развитие:  встречи с  медицинскими работниками, создание библиотеки в группе; издательская деятельность: книга «Дружок-чесночок».


             Особое место  уделялось работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - воспитатели), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.  

    Первое, что я сделала, это побеседовала с родителями, выяснила, в каких условиях живет каждый ребенок, провела анкетирование «Здоровый образ жизни – что это?» (по В.Г. Алямовской), тест «Почему ваш   ребенокчасто болеет?»

    В целях повышения педагогической компетентности родителей использовала различные, активные формы работы:

    • открытые просмотры занятий (при посещении открытого занятия  каждому  родителю была дана возможность увидеть своего ребёнка со стороны и практически поучаствовать в занятии);
    • развлечения (совместное  развлечение  родителей и детей  способствует их сближению, вдохновляет их на совместные занятия дома);
    • родительские собрания;
    • выставки методической литературы.
    • в работе широко использовала наглядную агитацию – уголок здоровья в группе, стенд;
    • проведение занятий совместно с родителями дало возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

    Мною разработана  программа по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста «Азбука здоровья»

    Задачи программы:

    1.Формирование представлений о строении тела человека и функциях основных органов и систем.

    2.Формирование элементарных гигиенических умений и навыков.

    3.Формирование навыков оказания первой медицинской помощи.

    4.Развитие представлений о взаимосвязи здоровья и состояния окружающей среды.

    5.Формирование у детей привычки к ежедневным физкультурным занятиям.

    6.Решение вопросов основ полового воспитания, как части здоровья.

    Программа построена по разделам, материал изложен последовательно, что позволяет проводить занятия систематически один раз в неделю. Длительность занятия определяется активностью и желанием детей (25-30 мин).

    Направления программы:

    1.Человек – живое существо.

    2.Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

    3. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

    4. Формирование представлений о том, что полезно и вредно для здоровья.

    5.Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

    6. Обучение навыкам оказания элементарной помощи.

    7.Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

    8. Что такое психическое здоровье?

    Для оценки эффективности и результативности проведенной работыпо формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, была проведена диагностика. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы. Использовался тот же материал для обследования.

              Так, значительно изменились в качественно положительную сторону показатели выполнения заданий и соответственно уровни знаний, умений и навыков детей.

    «Уровень здоровьесберегающей компетентности дошкольников»

    • оптимальный уровень -   50%
    • достаточный уровень- 46%;
    • недостаточный уровень – 4%.

    Результаты анкетирования родителей в апреле 2014 г:

    - семья ведет в целом здоровый образ жизни -66 %;

    - семья тяготеет к здоровому образу жизни – 34 % ;

    - здоровый образ жизни в семье не сложился -0%;

    - анкету игнорируют – 0%.

    Сравнительный анализ результатов выполнения заданий позволил отметить положительную тенденцию в  здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

    Таким образом, организация работы по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизнипозволила достичь следующих результатов:

    1. Систематизирован материал по  формированию у дошкольников навыков ЗОЖ.  
    2. Накоплен опыт  комплексного   подхода при формировании у дошкольников навыков ЗОЖ.
    3. Наблюдается  рост моей профессиональной компетентности   в области формирования культуры здорового образа жизни.
    4. Разработаны и внедрены в практику: система   практических занятий; учебно- методические материалы для детей, педагогов, родителей.
    5. Имеет место положительная динамика  здоровьесберегающей компетентности дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

    "СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Содержание форм и методов взаимодействия Доу и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребенка дошкольного возраста.Байденко Инна Валентиновнаинструктор по физической культуре высшей квал...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

    Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12126340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-size: 12px; float: right;","width":"480"}...

    Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

    Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...