Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Логинова Ольга Александровна
  1. В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.

Эти назревшие проблемы послужили достаточным основанием для начала работы с детьми по данной теме, которые подкреплены приоритетами дошкольного образования, а, именно, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них представлений о ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_0.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 28 г. Кузнецка

Сообщение из опыта работы на тему

«Формирование основ здорового образа жизни

у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Логинова О.А.

1

Прежде чем начать углубленно работать по разделу «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников старшего возраста», я изучила актуальность данного вопроса, который состоит в следующем:

  1. В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Последние проведенные исследования показали, что у старших дошкольников отсутствуют ярко выраженные представления о ЗОЖ.

Эти назревшие проблемы послужили достаточным основанием для начала работы с детьми по данной теме, которые подкреплены приоритетами дошкольного образования, а, именно, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них представлений о ЗОЖ.

На начальном этапе своей работы провела исследовательскую деятельность, которая заключалась в выявлении знаний, умений и навыков как родителей, так и детей. Изучила запросы родителей, касающиеся воспитания детей в этом направлении. Родителям были даны анкеты: 

«Что я знаю о ЗОЖ» - общий обзор знаний;

«Мама, папа, я – спортивная семья» - выявление степени приобщенности к спорту;

Беседы: «ЗОЖ дома и в семье» - выявление выполнения правил здорового образа жизни дома, изучение запросов родителей;

«Как сохранить и преумножить здоровье ребенка» - установление знаний, умений и навыков родителей  о профилактических мероприятиях по укреплению здоровья детей и др.

Педагогическая диагностика воспитанников группы посредством доверительных бесед (например, расскажи, как  ты ухаживаешь за зубами; соблюдаешь ли ты режим дня? Расскажи когда ты ложишься спать? и т.п.), выполнения специальных заданий в течении дня (например, покажи как следует умываться, одеваться на прогулку и т.п.), различных дидактических игр и игровых упражнений (например, разложи на вредно и полезно, д/и «Кто что делает?» и т.п.), наблюдения за образом жизнедеятельности в д/с  позволили выявить наиболее точные их результаты.

Общий анализ результатов исследования  установил, что дети и родители

- имеют поверхностные знания о ЗОЖ;

- не в полной мере соблюдают правила ЗОЖ.

Исходя из результатов обследования, я поставила перед собой цель и сформулировала следующие задачи:

2

Цель: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Задачи: 1. Сформировать у детей знания об анатомии и физиологии организма человека в целом, так и  ее основных системах и органах.

  1. Расширять представления детей о болезнях, вирусах, лекарствах,  врачах – специалистах.
  2. Сформировать умение заботится не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих; познакомить с правилами оказания ПМП.
  3. Закреплять навыки личной гигиены.
  4. Развивать умение  осознанно применять полученные знания в повседневной жизни.
  5. Сформировать ценностное отношение к ЗОЖ.

Из них видно, что  они несут  не только познавательную функцию, но и практическую и воспитывающую функции.

Работу по формированию физического и психического здоровья детей веду при тесном сотрудничестве с медицинским персоналом, психологом  д/сада. Результаты совместной работы заносятся в «Паспорт здоровья», который есть в наличии на каждого ребенка и где прослеживается динамика их развития.

А вот формирование социального благополучия ребенка – это основная задача воспитателя ДОУ, в процессе которого и была достигнута поставленная мною цель.

Свою работу по данному направлению  провожу  в разных формах:

- на специально – организованных занятиях;

- на занятиях по другим видам деятельности;

- в  процессе игры;

- в нерегламентированных видах  деятельности;

- в свободной самостоятельной деятельности в течении дня;

- в виде своеобразных заданий, даваемых как детям, так и их родителям.

В процессе специально – организованных занятий, как показал опыт, возможно решить лишь несколько педагогических задач:

- осуществить познавательное развитие детей;

- дать элементарные знания по анатомии, физиологии и гигиене человека;

- закрепить гигиенические навыки;

- сформировать мотивацию на ЗОЖ и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения;

- развить логическое мышление;

- поощрить стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

Но без таких занятий воспитатель не может планировать свою деятельность, т.к. они закладывают у ребенка основы ЗОЖ.  

3

Например:  «Мой организм» - формировать элементарные представления детей об организации  человека, об органах чувств и их назначении, т. е. знакомство с анатомией и физиологией человека.

«Лекарственные растения» - формировать представления детей о лекарственных свойствах растений и их практическом использовании, т.е. решается познавательная задача.

«Опасности, которые нас ждут дома» - формировать представления детей о предметах, являющихся источником потенциальной опасности; основные принципы поведения для сохранения здоровья.

«Питание и здоровье» - формировать представления детей о полезных для здоровья продуктах, закрепление санитарно –гигиенических правил приема пищи, т.е. сформировать мотивацию на ЗОЖ и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения.

В ходе занятия могут быть использованы различные методы и приемы. Например: 1. Чтобы заинтересовать детей к занятию, я использую проблемные вопросы, ситуации, логические задачи типа:

«Помогите мне разрешить один вопрос…»

«Что вы могли бы посоветовать друзьям, когда они пойдут в поход?»

Хочу маленькой девочке подарить зубную щетку и пасту, но она не знает для чего это. У нее возникнет много вопросов. Как лучше ей объяснить?»

«Как вы думаете, связана ли чистота и здоровье?»

«Давайте подумаем, как нужно одеваться в начале весны, когда трескучие морозы позади, но еще сыро и прохладно».

«Что мне делать, если с кем-то станет плохо?»

«Наш друг занозил пальчик. Как поступить?»

«Что будет, если….?»  «Почему у Хрюши заболел живот?»

«Кто придет ему на помощь, если…?» и др.

  1. Вношу на занятие новый игровой материал, который может быть использован с целью привлечения внимания к занятию и как материал для повторения и закрепления во второй части занятия.

Например: Н/печатная игра «Как избежать неприятностей» - настольно печатная игра на классификацию правил поведения в сложившейся обстановке, направленной на здоровьесбережение.

 Н/п игра«Доктор Айболит» - на классификацию по принципу вредно – полезно (продукты питания, лекарственные растения, соблюдение правил гигиены и т.п.)

Н/п игра «Алгоритмы» - на закрепление последовательности действий умывания, одевания, процесса чистки зубов и т.п.

4

Дидактические игры тоже использую в качестве 2-ой части занятия на закрепление знаний, полученных на занятии.

Например: В занятии «Мой организм» в качестве второй части можно использовать д/игру «На что похоже?» - приведение сравнений на что похожи внутренние органы (сердце – моторчик, желудок – бензобак, где вырабатывается энергия для работы «мотора», легкие – фильтр, который очищает поглощенный воздух и пропускает в организм  кислород и т.п.)

  1. Привлекаю к занятиям врачей, психолога, физкультурного работника. Такой способ поддерживает интерес детей к занятиям и расширяет возможность детей проявить самостоятельность  и интерес в приобретении новых знаний.
  2. Широко использую на занятиях художественное слово, цель которого может быть разнообразна: приобщение через худ. литературу к ценностям ЗОЖ; уточнение знаний детей о ЗОЖ; расширение представлений и т.п.

Например:  по теме «Овощи» можно использовать загадки;

По теме «Гигиена и здоровье» - пословицы и поговорки о здоровье:

Чище мойся – воды не бойся;

Будь не красен, да здоров.

Баня здоровит, разговор веселит.

Барская хворь — мужицкое здоровье.

Людям скоромно, а нам на здоровье.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.   и др.

Произведение К.Чуковского «Мойдодыр», Н Найденова «Наши полотенца» и др.  стихи, взятые из сетей интернета.

По теме «Физкультура и здоровье» - пословицы и поговорки:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

«По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым»;  Е Кан «Наша зарядка», В Суслов « Про Юру и физкультуру».

5

По теме закаливание: С Михалков «Про мимозу», В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»

По теме питание: А. Карандашова «За ужином», С Михалков  «ПАро девочку, которая плохо кушала» и др.

 По теме болезни и их профилактика: Ш. Перро « Красная шапочка»,  «Ежик зимой» - проявление заботы о больных. И др.

5. На занятиях использую также мультимедийное оборудование, видиозаписи, аудиозаписи.

Например: знакомя с назначением уха можно включить аудиозапись с разным темпом, ритмом, высотой, громкостью мелодии.

- что бывает, если не чистить зубы просмотреть мультфильм «Тари»

- какие средства использовать, если заболит горло – поучительные истории «Смешарики»;

Использование слайд – шоу по какой – то конкретной теме.

  1. Физкультминутки провожу в виде двигательной разрядки, повторяющей слова стихотворения, элементов реалаксации – мысленное перебрасывание своих чувств в мир прекрасного (на море, в космос, в лесу, слушая пение птиц и т.п.), в виде дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, точечный массаж.

Занятия провожу в форме бесед с рассматриванием наглядного материала:  «Я и другие люди», «Физкультура и здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» и др.

- сюжетно – ролевых игр «Скорая помощь» - обучение оказанию первой медицинской помощи; «Школа» - знакомство со строением человека.

- в форме наблюдений и экскурсий,  когда хорошо прослеживается модель поведения, образа жизни человека и позволяют детям использовать преимущества наглядно – образного мышления. Хорошо оправдывают себя приемы самонаблюдения, обследования, самообследования, эксперимента когда дети самостоятельно улавливают общие закономерности процессов, происходящих в своем организме и организме др. человека, помогают детям понять смысл биологических и здоровьесберегающих процедур.  

Например: приемы обследования: Проверь руки товарищей перед приемом пищи;  Посмотри, что у него случилось, где ему больно.

Самообследование – Посмотри на себя в зеркало и исправь, что в тебе не так.

6

Проверь свои ногти и сделай вывод.

Эксперимент – когда зубы крепче (опыт с яйцом, зубной пастой и щелочной водой);    Опыт с жевательной резинкой «Что будет, когда жевать долго жевательную резинку?»

Спланировать экскурсии можно в ближайшую аптеку, поликлинику с целью расширения представлений о профессиях и их функциях; на полянку с целью сбора лекарственных трав для гербария. И т.п.

- в форме игры – конкурса с целью развлечься, развить логическое мышление, способствовать к адаптации детей к различным жизненным ситуациям.

Например:  «Сколькими способами можно спать?»; «Сколькими способами можно ползать?» и т.п.

Особую роль в решении поставленных задач играют комплексные занятия, которые решают вопросы валеологического характера и задачи ведущего вида деятельности. А так же  модули – комплекс занятий, направленных на формирование у детей определенных понятий, где они связаны не только тематически, но и сюжетно, где сюжет составляет основу модуля.

Например: Развитие речи и познавательное: «Как мы говорим» - познакомить с процессом речеобразования и с значением разных органов в образовании звуков, постановка звуков.

Изо – деятельность и познавательное: «Автопортрет» - формирование умения воспроизводить в рисунке реально существующие объекты с их качественными признаками.

Музыкальная деятельность и познавательное: «Что случилось с Колей?» - определение настроения человека по характеру музыки.

Экологическое и познавательное: «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники» - расширять представления о деревьях и кустарниках, формировать представления о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.

Математика и познавательное: «Семь золотых правил» - знакомство с здоровьесберегающими  правилами; счет в пределах 10.

Физкультурное и познавательное: «Поход» - смоделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в походе, развивать двигательные навыки.

7

Модульный принцип организации пед. процесса в д/с позволяет сделать деятельность детей осмысленной и необходимой им самим на каждом конкретном этапе обучения, рассмотреть тему с разных сторон. Он формирует потребности ребенка  в ЗОЖ легко, незаметно, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребенка.

Приведу пример модульного принципа:

Тема: Сохрани свое здоровье сам (слайд 8)

Цель: Осуществить просветительно – воспитательную работу, направленную на воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью. Реализовать комплексный подход к организации педагогического процесса.

Задачи: 1. Сформировать у детей целостное понимание здорового образа жизни. 2. Воспитание у детей потребности в здоровье. 3. Развитие культурно- гигиенических навыков. 4. Сформировать умение использовать профилактические мероприятия, направленные на сохранение своего здоровья.

СЮЖЕТ МОДУЛЯ: Подготовка к проекту «Где прячется здоровье»

 Виды деятельности: познавательно – речевая, физкультурная, изобразительная, математическая, игровая

№ занятия

Тема занятия

Вид деятельности

1

«Чистота-залог здоровья»

Речевая

2

«Что такое микробы»

Познавательная

3

«Семь золотых правил»

Математическая

4

«Я и спорт»

Рисование (изобразительная)

5

«Вредные и полезные привычки»

Дидактическая игра (игровая)

6

«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Беседа

7

Пальчиковые игры

Свободная деятельность

8

Экскурсия в кабинет врача с целью ознакомления с различными видами гимнастик, массажа

Познавательная

9

«Центр здоровья»

Сюжетно-ролевая игра (игровая)

10

Спортивные соревнования между мальчиками и девочками

Физкультурная

11

«Клуб знатоков здоровья»

Викторина

12

Спортивное развлечение «Делай как я, делай лучше меня»

Физкультурная

13

Проектная деятельность «Где прячется здоровье»

Защита проекта (изобразительная, познавательно-речевая)

8

Помимо форм обучения на специально – организованных занятиях планирую в совместной деятельности конкурсы, викторины, развлечения, КВН, беседы, акции, отгадывание кроссвордов. Это позволяет закрепить пройденный материал в игровой форме.

Например:  конкурсы – Сколькими способами можно выпить воду?

                                       Что лучше, руки или ноги?

Викторины – «Знатоки здоровья»; «Что? Зачем? Когда? Как?» « На слете врачей» и т.д.  

Праздники и развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Вредные     привычки»

Кроссворды по прочитанным литературным произведениям валеологического характера, По теме «гигиена» - «Назовем предметы гигиены»; по теме «наши органы» - «Как эти органы называются у человека?» и т. п.

 Беседы: «Телевизор и компьютер – враги или друзья?»;  «Что такое закаливание?»; «Где прячется здоровье?» и др.

Акции:  «Доброе слово всегда вылечит» - составление писем заболевшим ребятам из группы.

 «Дорог не подарок, дорого внимание» - изготовление подарков      заболевшим детям. И др.

Организую тематические выставки детских работ под названием «Здоровым быть здорово».

Полученные знания детей закрепляю в играх, как в совместной, так и свободной деятельности.  Охватить тему со всех сторон и помочь ребенку проявить свои знания в разных видах игровой деятельности,  мне помогает, так называемая,  игровая матрица:

Тема

Лекарственные

растения

Части тела

Органы чувств

Питание и здоровье

Д/И

Кто больше

назовет?

Будь внимателен

Угадай на вкус, слух, ощупь.

Вредно – полезно.

Съедобное  - несъедобное.

Н/п игра

Лото «Что где растет?»

Собери человека, животное, птицу.

Валеология – уход за органами чувств

Из чего мы сделаны

П/И

Эстафеты с заданиями

Лабада

Жмурки

-

С/р игра

Фитобар

Скорая помощь

Больница

Кафе.

Магазин.

Игры  с предметами

Создание гербария «лекарственные травы»

Конструирование «Человек –робот»

Чудесный мешочек

Что возьмем для супа,…?

Словесные игры

Назови одним словом

Что, где, зачем?

Испорченный телефончик

Перечисли, что мы называем фруктами,…

Театрализованные игры

-

Театр теней

-

Режиссерские игры с предметами заместителями

Хочется отметить, что основная масса сведений сообщается детям в форме обычного нерегламентированного разговора, а так же в ходе реализации принципа «делай как я», где важную роль играют педагоги, близкие значимые взрослые, которые подают положительный личный пример. Он закладывает основы поведения ребенка в будущем и формирует у него в значительной степени ЗОЖ.  Поэтому ознакомление детей с ЗОЖ провожу в тесном контакте с родителями, медицинским персоналом, психологом, руководителем физкультуры.

Из схемы видно, что ребенок выступает не как объект воздействия, а субъект действия, а значимые люди находятся в тесном взаимодействии, что позволяет добиться наиболее высоких результатов усвоения и  выполнения правил ЗОЖ у детей.

В виде своеобразных заданий выступает  совместная проектная деятельность, как воспитанников группы, так и индивидуальная –  детей и их родителей под названием «Путешествие в страну Здоровья», подтемами которой  выступают «Как мы проводим досуг дома»; «Наши увлечения», «Физкультура и мы»; «Расти малыш здоровым» и др.

Одной из форм нерегламентированной деятельности являются созданные в группе

  • уголок здоровья (валеологический уголок), где размещены пособия, игры способствующие становлению валеологической компетенции детей, мини стенд, где помещены советы доктора Айболита, помогающие ребенку познать

10

себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние и самочувствие, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. А также вывешен «Дневник своего здоровья», в котором дети самостоятельно контролируют свое поведение выполнения правил здорового образа жизни и выставляют себе баллы по количеству выполненных правил.

  • зона отдыха, где ребенок может рассмотреть фотоальбом, книгу, послушать музыку, заняться театрализацией.

Как говорилось выше, работу по просвещению детей о ЗОЖ провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому в помощь им организую наглядную агитацию: стенды, папки-передвижки. Особым спросом пользуются буклеты, которые остаются у родителей надолго, и они могут воспользоваться этой информацией в любой момент. Большим вниманием и активным участием пользуются «Дни открытых дверей», «Круглые столы», родительские собрания с привлечением медицинского персонала, деловые игры и тренинги, в процессе которых родители приобретают практические знания и умения.  

Итог моей работы по данной теме подтвердил ожидаемый мною результат. При повторном диагностировании детей и опросе их родителей уровень знаний умений и навыков по теме «Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» вырос почти в 2.5 раза и сформировал устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья. Т.е. поставленная мною цель была полностью решена.

ЗАПОВЕДИ

здорового образа жизни для детей: 

  1. Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать!
  2. Прогони остатки сна, одеяло в сторону!  Вам гимнастика нужна – помогает здорово!
  3. С шумом струйка водяная на руках дробится. Никогда не забывай по утрам умыться!
  4. Дети должны усвоить, а также их родители, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы!
  5. Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно и при том можно подавиться!
  6. Неряшливость не только не красива, но и опасна. Чистота – залог  здоровья – это знают все прекрасно!
  7. Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший, мы советуем гулять вечером погожим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12126340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-size: 12px; float: right;","width":"480"}...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста

Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...