Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
материал по обж (старшая группа) по теме

Баскакова Галина Николаевна

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 .Условия формирования опыта.  На формирование опыта работы оказало влияние следующего фактора: изучение материала, методической литературы по безопасности. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей,  технизацией жилища.

   Проблема повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. О чем свидетельствует увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий, катастроф, опасных ситуаций социального характера, которые ведут к человеческим жертвам. К тому же низкий уровень профессиональной подготовки людей по оказанию медицинской помощи, навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, беспечность, невнимательность, так же приводят к человеческим жертвам.

Пожар – не стихия, а зло, творимое руками человека. А если в пламени сгорает ребенок, вина лежит только на взрослых

Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными, печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии ( науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, что  бы завоевать доверие и расположенность ребенка. Ведь по сути, они прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравиться детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных  предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: «Помогите,  пожалуйста, убежала кошка  в подвал..»,  »  Пойдем,  покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Поэтому основная задача взрослых – научить детей самостоятельности и безопасному поведению. А обеспечение  безопасной жизнедеятельности человека возможно только через образование слоев населения и воспитание подрастающего поколения.

2. Теоретическая база опыта.

   Накопление опыта безопасного поведения  - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для её изучения привлекаются ученые-социологи,  психологи, педагоги, инженеры, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

В 1997 году была опубликована Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

Применение видеоматериалов;

Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

3. Актуальность.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:

Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;

Разработка  предупредительных мер;

Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

Угроза для жизни;

Возможность нанесения ущерба здоровью;

Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

Опасности дома;

Опасности на дороге и улице;

Опасности на природе;

Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от информированности  и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

4. Новизна опыта.     Новизна выполненного педагогического исследования заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется  через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, работников ГИБДД.

   Новизна в том, что показан путь адаптации федеральной программы « Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

  Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется  человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления  детей с различными видами опасностей.

5. Адресность опыта. Опыт по формированию знаний и умений по безопасности детей рекомендуется использовать всем педагогам ДОУ, т.к. безопасность ребёнка это важная задача, которую должен знать педагог и использовать в своей работе во всех видах деятельности.

6. Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

7. Длительность работы над опытом. Работа велась на протяжении трёх лет и строилась как совместная деятельность детского сада, сотрудников ГИБДД и семьи в интересах ребёнка.

                  2015-2016 учебный год - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

                 2016-2017 учебный год-корректировка задач, составление программы, тематических планов, конспектов, сценариев, использование их на практике.

                 2017-2018 учебный год – становление опыта, оценка результатов, описание работы.

 

 

Диапазон опыта  охватывает систему работы по обучению старших дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности и освоению безопасного поведения и применяется           воспитателями ДОУ совместно с родителями. 

Вся деятельность спланирована таким образом, что в течение всей недели дети знакомятся с основами безопасности: в понедельник ОБЖ (Здоровье), в среду ОБЖ - пожарная Безопасность, в четверг Минутки безопасности, где дети знакомятся с темами: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Эмоциональное благополучие ребенка»

8. Технология опыта.  Цель моей работы : формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.  

Ожидаемые результаты:

  В соответствии цели определила задачи:

1. Сформировать у детей знания осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену;

2. Сформировать у детей знания безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми

3. Сформировать у детей знания безопасного поведения в быту;

4. Сформировать у детей знания безопасного поведения в природе;

5. Сформировать у детей знания безопасного поведения на улице;

6. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

 Этапы работы:

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1. Изучить программу для дошкольных образовательных  учреждений  «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

2. Провести анализ деятельности, форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.

3. Изучить дополнительную литературу, интернет - ресурсы по теме «Безопасность детей дошкольного возраста».

4. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей

5. Составить перспективный план работы по теме: ОБЖ «Здоровье», ОБЖ «Пожарная безопасность», «Минуты безопасности» ( Ребенок и другие люди, Ребенок и природа, Ребенок дома, эмоциональное благополучие ребенка), ОБЖ «ПДД», план работы с родителями.

 При разработке планов работы использовала следующие принципы:

Принцип полноты

Содержание видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадает, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на определенном возрастном этапе

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия (тонкий лед поздней осенью…)

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми 5-6 лет учитываются психологические особенности данного возраста.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье

 Формы работы с детьми

Свою работу по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, я начала с создания развивающей среды в группе по этой теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД. ». Были сделаны «дорожные знаки» (карточки); «правила дорожного движения (карточки), сюжетные картинки «Ситуации на дороге», «Транспорт». Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература. Куплены настольно-печатные игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе. Создана картотека  стихов, рассказов, сказок, загадок, словесных игр, пословиц. Все это было оформлено в виде папок.

-

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его

самовыражения, способ его совершенствования

Игра, представляет собой воссоздание социальных отношений между

людьми.  Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее

широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой

он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

 

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно

признают, что игра как, важнейшая специфическая деятельность ребенка

должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. ФГОС ДО определил ряд видов деятельности для детей, из которых главная функция воспитания и обучения принадлежит игровой деятельности и познавательно-исследовательской (а не занятий, как ранее).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко

используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков

словарной деятельности.

Дидактическая игра, представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей

деятельностью в детском саду. С каждой игры дети должны вынести

определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный

момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой

является дидактическая игра – дидактическая игра по обучению детей

дошкольного возраста правилам безопасного поведения

У нас в группе есть игра « Азбука безопасности. Один в доме». Эта игра поможет детям не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: затопление, пожар, поражение током, взрыв и обрушение. В ходе игры с детьми обсуждаются  ситуации, разбираются причины бедствий и  как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожными с газом и т.д. Игра проводится в форме лото.

Настольно-печатная игра «Как избежать неприятностей?», Дети знакомятся с правилами безопасности. Учатся понимать смысл сюжета картинки, сопоставлять с определенным стихотворным текстом.

 Картинки и стихи из этой игры можно использовать отдельно, как дидактический материал. В настольно-печатной игре – викторине «Уроки безопасности» дети закрепляют вопросы безопасности.

В игре «Учим дорожные знаки», дети знакомятся с дорожными знаками, светофором. Ребенок должен рассказать, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. 

Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как вести себя, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Дети играют в пожарных, распределяю между собой роли диспетчера, пожарных, водителя, врача и т.д.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно-ролевая игра.

Одна из задач в работе педагогов в дошкольном учреждении познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации  на улицах и дорогах. Сюжетно-ролевая игра помогает решить эту задачу.

В сюжетно-ролевой игре «Поездка в автобусе», обыгрываем разные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляя остановки, кондуктор продает билеты,  контролер проверяет билеты, пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу. (« Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким и пожилым людям. Закрепляют такое правило: в транспорте вести себя надо тихо, разговаривать тихо. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна

Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.

Одной из форм работы являются словесные игры. Я использую такие игры, как » Закончи предложение», «Вставь нужное слово», «Это я , это я , это все мои друзья».Так в игре «Причины пожара», закрепляются знания основных причин пожара.

Словесные игры – добавлялки: Дидактическая игра: "Слушай внимательно". Задаю вопрос,  а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

В игре «Добавь слово» закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитатель читает строчки стихов, а дети добавляют недостающее слово.

 «Запрещается - разрешается»

 Ход игры: Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».

Идти по тротуару...(разрешается)!

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом...(запрещается)!

Переходить улицу на красный сигнал светофора... (запрещается)!

Помогать  пожилым людям  переходить улицу... (разрешается)!

Обходить стоящий автобус спереди... (запрещается)!

Выбегать на проезжую часть… (запрещается)!

Уважать правила движения…(разрешается)!

 «Доскажи словечко»

Дети должны подобрать подходящее по смыслу и рифмующееся слово. Например:

У любого перекрестка

Вас встречает... (светофор)

И заводит очень просто

С пешеходом... (разговор):

Свет зеленый - (проходи),

Желтый - лучше…(подожди).

Если свет зажегся красный, -

Значит,  двигаться…опасно).

Помогают  в освоении правил безопасности просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности «Смешарики». В этом  мультсериале  Смешарики расскажут детям о правилах дорожного движения, узнают о транспорте спец.назначения, узнают о правиле: нельзя  ходить по бордюру, про правила для пассажиров, про то, как правильно ездить на велосипеде, про опасные игрушки, которые могут  привести к пожарам, о поведении при лесных пожарах. Как не замерзнуть в сильные холода, правила поведения на тонком льду, про невеселые петарды.

Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дороге» познакомит с правилами поведения на дороге.

Одной из форм работы по освоения основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность .Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.

Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая»  народные сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни

Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, стихотворениях, пословицах и поговорках. Провожу с детьми вечера загадок, где закрепляем с детьми и правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, знания о здоровом образе жизни, о бытовых электроприборах, о транспорте (приложение).

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами. Поэтому в своей работе рассматриванию картинок уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, прошу оценить поступок сверстника, изображенного на картинке, прошу рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги.

Проводя целевые прогулки к проезжей части, ставлю перед собой цель: закрепить с детьми правила перехода через проезжую часть, виды транспорта, знаки дорожного движения. Правила поведения пешеходов.

Экскурсия на кухню научила детей замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы.

Экскурсия в прачечную познакомила ребят с электроприборами, содержащимися в прачечной: стиральные машины, утюг. Закрепили с детьми правила работы с утюгом: детям нельзя брать утюг и включать его в розетку, т.к. могут обжечься, нельзя оставлять утюг включенным без присмотра.

В своей работе я уделяю большое значение беседам, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе.

В беседах есть возможность повторно воспроизвести  то, что дети наблюдали ранее. Ребенок на примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему.

В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряженного внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать.

С детьми проводила беседы на различные темы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Умеешь ли ты обращаться с животными», «В сказочном мире опасных предметов», « «Если ты гуляешь один», «Открытое окно, балкон, как источник опасности», « Катание на велосипеде, самокате, роликах в селе»,»Осторожно, электроприборы», «Огонь добрый, огонь  злой», «Пожар в доме», «Ухаживаем за волосами», «Следи за чистотой кожи. Что можно почувствовать кожей»,»Земля наш дом», «Как мы чувствуем запахи»,»Как беречь глаза», «Наши зубы – это красота, здоровье, чистая речь», «Наши уши – орган слуха», «Отношение к больному человеку», «Режим дня»,»Роль зрения в жизни человека» , «Витамины и полезные продукты», «Наши уши – орган слуха», «Гигиена  органов слуха», « Мы – пешеходы»

В повседневной жизни, приходится детям напоминать о безопасном обращении с вилкой, ножницами. Приходится детям объяснять, почему нельзя садиться на спину ребенку, который решил изобразить лошадку, как это опасно для здоровья. Постоянно напоминаю об осанке, если кто-то из детей неправильно сидит. В зимнее время года на прогулке, или перед ней , беседую с детьми, о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки, песок, правила поведения на горке.

   Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

 Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

.

Работа с родителями

Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.).

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.

С детьми беседовали на  тему, у всех ли родителей имеются кресла, и как это важно для безопасности детей. И родители, которые обходятся без кресел для своих детей призадумались, потому, что они уже начали слышать упреки от своих детей, что папы или мамы нарушают правила дорожного движения.

Одним из методов выявления каких либо вопросов в области ОБЖ является анкетирование, из которого можно выяснить что больше всего волнует родителей.

В своей работе с родителями ставила перед собой такие цели:

  • показать родителям значение развития экологического сознания у детей, как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества;
  •  знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них;
  •  направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности;
  •  информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.);
  •  рассказать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.);
  •  информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03»  и т. д.);
  •  подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
  •  ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
  •  знакомить родителей с формами работы в группе по проблеме безопасности детей.

Результативность. Проведенная мною работа по теме «Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста» принесла свои результы:

Дети теоретически знают, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми; научились  разбираться в ситуациях, которые  несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

         Дети научились соблюдать элементарные правила безопасного поведения  в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе; умеют разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Дети разбираются в пожароопасных ситуациях, знают как вести при пожаре.

          Дети знают, как сберечь и приумножить здоровье, что делать и чего стоит избегать, в тех или иных жизненных ситуациях, которые приносят вред здоровью, умеют применять полученные знания в повседневной жизни для сохранения здоровья.

           Дети знают элементарные правила безопасного поведения на улице, в транспорте, соблюдают правила дорожного движения.

             Заключение И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...

Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»

Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авд...

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье формирование у детей старшего дошкольного возраста  навыкам безопасного поведения описывается использование комплекса разнообразных мероприятий, методов и форм, тесная работа педагогичес...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....