Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме " Нетрадиционное рисование как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста любви к малой Родине"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Анжелика Ашотовна Чумак

    Днаанй материал поможет педагогам  работать  в данном направлении.

    Удачи!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

                      ОТ ТОГО, КАК ПРОШЛО ЕГО      ДЕТСТВО,

                                        КТО ВЁЛ РЕБЁНКА ЗА РУКУ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ,

    ЧТО ВОШЛО В ЕГО РАЗУМ И СЕРДЦЕ ИЗ    ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА-

                                      ОТ ЭТОГО В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ,

    КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАНЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МАЛЫШ.

    Василий Александрович Сухомлинский

    В дошкольном возрасте происходит формирование нравственно – патриотических качеств ребенка, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на дошкольника, так как образы восприятия эмоционально насыщены, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании чувства патриотизма. Такая особенность детского восприятия  позволяет педагогам,   использовать нетрадиционное рисование как средство нравственного воспитания  на  возрастной ступени дошкольного детства.    

    Неслучайно исследователи В.С.Кузин, Т.Г.Казакова указывают на необходимость специальной  организации восприятия детей  в дошкольный период с целью формирования  у них нужных представлений об изображаемом образе.  

    Следовательно, задача педагога дошкольного учреждения –  научить ребенка через нетрадиционные методы и приемы рисования, отображать  из массы впечатлений  наиболее доступные ему предметы, явления, события окружающего мира:   природу  родного края; свой детский сад; труд людей; традиции;  общественные события; достопримечательности,  обычаи и  т. д.

             При разработке концепции нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста опиралась на  идеи: Н.Г.Зеленовой, Л.Ф.Грибовой, В.А.Марковой,  Т.А.Фроловой,  определила наиболее приемлемые и эффективные способы ознакомления старших дошкольников с малой родиной через вовлечение их в творческую деятельность.   Сущность этого взгляда заключается в смене приоритетов:  на первый план выдвигается функция художественного образования, обеспечивающая целостное  развитие личности

    Цель данного исследования:

    воспитание нравственно - патриотических качеств личности ребёнка, гражданственности, посредством включения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования.

     Основные задачи исследования:

    1.   Изучить состояние работы по  ознакомлению старших дошкольников  с малой родиной.
    2. Выявить  уровни   знаний ребят о прошлом  и настоящем малой родины;
    3. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми старшей и подготовительной группы  с целью совершенствования  работы в данном направлении.
    4. Разработать  план  мероприятий   с   родителями по вовлечению их  в воспитательно-образовательный процесс ДОУ направленный на расширение представлений дошкольников о достопримечательностях своей станицы, её тружениках, окружающей природе и т. д .

             

    Практическая значимость данного исследования заключается в разработке

    комплекса занятий, развлечений, бесед, составленных в рамках реализации старшего дошкольного возраста; а также консультаций, бесед, родительских собраний, семинаров-практикумов для родителей и педагогов,  которые  могут быть использованы в работе дошкольных  и образовательных учреждений.

    Опыт работы показывает, что включение нетрадиционных техник рисования  в педагогический процесс позволяет достичь  положительной динамики в    нравственном воспитании детей, оптимизировать обучение на разных его уровнях, успешно решать  поставленные перед ребёнком задачи. Научить ребёнка рисовать нетрадиционной техникой, отражая в своих рисунках любовь к малой Родине.

     

    Ведущая педагогическая идея опыта работы, воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования, прививая любовь к малой Родине .

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

    Дети:

    -  формирование представлений о быте, укладе, традициях, культурном наследии кубанского народа, о станице Ленинградской сегодня, как одной из красивейших станиц края, о природе северной         зоны края;  

    - развитие  творческих способностей детей, использование нетрадиционной техники рисования, как средства нравственного воспитания;

     -повышение уровня их эмоциональной и творческой активности;

     Родители:

    1. владеют информацией о том, как надо  знакомить детей с историей своей малой Родины, её прошлым и настоящим;
    2. обеспечивают ребенка необходимыми изобразительными средствами;

    - вовлечение родителей в  творческий процесс.

             

    Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    1-й этап - подготовительный

    Изучение базовой программы дошкольного образовательного учреждения, методического материала, предметно-развивающей среды детского сада и группы на  подготовительном этапе  позволило выделить некоторые недостатки в воспитательно-образовательной системе:

    1. Недостаточно методических разработок интегрированных  занятий, направленных на воспитание патриотизма  у детей старшего дошкольного возраста.

    2. Мало наглядных пособий по ознакомлению детей с малой родиной.

    3. В изоуголках однообразно представлен изобразительный материал для нетрадиционного рисования.

    4. Уровень сформированности нравственных качеств дошкольников не отвечает требованиям программы.

    5. Родители нуждаются в педагогическом просвещении, они недооценивают роль изобразительной деятельности в воспитании основ нравственности у детей дошкольного возраста. 

    Провела диагностику детей, которая позволила выявить уровень сформированности нравственных - патриотических качеств у  детей.

     

    2-й этап – основной.

             Для реализации   поставленных задач,  был разработан перспективный план работы с детьми, который включал разнообразные формы работы, как с дошкольниками, так и с их родителями.

     1) Разработку цикла конспектов занятий.

    2) Подбор серии игр на экспериментирование с различными изобразительными средствами;

    3) Оформление альбомов: «Моя станица Ленинградская», «Животные и растения северной зоны края», «Достопримечательности станицы  Ленинградской».  

    4) Подбор серии дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр.

     5) Разработка   сценарии родительских собраний, консультаций, памяток.

    Поиск эффективных путей воплощения идей гуманизации в педагогическом процессе ДОУ раскрыл новые формы работы с дошкольниками, показал роль   изобразительной деятельности,  как формы художественного познания мира.  Основные нетрадиционные техники использовала рисование свечой, «пушистое рисование»,  рисование на мокрой бумаге или мятом листе, «монотипия», «кляксография»,  печатание, «набрызг», «гратаж», ниткография, рисование пальчиком и ладошкой,  и другие.  На основе интеграции изобразительной деятельности и ознакомления с окружающем с детьми проводились занятия : «Дары кубанской осени», «Весна в станице», «День рождения моей станицы», «Моя улица» и другие.

    3-й этап - заключительный.

    По окончании основного этапа, был проведен ряд мероприятий:

    1.Повторное диагностирование детей.

    2.Анкетирование родителей.

    3.Беседа с детьми.

    По итогам работы по теме: «Нетрадиционное рисование как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста», у детей прослеживается положительная динамика в развитии нравственных качеств через нетрадиционное рисование.

    1. Дети умеют замечать красоту малой Родины, проявляют осознание нравственного отношения к природе, выражать эмоции с помощью нетрадиционного рисования.
    2. Дети умеют замечать и анализировать нравственную значимость ситуации и поступков.
    3. Дети любознательны, проявляют интерес, сочувствие, сопереживание к окружающим их людям и природе.
    4. Дети творчески применяют освоенный опыт нетрадиционного рисования.

    У детей возрос интерес  к её истории, культуре и быту малой Родины, к семейным традициям. Основным средством формирования устойчивого познавательного интереса к малой Родине являлось нетрадиционное рисование.

             Вся работа проводилась совместно с родителями, которые  принимали участие в   различных видах деятельности с детьми, направленных на   приобщение ребят к истокам истории и культуры малой Родины.

            Таким образом,   внедрение нетрадиционной техники изображения расширило технический диапазон возможностей дошкольников, а также обеспечило высокий уровень их эмоциональности и творческой активности,

    В тоже время помогло сформировать  у детей  устойчивый интерес и любознательность к окружающему миру, желание познать малую Родину и отобразить увиденное в рисунке.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе,  о педагогических целях и задачах, которые помогают решать  сказки....

    Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Югра - моя малая Родина».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентиров...

    "Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

    ДОКЛАД НА ТЕМУ:«Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».Формирование личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание нравствен...

    Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...

    Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

    Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

    Обобщение опыта работы по теме: "Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр"

    Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребёнка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс ...

    Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения дошкольником общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, отношений и эмоций. Данный период является в...