Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Рослякова Алия Бекбулатовна

Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения дошкольником общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, отношений и эмоций. Данный период является важным этапом в развитии норм поведения и механизмов деятельности, в становлении ребенка-дошкольника как личности. Этому способствуют изменения, которые происходят в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками. Вследствие этого расширяются рамки нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_nravstvennogo_vospitaniya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство нравственного воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения дошкольником общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, отношений и эмоций. Данный период является важным этапом в развитии норм поведения и механизмов деятельности, в становлении ребенка-дошкольника как личности. Этому способствуют изменения, которые происходят в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками. Вследствие этого расширяются рамки нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста.

Вопросы нравственного воспитания детей были предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Но при этом, изученный материал по проблеме нравственного воспитания необходимо переосмыслить, учитывая современные социально-экономические преобразования, происходящие в обществе.

В педагогической энциклопедии понятие "нравственное воспитание "характеризуют следующим образом: "Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии педагогов на обучающихся и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении" .

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - постоянный процесс развития и обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как  патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой. Обучающийся должен обладать такими принципами, нормами и правилами поведения в социуме, где его моральные идеи становятся достоянием общества, страны и превращаются в нормы и правила поведения.

Для определения возможностей и задач воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть основные психолого-педагогические особенности развития детей в соответствии с выделенными критериями.

Образно-содержательный критерий – наличие у детей представлений о нравственных качествах. В. А. Сластенин, развивал положение возрастной периодизации Л. С. Выготского, о взаимосвязях психологических новообразований и социальной ситуации развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). В старшем дошкольном возрасте у ребенка продолжается развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, о людях среди которых находится ребенок, о самом себе, складывается самооценка. Нравственные нормы дети усваивают подражая взрослым. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам.

Эмоционально-мотивационный критерий – закрепление у детей эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости, эмоциональной отзывчивости. Формирование у ребенка нравственных качеств происходит на основе развития у него понимания различать состояния окружающих его взрослых и сверстников. Дети данного возраста способны распознавать переживание другого человека по внешним проявлениям, сопереживать эмоциям другого человека, способны выражать свое эмоциональное отношение, проявлять активное эмоциональное отношение.

Действенно-практический критерий – овладение моделями нравственного поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.

Именно в поведении, в практической реализации нравственных качеств, в конкретных поступках, проявляется их действенность, наиболее четко выступает их содержательная сторона, отражающая связь субъективных образований в сознании личности и с объективным миром. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность воспитываемого качества. Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения. Воспитание у ребенка трудолюбия, гуманного отношения к сверстникам, саморегуляции поведения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте вступает в мир социальных взаимоотношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять. Это осуществляется, в соответствующих возрасту видах деятельности. Ребенок данного возраста становится субъектом деятельности, овладевает не только конкретными продуктивными действиями, но и такими компонентами деятельности, как целеполагание, самооценка и др. что отражается на его социально-эмоциональной сфере. Согласно мнению В. С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется следующими условиями нравственного развития: знание правил и норм поведения, привычками, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Как считает В. С. Мухина нужно учить ребенка видеть и понимать людей, потому что это самое сложное в воспитании человека.

Старший дошкольник может управлять своим поведением, у них происходит формирование нравственных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о «добре» и «зле»«справедливости». Нравственное развитие ребенка в этом возрасте в процессе работы с художественной литературой обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети старшего дошкольного возраста, способны идентифицировать себя с другими людьми, персонажами сказок.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития нравственных качеств. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно с этим, он весьма благоприятен для формирования нравственной воспитанности ребенка, черты которого зачастую проявляются в течение всей жизни.

Немало современных ученых - педагогов и представителей педагогической общественности обратили внимание на значительную роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. Они считают, что все самое ценное, собранное в течение многих веков, может и должно быть использовано педагогами в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Сказка в увлекательной форме помогает ребенку увидеть жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Посредством сказки происходит показ нравственного поведения не через абстрактные понятия, а через действия реальных персонажей, поступки которых значимы для ребёнка.

В практике применения сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных задач,одна из которых: выявление педагогических условий действенного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Эффективным средством воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка значима в решении задач воспитания нравственных качеств, так как способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений.

При чтении сказки, малыш видит пред собой образы героев, определенную картину или конкретную ситуацию, переживает вместе с героем событие. Чем сильнее ребенок прочувствует сказку, тем сильнее у него переживания, тем насыщеннее представления об окружающем мире, о реальности. В сказке всегда торжествует добро и уничтожается зло.

Она демонстрирует те правильные, с точки зрения морали и общепринятых норм, жизненные пути, в чем счастье или горе, какова расплата героя за его ошибки.

Интересным нам показался опыт применения сказки для развития дошкольников, представленный Л. Б. Фесюковой в книге «Воспитание сказкой», в которой на конкретных, увлекательных примерах, описываются нестандартные приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями, представлены разработки сказок и художественных произведений по методической схеме, рекомендуются русские, украинские, зарубежные, народные и авторские произведения Л. Толстого, А. Пушкина, К. Ушинского и других авторов.

Сказка должна быть понятна, доступна, и подбираться с учетом возрастных особенностей детей. Книга прочитана, но она еще длительное время должна жить в группе, в семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Следует создавать такие игровые ситуации, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, вступят в контакт друг с другом. Только в этом случае те чувства, т. е. эмоции, что появились в ходе чтения, найдут выход и обретут такое развитие, которое предполагает педагогический процесс.

Процесс воспитания нравственных качеств сложный и многогранный. Сказка в своем нравственно - поучительном качестве проходит весь путь формирования у детей нравственного сознания.

Первый компонент этого процесса - формирование у детей эмоционально - нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог организует так свою деятельность, чтобы дать возможность детям пережить эмоционально произведение.

Слушая сказу, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия в сказке, сопереживает с героем. Педагог активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, формирует потребность помочь другому в беде, стремится преодолеть и наказать зло. У ребенка появляется желание быть красивым, умным, добрым, похожим на героя произведения.

В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучению в нравственно - этической сфере. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно - изобразительные средства для передачи этого образа.

Третий компонент - формирование индивидуальных нравственно - этических свойств личности. В дошкольном возрасте формируются нравственно - этические предпосылки вкуса, формируется эмоционально - оценочное отношение ребенка к окружающей действительности.

Сказка способствует развитию нравственных качеств и представлений детей, но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку. Книга открывает перед ним много неизвестного и ему сложно самому разобраться во всем. Поэтому, работа со сказками в детском саду предполагает и ведение этических бесед.

Воспитание способности к сопереживанию тесно связано с воспитанием доброты, заботы о близком человеке, защиты того, кто слабее и беспомощнее.

Чувство доброты, которое дети проявляют сначала к своим близким постепенно переходит на других людей, сказки могут этому посодействовать.

Подбор детских сказок недостаточен, не подходит для нравственного воспитания дошкольников, часто производится с учетом реализации задач по расширению словаря.

Таким образом, в результате анализа теоретических источников, нами был сделан вывод, что эффективность использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возрастаможет достигаться при соблюдении следующих педагогических условий:

- наличие в содержании сказок ярко выраженных нравственных понятий;

- соответствие основных характеристик героев образцам социально-одобряемого нравственного поведения;

- систематическое закрепление информации полученной при чтении сказок в разных формах образовательной деятельности;

- нетрадиционное использование сказочного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

      В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особеннос...

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку....