«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья на тему

Беляева Анна Алексеевна

        В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

                                      В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особенностей.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, оно способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

Таким образом, тема « Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста" актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности.

 Сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу.  Важно научить дошкольника общаться,  взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких,  интересных событиях для построения качественного обучения.  И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает  в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.

Работая со сказкой педагог ставит перед собой цель: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, тем самым решая задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
  • развивать свободное общение со вз        рослыми и детьми;
  • формировать интерес к книгам и потребность в чтении;
  • воспитывать умение слушать.

  Формы работы со сказкой:

  1. Чтение сказки
  2. речевая зарядка
  3. беседа по содержанию сказки
  4. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
  5. рассматривание иллюстраций
  6. работа с обучающими презентациями
  7. создание сказки (продуктивная деятельность)
  8. драматизация
  9. пальчиковый театр
  10. фланелеграф
  11. кукольный театр
  12. трафаретный театр
  13. сочинение сказки
  14. моделирование сказки
  15. сказкотерапия

Образовательный процесс  осуществляется:

- в ходе непосредственно образовательной деятельности,

-  в ходе режимных моментов

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми,

      - при организации самостоятельной детской деятельности.

 В работе со сказкой можно использовать следующие методы и приёмы, которые являются невидимым мостиком между ребёнком и взрослым в процессе реализации образовательных задач.  

Мы читаем, рассказываем сказки.  При  подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа может начинаться с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. В старшем возрасте детям нравится показывать сказку на фланелеграфе.

  • Можно вовлекать детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Заранее готовятся персонажи,  с которыми будет происходить общение, создание их, используя бросовый, природный материал. В совместной деятельности с детьми организовывается показ кукольного театра. С детьми старшего возраста организовывается поход к малышам с показом различных сказок. Внесение кукол  способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
  • В другом варианте, сначала рассказывается сказка, а затем предлагается  ребятам самим  попробовать «оживить» её. Вместе с детьми можно рисовать сказку, используя различные техники,  лепить из пластилина, солёного теста, делать аппликации из бумаги, ткани, различных нитей, изготовление трафаретного театра.  Использование приёма раскрашивания эпизодов сказки.  
  •  С  большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Нравится детям играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
  • Моделирование сказки. Работа с детьми по моделированию сказок способствует:

1) формированию умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

2) развитию умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

3) развитию способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Существует 3 вида моделирования сказки:

  1. сериационный;
  2. двигательный;
  3. временно-пространственный.

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, нужно начать с простого  – сериационного вида моделирования сказок. Строим свою работу с повторения уже знакомых детям  сказок: «Репка» . Дети вспоминают и называют персонажей сказки «Репка», уточняют, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматривают картинки из этой сказки,  обыгрывают сказку, используя настольный театр.  Когда вся предварительная работа была проделана, предложить детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» можно отобрать 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети выкладывают сказку и рассказывают ее без труда. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре.

     Затем переходим к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомним с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». Рассматриваем иллюстрации, обыгрываем наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки.

Нужно уточнить сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, можно сделать рисунки к сказке.

К сказке «Курочка – ряба» можно выбрать в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнести с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» берем одинакового размера кружки, но разного цвета. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

Далее берем новую, не знакомую для детей сказку «Заяц – хваста». Дети, рассматривают иллюстрации пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем  называем сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираем игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрим  их, отметим особенности каждой. Сделаем и отберем разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесем их с героями сказки. Ребята, смогут  рассказать эту сказку без труда, используя двигательный вид моделирования.

  • Играя в сказку, используются различные виды театра. Показ сказки с помощью пальчиков, театра рукавичек, театра картинок, настольного театра, широко используется драматизация, использование атрибутов и костюмов, которые изготавливаются своими руками. Такая деятельность  позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок, речь детей, интонацию, мимику.
  • Образовательный процесс выстраивается, используя принцип интеграции образовательных областей. И снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь. Например, реализуя содержание образовательной области «Познание» используется сказка с целью оптимизации образовательного процесса. В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии. На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, знакомить с геометрическими фигурами. « Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок», «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет,  но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, чтение «Красной Шапочки» даст возможность говорить о понятии « длинный», «короткий».
  • Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаются детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
  • Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.
  • Можно проводить утреннюю гимнастику, физическую культуру на основе сказочных сюжетов. Такая деятельность детям очень нравится и они, погружаясь в сказку, подражают сказочным героям ( медвежата, зайчата), тем самым выполняют различные физические упражнения.

Включение сюжетов сказок в различные режимные моменты: умывание, одевание, засыпание,  просыпание вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с использованием различных сказок. Например: « Курочка ряба», «Репка», « Волк и семеро козлят».

     С изменение возрастного ценза воспитанников арсенал методов и приёмов пополняется.  Так в работе с детьми средней группы можно использовать:

  • Игры-задания «Вопрос-ответ.
  • Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем тризовскую игру «Хорошо-плохо».
  • А постановка проблемных вопросов  -  «А если бы наступила весна?», «А если бы погасло солнце?»- позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя.

     Сказка сама подсказывает,  какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а, в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и  практического исследования.

      Сказка- это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык- сказки.

     Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников: совместное изготовление атрибутов, костюмов для театрализации, выставки совместного творчества родителей и детей, изготовление книжек – малышек, организация и проведение развлечений, досугов, фольклорных праздников.

Внутри образовательного процесса сказка  позволяет раздвинуть  границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а  активным участником образовательного процесса.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является   особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:

  • обучению ребёнка  дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
  • повышению качества освоения Программы по  всем направлениям ребенка;
  • формированию ряда интегративных качеств личности: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.

Работа со сказкой  позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку....

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...