Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
консультация на тему

Андреенкова Татьяна Николаевна

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста и она является основой нравственного развития личности.

Как же развить в ребенке отзывчивость? Как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом

Роль детских сказок в развитии детей многогранна - от развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.

В сказках всегда побеждает добро - это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Ребенок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремлении «к легкому хлебу», «Заяц-хваста», «Круть и Верть») .

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

-как дружба помогает победить зло («Зимовье») ;

-как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят») ;

-что зло наказуемо («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса») .

Сказка не дает прямых наставлений детям - «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

  Например: сказка «Репка» -  учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;  «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;  сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.

Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка - Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка»; мудрость восхваляется, забота о близком поощряется-«Бобовое зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка.

В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.  Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

      В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особеннос...

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...