Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Зорина Наталия Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

«Русская народная подвижная игра-  

как средство физического развития детей

старшего дошкольного возраста»

 

(Обобщение опыта работы)

 

 

                                                                                           

 

 

                                                                                                 Автор: воспитатель высшей  квалификационной категории

                                                                                                                  Зорина Наталия Владимировна

 

 

 

 

 

Нижняя Тура, 2022 г.

 

 

 

 

Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами

Наименование опыта

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю; Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколения вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций, игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру.

На базе Романовского детского сада, автор разработал план проведения народных подвижных игр с учетом русских народных праздников. Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных программ для дошкольных учреждений особую актуальность приобретает вопрос об едином для всех программ источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, который проверен временем. Таким источником является народная игровая культура. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.

Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младшего школьного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными, дети выполняют движения в различных изменяющихся условиях, ориентируются в обстановке.

Веселое настроение является важным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка, радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность радостных эмоциональных переживаний детей во время игры делают её эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений, умение действовать в коллективе сверстников, толерантности – играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры.

При систематическом проведении подвижных игр у детей воспитываются важнейшие волевые качества: выдержка, элементарная дисциплинированность – культура поведения.

В игре развивается внимание, память, наблюдательность, речь, обогащается словарь дошкольника.

Данный опыт актуален и перспективен в области формирования здорового образа жизни детей и направлен на сохранность здоровья в условиях социума педагог – дети – родители. Итак, народная подвижная игра  - это важнейшее средство физического развития дошкольников.

«Актуальной задачей физического воспитания, говорится в концепции дошкольного образования – является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растёт и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья.

Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретается в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни.

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координаций движений, выносливости, гибкости, силы). Подвижная игра имеет большое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.

Гипотеза   заключается в том, что если знакомить детей 5 -7 лет, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Цель:      Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи:

Дать детям знания о русских народных играх, о богатстве их содержания и правилах проведения;

 Развивать физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость);

 Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к русской культуре через  народные игры.

  Воспитывать нравственные качества: доброту, честность, справедливость, взаимовыручку, умение играть в коллективе;

Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъём (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создаёт у детей повышенный тонус всего организма.

Трудоёмкость

В процессе решения выше поставленных задач возникли противоречия (затруднения) следующего характера:

 Современные дети в связи с разрушением традиций устной культуры становятся в своих играх всё менее певучи «безгласнее».

 Некомпетентность педагогов и отсутствие педагогических знаний у родителей по организации праздников.

 Нет условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми в народных играх.

 Теоретическая база опыта

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, выносливостью.

Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Г.А. Виноградов, Е.А. Покровский и др. заботясь о просвещении  образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные подвижные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

     Народные игры являются неотъемлемой частью национального, физического и художественного воспитания дошкольников. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к русской народной культуре. Именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом её колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый, необыденный мир – мир социальных отношений людей их общих смыслов. Оседлавшему «палочку», ребенку важно не «уехать» или «доехать», а именно «скакать». По признанию психологов, мотив игры заключен не в достижении конкретного результата, а в самом действии.

Роль игры в развитии психических процессов у дошкольников изучалась в сравнительных исследованиях. Т.В. Ендовицкая установила повышение эффективности сенсорных процессов у ребенка дошкольника в условиях игры. Богусловская обнаружила переход детей на более высокий уровень абстракции и обобщения осуществляемый в играх. Истомина показала, что в играх создаются наилучшие условия для формирования процессов произвольного запоминания и припоминания. Пользуясь выражением С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что психические процессы ребенка не только проявляются, но и формируются в играх.

В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей. Большое значение для формирования полноценной личности имеют игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры.

Новизна опыта

       Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные требования (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Новизна опыта заключается в том, что автором разработан календарный план проведения народных подвижных игр с учетом русских народных праздников. Оформлена картотека русских народных подвижных игр.

Технология опыта

  В результате интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой, автором были уточнены цели, задачи, содержание физкультурно- оздоровительной работы, а адаптированная система работы внедрена в практику ДОУ.

  Основная цель предлагаемой программы – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев в народной подвижной игре. Народная подвижная игра – это часть народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа. Создание устойчивой  положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.

  Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

  Значительное место отведено народным праздникам, совместно с родителями. Большая роль в работе отводится созданию информационной системы (консультации, папки – передвижки, стенды, дидактический материал) которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка, а так же знакомит родителей с народными подвижными играми и праздниками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физ...