Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал (младшая группа) на тему

Жучкова Валентина Сергеевна

Обобщенный опыт работы на тему:

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty._2016-2017_god_dlya_proverki.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Жучкова В.С. МБДОУ д/с № 1г.Кропоткин

муниципального образования Кавказский район                    

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 1 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Жучкова Валентина Сергеевна

Обобщенный опыт работы на тему:

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Картинки по запросу подвижные игры картинки                                                       

Содержание

  1. Введение   ……………………………………………………………  стр.3
  2. Актуальность исследования …………………………………………стр.4-5
  3. Технология опыта ……………………………………………………стр.6-8
  4. Методика проведения подвижных игр……………………………...стр.9
  5. Общие принципы организации подвижных игр на прогулке……..стр.10-12
  6. Региональный компонент…………………………………………….стр.13-15
  7. Результативность опыта………………………………………………стр.  16
  8. Рекомендации по использованию опыта ……………………………стр.16
  9. Заключение  ……………………………………………………………стр. 17-18
  10. Список используемой литературы …………………………………. стр.19
  11.  Приложения:
  • Приложение №1  Кубанские подвижные игры
  • Приложение №2  Консультации для родителей
  • Приложение №3  Консультации для педагогов
  • Приложение №4  Картотека подвижных игр
  • Приложение №5   Фотоматериалы.

ВВЕДЕНИЕ

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток  представлений

 и понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

                                                                В.А.Сухомлинский

 

        Цель физического развития с введением ФГОС:  

Овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Двигательная активность — биологическая потребность, ребенка степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации, уровнем развития техники.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др.
         Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным последних исследований от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим развитие интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним относятся, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования, способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры.

          Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

          Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Важность рассматриваемой проблемы стала основанием для определения темы моего опыта работы «Подвижная игра как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель:  влияние подвижных игр на физическое развитие детей младшего дошкольного возраста, доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Объект:  физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет:  подвижная игра как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза:  эффективность физического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами подвижной игры будет возрастать, ели будут реализованы следующие условия:

-   учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- делать правильный подбор методик по организации и проведении подвижных игр.

Задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, выявить уровень физического воспитания детей младше дошкольного возраста посредством подвижной игры,   показать значимость подвижных игр для полноценного физического развития детей младшего дошкольного возраста.

Методологические основы: теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.

Научная новизна:   использование в работе с дошкольниками кубанских народных подвижных игр.

Практическая значимость:  состоит в возможности использования предложенных подвижных игр и кубанских игр для занятий физической культурой с детьми 3-5 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

       Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. 
     В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх. 
        Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. 
         Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 
       Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. 
            В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако,  меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). 
              Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. 
           Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. 
         Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. 
            Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Мне  иногда  бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. 

        Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были, мы не скажем, а что делали -  покажем», «Обезьянки», «Шел король по лесу», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…», «Подарки». Эти и многие другие играми мы с  детьми проводим во время утренней зарядки, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса и задает положительный настрой малышей на начало дня.

В организованной образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группе зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так…и т.д.» (для детей младшего возраста).  Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры: «Селезень утку загонял, селезень утку загонял:- «Иди утица домой, иди серая домой»,- раз, два, три, лови!»

В познавательной деятельности тоже допустимо проведение подвижных игр по командам: «Найди свой цвет», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает - не летает», «Карлики-великаны», «Бывает - не бывает» и т.п. Также  организовывается образовательная деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на ковре, стоя, за столом и т.д.

После сна воспитатель организует игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.

         Воспитатель также наполняет развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводятся беседы о безопасности во время подвижных игр.

        Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

Методика проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

Алгоритм действий

Методы  и приемы

Сбор на игру

1. Начать играть с 3-5 детьми, а остальные присоединяться

2. Дать условный сигнал (голос, колокольчик, бубен)

3. Привлечь внимание красивой игрушкой.

Создание интереса к игре

1.Загадать загадку (отгадка-главный герой игры).

2. Спеть песню, рассказать стихотворение.

3. Показать игрушку.

Размещение детей

Ставят так , как этого требует начало игры.

Объяснение игры

1. Заранее не объясняют, а подсказывают действия детей по ходу.

2. К концу года 2 мл.гр. можно дать объяснение, когда игра простая.

Показ действий

1. Воспитатель выполняет все движения от начала до конца с детьми (полный показ).

2. Иногда до начала игры после сбора.

Распределение ролей

1.  Роль водящего выполняет воспитатель или ребенок старшей группы.

2. На роль водящего назначить активных детей, затем остальных.

Раздача пособий

После объяснения игры.

Начало игры и руководство

Играть от начала до конца с детьми

Окончание игры. Подведение итога

Дать положительную оценку и сравнить с образом.

Длительность игры

5-8 минут

Повторить 3-4 раза

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПРОГУЛКЕ

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и  физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее три подвижные игры. Игры должны быть разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо одно физическое упражнение (упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

        При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .                                                                                                                                          Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с малышами на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении - в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.   На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку - сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.
                                                                                                                                                 
В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

  • Название п/и, цель.
  • Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Кубанские подвижные игры

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Цель кубанских  народных игр – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью  патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви  и преданности малой Родине.

По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируя переход детского организма к более высокой степени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более  сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака», «Брыль» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок  может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувств коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все - за одного»), ответственности, смелости, находчивости.

В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются веселыми неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,  эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Эти четкие считалки, напевно-забавные запевалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

 Я, творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждаю в них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры привлекаю внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, даю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказываю товарищескую поддержку, добиваюсь достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, запевалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушавшись в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры  может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Я даю представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Задаю один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли меня правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклорами. Или можно   образно, но кратко рассказать о сюжете игры, поясняя роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства  глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

                        

             РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование подвижных игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей,  речь, внимание, логическое мышление.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

 

        РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА

Используя данный материал, рекомендую:

  • Уделить внимание подготовке атрибутов игры. Изготавливать их можно в присутствии детей.
  •  Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин.
  • Объясняя игру,  раскрывать последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Указывать местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них). При объяснении игры  не нужно отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов  проверять, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.
  • Время проведения игр не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано,  что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что применение подвижных игр повлияло на улучшение основных движений детей младшего дошкольного возраста. В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Валова Н. В. «Подвижная игра как средство физического развития дошкольника».

  1. Т.И Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе».

  1. Бауэр, О.П. «Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников».

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

  1. Доронина, М.А. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».

  1. Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева. «Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»

  1. Пензулаева, Л.И. «Анатомо-физиологические особенности детей».

  1. Степаненкова, Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».

  1. Филиппова, С.О. «Формирование у дошкольников двигательных навыков».

  1. Демчишин, А.А. «Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

Подвижная игра - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного возраста

         Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста Она способствует физическому, умственному, нравственному и...

Опыт работы "Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста"

Тема опыта            Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста...

Обобщенный опыт работы на тему"Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО"

Обобщенный опыт работы на тему"Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО"...

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время волнует педагогов, родителей, врачей, общество в целом. ФГОС ДУ обозначает работу в данном направлении как одну из важнейших в совреме...