Обобщенный опыт работы на тему"Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО"
статья

Жучкова Валентина Сергеевна

Обобщенный опыт работы на тему"Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty._2021_v_bank.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Жучкова В.С. МБДОУ д/с № 1г.Кропоткин

муниципального образования Кавказский район                    

Обобщенный опыт работы на тему:

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитателя МБДОУ д/с №1

Жучковой Валентины Сергеевны

 

г. Кропоткин, 2021г.                                                    

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1.

Введение

Стр. 3

2.

Актуальность исследования

Стр. 4

3.

Технология опыта

Стр. 6

4.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах ДОУ

Стр. 9

5.

Региональный компонент (кубанские подвижные игры)

Стр. 19

6.

Результативность опыта

Стр. 22

7.

Рекомендации по использованию опыта

Стр. 22

8.

Заключение

Стр. 23

9.

Список используемой литературы

Стр. 24

10.

Приложения:

10.1

Приложение №1  Кубанские подвижные игры

Стр. 25

10.2

Приложение №2  Консультации для родителей

Стр. 38

10.3

Приложение №3  Консультации для педагогов

Стр. 44

10.4

Приложение №4  Картотека подвижных игр

Стр. 55

10.5

Приложение №5   Фотоматериалы.

Стр. 66

  1. ВВЕДЕНИЕ

ФГОС ДО гласит: «Одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»

        Цель физического развития с введением ФГОС:  

Овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Двигательная активность — биологическая потребность, ребенка степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации, уровнем развития техники.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др.
         Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

 Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России.

Так, в созданной П. Ф. Лесгафтом системе физического воспитания, основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа».

По мнению П. Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.) Поэтому, для реализации задач гармоничного развития детей, важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

 Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

 Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

           Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробышки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.).

Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. А когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии.

Как следствие, формируются нравственно-ценные личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность. Благодаря развитой способности к имитации, большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

         На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако, подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. 

          Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Важность рассматриваемой проблемы стала основанием для определения темы моего опыта работы «Подвижная игра как средство  реализации ФГОС ДО».

Цель:  влияние подвижных игр на физическое развитие детей дошкольного возраста, доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Объект:  физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет:  подвижная игра как средство физического развития детей  дошкольного возраста.

Гипотеза:  эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста средствами подвижной игры будет возрастать, ели будут реализованы следующие условия:

-   учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- делать правильный подбор методик по организации и проведении подвижных игр.

Задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, выявить уровень физического воспитания детей младше дошкольного возраста посредством подвижной игры,   показать значимость подвижных игр для полноценного физического развития детей младшего дошкольного возраста.

Методологические основы: теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.

Научная новизна:   использование в работе с дошкольниками кубанских народных подвижных игр.

Практическая значимость:  состоит в возможности использования предложенных подвижных игр и кубанских игр для занятий физической культурой с детьми 3-5 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

       Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. 
     В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх. 
        Но в то же время игра не может служить средством обучения  дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. 
         Для  дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 
       Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. 
            В  дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако,  меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). 
              Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. 
           Таким образом, уже в  дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. 
         Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. 
            Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Мне  иногда  бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. 

        Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были, мы не скажем, а что делали -  покажем», «Обезьянки», «Шел король по лесу», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…», «Подарки». Эти и многие другие играми мы с  детьми проводим во время утренней зарядки, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса и задает положительный настрой малышей на начало дня.

В организованной образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группе зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так…и т.д.» (для детей младшего возраста).  Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры: «Селезень утку загонял, селезень утку загонял:- «Иди утица домой, иди серая домой»,- раз, два, три, лови!»

В познавательной деятельности тоже допустимо проведение подвижных игр по командам: «Найди свой цвет», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает - не летает», «Карлики-великаны», «Бывает - не бывает» и т.п. Также  организовывается образовательная деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на ковре, стоя, за столом и т.д.

После сна воспитатель организует игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.

         Воспитатель также наполняет развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводятся беседы о безопасности во время подвижных игр.

        Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

  1. Методика проведения подвижных игр  в разных возрастных группах ДОУ

В дошкольной образовательной организации подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиться высокой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма. В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы1.

Подвижная игра — это сознательная, активная, двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, выполнение двигательных правил и на совершенствование двигательных навыков.

Специфика подвижной игры — молниеносная ответная реакция на сигнал, по которому меняются поведение и действия ребенка.

Особенности подвижной игры

1. Подвижная игра имеет правила, которые обязательны для всех играющих. Правила — это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Овладеть правилами — это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, подчинять его определенной задаче.

Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях:

• если не совсем понял объяснение педагога;

• очень хотел выиграть;

• был недостаточно внимателен.

2. Каждая подвижная игра должна иметь варианты (усложнения).

3. Подвижная игра включает движения, которые детям знакомы. В игре движениям не обучают.

4. Подвижная игра — по своей сути деятельность творческая. Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам (по принципу организации детей; возрастному принципу, видам движений, степени интенсивности движений и др.).

Классификации подвижных игр:

По сложности.

Игры делятся на элементарные, которые включают в себя:

а) сюжетные (содержат сюжет, роль, правила);

б) бессюжетные (содержат роль, правила и делятся на игры типа: перебежки, ловишки, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, игры с предметами);

в) игры-забавы (для маленьких детей);

г) игры-аттракционы;

д) игровые упражнения, для которых характерна конкретность двигательных заданий в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовленностью детей. Если в сюжетных играх основное внимание играющих направлено на достижение определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения. Поэтому игровые упражнения применяются в основном для закрепления и совершенствования у детей определенных движений.

К сложным играм относятся игры с элементами спорта.

 по двигательному содержанию (по видам движений) игры делятся на игры с бегом, прыжками, метанием, лазаньем, равновесием;

 по степени физической нагрузки игры классифицируются как большой, средней, малой интенсивности. Отличительная особенность игр большой интенсивности в том, что в них одновременно участвует вся группа детей и в основу их положены бег и прыжки. Игры средней интенсивности отличаются тем, что в них активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов), или движения выполняются по подгруппам. Отличительная особенность игр малой интенсивности в том, что движения в игре выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание);

• по преимущественному формированию физических качеств игры делятся на развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;

• по использованию пособий и снарядов, используемых в игре, классифицируются как игры с мячом, гимнастической палкой, обручами, с использованием гимнастической скамейки и гимнастической стенки;

• по принципу организации детей игры делятся на одиночные и командные;

• по возрастному принципу: игры, предназначенные для детей раннего возраста, детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

• с учетом сезона и по месту проведения игры делятся на летние, весенние, осенние, зимние; они могут проводиться в помещении и на открытом воздухе1.

Выбор игры зависит от: задач воспитания; возрастных особенностей детей; времени года; погодных условий; интересов детей; физической подготовленности детей; места игры в режиме дня; состава группы детей; состояния здоровья.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес у детей к игре, но и для того, чтобы решать педагогические задачи — совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил при изменении игровой ситуации, условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре[3] [4]. Игру можно усложнить по следующим направлениям:

• вводить нескольких ведущих (2 ловишки в игре «Ловишка с хвостиком»;

• увеличить расстояние в игре (для бега, прыжков, метания);

• усложнить правила (например, сначала дети бегут и занимают любое место, а затем только определенное, или в старшей группе пойманных можно выручать);

• сменить сигнал (вместо словесного — звуковой или зрительный);

• увеличить время (для бега, прыжков);

• включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания.

Первоначально варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах, что способствует развитию у них творческого начала.

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка, владеющего разнообразными двигательными навыками.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Н.Н. Кильпио, Э.Я. Степанен- ковой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольной образовательной организации.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах включает в себя сбор на игру; распределение ролей; объяснение игры; руководство ходом игры; окончание игры.

Сбор на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами.

В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он может взять красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Заинтересовать сказкой-ма- люткой.

С детьми средней группы следует заранее договориться, в какую игру они будут играть, где соберутся, и по какому сигналу ее начнут.

В старшей группе воспитатель может поручить своим помощникам — наиболее активным детям — собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по командам, предложить по сигналу собраться в установленном месте как можно быстрее (отметить, какая команда быстрее собралась). Можно собрать детей при помощи зазывалок («Раз, два, три — играть скорей беги», «Раз, два, три, четыре, пять — всех зову играть»).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Распределение ролей происходит по-разному. При распределении ролей важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели исполнять эти роли.

В младших группах роль водящего исполняет вначале сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограниченного пространства и определенного направления его движения.

В средней группе воспитатель изредка исполняет главную роль. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы.

В старшей и подготовительной группах воспитатель назначает ведущего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка или, наоборот, на примере активного показать, как важно быть смелым), или включается сам в игру к общему удовольствию детей, беря на себя роль водящего или рядового участника или же выбирая того, кто желает быть водящим. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогом.

В другом случае воспитатель может использовать считалку. При этом он может спросить у детей: «Какую считалку мы выберем сегодня?»; Кто хочет считать?». Может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку.

Для назначения нового водящего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Ребята, какая Света молодец: и от волка легко увернулась, и Наташу выручила. Теперь она будет волком».

Объяснение игры. В младшей группе существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение воспитателя, которое дается, как правило, в ходе самой игры. Рассказывать надо самое основное, а в процессе игры дополнять объяснения. Объяснение дается эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий перевоплощению ребенка в игровой образ. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры.

В средней группе, проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут вызвать у играющих затруднения.

В старшей и подготовительной группах при объяснении игры воспитатель раскрывает полностью ее содержание еще до начала игры, затем с помощью вопросов уточняет правила, предлагает кому-либо из детей повторить содержание. После этого педагог указывает местоположение играющих и распределяет роли, назначает водящего и начинает игровые действия.

Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом в процессе игры дополнить деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать к объяснению их самих.

Руководство ходом игры. Чем меньше возраст, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

В средней и старших группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары (например, в игре «Найди себе пару»).

Воспитатель подает команды, звуковые и зрительные сигналы к началу игры (хлопки в ладоши, взмах флажком, рукой). Он дает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей, поддерживает их эмоционально-положительное состояние. Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменить направление, незаметно проскочить или пробежать мимо ловишки). Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Он регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно, воспитывает нравственность, формирует у детей правильную самооценку, нормы взаимоотношений, учит преодолевать трудности.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Подведение итогов игры должно быть оптимистичным, коротким, конкретным.

При подведении итогов игры в старшей и подготовительной группах педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно исполнил свои роли, проявил смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем тщательно анализирует причины нарушения правил игры. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков .

Подвижные игры различаются по сложности движений, по содержанию сюжета, по количеству правил и ролей, по характеру взаимоотношений между играющими, по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»), вызывающие у детей смех, радость.

На 2-м году жизни используются бессюжетные игры («Передай мяч», «Скати с горки», «Паровоз»). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно переходят от индивидуальных действий к совместным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается. Сюжеты игр также усложняются.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). В игре малышей привлекает сам процесс действия: пробежать, догнать, бросить. Все дети играют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально в зависимости от своих двигательных возможностей. Большой интерес вызывают у малышей игры с текстом. Слова раскрывают содержание игры, помогают ребенку соблюдать ее правила.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку).

В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой сигнал — возвращаются на свои места.

В средней группе большинство игр имеет развернутые сюжеты, определяющие содержание движений и характер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. В средней группе уже возможны игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»).

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. С. 151—156; Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. С. 130—133.

Для детей старшей и подготовительной группы подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование («Чье звено скорее построится»), В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Применяются все виды подвижных игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты (вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными движениями, затем парные и встречные — от простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах), игры-аттракционы, спортивные игры.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Для детей 3-го года жизни в дни проведения физкультурных занятий длительность подвижных игр может быть 6—8 мин; в другое время (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10—15 мин.

С детьми 4-го года жизни длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий должна составлять 6—10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для организации подвижных игр увеличивается до 15—20 мин.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности — с текстом, пением, хороводные — длительностью 5—10 мин.

Летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как дети быстро перегреваются, потеют, устают, и у них пропадает желание играть.

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с детьми на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делая детей неповоротливыми, неловкими. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому детям удобнее играть небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на воздухе с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, организовать их в помещении — в групповой комнате, освободив для этого побольше места. По возможности, нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые целесообразно использовать в игре.

Физическую нагрузку в игре регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества или сложности правил и преодолеваемых препятствий, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.

Определяя нагрузку игры, учитывают возраст дошкольников и уровень их физической подготовленности, а также условия, в которых проводят игру (в помещении, на площадке, зимой или в теплое время года). Заканчивают ее тогда, когда дети получают достаточную физическую и эмоциональную нагрузку.

Важно уметь правильно планировать подвижные игры.

Для детей двух и трех лет необходимо подбирать игры, которые развивают функцию равновесия и ориентировку в пространстве в доступных движениях (ходьбе, беге по прямой), силу и координацию в катании, прокатывании и бросании мяча, гибкость и координацию в ползании, подлезании, силу в прыжках на месте и в длину. Всего в год рекомендуется планировать в среднем 25—26 подвижных игр и игровых упражнений.

В начале года следует использовать игры, разученные детьми в предыдущей группе, внося в них необходимые усложнения. Известно, что разучивать игру целесообразно на прогулке, в свободное время. Одну и ту же игру следует провести 3—4 раза в неделю, повторить в течение двух-четырех недель, затем перейти к другим и снова вернуться к ней. Неоднократно повторяя игры, следует варьировать их, внося несложные изменения.

Сколько же новых игр следует планировать ежемесячно?

В младших группах ежедневно разучивается 1—2 подвижные игры. Всего в месяц получается 12—14 подвижных игр и игровых упражнений (включая физкультурные и музыкальные занятия). В течение недели планируется приблизительно 5—6 игр с разными основными движениями. На один день рекомендуется планировать по две игры на каждую прогулку. В дополнение к ним проводятся игры или игровые упражнения с подгруппой детей.

В средней группе в год рекомендуется планировать в среднем 25 подвижных игр и игровых упражнений. Ежемесячно рекомендуется разучивать 2—3 подвижные игры. Всего в месяц в среднем получается 12—14 подвижных игр и игровых упражнений. В начале года по мере разучивания новых игр — 7—9, в летний период когда все разучены — до 16—17. В течение недели планируется приблизительно 5—6 игр с разными основными движениями.

В старшем возрасте всего в год рекомендуется планировать в среднем 33—34 подвижные игры. Ежемесячно рекомендуется разучивать в среднем 3 подвижные игры. Всего в месяц в среднем получается 12—14 подвижных игр. В начале года по мере разучивания новых игр — 7—9 в месяц, в летний период, когда игры все разучены — до 18—20. В течение недели планируется приблизительно 5—6 игр с разными основными движениями.

  1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Кубанские подвижные игры

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Цель кубанских  народных игр – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью  патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви  и преданности малой Родине.

По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируя переход детского организма к более высокой степени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более  сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака», «Брыль» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок  может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувств коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все - за одного»), ответственности, смелости, находчивости.

В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются веселыми неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,  эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Эти четкие считалки, напевно-забавные запевалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

 Я, творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждаю в них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры привлекаю внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, даю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказываю товарищескую поддержку, добиваюсь достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, запевалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушавшись в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры  может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Я даю представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Задаю один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли меня правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклорами. Или можно   образно, но кратко рассказать о сюжете игры, поясняя роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства  глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

                        

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализ проведенной мной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование подвижных игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей,  речь, внимание, логическое мышление. А включение в игры регионального компонента, в моем случае кубанских подвижных игр, делает разнообразнее игровой процесс.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА

Используя данный материал, рекомендую:

  • Уделить внимание подготовке атрибутов игры. Изготавливать их можно в присутствии детей.
  •  Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин.
  • Объясняя игру,  раскрывать последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Указывать местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них). При объяснении игры  не нужно отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов  проверять, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.
  • Время проведения игр не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано,  что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что применение подвижных игр повлияло на улучшение основных движений детей младшего дошкольного возраста. В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Валова Н. В. «Подвижная игра как средство физического развития дошкольника».

  1. Т.И Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе».

  1. Бауэр, О.П. «Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников».

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

  1. Доронина, М.А. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».

  1. Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева. «Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»

  1. Пензулаева, Л.И. «Анатомо-физиологические особенности детей».

  1. Степаненкова, Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».

  1. Филиппова, С.О. «Формирование у дошкольников двигательных навыков».

  1. Демчишин, А.А. «Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков»

  1. Ссылки на интернет-источники: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/26/igra-kak-sredstvo-realizatsii-osnovnoy-didakticheskoy 

https://studref.com/676839/pedagogika/metodika_provedeniya_podvizhnyh_raznyh_vozrastnyh_gruppah 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опыт работы по теме: " Подвижная игра как средство воспитания здорового ребенка"

Данный опыт работы может исполльзоваться воспитателями детских садов, студентами педагогических колледжей, обучающихся на специальности "Дошкольное образование", и всем,кто интересуется проб...

Обобщение опыта работы по теме: "Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепление здоровья детей"

Обоснование темыОсновной задачей работы моей группы является укрепление здоровья, охрана нервной системы, гармоничное физическое развитие, двига­тельная активность и развитие движений.Считаю работ...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

Обобщение опыта работы по теме "дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"...

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей

laquo; Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста....