Обобщен опыт работа по теме «Развивающие игры в речевом развитии детей дошкольного возраста»
презентация
Обобщен опыт работа по теме «Развивающие игры в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель опыта Исходя из вышесказанного, целью моей работы является - речевое развитие детей с помощью дидактической игры.
Новизна опыта: Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Задачи опыта Задачи : Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй. Применять дидактические игры в непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей для развития связной речи. Решить эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Этапы накопления и систематизации опыта: Подготовительный этап : 1 этап – информационно-аналитический. На этом этапе поставила перед собой цели и задачи работы над темой. «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений ) ». Подобрала и изучила методическую литературу. Я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. О дидактических играх и системе построения занятий, я узнавала из следующих источников: 1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с. 2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66. 3.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001. Сделала подборку дидактических игр по развитию речи на младший , средний, старший, подготовительный дошкольный возраст Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей Подобрала информационный материал родителям: консультации , памятки, разработка буклетов. Создала родительский клуб « Речевичок
Внедренческий этап: Практический этап. 2 этап Всю работу проводила с детьми, родителями . Считаю, что немаловажным значение для развитии речи детей окружающая обстановка, созданная в группе правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединится, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки. Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды. Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно развивающей среды в группе, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, мини-библиотека «Книжка малышка», детского творчества, сенсорный , музыкальный, уголок театрализации, зона отдыха и уголок здоровья. Предметно-развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками. Чтобы дети вновь проявляли интерес к какой то игре, я обращаю внимание на то, как закончить игру. Это могли быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д. Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявлялась очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке. Руководя играми, я стараюсь использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Могу и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр, сохраняю и уберегаю её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей вела их к определённому результату. Поддерживаю и пробуждаю детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражая удивление, шутку, используя разного рода игровые сюрпризы и т.п. И обязательно не забываю поощрять детей. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра
развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Поэтому стараюсь уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является, на мой взгляд, условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач. Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные. В своей работе я использую дидактические игры в разных видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности; в приобщении детей к художественной литературе; в обучении правильному произношению; в беседах; в наблюдениях; в подвижных играх; в театрализованной деятельности; в играх на развитие мелкой моторики; в режимных моментах; в минутках по безопасности. Хочется отметить в своей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, а особенно организованным в группе родительский клуб « Речевичок », здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Мною отбирается и разрабатывается материал, учитывая большую загруженность родителей домашними делами. Рекомендую играть с детьми даже на кухне.
Технология реализации опыта Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно : а) Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры. б) Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
в) Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах. г) Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если они ссорятся из-за выбора дидактической игры , то можно найти компромисс. Например, предложить поиграть ровно пять минут в первую игру , потом столько же во вторую.
Результативность опыта Проводимая мною работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников. Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной мною серии игр и упражнений «Кто что ест?» , «Чей малыш?» , «Найди маму» , «Волшебный мешочек» , «Весёлые матрешки» , «Картинки - половинки» , «Найди окошко» , «Кто в домике живет?» , «Помоги мишке собрать урожай» , «Кислый – сладкий – соленый» , «Угадай по описанию» , «Угадай, какая сказка» , «Найди отличия» , «Чего не хватает ? в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи. Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов. При создании мною постоянно игровых ситуаций могут ли существовать люди, животные, растения без солнца? • Что случится, если не будет растений? Как папа узнал, что ночью был дождь ? Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?Почему заяц и белка линяют? …….обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей
Результативность опыта В результате моей работы по данной теме у детей: 1. Повысился уровень речевой деятельности детей. 2. Обогатился и расширился словарный запас детей. 3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам. 4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей. 5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями. 6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи. 7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей. 8. Дети принимали активное участие в конкурсах.
Самооценка обобщенного опыта работы: На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития, я считаю, что использование дидактических игр создает условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим стараюсь создать все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
Презентация собственного практического опыта была представлена на: РМО, в образовательном учреждении, на «Секции воспитателей» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».
Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"
Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Обобщение опыта работы на тему «Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» сообщение Савидовой Надежды Юрьевнывоспитателя группы общеразвивающей направленности от 2- до 3- лет...
План работы по самообразованию Тема: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
данный материал был подготовлен для воспитателей подготовительной группы...

Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес д...

Презентация опыт работы по теме «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель опыта: использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников...
