План работы по самообразованию Тема: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

данный материал был подготовлен для воспитателей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_podg_.gr_.docx703.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

План работы по самообразованию

Полоумовой Светланы Анатольевны

Тема: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

2020-2021учебный  год

  подготовительная

(возрастная группа)

Тема:  «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

Цель:  Выяснить, как загадка влияет на формирование разных сторон речи дошкольника.

Задачи:

  • Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  • Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
  • Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  • Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  • Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
  • Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Выход темы:

  • Проведение итогового мероприятия. (коллективный просмотр) Тема:«В гости к загадкам»(июнь)
  • Подготовить консультацию для педагогов:«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» (январь)
  • Провести тренинг для родителей и детей: «Поиграем вместе».(январь)
  • Оформление папки передвижки. Тема: «Уровень развития речи детей 7-6 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» (октябрь,февраль)
  • Консультаций для родителей. «Влияние загадок на развитие речи дошкольника.»( март)
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.(май)

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.:

Академия, 1999.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

4.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.:

Просвещение, 1976.

5.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

6.Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:

БГПУ, 2000.

7.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7

8.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).

-М.: Просвещение, 1981.

9.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.С.59-66.

10.Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк.

воспитание.-1983.-№7

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

1.Загадки об овощах и фруктах. НОД «Загадки на грядке»

2 Дидактическая игра: «Что где растет?»..

Изготовление буклетов.

«Загадка и её роль в развитии речи дошкольника»

Изучение литературы И.А.Мазнин.-М.:ТЦ Сфера,2004-96с.-(Серия «Вместе с детьми»).

Октябрь

1.Загадки о растениях.

Организация выставки работ детского творчества.

Создание картотеки загадок о растениях

Изучить статью Илларионова, Ю.Г. « Учите детей отгадывать загадки»

Папка передвижка:«Уровень развития речи детей 7-6 лет»

Ноябрь

1. Загадки о животных.

2.Д/и «Кто спрятался?»

3. Вечер- развлечение: «Загадки Лесовика».

1.Создание картотеки загадок о животных. 2.изготовление дидактической игры          

Изучение игрового пособия

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

Декабрь

Конкурс загадок: «В гостях у Угадайки».

Папка- передвижка.

«Загадки из детства».

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»        

Январь

Придумывание загадок о природе

Консультация для педагогов:«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Изучение методики О.С.Ушаковой

Тренинг для  родителей и детей: «Поиграем вместе».

Февраль

Проведение проблемной ситуации по составлению  рассказа «Путешествие в страну Загадок».

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина).

Коллективное оформление книжек «Зимние загадки».

Март

Д/ игры: «Что в шкафу?»

КВН «В мире загадок»

1.Создание детской библиотеки «Лукоморье».

2.изготовление Д/и

Консультация «Влияние загадок на развитие речи дошкольника.»

Апрель

Создание с детьми альбома загадок «Природа вокруг нас»

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Май

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Выступление на педсовете: «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Анализ совместной работы ДОУ и родителей воспитанников за учебный год

Июнь

Продукты проекта:

1.Создание картотеки загадок о   растениях, животных, овощах.

2.Изготовление с детьми Д/и«Что в шкафу?», «Кто спрятался?»

3. Создание с детьми альбома загадок «Природа вокруг нас»

4.Книжки самоделки с придуманными с родителями загадками.

5.Создание картотеки НОД, консультаций для родителей.

ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

Консультация для педагогов: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

–  –  –

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.

Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

1. Влияние загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия. Они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.

Наиболее важны из них:

•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•стимуляция умственной активности;

•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

•развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано словоотгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.).

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете.

Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

2. Методика обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта.

Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Буклет для педагоговhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0017/00000016-bd479f43/img17.jpg

Выступление на педсовете:«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели.

Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи, — формирование обобщений. Как правило, обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове. Способности к обобщению придавал огромное значение Л.С. Выготский. Первые слова ребенка — это своего рода обобщения целого класса предметов или явлений на основании единичных, часто самых неожиданных признаков. Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Произношение слов при правильном воспитании совершенствуется, и «детский жаргон» (употребление ребенком слов, отличающихся от общепринятых) исчезает по мере улучшения фонематического слуха. Усваивается грамматический строй родного языка. Очень рано звуковая сторона языка, материальная оболочка становится предметом деятельности и практического познания ребенком.

Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Соответственно и приемы оказания помощи разнообразны.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются:

- расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

- убывание эгоцентризма детской речи;

- развитие функций речи;

- речь как орудие общения;

- речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности».

Принятый ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:

- социально–коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое;

- физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе.

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Естественно, что познавательное развитие тесно связано  с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.

  1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
  4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
  6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычек»

Все упражнения выполняются перед зеркалом каждый день, по 5-8 раз каждое.

При выполнении упражнений взрослый должен считать вслух.

1 упражнение «Заборчик – трубочка»

На счёт 1-2-3-4 зубки сомкнуты, губы в улыбке,

на счёт 1-2-3-4 губы вытянуты трубочкой вперёд

2 упражнение «Окошко»

Широко открыть рот, показать верхние и нижние зубки,

удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6

3 упражнение «Часики»

Острый язычок водить влево - вправо попеременно

под счёт «тик – так, тик – так». Рот приоткрыт. Губы в улыбке.

4 упражнение «Лопатка – иголочка»

Широкий, мягкий язычок положить на нижнюю губу,

удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4,

затем сделать язычок острым, твёрдым как иголочка,

удерживать под счёт 1-2-3-4.

5 упражнение «Послушный ветерок»

Язычок широкий как лопатка лежит на нижней губе.

С силой подуть на ватку, чтобы она улетела.

Щёки не надувать!

Воздушная струя проходит посредине язычка.

6 упражнение «Качели»

Острый язычок тянуть вверх – вниз попеременно

под счёт 1-2; 3-4. Рот открыт.

7 упражнение «Вкусное варенье»

Широким язычком «облизать» с верхней губы

« варенье» под счёт 1-2; 3-4

8 упражнение «Ковшик»

У широкого языка загнуть боковые края и кончик языка вверх.

Удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6.

9 упражнение «Барабанщики»

Рот открыт. Твёрдым кончиком языка стучим за верхними

зубками на выдохе: «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д».

10 упражнение «Лошадки»

Рот открыт. Пощёлкать язычком медленно, под счёт 1-2;

3-4.

11 упражнение «Почистим зубки»

Рот широко открыт как «Окошко».

Острым язычком водить за верхними и нижними

зубками попеременно, под счёт.

12 упражнение «Грибок»

Широкий язычок присосать к нёбу, рот открыт.

Удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6.

13 упражнение «Гармошка»

Сделать «Грибок», с силой оттягивать нижнюю

челюсть вниз под счёт 1-2; 3-4.

14 упражнение «Горка»

Рот открыт, кончик языка упирается за нижние зубки,

спинка языка поднята вверх.

Удержать в таком положении под счёт 1-2-3-4-5-6.

Голосовые упражнения

  1. Поочерёдно тянуть гласные звуки как можно дольше на выдохе:

А--------------------------------

О--------------------------------

У--------------------------------

И-------------------------------

2. Тянуть гласные на одном выдохе, без паузы один звук переходит в другой:

А----О-----У-----И

3. Звук А – тянем громко

Звук О – тянем умеренно

Звук У – тянем тихо

Звук И - шёпотом

Упражнения для щёк

1.«Толстячок» Надуть обе щеки, удержать под счёт до 10.

2.«Худышка» втянуть обе щеки. Удержать под счёт до 10

3.Надуваем поочерёдно левую и правую щёку по 10 раз.

4.Перекачиваем поочерёдно воздух из одной щеки в другую под счёт 1-2, 3-4.

5.«Футбол» Острым, твёрдым кончиком языка упираться поочерёдно то в левую, то в правую щёку под счёт 1-2, 3- 4

Тренинг для родителей и детей .

«Поиграем вместе!»

Цели:

- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;

- дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр;

- построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование: памятки с рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук, пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.

Родители с детьми сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.

Ход :

Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх.

Вначале я хочу, спросить, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Рекомендации к пальчиковым играм:

- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;

- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;

- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;

- некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Родители выполняют упражнения вместе с детьми.

Игры с пуговицами.

1.Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.

2.Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

3.Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по обучению грамоте.

Игры с сыпучими материалами.

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

2.Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3.Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).

5.В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.

6.В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.

Игры с пробками от бутылок.

1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«По свежему снегу, мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1.Возьмем бельевую прищепку и проверим на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем и развивает его.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Консультация для родителей : «Влияние загадок на речевое развитие детей  дошкольного возраста».

Цель:выяснить, как загадка влияет на формирование разных сторон речи дошкольника.

Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации)способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами,загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

 Рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

ДЛЯ  ДЕТЕЙ

Загадки об овощах

***
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
- картошка -

***
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка.
- картошка -

***
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка -

***
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
- картошка -

***
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -

***
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
- капуста -

***
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту -

***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- капуста -

***
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
- капуста -

***
Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
- капуста -

***
Сто одежек -
Все без застежек.
- капуста -

***
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
- морковь -

***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь -

***
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
- морковь -

***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла -

***
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла -

***
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
- лук -

***
Пришел барин с грядки, весь в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
- лук -

***
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
- лук -

***
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
- лук -

***
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
- лук -

***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
- чеснок -

***
Маленький, горький,
Лучку браток.
- чеснок -

***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок –

***
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
- тыква -

***
Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже.
- тыква -

***
Только фея может этот
Овощ превратить в карету.
- тыква -

***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
- баклажан -

***
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
- баклажан -

***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец -

***
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
- репка -

***
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
- репка -

***
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
- репка -

***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
- редиска -

***
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом.
- редиска -

***
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
- помидоры -

***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
- помидор -

***
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
- огурцы -

***
Развалились в беспорядке
На своей перине-грядке
Сто зеленых медвежат,
С сосками во рту лежат,
Беспрерывно сок сосут
И растут.
- огурцы -

***
Свежий и солёный
Он всегда зеленый.
- огурец -

***
Без окон без дверей
Полна горница людей.
- огурец -

***
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец -

***
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
- кукуруза -

***
Голова на ножке, в голове горошки.
- горох -

***
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
- горох -

***
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
- горох -

***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
- горох -

***
У царя Гороха дочки
Спят в кроваточке-стручочке
Кругленьки хорошеньки,
Всех зовут…
- горошинки -

***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
- горох -

                  Загадки о цветах, травах

***
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
- подсолнух -

***
Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит.
- подсолнух -

***
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
- подсолнух -

***
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
- петрушка -

***
Широкие листочки выросли на грядке
Как их называют, знаете, ребятки?
Летние салаты с ними – объеденье,
Поскорей отведайте это угощенье.
- салат -

***
Желтым зонтиком расцвел
Друг всех овощей…
- укроп -

***
Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
- укроп -

***
Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют.
- укроп -

***
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
- колосок -

***
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
- колосок -

***
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья..
- зёрнышко -

***
Из земли вырастаю —
Весь мир одеваю.
- лён -

                                                                                            Загадки про фрукты

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

 

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)

 

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

 

На ветвях они висели,

Как созрели — посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

 

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

 

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

 

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. —

Сладок мягкий... (абрикос)

 

Сверху — шкурка золотая,

В центре — косточка большая.

Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

 

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

 

Летом в платьице зеленом,

А по осени — в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

 

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

 

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной... (яблочки)

                                   ЗАГАДКИ О ГРИБАХ

       Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

 

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

 

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

 

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

 

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

 

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

 

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

 

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

 

На поляне шар лежит,

Лишь наступишь — дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это — дедушкин... (табак)

 

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

 

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

 

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте... (мухомор)

 

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

 

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

 

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

Развлечение для детей"Загадки Лесовичка"

Программное содержание:

Формировать знания детей о лесе. Устанавливать сходство и различие природных объектов, опираясь на картинки. Активизировать словарь детей по теме. Развивать кругозор, логическое мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционные задачи: Развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Оборудование: Картинки с изображением деревьев, грибов, лесных ягод, птиц; телеграмма, соленое тесто, дощечки, салфетки, магнитофон с записями шума леса и голосами птиц.

Предварительная работа: Беседы с детьми «Лес - наше богатство», «Обитатели леса»; дидактические игры: «Кто где живет?», «Изобрази животного»; рассматривание картин и иллюстраций о лесе.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно от кого она? (воспитатель читает) «Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник птиц. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои задания. Лесовичок»

Воспитатель: - Дети, вы хотите принять участие в празднике? (да) Давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас Лесовик. (обратите внимание на картинки с изображением деревьев) Воспитатель:- Назовите деревья? (ответы детей) Чем деревья похожи между собой?

Дети: - У всех есть ствол, корень, ветки.

Воспитатель:- А чем отличаются?

Дети: - Одни лиственные, а другие хвойные, по цвету коры. Воспитатель: - Случается, в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Как называется лес или часть леса, где растут только сосны?

Дети: - Сосновый бор.

Воспитатель: - А лес, состоящий из берез?(березовая роща) Лес, состоящий из дубов? (дубрава) Лес, состоящий из осин? (осинник) Воспитатель:- Назовите деревья, которые растут в лиственном лесу? Дети:- Дуб, береза, липа и т.д.

Воспитатель:- А в хвойном лесу?

Дети:- Ель, сосна.

Воспитатель:- А есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (ягодами, грибами) Какие лесные ягоды вы знаете? (землянику, малину, калину и т.д.)

А какие грибы можно найти в лесу? (дети перечисляют)

Как вы думаете, можно ли в лесу собирать незнакомые ягоды и грибы? (нет, можно отравиться, бывают ядовитые)

Правильно, среди ягод и грибов, встречаются ядовитые, поэтому брать в руки и есть их нельзя.

Физкультминутка.

А теперь мы в лес пойдем, (дети идут друг за другом)

Вброд ручей мы перейдем, (идем, высоко поднимая колени) Небывалой высоты У ручья растут цветы. (руки вверх, подняться на носочки)

Посмотри по сторонам, Что же лес подарит нам? (повороты влево-ввправо)

Наклонись, сорви малинку И клади ее в корзинку. (наклоны)

Крепкий беленький грибок мы положим в кузовок. (приседания) Воспитатель:- Ребята, вспомнить животных, обитающих в нашем лесу помогут нам загадки.

-Лежала между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (еж)

-А кто изобразит ежа? (ребенок изображает)

-Есть у ежа жилище и как оно называется? (норка)

-Чем питается еж? (грибами, ягодами, насекомыми и т.д.)

-Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз?:

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

-А кто изобразит белку? (ребенок изображает)

-Есть у белки жилище и как оно называется? (дупло)

-Чем питается еж? (грибами, ягодами, орехами, шишками)

-Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна? (медведь)

-А кто изобразит медведя? (ребенок изображает)

-Есть у медведя жилище и как оно называется? (берлога)

-Чем питается медведь? (грибами, ягодами, медом, мелкими животными)

Кого боится? (никого)

-Угадай-ка, что за шапка меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

-А кто изобразит зайца? (ребенок изображает)

-Есть у зайца жилище? (нет)

-Чем питается заяц? (травкой, корой)

-Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)

-А кто изобразит лису? (ребенок изображает)

-Как называется лисий домик? (нора)

-Чем питается лиса? (птицами, мелкими животными)

-Кого боится? (медведя, волка)

-Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный,

По полю рыщет, телят, ягнят ищет? (волк)

-Кто изобразит волка? (ребенок изображает)

-Как называется домик волка? (логово)

-Чем питается волк? (птицами, мелкими животными)

-Кого боится? (медведя)

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два три, четыре, пять

Мы опять пойдем гулять. (Встали, сгибаем пальчики поочередно)

Этот пальчик - по дорожке,

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами,

Этот пальчик - за малинкой,

Этот пальчик - птиц увидел

Их вспугнул, но не обидел.

Птицы с шумом улетели. (Встряхивают кистями)

С ним играть не захотели. (Сжимают пальчики в кулак)

Воспитатель:- Птички хотят с нами поиграть. Подойдем к столу и возьмем по картинке с изображением птиц.

Перечислите всех птиц. (Снегирь, ворона. Ворона, ласточка, грач, скворец).

Поднимите вверх карточки с изображением перелетных птиц. (Дети выполняют).

Почему их называют перелетными? (Улетают на юг и с нами не зимуют).

А теперь покажите зимующих птиц (Дети показывают).

Почему их называют зимующими? (Они не улетают на юг и с нами зимуют).

Воспитатель:- Ребята, скажите без чего лес не может существовать? Дети:- Надо тепло, свет, воду, чистый воздух, тишину.

Воспитатель:- Лес живой, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет; вода и почва для роста растений и жизни животных; чистый воздух. А еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям.

А как вы ведете себя в лесу, сейчас мы проверим.

Возьмем разносы. В них две фишки.

Какого они цвета? (красного и зеленого)

Если вы согласны с правилом поведения в лесу, то поднимаете зеленую фишку, а если не согласны, то красную.

Можно ломать ветки (красная)

Разжигать костер (красная)

Любоваться красотой природы (зеленая)

Собирать грибы (зеленая)

Разорять гнезда и муравейники (красная)

Отдыхать на пне (зеленая)

Уничтожать ядовитые грибы (красная)

Собирать ягоды (зеленая)

Оставлять после себя мусор (красная)

Воспитатель:- Молодцы! Если вы пришли в лес будьте внимательны, не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. Вы много знаете о лесе и его обитателях. Давайте подарим Лесовику картину, которую сейчас сделаем, чтобы получить пригласительные билеты на праздник. Давайте, изобразим картину зимнего леса. Какие элементы зимнего леса вы хотите изобразить? (деревья, ели, снежные сугробы, диких зверей). Молодцы!

Подойдите к столам, возьмите пластилин и начинаем лепить детали общей картины. (Дети лепят и потом составляют сюжет. Звучит музыка.)

Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая зимняя картина у нас получилась. Лесовичку она очень понравиться. Молодцы! И так вы справились со всеми заданиями Лесовичка хорошо, то вы обязательно получите пригласительные билеты на праздник птиц в лесу.

Летнее развлечение «В гости к загадкам»

Цели:

• Активизировать речь детей, учить отгадывать загадки о явлениях природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить детям радость, приобщать детей к истокам народной культуры;

• Познакомить детей с русским народным фольклором;

• Воспитывать гордость за свое причастие к русской народной культуре. Пробуждать желание любить народное творчество.

Ведущая 1: Здравствуйте, уважаемы е коллеги! Здравствуйте, дорогие ребятишки! Какая замечательная погода собрала нас здесь сегодня вместе. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Слышно пенье комаров,

Время ягод и цветов,

Озеро теплом согрето

Всех зовет купаться……(ЛЕТО)

Ведущая 2: А что же такое лето? Ответьте ребята? Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте громко «ДА» или «НЕТ» (ИГРА ДА или НЕТ)

ИГРА ДА или НЕТ

1. Лето – это жара?

2. Лето – это зима?

3. Лето – это яркое солнце?

4. Лето – это холод?

5. Лето – это пляж?

6. Лето – это купание в реке?

7. Лето – это походы в лес?

8. Лето – это бабочки?

9. Лето – это листопад?

10. Лето-это снег?

11. Лето – это отдых?

12. Лето – это санки?

Молодцы, все правильно отгадали.

Ведущая 1: Почти 2 месяца лета уже позади, ну-ка скорее их назовите? (дети называют летние месяца)

Дети, а сколько месяцев длится лето? (3 месяца)

А какой месяц мы еще не назвали (август)

Правильно ребята, молодцы!

А что вы делали, летом? Загорали, купались, играли? А давайте поиграем в вопрос-ответ, я вас буду спрашивать а вы будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!». Но если вы с чем-то не согласны, ничего не говорите!!!!

Речевая игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто, скажите, летом этим за порядок был в ответе?

- Кто из вас, скажите вслух, охранял зелёных мух?

-Кто старательно, как мог, поливал свой огород?

-Кто из вас, проснувшись рано, мылся летом из-под крана?

-Кто из вас, когда умылся, бритвой папиной побрился?

-Кто на море отдыхал, кто купался, загорал?

- Кто из вас, когда купался, на снегу потом валялся?

-Кто и летом и зимой любит пошутить со мной?

-Кто не ходит летом хмурый, любит спорт и физкультуру?

Ведущая 2: Тогда в круг скорей вставайте и за мною повторяйте (Зарядка под музыку КУКУТИКИ)

Ведущая 1: Итак, ребята, наш праздник продолжается. Нам нужно попасть в гости к загадкам. А поможет нам в этом волшебный цветок, который вырос у нас на клумбе. Давайте все вместе скажем волшебные слова

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб мы оказались

на сказочной полянке ЗАГАДОК!

Ведущая 2: Вот вы и оказались на сказочной полянке загадок. Я вам буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно и постарайтесь дать правильные ответы:

Мчалась по тропинке
Девочка бегом.
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку-то как зовут?

Красная Шапочка


А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, — ….

Мальвина


Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

Мышка


Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?

Снегурочка


Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….

Айболит

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

Буратино

Ведущая 1: Ах, какие, молодцы! Все правильно ответили и всех сказочных героев назвали. А хотите поиграть?

Игра под музыку: «Если нравится тебе, то делай так».

Если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка в ладоши;

Если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка в ладоши;

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка в ладоши.

Если нравится тебе, то делай так - 2 притопа;

Если нравится тебе, то делай так - 2 притопа;

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

если нравится тебе, то делай так - 2 притопа.

Если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка руками по коленям;

Если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка руками по коленям;

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка руками по коленям.

Если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка в ладоши,

2 притопа, 2 хлопка руками по коленям.

Если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка в ладоши,

2 притопа, 2 хлопка руками по коленям.

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

если нравится тебе, то делай так - 2 хлопка в ладоши,

2 притопа, 2 хлопка руками по коленям.

Ведущая 1: А у меня еще загадки остались, готовы:

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

 Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

Ведущая 2: Молодцы, ребята, а теперь я приглашаю всех поиграть и повеселиться на нашей волшебной сказочной полянке ЗАГАДОК.

Проводятся игры:

«Солнце И Дождь»

«Медуза»

«Яблочко на тарелочке»

«Нарисуем солнышко»

«Ловля рыбок»

«Полет бабочек»

Ведущая 1: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие в страну ЗАГАДОК. До новых встреч ребята.

Дискотека с танцами.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...

Статья на тему: "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста с ОНР

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развити...

Методическая работа: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – н...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...