Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста
презентация к уроку по теме

Презентация-консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель Шишкова А.Н.

Слайд 2

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.

Слайд 3

Влияние загадок на развитие речи дошкольников Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее . Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста . Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Слайд 4

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Слайд 5

Коррекционно- развивающие возможности загадки воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.

Слайд 6

Три группы загадок К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это…?

Слайд 7

Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Трещит, а не кузнечик .Летит , а не птица, везет а не лошадь. Зимой лежал, а весной в реку побежал.

Слайд 8

Загадки третьего уровня сложности: это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга. «Красное коромысло", через реку повисло.

Слайд 9

Тематика загадок Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Слайд 10

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами . В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Слайд 11

Модели составления загадок для детей дошкольного возраста (А.А. Нестеренко) Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же ?". Самовар Какой ? Что бывает таким же ? - Какой самовар по цвету? - Блестящий. Медаль - новая -Какой самовар по действиям? - Шипящий Вулкан - проснувшийся - Какой он по форме? - круглый Арбуз - спелый «Блестящий как новая медаль; шипящий как проснувшийся вулкан; круглый , но не спелый арбуз.»

Слайд 12

Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же? Ежик Что делает? Что(кто) делает так же? Пыхтит Паровоз - старенький Собирает Хозяйка - хорошая Семенит Малыш – который учится ходить. «Пыхтит как старенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит , но не малыш который учится ходить.»

Слайд 13

Модель 3. " На что похоже? Чем отличается ?« Гриб На что похоже? Чем отличается ? На мужичка Нет бороды На дом Нет окон На зонтик У зонтика тоненькая ручка Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом , но без окон; как зонтик , но на тонкой ножке.

Слайд 14

Досуг «Ярмарка загадок»

Слайд 15

Список литературы Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11018681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"font-size: 12px;","width":"98"}}]]   Загадка – одна из малых...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...