Главные вкладки

    Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста
    презентация к уроку по теме

    Презентация-консультация для педагогов 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл презентация2.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель Шишкова А.Н.

    Слайд 2

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.

    Слайд 3

    Влияние загадок на развитие речи дошкольников Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее . Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста . Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

    Слайд 4

    Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

    Слайд 5

    Коррекционно- развивающие возможности загадки воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.

    Слайд 6

    Три группы загадок К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это…?

    Слайд 7

    Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Трещит, а не кузнечик .Летит , а не птица, везет а не лошадь. Зимой лежал, а весной в реку побежал.

    Слайд 8

    Загадки третьего уровня сложности: это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга. «Красное коромысло", через реку повисло.

    Слайд 9

    Тематика загадок Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

    Слайд 10

    Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами . В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

    Слайд 11

    Модели составления загадок для детей дошкольного возраста (А.А. Нестеренко) Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же ?". Самовар Какой ? Что бывает таким же ? - Какой самовар по цвету? - Блестящий. Медаль - новая -Какой самовар по действиям? - Шипящий Вулкан - проснувшийся - Какой он по форме? - круглый Арбуз - спелый «Блестящий как новая медаль; шипящий как проснувшийся вулкан; круглый , но не спелый арбуз.»

    Слайд 12

    Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же? Ежик Что делает? Что(кто) делает так же? Пыхтит Паровоз - старенький Собирает Хозяйка - хорошая Семенит Малыш – который учится ходить. «Пыхтит как старенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит , но не малыш который учится ходить.»

    Слайд 13

    Модель 3. " На что похоже? Чем отличается ?« Гриб На что похоже? Чем отличается ? На мужичка Нет бороды На дом Нет окон На зонтик У зонтика тоненькая ручка Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом , но без окон; как зонтик , но на тонкой ножке.

    Слайд 14

    Досуг «Ярмарка загадок»

    Слайд 15

    Список литературы Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

    Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

    «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...

    Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11018681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"font-size: 12px;","width":"98"}}]]   Загадка – одна из малых...

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...