Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Киреева Вера Леонидовна

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разного вида и моделирования  ( тема, основное содержание); указан список используемой литературы; имеется приложение: информационная карта педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Тополек»

Мастер-класс

«Дидактические игры и методические пособия своими руками».

Технологическая последовательность

изготовления пособия – тренажера «Снеговик».

Выполнил: Киреева Вера Леонидовна,

Воспитатель I квалификационной категории.

г.Серов, 2015

Цель мастер-класса: Познакомить с последовательностью изготовления авторского пособия – тренажера «Снеговик»; показать практическое применение в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

распространение передового опыта, внедрение новых технологий.

Категория слушателей: воспитатели, учителя-логопеды.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения (структура):

  • передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
  • практическая работа (изготовление коллективного авторского пособия-тренажера);
  • применение пособия в работе с детьми: показ презентации;
  • выставка авторских пособий с аннотацией.

В ходе проведения мастер-класса слушатели:

  • принимают участие  в обсуждении полученного результата (готового изделия);
  • предлагают для обсуждения собственные разработки пособий;
  • участвуют в выставке авторских пособий.

Пояснительная записка.

Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями на современном этапе, является замена ценностей обучения на ценности развития ребенка.
Дошкольный возраст – сенситивный период, где формируется одна из базовых познавательных способностей – способность к моделированию. В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО рядом исследователей метод наглядного моделирования рассматривается как одно из универсальных учебных действий.

Перспективным направлением совершенствования коррекционно –развивающего обучения в группе детей с речевыми нарушениями также является использование метода наглядного моделирования.

Данное пособие – модель было изготовлено как дидактический материал в ходе подготовки к комплексно-тематическому интегрированному занятию «В гостях у снеговика Семёна». Кроме этого, было заявлено на Всероссийский творческий конкурс «Снеговичок».

На протяжении сезона пособие использовалось как тренажер для решения ряда задач познавательного и речевого развития детей.

Изделие применяется в различных модификациях, легко трансформируется; многофункционально, вариативно, имеет коррекционную направленность.

Тренажер подходит для индивидуальных, подгрупповых занятий и упражнений с детьми от 3 до 7 лет, для самостоятельной деятельности, а также для оформления интерьера.

В комплект входит набор сменяемых материалов; предусмотрено последовательное усложнение игровых заданий в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей, моторно-двигательных умений и навыков. Все детали изделия крепятся при помощи деревянных втулок, легко разбираются и собираются, поворачиваются вокруг оси.

С помощью пособия возможно решение задач коррекционно-речевого направления познавательного и речевого развития.

Коррекционно-речевое направление.

  • Формирование правильного физиологического дыхания, направленной воздушной среды. («ветрячок», сдувание «снежинок с рукавиц»).
  • Развитие мелкой моторики рук (мозаика, шнуровка, нанизывание колец, действия с бельевыми прищепками).
  • Развитие ориентировки в пространстве, меткости, глазомера («Попади «снежком» в цель).
  • Закрепление навыков звукопроизношения в сочетании с движением руки (звуковые дорожки, звуковые разминки).

Познавательное и речевое развитие.

  • Упражнение в прямом и обратном счете, знакомство с цифрами («двигаемся по стрелочке»).
  • Закрепление и называние основных цветов и оттенков (действие с бельевыми прищепками, составление разноцветных бус в заданном чередовании цвета).
  • Развитие психических процессов, эмоциональной отзывчивости («найди отличия», «что изменилось», «что неправильно» и др.)
  • Различение и называние птиц, классификация и дифференциация («кто прилетел, кто улетел?»)

Последовательность изготовления и практическое использование

I этап. Подготовка основных и вспомогательных деталей

  • Подбор коробок-кубов трех размеров (должны складываться по типу «матрешка»), катушек из-под скотча («руки» снеговика) и оклеивание белой бумагой.
  • Детали для лица (пуговицы, муляж – морковка, тесьма красного цвета, красная или розовая бумага для «щек»).  
  • Силуэты – рукавички из цветного картона со снежинками на тесьме.
  • Головные уборы (пластмассовое ведерко, вязаная шапочка, шляпа).
  • Аксессуары – «бусы» (тесьма, кольца от пирамидок, бельевые прищепки разноцветные), ватные шарики, «гармошка».

II этап. Оформление кубов.

Нижний куб:

1 сторона – «звуковая дорожка» наклеена в форме спирали (шнурок цветной).

2 сторона – отверстия на одинаковом расстоянии для составления узоров из мозаики.

3 сторона – стрелочка по центру, по краям – снежинки на скотче, цифры.

4 сторона – декоративные кнопки на одинаковом расстоянии (шнуровка).

Средний куб – 1 сторона – «ветрячок» две боковые стороны – крепятся  

 поворотные «руки».

Верхний куб – «голова»

III этап. Составление «снеговика» в разных вариантах и действие детей с ним.

Пособие яркое, необычное, вызывает у детей живой интерес и желание действовать с ним.

Ожидаемые результаты (для ребенка):

  • Пособие поможет развить конструкторское мышление, фантазию:
  • Разовьет тактильные ощущения, моторику, глазомер;
  • Поможет в изучение цветов и форм (у младших дошкольников);
  • Разовьет усидчивость;
  • Ребенок узнает на практике понятие слов «модель», «технология».
  • Научится приемам моделирующей деятельности.

L:\Снеговики пособие\IMG_1061.JPG                      L:\Снеговики пособие\IMG_1081.JPG

L:\Снеговики пособие\IMG_1059.JPGL:\Снеговики пособие\IMG_1057.JPGL:\Снеговики пособие\IMG_1050.JPGL:\Снеговики пособие\IMG_1058.JPGL:\Снеговики пособие\IMG_1082.JPG   L:\Снеговики пособие\IMG_1048.JPG

L:\Снеговики пособие\IMG_1089.JPGL:\Снеговики пособие\IMG_1104.JPG L:\Снеговики пособие\IMG_1086.JPG

L:\Снеговики пособие\IMG_1084.JPG   L:\Снеговики пособие\IMG_1094.JPG    L:\Снеговики пособие\IMG_1075.JPG



Предварительный просмотр:

Конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

ДОУ: МАДОУ № 16 "Тополёк", город Серов, Свердловская область.

Воспитатель: Киреева Вера Леонидовна, I квалификационная категория.

Тема: " Путешествие к насекомым"

Цель: использование метода игрового наглядного моделирования  при закреплении и расширении знаний детей о насекомых.

Возрастная группа: дети седьмого года жизни.

Форма НОД:  игровое комплексно - тематическое занятие

Форма организации: подгрупповая

Учебно - методический комплект: самостоятельная разработка на основе  комплексной коррекционно-образовательной  программы развития   детей  4-7 лет с ОНР ( Н.В. Нищева).

Реализация образовательных областей: "познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, конструирование из разных материалов,

восприятие художественной и познавательной литературы.

Методы (приёмы) инноватики: метод моделирования, элементы ТРИЗ, экспериментирование.

Средства реализации:        

        наглядные:        модели разного типа ( предметные, предметно-схематические, символические): круговая диаграмма " Смена времён года", модель классификации "Животный мир", модель Земли - глобус; схематические модели: " Внешний вид насекомых", "Кольцо превращений", модель " Взаимосвязи в природе";  предметная модель "Крылья бабочки", "Бабочка-"Павлиний глаз", "Кокон" ( бигуди со шпагатом), "Модель хоботка бабочки"- дудочка-язычок), модель "Покровительственная (маскирующая)  окраска", модель "Разноцветные тропинки";

предметный набор "Насекомые", шапочки для игры " Кольцо превращений".

        литературные: стихи и загадки, энциклопедия "Почемучка".

        мультимедийные: компьютерная презентация.

        музыкальные: музыкальное сопровождение при проведении игр и релаксирующих упражнений.

        оборудование: магнитная доска, столы с раздаточным материалом.

Планируемые  результаты как целевые ориентиры освоения программы:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, речевой , художественно-эстетической  деятельности методы и приёмы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  • проявление интереса к речевой, познавательной -  исследовательской и конструкторской  деятельности;
  • самостоятельность в исследовании и изучении внешнего вида и строения насекомых на примере бабочки;
  • активность, творчество в выполнении  различных видов деятельности; предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
  • инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • владение способами обследования предметов (объектов) зрительным и осязательно-двигательным путём, по образцу, инструкции педагога и самостоятельно; создание интереса к моделирующей деятельности.
  • овладение учебными действиями на основе ФГОС ( умение анализировать и обобщать; классифицировать факты, явления и абстрактные понятия;  сравнивать, устанавливать причины явлений и их следствия, участвовать в диалоге).

ЗАДАЧИ

образовательной программы

ЗАДАЧИ

с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие: формировать у детей интерес  к окружающему миру природы; расширять знания и представления детей о насекомых (особенностях внешнего вида и жизненных проялений) посредством  игр моделирующего характера.

Коррекционно -развивающие: активизировать память, мышление и внимание детей; развивать слуховое и зрительное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать мелкую моторику; обогащать словарный запас; развивать связную речь; творческую активность; автоматизировать  произношение свистящих и шипящих звуков в игровой ситуации.

Воспитательные:  воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающей природе, к насекомым; воспитывать познавательный интерес  к природному окружению; формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий.

Активизировать  речевую и  двигательную деятельность  Андрея Ш, Саши Ш.  при выполнении игровых упражнений .

Обратить внимание на правильное произношение звуков, дикцию, темп речевых высказываний  у Влада С., Миши Н., Ариши К., Андрея Ш.

Помочь  Вике Г., Максиму В., Матвею З. в выполнении заданий при работе со схемами.

Этапы (последовательность)

Деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия( деятельность)

детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемый результат

Мотивационно-побудительный

Создание мотивационного поля.

Эмоциональное погружение.

Организационно-поисковый.

Актуализация знаний

Обобщение

Обобщение

Опора на имеющиеся знания детей.

Сообщение новых знаний, постановка проблемных вопросов

Подведение  итога

Сообщение новых сведений

Непосредственная  практическая деятельность.

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию.

Сообщение новых знаний, выполнение практических действий.

Введение нового персонажа.

Практические действия с моделями.

Упражнения на релаксацию.

Творческая работа

Игровая деятельность

Проблемная ситуация

Обобщение воспитателя

Рефлексивно-корригирующий

Итоговая мини-беседа

Припоминание всех заданий, выполненных детьми.

Самоанализ полученных знаний.

Приветствие " Солнечный лучик": руки кверху мы поднимем,

Лучик солнечный возьмём.

Мы его к груди прижмём и гостям его пошлём.

Фонопедическое упражнение "Весной" (слайд № 2)

Сюрпризный момент:

Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:"Раз,2,3,4,5 - будем мы весну встречать!"

Мини-беседа "Что вы видите вокруг?"(слайд №3)

  • Нравятся вам цветы? Почему?
  • Кроме людей, кого еще привлекают цветы?
  • Назовите, каких вы знаете насекомых?

Куда бы мы ни пошли- в сад, в лес, на луг- повсюду нас окружают маленькие незаметные соседи-насекомые!

Этих маленьких животных можно найти в любом уголке земного шара.

  • Кто вспомнит, почему их так  называют?

Называются они насекомыми потому, что у многих из них словно насечками тело          разделено на несколько частей.  (слайд №4)             

Чем еще насекомые отличаются от других животных, кто как думает? ( их тела состоят из 3-х частей- голова, грудь, брюшко; у каждого из них по 6 лапок, почти у всех есть крылья (2 или 4), т.е. они способны летать.

Насекомые нужны многим (птицам, зверям, рыбам).

 Нужны ли цветам насекомые? Давайте  будем рассуждать, для чего нужны цветам насекомые? (слайд №5)

"Для того, чтобы цветов было много, нужно,

чтобы кто-то обязательно переносил пыльцу с цветка на цветок. И делают это..., правильно - пчелы, осы, шмели и, конечно, красавицы-бабочки - к их мохнатым лапкам и брюшку прилипает желтая цветочная пыльца, которую они переносят с цветка на цветок.

Поэтому,  эти  крылатые насекомые очень полезны. Не надо их ловить - лучше внимательно понаблюдать за ними.

А с помощью чего мы можем за ними наблюдать? (слайд № 6)

Оказывается, у бабочек удивительные крылышки: они покрыты цветными чешуйками, которые имеют огромное значение.

Чешуйки, уложенные на крыле бабочки, подобны черепице на крыше дома (слайд №7)

Чешуйки защищают крылья бабочки от повреждений. Тронь крыло - чешуйки сотрутся и бабочка не сможет летать.

Задает вопрос:

А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания? (слайд № 8,9,10)

Игра -превращение " В поле бабочка летала",

Игра "Разложи по-порядку" (этапы появления бабочки);

Игра "Кокон" (наматывание шпагата на бигуди)

Устали бабочки летать, опустились на цветы, пить захотели.

Давайте подумаем, как бабочка пьет, как люди или как  животные?

Рот бабочки - это свернутый, как спираль, прозрачный хоботок. Когда бабочка пьет нектар (сладкий сок растений), хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.(слайд № 11)

Чтение авторской сказки "Приключение Колобка" (слайд № 12)

Вопрос от "Колобка":

"Как насекомые спасаются от врагов?"(слайд №13,14, 15)

Игровое упражнение "На лесной полянке"

"Давайте снова мысленно перенесемся на лесную полянку. Закрывайте глаза и представьте, сколько вокруг цветов, сколько над ними порхает прекрасных, изумительных бабочек - и больших, и совсем маленьких. На крыльях бабочек - яркие пятна и пестрые узоры. И вдруг- опасность! "(хлопок в ладоши). Дети открывают глаза

Изготовление "бабочек" из конфетных оберток (фантиков) способом перекручивания.

Игра - превращение " Раз,2.3 - насекомые все мы!"

Речедвигательная гимнастика-игра со звукоподражанием "Жуки и комарики"

Игра с элементами ТРИЗ "Хорошо-плохо".

Вопрос: Что произойдет с нашей природой, если насекомые исчезнут?" (слайд № 16,17,18).

Что выбираешь ты? (слайд №19)

" В живой природе все взаимосвязано. Деревья, травы, насекомые, птицы не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Насекомые -это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять".

"Сегодня мы поговорили об основных особенностях внешнего вида насекомых...

А дальше  сами расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего путешествия, что вам понравилось, что огорчило? А, может быть, вы все это уже знали?

А еще КОЛОБОК мне на прощание рассказал интересную историю, а я расскажу ее вам, но это будет уже в следующий раз.

Педагог начинает приветствие, настраивающее

детей на радостное содержательное

общение.

Выполняет движения вместе с детьми.

Обращает внимание детей на макет цветочной поляны, на макет " Животный мир"

Обращает внимание на  строение тела насекомых.

Поощряет детей к высказыванию.

Подводит итог после обсуждения.

Активизирует мыслительную деятельность детей с помощью проблемных вопросов

Выслушивает ответы детей

.Предлагает детям внимательно послушать  рассказ и рассмотреть подвижную модель бабочки.

Организует детей на игру, помогает распределить роли.

Выслушивает все варианты ответов детей.

Предлагает детям попробовать подуть в трубочки-язычки.

Выставляет модель

"Покровительст

венная окраска насекомых".

Вовлекает детей в обсуждение.

Показывает модель бабочки "Павлиний глаз".

Предлагает детям  выбрать материал  для изготовления "бабочек".

Советует мальчикам изготовить крупных бабочек, а девочкам -мелких.

Оказывает помощь некоторым детям.

Предлагает оказать взаимопомощь.

Предлагает детям встать в круг-"полянку", полетать, "пожужжать" (мальчикам), "позвенеть" (девочкам)

Активизирует детей на высказывания своего мнения.

Организует беседу, поощряет высказывания детей, дает установку на получение новых знаний.

Включаются в совместную деятельность, стоя по кругу.

Выполняют  движения в сочетании со звукоподражанием.

Выстраивают порядок и последовательность  на круговой диаграмме "Времена года"

Совместно с педагогом  выполняют действия с предметной моделью .

Дети показывают деление тела насекомого на части  рубящими движениями ребром ладони  по своей руке.

Слушают рассказ и включаются в обсуждение

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, выражают собственные суждения, совместно решают проблемную ситуацию.

Выполняют практические действия с моделью крыла, покрытого тонким слоем цветной пудры.

Наблюдают за преобразованиями.

Пытаются самостоятельно решить поставленную задачу.

Выполняют движения в соответствии с текстом, учатся договариваться.

Предлагают свои варианты ответов, спорят, доказывают.

Находят под стульчиками "хоботки" и с удовольствием дуют в них.

Выполняют действия с цветными полосками-"дорожками" и мелкими изображениями насекомых; сравнивают, подбирают, делают выводы.

Сидя на стульчиках с закрытыми глазами, представляют себя на лесной полянке.

Наблюдают за действиями взрослого, по- очереди действуют с моделью.

Задают вопросы.

Дети выбирают материал, свободно передвигаются в пространстве и находят свое рабочее место.

Ориентируясь на образец (некоторые дети), и проявляя свою собственную фантазию изготавливают поделки.

Дети играют, фантазируют

Вовлечены в совместную со взрослым активную мыслительную деятельность

Выражают свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности.

Создается положительный

 настрой.

Развивается слуховое восприятие, автоматизируется произношение звуков.

Формируется умение классифицировать и делать выводы.

Активизируется словарь.

Осуществление условных действий в имитационном показе.

Активизируется

внимание, развивается  логическое мышление.

Развитие связной диалогической речи с элементами монолога.

Формируются практические действия.

Создание стойкого познавательного интереса.

Стремление к получению новых знаний и практических навыков.

Готовность детей к общению в совместной деятельности.

Формируется умение рассуждать.

Умеют правильно выполнять физиологический выдох в трубочку.

Сформировано зрительное внимание.

Развивается мелкая моторика, творческие способности, зрительное внимание.

Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу, инструкции педагога и самостоятельно.

Сформировано понятие, что в живой природе все взаимосвязано.

Связно, внятно, логически грамотно отвечают на поставленные вопросы.

Сформирована мотивация для дальнейшего развития и обучения.

Разработчик: воспитатель  первой квалификационной категории Киреева Вера Леонидовна.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №16 «Тополек»

Опыт работы

Тема:  «Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой».

F:\картинки-заставки\Логопедия, Logopaedics.jpg

Составитель:  Киреева Вера Леонидовна,

воспитатель МАДОУ детского сада №16

 I квалификационной категории

Серов, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

Актуальность темы……………………………………………………………….

Роль метода моделирования в процессе ознакомления детей

с природой, предметным миром…………………………………………………

  • Этапы работы по использованию моделей
  • Место метода моделирования в организации образовательного процесса

Опыт работы с детьми по теме…………………………………………………..

  • Алгоритм построения занятия углубленно-познавательного типа «Знатоки птиц»
  • Результативность занятия

Заключение…………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………….

Приложение ………………………………………………………………………..

… Ребенок не должен бояться, что его вдруг спросят на занятии, а он не сможет ответить…

Где же гуманность методов, если они затрудняют ребенку процесс познания и отталкивают его от знаний, осложняют жизнь, отношение к близким ему людям?

Ш.А.Амонашвили

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальнейшее развитие ребенка. Как помочь ребенку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым?

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, образования. Принципы личностно - ориентированной дидактики предусматривают вариативность содержания, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности детей.  Задача воспитывающего – помочь ребенку совершенствоваться в выбранных им видах деятельности, суметь подобрать такие проблемы познания, которые близки и интересны ребенку; использовать такие способы познания, где бы и педагог и ребенок могли бы взаимодействовать.

Концепция дошкольного воспитания позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно- ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания сос сферой воспитания детей дошкольного возраста.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Суть его – в процессе целенаправленного педагогического воздействия формирование у детей начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые рядом с ним.

Экологическая культура выделена как одна из пяти содержательных линий Государственного образовательного стандарта (национально региональный компонент) общего образования, реализуется через комплекс занятий и в повседневной деятельности детей, посредством всех образовательных областей в работе дошкольного учреждения.

Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса.

Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Методы экологического образования традиционны и прошли проверку временем (наглядные, словесные, практические). Однако наряду с традиционными методами педагог в ходе целенаправленной работы с детьми овладевает разнообразными современными образовательными технологиями: мнемотехникой, элементами ТРИЗ, организацией экспериментальной деятельности детей.

Особое значение имеет овладение педагогом методами игрового проблемного обучения и наглядного моделирования.

Метод наглядного моделирования разработан на основе исследований известного детского психолога Л.А.Венгера.

Сущность этого метода заключается в том, что привлечение моделей помогает развить у детей важнейшие операции мышления.

По мнению Л.А.Венгера «основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования».

В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования разработан кандидатом пед. наук Н.А.Кондратьевой, одним из авторов программы «Детство».  

Экологическое воспитание и обучение дошкольников основываются на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, трудовую, изобразительную деятельность. Но познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством данных методов – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.  Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни  многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных  сообществ рождают  объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в стадии становления.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт.  Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, Ж. Пиаже, А. Запорожца и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Это одна из сторон рассматриваемого вопроса.

Опыт работы с детьми, страдающими различной речевой патологией показал, что они без радости включаются в учебную деятельность, у них неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы; они мало проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды; не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Кроме того, дети не умеют грамотно излагать свои мысли, теряют основную нить рассказа, путают или забывают события, нет последовательности в изложении содержания.

Значит, очень важно пробудить у детей с общим недоразвитием речи интерес к занятиям, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру, и тем самым облегчить процесс познания.

Это отвечает одному из принципов гуманизации педагогики – принципу игрового познания.

Поэтому, обратила особое внимание на использование метода моделирования в работе с детьми с общим речевым недоразвитием.

Следует отметить, что о наглядном моделировании, как одном из важных методов коррекционной работы с дошкольниками, шла речь в докладе Н.В.Новоторцевой на Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы дошкольного образования ХХI века».

Из всего сказанного обозначена тема работы «Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (с общим речевым недоразвитием).

Цель: показать эффективность использования моделей и процесса моделирования (моделирующей деятельности) при ознакомлении детей с миром природы, экологическом воспитании;

Его значение в процессе понимания, запоминания и воспроизведения содержания. Показать, что данный метод является оптимальным в достижении каждым ребенком целей Российского образования, предусмотренных Государственным образовательным стандартом (НРК) образования в период детства.

Задачи работы с детьми:

  • Облегчить процесс понимания, запоминания и воспроизведения материала; процесс становления связной речи при ознакомлении детей с миром природы, экологией, предметным окружением.
  • Развивать способность к опосредованному решению познавательных  задач, используя вспомогательные средства (символы, знаки, рисунки, схемы и т.д.), у детей с общим речевым недоразвитием.
  • С помощью метода моделирования облегчить ребенку процесс познания, делая обучение более доступным, наглядным.

Самостоятельное мышление, понимание глобальных проблем человечества, исследовательский и проектный методы обучения, моделирование, эксперимент, рефлексия, воспитание заботливого и ответственного отношения к себе и миру вокруг – вот набор ценностей системы дошкольного образования ХХI века.

Современная система дошкольного образования России развивается как вариативная. Вариативность достигается за счет многообразия образовательных программ и педагогических технологий, методик воспитательно –образовательной работы с детьми.

Изучив ряд программ экологического воспитания дошкольников, свой выбор остановила на комплексной программе «Детство» (раздел  «Ребенок открывает для себя мир природы»), парциальных программах Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа»), С.Н.Николаевой «Юный эколог». Не менее ценными в практической работе с детьми является методика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данных методических пособиях акцентировала внимание на разделах, в которых обстоятельно описывается метод моделирования. Дополняя и адаптируя пособия для моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности детей, опиралась на материал парциальной программы экологического образования детей «Мы» (Н.Н.Кондратьева и др.),интерпретировала опыт педагогов-практиков, представленный на страницах научно-методических журналов. Некоторые варианты моделей разработаны  в ходе практической деятельности.

В работе использованы разные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические) в зависимости от вида и типа занятия, вида деятельности, уровня подготовленности детей, возраста.

Работа по использованию моделей проводилась в определенной последовательности:

I этап

  • Предварительное ознакомление детей с объектами природы (наблюдения, занятия по рассматриванию), создание познавательно-информационной базы (чтение, беседы, игры и игровые упражнения).
  • Изучение модели (рассматривание, практические действия)
  • Знакомство с предметно-схематической моделью (сравнение картинки и символа, объяснение)
  • Демонстрация предметно-схематических моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.
  • Демонстрация моделей предметно-схематических для обобщения и систематизации знаний детей (формирование понятий).

 II этап

  • Абстрагирование. Замена предметно-схематической модели на схематическую (графическую).

III этап

  • Самостоятельное придумывание и конструирование предметных моделей, предметно-схематических и графических.

Моделирующая деятельность.

Когда дети хорошо поняли, для чего нужна модель и как с ней действовать, поупражнялись в использовании отдельных видов моделей, стало возможным сочетание разных видов моделей при изучении отдельной темы или раздела работы.

Например, при изучении темы «Комнатные растения», после рассматривания и сравнения листьев и цветов по цвету, форме, величине, характеру поверхности и пространственному расположению ввела модель сенсорных признаков для абстрагирования цвета и замещения характера поверхности частей растений (полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета и разной фактуры – гладкая, блестящая, плотная, бугристая, шероховатая, мягкая, ворсистая, колючая и др.

Знания по теме «Уход за комнатными растениями» были закреплены с помощью модели трудового процесса (предметные картинки в сочетании с символами, отражающий последовательность выполнения действий по уходу за комнатными растениями, особенности ухода за разными видами растений).

Широко использовала демонстрацию предметно-схематических и графических моделей в процессе сравнения объектов природы, нахождения признаков их отличия и сходства на занятиях по рассматриванию и составлению описательных рассказов (Помидор и яблоко. Лошадь и белка. Еж и морж. и т.д.). Использование модели, отражающей алгоритм классификации, дало положительный результат  на занятиях по обобщению и систематизации знаний детей при формировании понятий: птицы, рыбы, звери, насекомые.

Дети научились без особого труда вычленять общие и специфические для того или иного класса животных признаки (обобщающие занятия «Что мы знаем об акулах», «Знатоки птиц», «Что такое природа?», «Медведи» и др.).

Изучая тему «Насекомые», модель-макет для усвоения понятия «мимикрия» дала возможность показать детям одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира – защитная и маскирующая окраска покровов (модель бабочки, модель лесной поляны, модель леса и Севера). Для детей подготовительной к школе группы использовалась более упрощенная в цветовом исполнении модель.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы будет наиболее продуктивным, если они сами будут активными участниками процесса познания. Большую помощь в этом оказывает моделирующая деятельность. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Это и календари природы разных типов (календарь наблюдений за сезонными явлениями природы, календарь наблюдений за развитием и ростом растений, календарь наблюдений за птицами).

С целью формирования у детей представлений о родном городе, крае, воспитания на этой основе познавательного интереса и любви к Уральской природе, разработали и изготовили вместе с детьми модель – карту Урала, на которой поместили представителей растительного и животного мира. Предварительно замысел по созданию модели обсудили с детьми, чтобы она была понятна и интересна, несколько раз рассматривали и сравнивали объемную модель Земли – глобус.

Следует отметить, что многие модели многофункциональны, могут использоваться на разных видах занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей, в играх, для проведения диагностических упражнений. На основе моделей создала разнообразные дидактические игры («Кто где живет?», «Что вредно, что полезно для растений?», «Солнышко и лес», «Что за чем?».

Данный материал успешно претворялся в практическую работу с детьми. В результате, использование моделей позволяло демонстрировать существенные экологические связи в природе. Положительные результаты усвоения детьми материала доказывают, что данный метод и процесс моделирования являются эффективным способом более легкого  перехода от наглядно образного мышления к абстрактному, а значит и более легкому усвоению некоторых сложных и скрытых от понимания детей явлений и связей в природе.

Сопоставление результатов обследования детей с помощью диагностических игровых упражнений демонстрирует картину их достижений – развитие представлений о природе, экологически целесообразное поведение в природе, правильное взаимодействие с растениями и животными, развитие чувственной сферы.

Так, при проведении игровых упражнений с диагностической целью выявить знания детей о природе (Что мы знаем о природе? Что такое природа?), их отношение к природе, только 15% детей старшего дошкольного возраста смогли дать правильные, логически обоснованные ответы; 10% отказались отвечать из-за незнания или неуверенности, 25% - знания имеются, но не смогли выразить свои мысли последовательно, 50% - смогли ответить только на часть вопросов, опираясь на чувственный опыт.

После практического применения в работе с детьми некоторых видов моделей, например, «Что такое природа? (живая и неживая)» , подвижных моделей насекомых, моделей – схем для обобщения и систематизации знаний. Формирования понятий о разных группах животных и растений, знания , умения и навыки детей приобрели систематический характер, дети накопили много конкретных знаний, что дало возможность для дальнейшего формирования обобщенных представлений, провести с ними занятия углубленно – познавательного типа, с помощью моделей и других форм наглядности показать экологические зависимости природы.

Остановлюсь более подробно на методической разработке занятия по ознакомлению детей с птицами, на котором наиболее ярко прослеживается использование наглядных пособий, последовательность введения моделей и собственно моделирование.

Занятие проводилось в помещение театральной студии, где была создана предметно-развивающая среда, отражающая природу Уральского края, в форме игры по типу «Что? Где? Когда?».

Дети выступали в роли «знатоков», воспитатель – в роли ведущего. Вопросы к детям в конвертах «присылали» птицы – жители Уральского края: воробей, сорока, ворона, голубь, сова, дятел, синица, снегирь (контурное изображение птиц).

О птицах сложено много песен, стихов, загадок, поговорок, поэтому художественное слово присутствовало на протяжении всего занятия. Прежде чем прочитать вопрос, дети должны были отгадать загадку – описание о птице, которая его прислала. У детей это не вызывало затруднений.

Расстановка пособий была продумана в соответствии с алгоритмом занятия: игры, игровые упражнения и разного рода  задания постепенно усложнялись. Целесообразность в ходе занятия использовалась грамзапись (голоса птиц, звуки природы).

Занятие носило обобщающий характер, поэтому предполагало разнообразную предшествующую работу.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников основано в первую очередь на наблюдениях.

В циклах наблюдений за птицами на прогулках  и за попугаями в группе рассматривали и уточняли внешние особенности птиц, знакомились со способами передвижения по земле и по воздуху птиц разного вида, наблюдали за взлетом и посадкой птиц. Дети пришли к выводу, что во время полета силуэт птицы меняется, хвост  и крылья раскрываются веером. Рассматривая внешние особенности птиц, обратили внимание на то, что разные птицы имеют разную длину ног, отсюда разные способы передвижения и длина шага.

Для подтверждения и проверки полученных знаний использовали практические действия с моделями и моделирующую деятельность: действия с длинными и короткими «ногами» из картона (игра – соревнование «Кто быстрее из птиц дойдет до финиша?»); изготовление веера-хвоста из бумаги.  Дети убедились в ходе практических действий с моделями, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем птица или животное быстрее перемещается в пространстве; большая поверхность крыльев и хвоста создается за счет того, что перья могут складываться и раскрываться, как веер.

Знания, полученные во время наблюдения, дополнялись и уточнялись во время чтения художественных текстов, рассматривания иллюстраций, просмотра диафильмов и диапозитивов, составления описательных рассказов. В группе поместили календарь наблюдений за птицами.

Параллельно с этой работой постепенно знакомила детей с предметно-схематическими моделями, графическим изображением.

В итоге получился комплект карточек – 11 символических классификационных  признаков, способствующий формированию обобщенных представлений о птицах и умению составить связный последовательный рассказ.

Занятие было построено по определенному алгоритму, в каждой части разнообразие наглядных пособий, все задания построены на игровом материале, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. На каждом этапе вводила какую-либо модель (карточку – схему с классификационными признаками птиц): среда обитания, время обитания, вид гнезда, способ передвижения и т.д. Это дало возможность на конечном этапе занятия собрать вместе все карточки – схемы, необходимые для составления последовательного рассказа.

Особый интерес вызвали у детей следующие упражнения: «Кто как улетает в теплые края?», «Чье гнездо?», экспериментирование «Почему птицы могут летать?»  с последующей практической работой.

Следует отметить, что все дети были активны, задавали вопросы, с удовольствием выполняли задания, помогали друг другу. Возвращаясь к уже выполненным заданиям, дети смогли увидеть возможности многовариативности их выполнения.

Много внимания было уделено на занятии приемам, способствующим речевой активности детей, включению речевых гимнастик, динамических пауз и развитию общей и мелкой моторики, правильному звукопроизношению.

 Результативность проведенного занятия углубленно-познавательного типа: дети показали знания, умения и навыки, которые были накоплены в процессе планомерной предшествующей работы. На их основе можно учить дальнейшей классификации объектов природы, демонстрировать самые  различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях. Это хорошая возможность широкой умственной подготовки детей с общим речевым недоразвитием.

На данном занятии хорошо прослеживаются у детей навыки учебной деятельности: все без исключения внимательно слушали вопросы и пояснения, ответы сверстников, учились рассуждать и встраивать свои суждения в коллективную беседу; самостоятельно смогли сделать вывод и выстроить умозаключение: птицы – это часть живой природы, они нуждаются в питании, воздухе, они растут и размножаются.

Предлагаемый перспективный план отражает систему построения работы по формированию экологической культуры у детей в определенном логическом порядке. План разработан в соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования (Н.Михайленко, А.Короткова «Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. Методические рекомендации»).

Заключение

Наука сегодня еще не дает ответа на вопрос, с каким «даром» пришел человек на землю, в какой области он будет наиболее удачлив. Задача взрослого – внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

Цель работы – показать эффективность использования метода моделирования; метода, развивающего умственные способности детей; метода, облегчающего процесс познания, - достигнута.

У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность: зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания материала, сопровождающегося какой-либо наглядностью, практической деятельностью, - позволяет значительно быстрее вспомнить содержание разговора, беседы, познавательного рассказа.

Система по использованию в работе с детьми метода моделирования, как одного из эффективных методов наглядности, имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой кроры, она открывает широкие возможности для более эффективного запоминания, осознания детьми сложных процессов, происходящих в природе, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.

Последовательность введения моделей и моделирования при ознакомлении детей 5 – 7 лет с природой.

Тема

Содержание

Живое и неживое

Придумывание условных знаков для обозначения живой и неживой природы.

Составление предметно-схематической модели с набором картинок.

Растения и животные

Придумывание совместно с детьми условных обозначений животных и растений.

Основные факторы неживой природы

Знакомство с условными знаками – символами: свет, тепло, почва, вода.

Растения в уголке природы

Составление моделей условий жизни растений, сходных и различных по внешнему виду, условиям содержания (потребность в свете, поливе).

В гости к зиме

Анализ круговой диаграммы «Смена времен года» с использованием  знаков – символов (признаки зимы).

Зима и снег

Изготовление диаграммы «Уютная норка для мышки».

Где и как зимуют насекомые

Демонстрация стадий развития бабочки. Изготовление макета «Где зимуют насекомые?»

Круглый год

Плоскостные и объемные модели года

Посадка лука, овса

Модель зависимости состояния растений от условий содержания, условий освещенности.

Части растения

  • корень
  • стебель
  • лист
  • плод
  • цветок

Составление модели строения растения. Подбор условных знаков – символов к каждому виду корней, стеблей, видоизменений листа, плода. Изготовление модели цветка. Модель-игра «Построим цветок».

Семена – дети растений

Моделирование условий, необходимых для проращивания  (прорастания) семян.

Первоцветы

Моделирование условий роста первоцветов.

Насекомые

Модель – бабочки (защитная окраска).

Подвижные модели насекомых (божья коровка, гусеница).

Из жизни леса

Модель дерева.

«Этажи леса».

Земля – наш общий дом

Глобус – модель Земли. Карта Урала.

Список литературы

  1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Бондаренко Т.М. – Воронеж: Учитель, 2002
  2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Бондаренко Т.М. – Воронеж: Учитель, 2002
  3. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Грехова Л.И. – М: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ Иванова А.И. –М: ТЦ Сфера, 2003
  5. Кондратьева, Н.А. МЫ. Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н.А.- СПб: Детство-Пресс, 2002
  6. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми/ Молодова Л.П. – Минск: Асар, 1996
  7. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ Мариничева О.В. – Ярославль: Академия развития, 2002
  8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада/ Николаева С.Н. – М: Просвещение, 2002
  9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С.Н. – М: Академия, 1999
  10. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной  группы детского сада/ Николаева С.Н. – М: Просвещение, 2002
  11. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников/ Николаева С.Н. – М: Мозаика-Синтез, 2002
  12. Николаева, С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании  дошкольника./ Николаева С.Н., Комарова И.А. – М: Гном и Д, 2003
  13. Рыжова, Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники /Рыжова Н.А.. – М: Линка-Пресс, 2002
  14. Рыжова, Н.А. Я и природа/ Рыжова, Н.А. – М: Линка-Пресс, 1996

                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ

Информационная карта педагогического опыта

воспитателя МАДОУ  детский сад комбинированного вида №16 «ТОПОЛЁК» Киреевой Веры Леонидовны, первая квалификационная категория.

1.Тема педагогического опыта (ИПО)

Метод наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии детей старшего  дошкольного возраста.

2.Источник изменений

Наличие реальных противоречий между необходимостью эффективной коррекции всех компонентов речи детей с речевыми нарушениями, объективным ростом требований к уровню развития речи воспитанников на момент поступления в школу и недостаточностью современных инновационных технологий , раскрывающих алгоритм эффективной коррекции познавательно-речевых функций.

Инновационные подходы к развитию и воспитанию детей с речевыми нарушениями;

Методические новинки и творческие  разработки отдельных специалистов и творческие коллективные проекты;

Элементы здоровьесберегающихтехнологий.

3. Идея  и условия изменений

Изучение банка педагогической информации, инновационных игровых технологий.

Исследовательская, поисково-изобретательская деятельность:

  • Обработка аналитических данных
  • Разработка, создание и апробирование новых авторских конспектов, пособий, игровых упражнений в сочетании с известными, основанными на методе наглядного моделирования.
  • Модификация и адаптирование имеющихся моделей  для работы над всеми компонентами речи.
  • Подбор критериев и методов замера реализации технологического замысла.
  • Выбор оптимальных  диагностических методик, ориентированных на возрастные и индивидуальные возможности и особенности детей.

Создание оптимальных условий :

  • Создание специальной предметно-развивающей среды, способствующей самообучению ребенка и саморазвитию его речевых и познавательных навыков ( моделирующая деятельность, как заключительный этап данного метода).
  • Использование образовательных информационно-коммуникационных технологий.
  • Внедрение новых инновационных форм работы с семьями воспитанников, направленных на  повышение  уровня компетентности родителей  через расширение круга знаний  в области познавательно-речевого развития детей.
  • Интеграция деятельности специалистов МБДОУ , направленных на компенсацию речевого недоразвитие ребенка, его социальную адаптацию и подготовку к дальнейшему обучению в школе (популяризация метода наглядного моделирования)

Составление программы развития связной речи детей посредством метода моделирования:

  • Изучение «банка инновационных технологий», выделение наиболее оптимальных вариантов, комплекта приемов, их модификация и адаптирование.
  • Подготовка картотеки игр, предметно-схематических моделей.
  • Подбор критериев и методов замера реализации технологического замысла .
  • Мониторинг, отражающий динамику развития всех компонентов речи (эффективность метода наглядного моделирования)
  • Разработка алгоритма последовательности введения моделей на разных этапах обучения, системы подготовительных упражнений.
  • Создание модулей работы с учетом принципов компетентности, вариативности, комплектности, целостности и др.

4. Результаты изменений

Рост интереса детей к познавательно-речевым занятиям с использованием игр и игровых упражнений, основанных на методе наглядного моделирования, к моделирующей деятельности;

Положительная динамика в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы;

Развитие процессов  восприятия, запоминания, воспроизведения текстового материала;

Сократился срок постановки и автоматизации звуков в самостоятельной речи ( 85%);

Значительные улучшения  в умении составлять связные описательные рассказы (89%); пересказы текстов и заучивание стихов (95%);

Стойкие положительные результаты при обучении элементам грамоты, в овладении ими навыками звуко-буквенного анализа и синтеза (отзывы учителей и родителей)

5. Новые компетенции (участие, результаты в профессиональных конкурсах различного уровня)

Способы трансляции инновации.

ГМО молодых специалистов «ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА «УСПЕХ» (сообщения из опыта работы):

«Элементы инновационных  технологий в развитии связной речи у детей»;

Презентация «Обучение элементам грамоты детей в период подготовки к школе» и выставка учебно-методического материала.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ №6.8.16: метод наглядного моделирования в развитии связной речи детей.

Мастер-класс для воспитателей старших групп городского сообщества: метод наглядного моделирования в экологическом воспитании детей.

Городской профессиональный конкурс «Воспитатель года». (1 место): интегрированное занятие «Путешествие к насекомым»

Конкурс УО Серовского городского округа «Использование активных методов обучения». (2 место): интегрированное занятие « Лебединые истории»

Муниципальный конкурс «Моя педагогическая копилка»: пособие – тренажер «Снеговик»):(1 место).

Показной День защиты детей (интегрированное занятие «О пожаре и пожарных»)

6. Срок реализации инновации

Данная работа рассчитана на период:  2010 – 2013 год с последующими модификациями ( изменениями  и дополнениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Насоящий проект напоавлен на психомоторное  и речевое развитие детей методами логоритмики...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Данный проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей дошкольного возраста методами логоритмики....

Речевое развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей для речевого развития детей при ознакомлении с художественной литературой. Цель данной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личнос...

План самообразования " Использование метода синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Технология - открывающая творческие, интелектуальные и речевые возможности....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экс...