Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру

Александрова Светлана Владимировна

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение д/с №1 г. Починка

Мастер-класс

«Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

                                                                                Подготовила и провела: воспитатель

высшей категории

МБДОУ № г. Починка

                                                                                                      Александрова С.В.  

                                                                           

                                      г. Починок  2020-2021 уч. г.

Мастер-класс

«Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

-Дорогие коллеги, добрый день! - сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер – класс.

-Тема мастер – класса «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

Цель мастер–класса: дать участникам мастер–класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, как методе познавательного и творческого развития, и возможности применения их в практике.

«Расскажи и забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму», так гласит китайская пословица.

Народные мыслители говорят «Лучше один раз попробовать, чем 100 раз услышать» А ученые практики утверждают, что нужно испытать, нужно попробовать, нужно сделать, что то своими руками, и тогда у детей что то получится, они всё поймут.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Сегодня вашему вниманию я хочу представить некоторые эксперименты, но для начала давайте вспомним, что же такое эксперимент?

Эксперимент - это способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т. д.

-Для чего служит эксперимент?

Для подтверждения гипотезы, установления различных причинно - следственных связей.

Скажите, а какие виды детской деятельности способствуют познавательному развитию?

Познавательному развитию способствую следующие виды деятельности – это коммуникативная, трудовая, игровая, познавательно – исследовательская, чтение и восприятие художественной литературы.

Какие средства помогают нам проблему эту решить?

Это наблюдения, экспериментирование, тематические беседы, чтение художественной литературы.

В процессе экспериментирования дошкольники получают присущую им возможность, почувствовать себя исследователями, учеными и первооткрывателями, и практика показываю, что дети с удовольствием перевоплощаются в них. Поэтому немаловажным считаю, что процессу экспериментирования нужно придать творческий характер. Сегодня я хотела бы показать некоторые эксперименты с разными материалами, которые  применяются в работе с детьми.

И сейчас я предлагаю окунуться в мир детства, и приглашаю вас в сказу.

-Уважаемые коллеги, обратите внимание, что здесь стоит?

Волшебный сундучок.

Что же в нём лежит? Давайте обратимся к нему. Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок! А здесь лежит сказка, я приглашаю Вас в сказку «Путешествие Алисы в мир чудес»

И так сказка начинается:  Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, а на берегу она заметила небольшого лягушонка, Алиса захотела его рассмотреть. Но он испугался и плюхнулся в воду. Ах, как жаль, уж очень хочется его рассмотреть! Давайте поможем Алисе!

Дается задание трём группам провести опыты по карточкам.

Опыт №1. «Увеличительное стекло»

 Посадите фигурку в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Алиса стояла на берегу пруда и играла мандарином, который взяла из дома. Вдруг мандарин выскользнул из рук и укатился прямо в воду. Но не утонул. Опыт №2. Цель: Доказать, что в кожуре мандарина есть воздух.

     Один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул!

Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают его на поверхность воды.

Вывод: Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет

Только Алиса достала мандарин, подняла голову и посмотрела на небо, а там появились дождевые облака.

Опыт №3. «Дождевые облака»

Налейте в стакан воды на 2-3 см ниже края стакана. Добавьте сверху на воду пену для бритья, и пипеткой капните (синий) пищевой краситель. Что вы наблюдаете?

Вывод: капли воды с красителем просачиваются через пену, и медленно падают вниз.

(При помощи этого опыта, можно объяснить детям как появляется дождь и как он просачивается сквозь облака и падает на землю.)

Прошло немного времени, дождик все ещё не кончался, подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек.  Алиса вдруг заметила, как они стали выпрямляться. Давайте посмотрим на это чудо!

Опыт №4. «Звезда»

Для опыта понадобится блюдце и 5 спичек. Спички нужно надломить пополам, выложить уголками к центру. Пипеткой капать на сгибы спичек.

Что наблюдаем? Спички стали выпрямляться? Такой эффект называют капиллярность.

Вывод: древесина намокла и волокна из которых она состоит выпрямились.

Воспитатель: Шла Алиса, рассматривала все вокруг и в саду увидела фонтан. Нагнулась она, чтобы посмотреть в воду и нечаянно обронила заколочки. Как же их достать, руки так не охота мочить.

Опыт №5. Берем магнит на веревочке и достаем заколки.

Но вот дождь прошёл, и выглянуло солнышко, и Алиса увидела на небе прекрасную радугу, давайте и мы полюбуемся на эту красоту.

Опыт №6

Полоска из салфетки 4х10см, фломастеры, одноразовый стакан с водой.

Отступите снизу 3-4 см. и нарисуйте ряд полосок или кружков разными цветами радуги. Опустите нижний край полоски в воду.

Что наблюдаем? Вода постепенно поднимается вверх по волокнам. С помощью этого опыта, детям можно объяснить, как по растения впитывают воду.

Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов. Где? Что и как?

Итог: Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

. Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок! А здесь лежит Что это? Правильно электронный носитель, мы хотим Вам подарить наш меди ресурс, он представляет собой перечень опытов и экспериментов с их подробным описанием.

 Список литературы:

1.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.

2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

3.Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Мастер - класс Тема: Использование образовательной технологии Зиганова М.А. «ИнтеллекТ» в развитии детей дошкольного возраста.

Цели: развитие интеллектуальных способностей           повышение мотивации            сниж...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Консультация для воспитателей. «Ритмотерапия как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальной задачей является поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса ...