Консультация для воспитателей. «Ритмотерапия как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
консультация

Галкина Татьяна Алексеевна

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальной задачей является поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ритмотерапия рассматривается как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Она тесно взаимодействует с логоритмикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галкина Т.А.

МДОУ «Детский сад «Березка»

Консультация для воспитателей.

«Ритмотерапия как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальной задачей является поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ритмотерапия рассматривается как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Она тесно взаимодействует с логоритмикой.

Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.

Чувство ритма выступает важным психомоторным свойством, которое формируется в дошкольном возрасте и обеспечивает развитие двигательной сферы детей, поэтому ритмичные движения – это естественная физиологическая потребность детского организма. Ритм является условием усвоения и выполнения действий, совершаемых человеком в любой его деятельности.

Современная жизнь отличается ускоренным темпом и многообразием жизненных ритмов с которыми приходится ежедневно сталкиваться детям. Несоответствие жизненного ритма дошкольника его возрастным и психофизиологическим особенностям (нарушение режима дня, режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни, непоследовательность воспитания, информационные перегрузки повышенные требования родителей, несоответствующие возможностям ребенка и т.п.) приводит к нарушению его психического развития.

У детей с несформированностью ритмических процессов наблюдаются трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений, а также низкий уровень самоконтроля и произвольности поведения, что провоцирует эмоциональные и поведенческие нарушения.

В связи с этим развивающая, профилактическая и коррекционная работа с детьми в ДОУ должна включать различные методы и приемы ритмотерапии.

Область применения ритмотерапии:

1)        Профилактика и коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений (агрессия, импульсивность, застенчивость, тревожность, чрезмерная утомляемость, истощаемость, повышенная двигательная активность и т.п.)

2)        Развитие и коррекция познавательной сферы (память, внимание, мышление).

3)        Развитие и коррекция речи (фонематический слух, дикция, темп речи, звукопроизношение).

Польза ритмических игр и упражнений: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия; активизация познавательной деятельности; развитие пространственной ориентации; развитие зрительно-моторной координации; развитие межполушарных связей; формирование волевых усилий; развитие четкости и плавности речи; развитие умения контролировать свои эмоции и свое поведение.

Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх. Ритмотерапия включает комплекс методов и приемов из различных направлений психологии (танцевальной терапии, ритмической гимнастики, логоритмики, кинезиологии и нейропсихологии).

С некоторыми из них вы уже знакомы и часто используете в своей педагогической работе, такие как:

***Речедвигательные игры и физкультминутки (координация речи с движением) – активизируют речевую   деятельность, формируют    четкую    дикцию, умение   координировать    речь и движение, держать равновесие, развивают координацию и ритмизацию движений, дыхание, нормализуют мышечный тонус, улучшают ориентировку в пространстве.

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили (меняют положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (одну руку сжимают в кулак, другой гладят)

И совсем-совсем не сладкий, (грозят пальчиком)

Раз - подбросим, (руки вверх)

Два - поймаем, (руки назад, приседают)

Три - уроним, (руки вниз)

И…сломаем (встают и топают ногами)

***Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением - песни и стихи, сопровождаемые   движением   рук, помогают   развивать   мелкую    моторику, плавность и выразительность речи, речевого слуха и речевой памяти, способствуют развитию артикуляционной моторики.

«ЗАМОК»

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули,

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

***Двигательные упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие (с речевым сопровождением) - развивают координацию движений, слуховую память, внимание, повышают эмоциональный тонус, работоспособность детей, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

«Яблочко и червячок»

Большой палец - это червячок. Яблоко – это кулак. Руки меняются поочередно. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.

***Упражнения на удержания равновесия (с речевым сопровождением) - помогают ребенку «ощущать» свое тело, развивают произвольную саморегуляцию сенсомоторной сферы, снижают утомляемость и возбудимость, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, что приводит к гармонизации психического развития в целом.

«Лошадки в цирке»

И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Ходьба высоким шагом.

Выполнение:

1- шаг левой вперед, поднявшись на носок;

2 - стоя на левой, правую согнуть вперед;

3 - 4- то же с правой.

Скачет конь наш –

Чок, чок, чок –

В серых яблоках бочок.   8 раз

***Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают умение владеть голосом, формируют хорошо звучащую речь, а также снимают напряжения, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга.

«ВОРОНА»

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

А сейчас я хочу вас познакомить с новыми ПРИЕМАМИ РИТМОТЕРАПИИ:

1)        Музыкально – ритмические упражнения (танцевальные разминки, танцевальные игры-превращения, танцы–импровизации) - снимают психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы, развивают у детей коммуникативные навыки, способствуют развитию творческого мышления и воображения.

 «Зеркало»

Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них показывает движения под музыку, другой их повторяет как отражение в зеркале.

«Чудо-юдо»

Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени,

изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают появляться

фантастические обитатели других планет.

2) Игры с ритмами (отстукивание и прохлопывание ритма под музыку или в соответствии с текстом – короткие стихи, чистоговорки, скороговорки) – развивают слуховое внимание, фонематическое восприятие, слуховую память, произвольность поведения, умение работать по образцу, самоконтроль, способствуют нормализации и регулированию темпа высказывания.

«ТУКИ-ТУКИ-ТУКИ»

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток

Скоро Ванечке годок.

(отстукивание кулаками по столу)

3) Речевые игры со звучащими жестами (хлопки, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.) - помогают детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства ритма у детей.

«СОЛНЫШКО»

Солнышко, солнышко,      

Выгляни в оконышко.        Ритмичные хлопки.

Твои детки плачут,                 Притопы.

По камушкам скачут.        Лёгкие прыжки с хлопками

«СНЕГ»

Как на горке - снег, снег,        Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой - снег, снег,   Приседают на корточки. Два шлепка.

И на елке - снег, снег,             Поднимают руки вверх, два хлопка

И под елкой - снег, снег.     Приседают на корточки. Два шлепка.

А под снегом спит медведь.   Притопы.

Тише, тише. Не шуметь!  

Произносят шепотом, указательный             палец возле губы.

4) Ритмические схемы (в соответствии со схемой дети воспроизводят ритм с помощью хлопков, притопов, щелчков пальцами, цоканья языком) - воспроизведение простых и сложных ритмов по заданной схеме (на картинке) развивают внимание, саморегуляцию, зрительную память, произвольность поведения, умение действовать по образцу.        

ИГРА «ПОСТУЧИ КАК Я»

Возможно использовать ритмические игры по словесной инструкции. Педагог прохлопывает или простукивает несложный ритм, а затем предлагает сделать тоже самое ребенку. Ритм можно задавать и с помощью разных музыкальных инструментов)

ИГРА С УСЛОЖНЕНИЕМ «ПОВТОРИ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

Ритмы задаются по графическому изображению. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять.

   

5)        Речевки, ритуалы приветствия и завершения дня, речевые настройки - способствуют объединению детей в группе, формированию положительного психологического климата, активизируют внимание к деятельности, способствуют организованности и дисциплине в детской группе, позволяют корректировать нарушения поведения детей.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

«НАЗОВИ ИМЯ ДРУГА»

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Мячик ты передавай,

Имя друга называй.

РЕЧЕВКА «МЫ СПОРТИВНЫЕ РЕБЯТА»

Мы спортивные, ребята!

Все болезни — берегись!

Перед завтраком скорее

На зарядку становись!

(ходьба на месте)

6) Рисование линий (под музыку) – каждая линия в процессе рисования как пиктографический резонанс взаимодействует с головным мозгом и гармонизирует биологические ритмы. Мягкая и ритмичная музыка, сопровождающая процесс рисования, особенно эффективно влияет на гармонизацию эмоционального состояния.

Изображение различных форм оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние человека:

•        волнистая линия формирует   чувство    спокойствия   и душевного    равновесия;

•        круг    ассоциируется с состоянием совершенства и абсолютной гармонии;

•        спираль символизирует графическое отображение ритма в природе.

Условия для результативности и эффективности применения приемов ритмотерапии:

1.        Игры   на    развитие    чувства    ритма    необходимо    проводить    постоянно и неоднократно повторять.

2.        Подбор двигательных игр и упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей.

3.        Упражнения должны быть просты по мелодии и ритму, а речевое сопровождение – четко дифференцированное, с хорошо различимым темпом и ритмом.

4.        Речевой материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

5.        Речевой материал ритмично декламируется (ритмизация речи или ритмодекламация). Ритмодекламация («музыкальная речь», «речевое интонирование в ритме») - это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме.

6.        Речь взрослого должна быть правильная, четкая, выразительная, мелодичная. Детская речь совершенствуется только под влиянием речи взрослого.

7.        Все упражнения проводятся по подражанию. Одно из основных условий ритмотерапии   -   это   одновременное   выполнение   ритмических   упражнений   педагогом и детьми.

8.        Важно проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым необходима коррекционно-развивающая помощь   в области    речевого    и познавательного    развития, коррекция    поведения и эмоционально-волевой сферы.

Систематически применяемые ритмические упражнения в процессе воспитательно- образовательной деятельности в ДОУ (совместная деятельность, режимные моменты, прогулка) помогут ребенку чувствовать ритм.

В результате развивается дыхание, улучшается дикция, нормализуется   темп   речи, физическая   активность, координация и ловкость движений, совершенствуется общая и мелкая моторика, произвольность поведения, снижаются эмоциональные и поведенческие нарушения, повышается рациональная организованность движений, работоспособность, дисциплинированность.

 

Список литературы:

1.        Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М.: Учпедгиз, 1958 - 168 с.

2.        Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика - XXI, 2006. - 248 с.

3.        Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации полушарий мозга. Практическое пособие для педагогов, родителей и детей. Симферополь: ЧП Из-во

«Тарпан», 2013. -44с

4.        Методические материалы для педагогов-психологов «Ритмотерапия» – Курган: Государственное бюджетное учреждение «Курганский центр социальной помощи се- мье и детям», 2016 г. – 18 с.

5.        Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. - 474 с.

6.        Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей...

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Самообразование (опыт работы) на тему "Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Музыкотерапия - эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии линости, коррекции эмоциональной и поведенческой функций. в материале описывается применение танцев, коррекционной ритмики и...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экс...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а расск...