Самообразование (опыт работы) на тему "Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
статья на тему

Кашкарова Светлана Валентиновна

Музыкотерапия - эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии линости, коррекции эмоциональной и поведенческой функций. в материале описывается применение танцев, коррекционной ритмики и музыкальной психогимнастики в условиях ДОУ, приводятся примеры музыкально-двигательной терапии, даются рекомендации по разработке музыкальной фонотеки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzterapiya.docx31.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2»

Воспитатель высшей категории

Кашкарова С.В.

Тема: «Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность темы:

В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждого ребенка. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы.

Выделяют три уровня психологического здоровья детей дошкольного возраста:

креативный уровень (ребенок – творец) – идеальный уровень,     выражающий совершенную степень психологического здоровья ребенка. Это дети, получившие в наследство здоровую  генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую   развивающую среду. Таким детям практически не нужна коррекционная помощь, они устойчиво адаптированы. Таких детей около 5-7%  в детском коллективе.

адаптивный уровень – средний уровень психологического здоровья.   В целом, это адекватные дети, но проявляющие признаки дезадаптации. Такие дети  могут обладать повышенной тревожностью, зависимостью от мнения окружающих. Это группа относительного риска, составляющая около 80% детей. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь.

ассимилятивно – аккомодативный уровень -  низкий уровень психологического здоровья. Дети не способны к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеют системой и механизмами защиты. К этой категории относятся низкоадаптивные дети, «удобные тихони» и гиперответственные дети. Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Этим детям необходима глубокая индивидуальная коррекционная работа.

Как средство коррекции психологического здоровья таких детей может быть использована арттерапия - буквально «терапия искусством», которая успешно применяется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми  осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арттерапии. В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды. Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.

Музыкотерапия.

В настоящее время использование музыкотерапии в работе с детьми в условиях дошкольных учреждений, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на дошкольников  в развитии личности, в коррекции эмоциональной и поведенческой функций и т.д.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Музыкотерапия может быть представлена в пассивной (слушание) и активной форме (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, что приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

Существует следующая  классификация методов музыкотерапии:

активирующие методы, направленные на эмоциональное реагирование на музыку;

тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках   психотерапии;     

– релаксирующие методы, направленные на расслабление.  При использовании этого метода могут звучать звуки природы или специальная музыка для релаксации.   В этом виде музыкотерапия может использоваться как  метод     самопомощи, который использует практически каждый человек,  просто   не используя при этом психологические термины.

коммуникативные методы, способствующие улучшению взаимоотношений. Эти методы предполагают коллективную игру  на различных музыкальных инструментах, в процессе которой группа постепенно включается в общий ритм музыки, что создаёт групповую сплоченность коллектива.

творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации. Такой вид музыкотерапии позволяет детям выражать спонтанно возникающие чувства. Главным здесь является свобода выражения, естественность и соприкосновение с собственным «Я» через выражение музыки и воспроизведение её в звуках.

психоделические (созерцательные) методы, при использовании которых происходит прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев с последующим ее обсуждением в группе.

музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке.

Использование музыкотерапии в педагогическом процессе при работе с детьми дошкольного возраста, безусловно, связано с решением основных задач педагогической практики: образования, развития и воспитания человека.

Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствуют развитию положительных эмоций. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне так и на подсознательном уровне.

Восприятие музыки оказывает  положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей,  активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Активная музыкотерапия может выражаться в форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности ребенка под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления –кинезитерапии. 

Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Положительный эффект использования танцтерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний подтверждается рядом исследователей. (В.М.Бехтерев, А.М.Берштейн, В.А.Гиляровский и др.).

Положительные эмоции вызывает у детей участие в массовых танцах – «флэшмобах», где нет необходимости соблюдать рисунок танца. Главное, что требуется от ребенка, это выполнение определенных движений в такт музыке. Даже самые «немузыкальные», эмоционально закрытые дети становятся активными участниками танцевального действа. Они приобретают уверенность в своих силах, получают заряд положительной энергии, ведь в этой деятельности главное не качество исполнения, а радость и вдохновение. Особые эмоции испытывают дошкольники, попадая на городские развлекательные мероприятия, где используются знакомые им мелодии для танцев. Заслышав первые ноты музыкального произведения, они начинают двигаться в такт музыке. Особый восторг и гордость дети испытывают, если все вокруг начинают танцевать так же, как они. В группе массовые танцы работают как метод снятия эмоционального напряжения, создания хорошего настроения.

В работе с дошкольниками используются произведения в исполнении современных зарубежных и российских вокальных групп, например: «Аррива», «Шоколадка», «Божья коровка», «Маленькие звезды», «Барбарики», «Дрыц-тыц-фиксики» и др. Главное требование к музыке – ритмичность, задор и положительная энергетика, которая непременно передается детям.

Массовые танцы можно применять в совместной деятельности с детьми, как утреннюю гимнастику в летний период, как номера для выступления в концертах и мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционная ритмика (основатель метода – швейцарский композитор, педагог Э.Жак-Далькроз) – вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Ритмические упражнения оказывают положительное воздействие на детей с повышенной возбудимостью, влияют на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности центральной нервной системы. Современные авторы предлагают множество коротеньких песенок-разминок, под которые любой педагог может подобрать несложные ритмические движения. Песенки-разминки можно использовать в непосредственно образовательной деятельности в качестве физминуток, в игровой деятельности, на праздниках и мероприятиях. Так же, как и танцевальные мелодии, музыка для разминок должна быть ритмичной, интересной по содержанию. Мы используем работы как российских, так и зарубежных авторов: «У жирафа пятна», «Соку-бачи», «Елочки-пенечки», «Медвежата», «Моя тетя-весельчак» и т.д.  

Психогимнастика (авт. М.И.Чистякова) – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект. В этом случае используются музыкальные произведения разной эмоциональной окраски, позволяющие имитировать самые разнообразные, и не только положительные, эмоции: грусть, страх, тоска, печаль. Например, по характеру музыки дети должны определить настроение героя, отгадать и показать его в движении (Игры «Отгадай и покажи, кто это», «Что можно делать под эту мелодию», песни-загадки «Белка», «Медведь», «Ежик», «Волк»).

Под веселые мелодии можно предложить дошкольникам весело танцевать, передвигаться по группе, но при этом быть внимательными – как только педагог нажмет на кнопку «пауза», необходимо выполнить заранее обговоренные задания. Например, замереть на месте, или лечь на коврик и «уснуть», либо собраться в кружок в определенном количестве. Такие игры вызывают не только положительные эмоции, но и сближают детский коллектив. Как правило, в таких группах нет отверженных детей.

Приведем примеры подвижных музыкальных игр с паузами:    

«Замри» - в музыкальной паузе замереть и не двигаться с места, пока педагог не даст команду снова танцевать. 

«Обнималки» - в музыкальной паузе найти 1(2,3 и т.д.) друзей и обняться с ними.

«Цифры» - в музыкальной паузе собраться в кружок в том количестве, какое соответствует числу, названному педагогом.(по 4, по 7, по 10 и т.п. )

«Тройки, звездочки, цепочки» - в соответствии с услышанным словом, выстроить с детьми определенную фигуру. «Тройки» - встать по 3 человека, как тройка лошадей, и закричать «иго-го!». «Звездочки» - сделать круг из пяти человек, взяться за руки, поднять вверх и закричать «Ура!». «Цепочки» - всем детям взяться за руки, вытянуться в длинную цепь и закричать «Колбаса!».    

«Морские фигуры» - всем известная игра, которую можно провести в музыкальном сопровождении.

 «Засыпай-ка» - в музыкальной паузе лечь на коврик, сделать вид, что уснул.

Можно придумать множество подобных игр с самыми разнообразными и интересными заданиями – все зависит от творческих способностей педагога и его умения  грамотно использовать специальную литературу и интернет-ресурсы. И самое главное – музыкотерапию можно использовать как средство воздействия на эмоциональное развитие дошкольников как младшего, так и старшего возраста.

Как собрать «Музыкальную копилку»:

Во-первых, можно позаимствовать музыку у коллег. Во-вторых, можно приобрести готовые диски в специализированных магазинах (которых нет в малых городах России). По-моему мнению, самый главный современный ресурс, который может выдать любую информацию – это интернет. Вводим в поисковик запрос «детские песни о…» - и получаем массу музыкальных произведений самой разной тематики и качества. Прежде, чем познакомить детей с новой музыкой, прослушиваем ее на предмет отсутствия вредного воздействия на психику ребенка, качественное исполнение и звучание. Затем придумываем ритмические движения и показываем детям. Предварительных репетиций не требуется, так как этот вид деятельности должен приносить детям удовольствие, а не утомлять.

При подборе репертуара необходимо учитывать и возрастные особенности детей – песенки для малышей будут неинтересны старшим дошкольникам, так же, как и слишком «взрослые» произведения будут сложны для младших. В этом случае, как и во всех воздействиях педагога на дошкольника, важно найти «золотую середину», чтобы достичь максимального положительного эффекта.

Также важно  иметь в виду, что особенностью музыкотерапевтической работы в условиях дошкольных учреждений является то, что она может проводиться как с больными детьми, так и  здоровыми. Терапевтическое воздействие музыки на здорового ребенка  выражается в гармонизации внутренних интересов, потребностей, влечений и на этой основе – общей оптимизации жизненных сил. В этом случае музыка оказывается фактором, призванным активизировать эмоциональную сферу, повысить жизненный тонус ребенка.

Заключение

Целенаправленное применение арттерапии в наше время выделилось в самостоятельное направление, сравнительно недавно занявшее свою нишу на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства.

Предложенный материал может быть использован  как база для построения системы работы в области музыкотерапии в дошкольных общеобразовательных учреждениях, направленной на:

  • эффективную коррекцию эмоционального состояния детей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка;
  • обогащение опыта общения детей с разными видами музыкального искусства;
  • создание  условий для того, чтобы  каждый ребёнок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен  постичь смысл музыкального произведения, понять содержание и его эстетическую красоту.

Список литературы
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева., И.Ю. Левченко., Л.Н. Комиссарова., Т.А. Добровольская – М.: Academia. – 2001. – 328 с.

  1. Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно – развивающей среде.
  2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. – 213 с.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965. – 328 с.
  3. Доскина В. А. Реабилитация детей в домах ребенка. М, 2007 г.
  4. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. – 1977.-  С 34
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.,илл.
  6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972. – 348 с.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  8. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч.2. – 400 с.
  9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет / Теория и диагностика / М.: Искусство,1993. – 258 с. 
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
  11. Шумакова А.В. Программа. Мир музыки и ребенок в нем – Ставрополь: издат. Феникс,1997. – 38 с.
  12. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: 1998. – 114 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт          Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...

Опыт работы Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в творческом развитии детей дошкольного возраста».

Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в  творческом развитии детей дошкольного возраста». Понятие «творчество» имеет многозначный характер. Творчеств...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а расск...

Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...

Консультация для воспитателей. «Ритмотерапия как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальной задачей является поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса ...