Речевое развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
методическая разработка на тему

Каримова Ирина Ивановна

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей для речевого развития детей при ознакомлении с художественной литературой. 

Цель данной методической разработки: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

1.     Сформировать интерес к художественной литературе.

2.     Расширять и активизировать словарный запас детей.

3.     Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

4.     Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

5.     Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

6.     Развивать творческие способности у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_knigi_na_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние книги на развитие ребенка дошкольного возраста

     В работе с детьми дошкольного возраста  книга имеет большое значение и занимает особое место. Знакомство ребенка с художественной литературой  начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки, рассматривая яркие иллюстрации детской книги. Детская литература доставляет детям радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Ценность книг  заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Учат мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями.

     В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом ребенок будет использовать на протяжении жизни. Важную роль здесь играет взрослый. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания  (например, уделить время, чтобы почитать книгу) дают ребенку внимание телевизора,  компьютера, которые не всегда положительно влияют на развитие  ребенка. Таким образом, книга уходит на второй план.

      Российские и зарубежные исследователи считают в современном мире меняется взаимодействие человека с книгой, все большее значение имеет аудиокнига, которая воспринимается не в уединении способствующей обдумыванию, эмоциональному и интеллектуальному воздействию книги на читателя,  а наоборот, в ситуациях, прямо противоположных уединению и неспешному осмыслению содержания – человек совершает возврат от культуры глаза к культуре слуха. Таким образом, человек возвращается к искусству звучащего слова, тем самым книга, чтение остаются в стороне. Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в развитии. Британские  нейрофизиологи  пришли к выводу: чтение книги положительно влияет на душевное состояние  людей. Погружение в воображаемый мир книги полностью расслабляет человека и заставляет переключиться со стрессовой ситуации на сюжет.

     Важно научить ребенка заинтересовать предложенной книге, для того, чтобы появился интерес к ней, а с возрастом ребенок смог самостоятельно прочитать ее. Под читательским развитием ребенка раннего возраста и дошкольника понимается - длительный непрерывный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книги, но при этом чтение, общение с книгой – это смысловое пространство, которое способствует не только приобретению каких-то навыков, но и развитию творческих, интеллектуальных способностей, эмоций, чувств, познавательных процессов, что обозначает всестороннее развитие ребенка. Одна из особенностей этого процесса преобладание слухового внимания над зрительным. До тех пор пока ребенок не научиться читать самостоятельно, зрительно он воспринимает не содержание, а образ книги. Зрительное восприятие книги начинается с 6-7 месяцев, когда ребенок проявляет эмоциональное  отношение  к ней, узнает картинки с изображением понятных ему предметов, пытаться взять книгу в руки и манипулирует ей.  Слуховое восприятие книги также отличается. В перинатальный  и младенческий  периоды - оно бессознательно: важно не содержание, а звук голоса, мелодика речи взрослого, воспроизводящего текст. Только к концу 1 года жизни ребенок может обозначить свои предпочтения, например, вызвать удовольствие, ближе к 1.5 годам ребенок может сопровождать чтение звукосочетаниями, свидетельствующем о понимании текста. В дальнейшем интерес к книге возрастает. Существенную роль в формировании у детей любви к художественной литературе играет уголок книги. Здесь ребенок видит книгу не в руках взрослого, а может побыть один на один с ней. Формируется культура общения с книгой – бережное отношение к ней.

     Итак, в процессе взаимодействия ребенка с книгой, через чтение книги взрослым формируется слуховое внимание, его восприятие жизненных ситуаций, пополняется словарный запас, формируется правильная речь, происходит психологическое отвлечение от реальной ситуации к художественным образам.

     Развивающие возможности книги – потрясают! Мышление, речь, память, внимание, воображение, все это эффективно формируется при общении с книгой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразн...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...

Электронное иллюстрированное пособие для детей дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой

Электронное иллюстрированное пособие.Викторина по сказке Ш. Перро "Красная шапочка" для детей дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой...