Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"
методическая разработка

Надежда Николаевна Зиновьева

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» ст. Барсуковская

                                                                                                                         

                                                                                 

                 

Развитие речи детей дошкольного возраста через народные (казачьи) подвижные игры

Воспитатель:

Зиновьева Н.Н.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать, побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.

Игры малой подвижности  используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и  в качестве физкультминутки. Например: «Ровным кругом», «Чей голосок», «Шепот, шепот, ты узнай», «Колпачок», «Подарки».

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому  народные игры являются прекрасным помощником в организации детей.  Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость.

Подвижная игра помогает в  решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.

Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия.

Благодаря таким играм дети  учатся согласовывать речь с движением, развивается речь, внимание, память, мышление. Учатся  взаимодействовать в коллективе, проявлять  инициативу, самостоятельность, а часто и творчество, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

 

Таким образом, подвижная  игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Народные  подвижные игры -  вызывают активную работу мысли,  способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает  память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Малоподвижные народные игры

«Молчанка»

Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку:

 - Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок-

Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Фанты»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

 Ведущий говорит:

 - Вам прислали 100 рублей.

Что хотите, то купите,

Чёрный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

 После этих слов приводится такой диалог:

 - Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной) - Хлеб, батон, булки.

- Какой хлеб продаётся в булочной ?

- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

«Краски»

 Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

 - Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

 - Зачем пришёл?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

 Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

 «Почта»

 Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций. Игра начинается с переклички водящего с игроками:

 - Динь-динь-динь.

- Кто там ?

- Почта!

- Откуда?

 - Из города.

 Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)

Дети по кругу должны  сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают…

Тот  ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

 «Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.

 Играющие дети становятся в круг, держась за руки.

 Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не  смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку»

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами  двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

 «Челнок»

 Цель: развивает словарь детей по заданной теме.

 Дети  делятся на две стенки, они двигаются  навстречу друг другу, пропевая слова: - Челнок бежит

Земля дрожит,

 Шьёт пошивает . нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

 «Невод»

Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.

Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К  кому рыба подплывает, тот ребёнок начинает описывать предмет, не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Раю-раю»

Цель: активизация словаря, развитие словесной и слуховой памяти.

Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.

 Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

- Раю-раю, пропускаю,

 А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков  и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова, которые называл паровозик.

«Жмурки-носильщики»

 Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

 «Продаём горшки»

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными. Дети делятся на пары: продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме.  

 Ведущий  подходит к одному их хозяев и начинает  разговор:

 - Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

 - Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.( пять отдай…)

Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным  хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из  игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего.  Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Утушка»

 Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.

Два ребёнка садятся друг  напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные  дети-утята.

Утушка зовёт своих утят скороговоркой:

 - Быстрей, быстрей, утятки,

Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.

Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой  теме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой  для детей старшего дошольного возраста  с включением литературных произведений писателей Кубани....

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразн...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...