Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Невмержицкая Анна Анатольевна

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой  для детей старшего дошольного возраста  с включением литературных произведений писателей Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Ознакомление с художественной литературой Кубани

Старшая группа

№ п/п

Тема

Цели

Оборудование

Литература

1

 

Чтение кубанской казачьей были  «Казак и его конь»

  1. Толкование пословицы «Долг платежом красен»
  2. Чтение были. Беседа по его содержанию.

  1. Загадывание кубанских загадок

«Шесть ног, две головы, один хвост»

Погоны жевтые, шашки вострые

Пики длинные, кони борзые,

Полем йидуть с писнями

Искать царю славы,

Себе почести.

5.Толкование пословицы «Долг платежом красен»

- познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь  понять  её смысл;

- дать детям представление о жанровых особенностях  были, сказа;

- учить понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения;

- Словарная работа: есаул, рубеж; «бились не на жизнь, а на смерть»

-

Иллюстрированные сказки «Батькины сказки» или картинка с изображением казака в форме есаула наконе.

Батькины сказки (Кубанские казачьи сказки, былины, былички) стр. 9

Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 158

2

«Раз загадка, два загадка» 

(чтение книги кубанского писателя В.Нестеренко «Раз загадка, два загадка» или «Ладошка»)

  1. «Встреча с бабушкой Марусей» - беседа о том, что такое загадка.
  2. Рассказ воспитателя о В.Нестеренко

  1. Загадывание загадок из книги писателя.

4.Разучивание скороговорки «Лягушата»

5.Игровое упражнение  «Лото-загадки»

- закрепить представление о жанре «загадка»;

- развивать мыслительную активность детей, воображение, умение сравнивать, аргументировать свои ответы;

- познакомить с творчеством кубанского писателя В.Нестеренко;

- учить самостоятельно придумывать загадки;

- воспитывать любовь к родному краю.

Выставка книг В.Нестеренко

Портрет писателя

Раздаточные карточки с изображением отгадок на загадки В. Нестеренко.

«Знай и люби свой край» (сост.А.Васнева), с.58

Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 34

3

«Пословица недаром молвится»

(малые фольклорные формы:  пословицы и поговорки)

  1. Стихотворение о пословице
  2. Игровое упражнение «Найди пословицу в стихах»
  3. Подбери в пару русской народной кубанскую пословицу
  4. Игра «Продолжи пословицу»

  1. Придумывание сказки или рассказа по пословице.

- уточнить знание детей о таких формах фольклора как пословицы и поговорки.);

- дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм;

- учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение;

Конспекты с произведениями русского фольклора

Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 68

О.Иванова «Учимся читать художественную литературу», кн.2,

Конспект занятия «Пословица недаром молвится» (см. приложение)

4

«Уж небо осенью дышало…»

(чтение стихотворений об осени А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и А.К.Толстого «Осень.Обсыпается весь наш бедный сад…»)

1.Беседа об осени

2.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»          

 3.Игра с листьями.

4.Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

5. Рассматривание презентации «Осень на Кубани»

6. Чтение стихотворения кубанского поэта Ю.А. Рычкова «Осень»

- учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух;

- познакомить с произведениями русских поэтов об осени;

- вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове;

- закрепить знания детей о признаках осени в процессе чтения стихов и рассматривания иллюстраций;

- развивать речь, образное мышление, упражнять в подборе антонимов;

- развивать у детей координацию  движений с речью.

Репродукции картин осенней тематики (В.Поленов «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень» и др.)

В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», с.44

Г.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа», с.28

Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 141

5

«Нет земли краше, чем Родина наша!»

 (Чтение стихотворения Н. Агошковой «Кубань-частица России»

  1. Беседа «Наша Родина - Кубань
  2. Народная мудрость о любви к Родине.
  3. Чтение стихотворения Н. Агошковой «Кубань-частица-России»
  4. Беседа по содержанию стихотворения
  5. Объясни значения слов «житница», «народ».

- познакомить детей с понятием «Родина», формировать представление о Кубани, как о родном           крае нашей  огромной  страны, чувство любви к ней; - познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть;

- познакомить с пословицами о Родине;

- учить отвечать на вопросы по тексту;

- развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.

Иллюстрации с видами природы Краснодарского края

Карта Краснодарского края

В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет», с.43

В.А. Маркова «Ты Кубань, ты наша Родина» стр.21

6

Здравствуй, гостья – зима!

(чтение стихотворений о зиме:И.Бунин «Первый снег», И.Никитин «Встреча зимы»)

  1. Рассматривание картин зимней природы.
  2. Чтение и анализ стихотворений И.Бунина «Первый снег» и И.Никитина «Встреча зимы»
  3. Словарная работа
  4. Игра «Снегопад»

5. Чтение стихотворений кубанской поэтессы Т. Голуб  «Зима», «Снежная баба»

- познакомить детей с новыми стихотворениями о зиме;

- развивать память, воображение, интонационную выразительность речи;

- упражнять в подборе родственных слов к слову «снег»

- учить замечать и понимать образные выражения;

- воспитывать эстетические чувства  и любовь к поэзии.

Картины зимней природы

 книга «Поэзия детям. Зима»

В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», с.54

ж. «Дошкольное воспитание»  № 10 - 2010г., с.125

Приложение: игра  «Снегопад»  Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 111

7

Не жалей минутки для веселой шутки.( Чтение юмористических стихов кубанских авторов  )1.Беседа « Какие бывают стихи?»                              2.Чтение юмористических стихов Л.К. Мирошниковой «Про солнышко про Алочку и эскимо на палочке» , «Мы купали поросенка»                         3.Чтение  стихотворения- В. Бакалдина «Еж»                                 4.Игра « Подбери рифму»    5.Чтение стихотворения В.Нестеренко «Зяблики» (руками)

- познакомить с юмористическими стихотворениями  кубанских поэтов

- учить понимать характерные оттенки в стихотворениях;

- развивать умение подбирать рифму;

 - совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям;

- прививать любовь к стихо-творчеству, к искусству

- создать радостное, веселое настроение.

В.В. Гербова « Занятия  по развитию речи в ст. гр. Дет. Сад. Стр. 79-88.

 Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 39,113, 115, 89.

                       

8

Старость надо уважать

(Чтение кубанской легенды «Скала стариков»)

1. Просмотр слайдов о природе

    Краснодарского  края

2. Рассказ  воспитателя о легендах  кубанской земли.

3. Чтение легенды «Скала

    стариков»

4. Словарная работа.

5. Анализ произведения.

6. Обсуждение  пословицы «Не тот,

    кто сильнее, а тот, кто мудрее»

- дать детям представление о произведениях

  кубанского  фольклора -  легендах, вызвать к ним интерес;

- познакомить с кубанской легендой «Скала

  стариков»;

- обратить внимание  и помочь  понять народные  изречения «Молодость –пташка, старость- черепашка», смысл пословицы «Не то силен, кто сильнее, а тот,   кто мудрее»;

 - воспитывать уважительное отношение к пожилым

  людям, их житейской мудрости.

Слайды «Природа Краснодарского края»

И.В.Жерноклев, И.П.Лотышев , С.А.Медведева «Кубанские легенды и сказания», с.9

9

Стихи о родном городе

(Заучивание стихотворения Г. Брояна «Мой Усть-Лабинск»)

1. Беседа «Мы – усть-лабинцы»

2. Д/и «Узнай место по

    фотографии»

3. Рассказы из личного опыта «Что

    мне нравится в нашем городе»

4. Чтение и заучивание

    стихотворения М.Ф.Щербины

    «Мой город»

5. Д/и «Скажи со словом

    «городской»

- познакомить детей со стихотворением «Мой город» местного автора, предложить заучить его наизусть;

- формировать умение  рассказывать о своих

  впечатлениях;

- вызвать чувство гордости  за  родной  город;

- развивать интонационную  выразительность  речи;

- учить устанавливать связь слов по  типу

  согласования.

Альбом «Наш город –

Усть-Лабинск»

Л.Арефьева «Лексические темы    

по  развитию речи детей 4-8 лет» , с.78

10

В гостях у птиц

(Чтение стихов из книги кубанского писателя  И.Белякова «Вертишейка»)

1. Прослушивание фонограммы

   «Голоса птиц»

2. Рассматривание иллюстраций из

    книги  И.Белякова «Вертишейка»

3. Упражнение «Узнай птицу  по

    иллюстрации»

4. Чтение  стихотворений  из книги

    по выбору детей

5. Обсуждение пословицы «Не нужна птице золотая клетка, а нужна зеленая ветка»

6. Д/игра «Цапля  длиннолапая»

7. Д/упр. «1,2,5 -  будем птичек мы

    считать»

- познакомить детей с творчеством  кубанского

  писателя  И.Белякова, его книгой «Вертишейка»;

- уточнить знания  детей  о  птицах  нашего  края;

- упражнять в словоизменении и в образовании

  сложных слов.

Фонограмма «Голоса птиц»

Книга «Вертишейка» с иллюстрациями

Е.Кузнецова  и др.«Развитие и коррекция  речи  детей 5-6 лет»

с. 86

11

Кубань – родная сторона

(Чтение рассказа кубанского

писателя  В.Попова «Чабрец»)

1. Беседа «В каком крае мы живем»

2. Чтение рассказа  В.Попова

    «Чабрец»

3. Словарная работа

4. Рассматривание травы чабреца,

   ощущение его запаха, рассказ о

   его свойствах

5. Беседа по содержанию произве дения

- продолжать знакомить детей с историческим

  прошлым Кубани, с героическими подвигами

  казаков, об их любви к родной земле;

- воспитывать патриотические чувства: гордость,

  желание быть похожими на своих предков;

- уточнить значение диалектных слов (хутор, гулянка

  и т.д.);

- вызвать познавательный интерес к траве чабрец.

Картинки с изображением  казака, кубанских пейзажей

«Знай и люби свой край» (сост. А.Г.Васнева)

Л. Шинкаренко. Знакомство дошкольников с художественной литературой Кубани стр. 141, с57

12

Какое оно - лето?

(Тема лета в произведениях кубанских писателей)

1. Чтение стихотворения

    В.Нестеренко «Пляска»

2. Д/у  «Какое лето на Кубани?»

3. Игра «Алло, лето!» (по стихо –

   творению Варвары Бардадым)

4. Чтение стихотворения Т.Голуб

    «Главный запах»

5. Чтение стихотворения В.Несте-

    ренко «Что я сделать могу на

    морском берегу»

6. Рассказы из личного опыта «Как

    отдыхали на море»

7. Отгадывание и заучивание

    загадки В.Нестеренко «Арбуз»  

- познакомить детей с произведениями кубанских

  писателей о лете;

- воспитывать чувство любви к своей малой Родине;

- формировать умение задавать вопросы, правильно

   строить предложения;

- упражнять в подборе определений к слову «лето»;

- вызвать радость от встречи с поэзией.  

Выставка книг кубанских писателей

Иллюстрации на тему «Лето»

Папка «Произведения кубанских писателей»

                                        Сказочный калейдоскоп

                                           ( по русским народным сказкам )

Программные задачи: - закрепить в памяти детей знакомые русские народные сказки,

                                            вызвать желание узнавать их в разных заданиях;

                                          - воспитывать любовь и интерес к сказкам;

                                          - формировать умение использовать слова и выражения, типичные  для

                                             русских народных сказок;

                                          - продолжать учить использовать в ответах разные формы предложений;

                                          - развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: призы – раскраски к сказкам, выставка книг  русских народных сказок

  1. Вспомни, какими словами начинаются русские народные сказки.

(«В некотором царстве, в тридевятом государстве…», «Жили – были…»)

  1. Упражнение «Узнай произведение по ключевым словам»

  • В какой сказке были: царь, три сына, стрела, болото, лягушка? ( «Царевна лягушка»)
  • - - - - -: три сына, царь, царевна, Сивка- Бурка?  («Сивка-Бурка»)
  • - - - - -: полынья, печка, ведра, щука, сани?  («По щучьему веленью»)
  • - - - - -: дуб, сундук, яйцо, игла?  («Царевна- лягушка»)
  • - - - - -: яблоня, печка, молочная река с кисельными берегами?  («Гуси-лебеди»)
  • - - - - -: одноглазка, двуглазка, трехглазка, яблоня?  («Хаврошечка»)

  1. Конкурс «Угадай - ка»

  • Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал.  (Емеля из сказки «По щучьему веленью»)

  • На кочке болотной невестушка ждет,

Когда же за нею царевич придет.  («Царевна-лягушка»)

  • Много серебра и злата

В сундуках своих он спрятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.    («Кощей Бессмертный»)

 

  • То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится.    («Жар-птица из сказки «Иван-царевич и серый волк»»)

  • Лисичка рыбкой угостилась

Да на волке прокатилась.

Едет плутовка и тихо поет:

- Небитого битый везет!    («Лисичка-сестричка и волк»)

  • У лисы задача непростая:

Хороша избушка лубяная,

Вот бы поселиться к зайцу в дом

Да прогнать хозяина потом!   («Заюшкина избушка»)

  1. Конкурс «Сказочный переполох»

Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным  Соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Нужно навести порядок .

  • Царевна – Хаврошечка  ( «Царевна ляягушка»)
  • Иван-царевич и Василиса-царевна  («Иван-царевич и серый волк»)
  • Финист Бессмертный  («Финист-Ясный Сокол»)
  • Сивка – крылатый да масленный  («Сивка-Бурка»)
  • Сестрица Аленушка и серый волк  («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  • Кощей – Ясный Сокол  («Кощей Бессмертный»)
  • Лисичка-сестричка и братец Иванушка  («Лисичка-сестричка и серый волк»)

  1. Упражнение  «Подбери определения к предметам и явлениям из сказок»

Ночь….. ( темная )

Солнце….. ( красное )

Меч….. ( острый )

Девица….. ( красная )

Колобок….. ( румяный )

Лисичка….. ( хитрая )

Волк….. ( серый ) и т.д.

  1. Динамическая пауза  «По тропинке Леший шел…»

 

          По тропинке Леший шел,

            На полянке гриб нашел  (ходьба на месте).

            Раз – грибок, два – грибок,

            Вот и полный кузовок  (приседания)

            Леший охает – устал,

            Оттого что приседал.

            Леший сладко потянулся  (потягивания),

            А потом назад прогнулся,

            А потом  вперед нагнулся

            И до пола дотянулся  (наклоны)

            И налево, и направо  повернулся  (повороты туловища).

            Леший выполнил разминку

            И уселся на тропинку  (садятся).

  1. Конкурс «Как зовут героинь сказок?»

В русских народных сказках главным героем чаще всего бывает Иван, то он – дурак, то – царевич, а вот героинь сказок зовут по-разному. Вспомните, как зовут героинь сказок.

В сказке   *  «По щучьему веленью»   - ( Марья-царевна )

                 *   «Царевна-лягушка»  -  ( Василиса Премудрая )

                 *   «Сивка-Бурка»  -  ( Елена Прекрасная )

                 *   «Финист – Ясный Сокол»  -  ( Марьюшка )

                 *   «Иван – царевич и серый волк»  -  ( Елена Прекрасная )

  1. Экспресс – вопрос

*  Жилище Бабы Яги?   ( избушка )

*  Кто из обитателей болот стал женой царевича?  ( лягушка )

*  Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди?  ( Иванушка )

*  Аппарат, на котором Баба Яга совершает полеты?  ( ступа )

*  Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?  (Колобок, Блин

    масленный)

  1. Сл/игра  «Волшебные слова»

В разных сказках есть волшебные слова, помогите их вспомнить.

  • Сивка - Бурка прискакала,

Волшебные слова нам загадала…  ( Сивка-Бурка, вещая каурка,

                                                              Встань передо мной, как лист перед травой )

  • Емеля едет на печи

И щуке волшебные слова кричит…( По щучьему веленью, по моему хотенью… )

  • Как волк приговаривал, когда рыбу ловил?  (Ловись, рыбка, большая и маленькая…)

Произнести эти слова  по-разному: тихо, громко, загадочно, просительно, приказывая…

10.  Вспомни, какими словами заканчиваются русские народные сказки

       ( «И я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…», «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», «И стали они жить-поживать и добра наживать…»)

11.  Подведение итогов,  раздача призов – раскрасок.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...

Педагогический опыт : « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Отчёт по самообразованию «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой» За период: сентябрь 2017 год – май 2018 год

Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.Одним из средств формирования...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....