Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Обобщение опыта работы по теме "дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение  опыта по теме:

«Дидактические игры как средство развитие речи у старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: первой квалификационной категории

                              Могурова Л.А.

 

Г.Саранск

                                 Содержание:

1. Введение  

2. Актуальность опыта

3. Новизна опыта

4. Цель и задачи опыта

5. Информационно-аналитический этап

6. Практический этап

7. Результативность

8. Заключение

9. Литература

10. Приложения

       

1 Введение

Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе,

когда вырастет.

 Поэтому воспитание будущего

деятеля происходит

прежде всего в игре.....

А.С. Макаренко

   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивной период развития.  Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не создать условий для этого, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.  

   Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.            Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

   В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  а) с игрушками и предметами;

  б) настолько-печатные;

  в) словесные.

         Развитие речи детей  дошкольного возраста при использовании дидактических игр пройдет успешно, если:

         Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;

         Проводить дидактические игры в системе.

2 Актуальность:

      С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

      К сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна.

     Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

3 Новизна опыта: 

         Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

     

4 Цели и задачи:

      Исходя из вышесказанного, целью моей работы является - речевое развитие детей с помощью дидактической игры.

 Задачи:

 - Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй.

 - Применять дидактические игры в непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей для развития связной речи.

      Решить эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

5. Информационно аналитический этап:

Исходя, из этого этапы моей работы можно представить следующим образом:

 1 этап – информационно-аналитический. На этом этапе поставила перед собой цели и задачи работы над темой. Подобрала и изучила методическую литературу. Изучив внимательно методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

 О дидактических играх и системе построения занятий, я узнавала из следующих источниковх:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2.  Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.

3.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

Сделала подборку дидактических  игр по развитию речи на средний, старший, подготовительный дошкольный возраст (Приложение 1)

Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей (Приложение 2).

Подобрала информационный материал родителям: консультации , памятки, разработка  буклетов.(Приложение3 ).

Создала родительский клуб «Речевичок» (Приложение 4)

       6.  Практический этап. 2 этап – практический. Всю работу проводила с детьми, родителями.

   Считаю, что немаловажным значение для развитии речи детей окружающая обстановка, созданная в группе правильное размещение дидактических пособий и игр, мест , где можно уединится, поиграть за столом, посидеть, поговорить , посмотреть картинки , поэтому в групповой комнате размещено в соответствии.

 Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды. Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно развивающей среды в группе, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, мини-библиотека «Книжка малышка», детского творчества, сенсорный , музыкальный, уголок театрализации, зона отдыха и уголок здоровья. Предметно-развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

    Чтобы дети вновь проявляли  интерес к какой то  игре, я  обращала  внимание на то, как закончить игру. Это могли быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.  

    Особое внимание обращала на тех детей, речевая активность которых проявлялась очень слабо. Для этого проводила с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.

    Руководя играми, я старалась использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляла игру, поддерживала их инициативу, сопереживала с ними радость игры. Иногда рассказывала, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Могла и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр, сохраняла и уберегала её самодеятельный характер, руководила развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей вела их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делала это чаще всего не прямо, а косвенно: выражая удивление, шутку, используя разного рода игровые сюрпризы и т.п. И обязательно не забывала поощрять детей.

       В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Поэтому стараюсь уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является, на мой взгляд, условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

       Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

В своей работе я использовала дидактические игры разных видах деятельности:

  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в приобщении детей к художественной литературе;
  • в обучении правильному произношению;
  • в беседах;
  • в наблюдениях;
  • в подвижных играх;
  • в театрализованной деятельности;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в режимных моментах;
  • в минутках по безопасности.

     Хочется отметить в своей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, а особенно организованным в группе родительский клуб «Речевичок», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Мною отбирался и разрабатывался материал , учитывая большую загруженность родителей домашними делами. Рекомендовалось играть с детьми даже на кухне.

6. Результативность

         Проводимая мною работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников. Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста.

        Использование предложенной мною серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи. Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.

     При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей. В результате моей работы по данной теме у детей:

 1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

 2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

 4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

8. Дети принимали активное участие в конкурсах.

      Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать полными предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.

7.Заключение

      На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр создает условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.  

     Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал  увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Литература:

1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»

 2. О.Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград.

3. А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение»

4. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998

5. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

16. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

 7. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Самообразование. Обобщение опыта работы по применению техники «Рисование шерстью» с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО 2017-2018 г.

       Данная техника разработана  автором О.А. Мишановой – членом Саратовской региональной общественной организации «Мастер декоративно-прикладного искусст...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

Обобщение опыта работы. Выступление на педсовете "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство с формированием финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....