Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»
материал

Волчек Наталия Сергеевна

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы данной технологии являются эффективным инструментарием для развития не только коммуникативной компетенции старших дошкольников, а также личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_teme.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя Филиала МАДОУ Червишевского детского сада «Сибирячок» в с.Онохино «Солнышко»

Волчек Наталии Сергеевны

по теме:

«Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

      По определению Н.И. Гез (1985), коммуникативная компетенция –это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Коммуникативную компетенцию в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

- желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с

окружающими.

     Коммуникативную компетенцию старшего дошкольника следует понимать, как коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе.

     В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами общения – взаимодействию с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними; регулировать свое поведение.

    В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие старшие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

     Раньше этой теме уделяли очень мало времени, но сейчас, после исследований ученых, пришли к выводу: что, если не обращать внимание на развитие коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте, у детей могут быть большие проблемы в школе. Поэтому я решила углубленно заняться этой темой.

     В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы данной технологии являются эффективным инструментарием для развития не только коммуникативной компетенции старших дошкольников, а также личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций и речи. Разработкой проблемно-диалогической технологии в нашей стране в 60-х гг. прошлого столетия занимались видные учёные Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Скаткин М.Н. и др.

     Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

     Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. В ходе применения технологии ребёнок выступает в роли равноправного партнёра, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту, становится активным участником образовательного процесса, информацию получает не в готовом виде, а в процессе организации исследовательской поисковой деятельности, в результате чего происходит творческое усвоение материала без принуждения и натаскивания.

     Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.

     Процесс познания в этом случае включает следующие этапы:

Этапы организации процесса познания

1. Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной задачи, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной, мотивирующей ребёнка на поиск). На этом этапе происходит актуализация, мотивация, целеполагание

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

2. Поиск смысла происходящих изменений и открытие нового знания через диалог, дискуссию: «Подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются», «У меня есть такое предположение о причинах изменения …», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе», «Меня волнует такая мысль» и т.д. Воспитатель даёт возможность высказаться каждому, не оценивает ответы детей: «Какая у Саши интересная мысль», «Послушайте, что сказал Ваня», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Правильно ли я тебя поняла?» и т.д.

На этом этапе уместно использование метода прогнозирования: «Что стало бы с деревьями зимой, если бы они не сбросили листву?»

3. Рефлексия и фиксация степени соответствия поставленной цели результатам деятельности: «Хотели узнать и узнали …». Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности (перевоплощение в игровой персонаж по выбору, создание положительной репутации ребёнку). Используется методика незаконченного предложения (Я понял, что… Я думаю, что… и др.)

В ходе организации процесса познания педагогу необходимо уметь грамотно сформулировать продуктивный вопрос, который будет вызывать умственные усилия ребёнка, будет стимулировать развитие мыслительных операций (сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез и др.).

    Целями проблемно-диалогической технологии являются: развитие у детей логического, рационального, критического, творческого, вероятностного мышления; формирование их познавательной самостоятельности и познавательных способностей; превращение знаний в убеждения; формирование интереса к познанию и научным знаниям; формирование чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях. При проблемной организации образовательного процесса содержание становится вероятностным и субъективно-порождаемым, а педагогическое управление осуществляется косвенно, через проблемное содержание и диалогическое общение. Таким образом, проблемно-диалогическая технология – это способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно поставленным содержанием.

    Логика развертывания событий при обсуждении проблемной ситуации выглядит следующим образом: анализ проблемной ситуации → постановка проблемы → поиск недостающей информации и выдвижение гипотез → проверка гипотез и получение нового знания → перевод проблемы в задачу → поиск способа решения задачи → решение → проверка решения → доказательство правильности решения.

Стержневым понятием проблемного образования является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Проблемные ситуации обусловливают порождение познавательной мотивации и мышления детей, направленных на поиск, «открытие» нового.

Мотивирующие приёмы, обеспечивающие принятие темы детьми

    «Яркое пятно» — интригующий материал. Сообщение исторических фактов, легенд и т.д., демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки. Словом, любой материал, способный заинтриговать, захватить внимание детей, но связанный с обсуждаемой темой.

    Например, занятие по теме «Природные часы», календарь и компас» воспитатель начинает так: Давным-давно. Когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время и не терялись в лесу? Они умели пользоваться природными часами, календарём и компасом.

    «Актуальность» — приём состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самого ребёнка лично.

     Выдвижение и проверка гипотез

     Выдвинуть гипотезу, значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные ошибочные.

     На этом этапе будет востребован побуждающий или подводящий диалог. Побуждающий диалог имеет «Сужающуюся» структуру: начинается с общего побуждения, призыва к мыслительной работе (Какие у вас есть идеи? догадки?). Продолжается подсказкой, намёком, дополнительной информацией, заканчивается сообщением нужной мысли.

    На этом этапе большой соблазн детей похвалить за правильный ответ (Молодец!, Умница! и т.д.), но в этом случае мгновенно будет прерван мыслительный процесс.  Поэтому, реакция педагога на ответы детей должна быть эмоционально- неокрашенна (Так… будут другие мнения?)

    Только после того, как гипотезы будут проверены, можно похвалить ребёнка: «Видите, ребята, Андрей оказался прав! Молодец, здорово догадался!»

    Как минимум должны фигурировать две гипотезы – ошибочная и решающая.  Каждую надо выдвинуть и проверить.  Сначала целесообразно проверить ошибочную, затем решающую. Существует два варианта выдвижения

    Воспроизведение знаний

    Этап воспроизведения знаний, не являясь строго обязательным, тем не менее, весьма желателен, поскольку развивает активную речь, углубляет понимание нового. Проговаривание может носить разный характер. Традиционные задания, типа «повтори», «перескажи» обеспечивают репродуктивную деятельность детей. Творческое воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями (самостоятельное создание продукта деятельности, художественного образа) и публичное его представление.

    Таким образом, проблемно-диалогическая технология процесс творческий, включающий в себя: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения, реализацию продукта. Ребёнок в процессе реализации этой технологии проходит все звенья научного творчества.

    В своей работе я использую разнообразные проблемные ситуации.

Приведу несколько примеров.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с детьми 4-5 лет по теме «Зачем кузнечику крылья»

Анализ

Воспитатель

Дети

противоречивые факты

побуждение

к осознанию к проблеме

На доске предметные картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки и кузнечика.

  • Посмотрите, кто нарисован на картинках?
  • Как назвать одним словом? Кто это?
  • Рассмотрите бабочку, пчелу, божью коровку (показывает указкой на крылья). У них есть крылья? Они умеют летать?
  • Рассмотрите кузнечика. У него есть крылья?
  • А умеет кузнечик летать?
  • Что вас удивляет? Что интересного заметили?
  • О чем мы будем разговаривать? Какая будет тема?

перечисляют - Это насекомые.

  • У них есть крылья, они умеют летать.
  • Да, у него есть крылья.
  • Нет, он не умеет летать.- У кузнечика есть крылья, но он не умеет летать.
  • Зачем кузнечику крылья

(тема)

Формирование безопасного поведения в быту с детьми 5-6 лет по теме «Можно ли играть со спичками?»

Анализ

Воспитатель

Дети

 противоречивые мнения

- Расскажу вам историю. В соседней квартире живут брат с сестрой, их зовут

Саша и Маша. Однажды я услышала их

побуждение

к осознанию к проблеме

спор. Маша сказала, что спичками играть нельзя, а Саша твердил, что можно, если играть осторожно.

  • Дети, что вас удивило в споре Саши и Маши? Что интересного заметили?
  • О чем мы будем беседовать сегодня? Какая будет тема?
  • Саша говорит, что играть спичками можно, а Маша говорит, что нельзя.
  • Можно ли играть со спичками? (тема)

Подготовка детей к обучению грамоте с детьми 6-7 лет по теме «Многозначные слова»

Анализ

Воспитатель

Дети

 

задание на

разброс мнений побуждение:

к осознанию к проблеме

На фланелеграфе предметные картинки: кукла, лимон, юла, чайник.

  • По первым звукам слов-картинок попробуйте догадаться, какое слово зашифровано.     вместо картинок выставляет буквы

На столе предметные картинки. - Найдите и назовите те картинки, про которые можно сказать, что это ключ.

вывешивает отобранные картинки под словом «ключ»

  • Дети, слово было одно?
  • А как вы его поняли?
  • Какой возникает вопрос?
  • Ключ.

видят слово «ключ»

  • Это ключ (ребенок выбирает картинку «ключ от замка»). - Это ключ (ребенок выбирает картинку «природный ключ»). - Это ключ (ребенок выбирает «скрипичный ключ»).
  • Это ключ (ребенок выбирает «басовый ключ»).
  • Да.
  • По-разному!  
  • Почему одно слово поняли по разному? (вопрос)

Подготовка детей к обучению грамоте с детьми 6-7 лет по теме «Схема предложения»

Анализ

Воспитатель

Дети

не сходное задание

побуждение

к осознанию к проблеме

  • «Наступила зима». Что я сейчас произнесла: слово или предложение?
  • Сколько слов в этом предложении?
  • Назовите эти слова.
  • А теперь напишите это предложение на листе бумаги.  
  • Вы смогли выполнить мое задание?
  • В чем затруднение? Мы умеем это делать?
  • Какой возникает вопрос?
  • Предложение.
  • Два.
  • Зима. Наступила. испытывают затруднение
  • Нет.
  • Мы не умеем писать.
  • Как записать предложение?

(вопрос)

      В следующей таблице представлены проблемные ситуации и побуждающий диалог.

                      Проблемные ситуации и побуждающий диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить:

  • противоречивые факты / мнения

 

  • невозможное сочетание
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Что вас удивило? Так бывает?

Выбрать подходящее:

Какая будет тема?

Какой возникает вопрос?

2. Столкнуть мнения детей вопросом или практическим

заданием на новый материал

  • Вопрос был один, а мнений сколько?  
  • Задание было одно, а результаты какие?

3.  Шаг 1. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием  

    Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

- Вы как думали сначала? А как оказывается на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Мы умеем это делать?

    Результатом использования проблемно-диалогической технологии является высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности, от чего в большой степени зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Цель: формирование у дошкольников  основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Самое ценное, что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленьк...