Главные вкладки

    Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Иванова Елена Геннадьевна

    Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx59.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-методический материал (старшая группа) по теме: 
    Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

     
    Автор опыта: Иванова Елена Геннадьевна

    воспитатель

     МДОУ Детский сад №15 г. Пугачев Саратовской области

                                                                               

    2014г.

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………….4

    Глава I. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных способностей

    1. Теоретические основы процесса общения………………………………6
    2. Особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………..7
    3. Театрализованная игра в детском саду…………………………………8

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

    2.1 Диагностика уровня коммуникативных способностей детей ………….11

    2.2 Методика проведения театрализованных игр……………………………13

    2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………….15

    Заключение…………………………………………………………………….17

    Список использованной литературы…………………………………………...19

    3. Приложение

    3.1 Приложение № 1 «Коммуникативные игры»……………………………...20

    3.2 Приложение № 2 «Пальчиковые игры»……………………………………..

    3.3 Приложение № 3  «Физкультминутки»……………………………………..

    3.4 Приложение № 4 «Речевые игры и упражнения»………………………….

    3.5 Приложение № 5 «Театрализованные игры и упражнения»………………...

            

    Введение

    Актуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

    Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

    Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличии от его интеллектуального развития.

    Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

    В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства.

    Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

    Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных способностей детей старшего возраста посредством театрализованных игр» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.

    Объект: процесс формирования коммуникативных способностей.

    Предмет: развитие коммуникативных способностей детей старшего возраста.

    Цель данного исследования: изучить роль театрализованных игр как средства развития коммуникативных способностей детей старшего возраста.

    В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:

    - учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

    - использовать различные театрализованные игры.

    Исходя из целей и гипотезы, в работе я поставила следующие задачи исследования:

    1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
    2. Рассмотреть виды и значения театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста;
    3. Выявить уровни коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
    4. Экспериментально доказать роль театрализованных игр в развитии коммуникативных способностей детей старшего возраста.

    Глава I. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных способностей

    1. Теоретические основы процесса общения

    Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

            Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

    Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

    Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

    1.  Особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

    Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

    К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

    Коммуникативные способности включают в себя:

    - желание вступать в контакт,

    - умение организовать общение,

    -знание норм и правил общения.

            В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

            Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками. И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

            Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.

            Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у детей.

            Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

    1.  Театрализованная игра в детском саду

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

            Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

            Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

    • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
    • игры драматизации;
    • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
    • упражнения по формированию выразительности исполнения;
    • упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

            Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у них появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

            Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

            Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.

            Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. 

            В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

            Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли в играх-ситуациях.

            Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

    2.1 Диагностика уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

     1. Диагностика коммуникативной сферы

    Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина).

    Описание методики «Картинки».

    Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

    Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

    Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение ситуативно-личностно общаться. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

    Анализ результатов: По ответам детей оценивалась их коммуникативная компетентность:

    Высокая - дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.

    Средняя – ответы говорили о явно недостаточной социальной компетентности, или носили агрессивный характер.

    Низкая - проявляли полную беспомощность.

    По итогам диагностирования коммуникативной сферы и оценивания коммуникативных качеств личности у детей получила следующие результаты Старший  возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую социальную компетентность я обнаружила лишь у 20 % обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. 50 % проявляли полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу», «Позову маму») говорили о явно недостаточной социальной компетентности, другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

    Проанализировав итоги диагностирования детей я пришла к выводу, что нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации необходимо как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

    2.2 Методика проведения театрализованных игр

    На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества.

    Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности:

    1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

    2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

    3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

    Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

    Правила драматизации.

    Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

    Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

    Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

    Таким образом, при проведении театрализованных игр опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения

    2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы

    В конце года была проведена контрольная диагностика коммуникативных способностей. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапеОценка уровня коммуникативной компетенции показывает очень хорошие результаты. Высокую социальную компетентность я обнаружила у 50 % обследуемых дошкольников, это на 30 % больше чем, на констатирующем этапе. Половина группы могут конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Никто не проявил полную беспомощность. Но по-прежнему некоторые ответы (50%) говорят о недостаточной социальной компетентности или носят агрессивный характер.

     Таким образом, эксперимент показал достаточно высокие результаты.

    Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций, т.е. повысились коммуникативные способности.

    Заключение

    Воспитываясь в старшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.).

    Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

    Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

    Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

    Таким образом, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей считаются театрализованные игры.

    Литература

    1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4.
    2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
    3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
    4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М., 2002.
    5. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко – М.: ПЕРСЭ. – 2003. – 144 с.
    6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986.
    7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
    8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
    9. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
    10.  Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1
    11.  Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
    12.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
    13.  Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
    14.  Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - №7.
    15.  Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. Ростов-на-Дону, 2002.
    16.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
    17.  Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.
    18.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание-М:1995.
    19.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
    20.  Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. .
    21.  Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
    22.  Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
    23.  Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63-73.
    24.  Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998.
    25.  Чистякова М.И. Психогимнастика., М., 1995.
    26.  Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание, 1991. - №7.
    27.  Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999.

    Приложение №1

    Коммуникативные игры

    для детей 5 – 6 лет

    Клеевой ручеёк

    Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

    Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

    Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

    1. Подняться и сойти со стула.

    2. Проползти под столом.

    3. Обогнуть “широкое озеро”.

    4. Пробраться через “дремучий лес”.

    5. Спрятаться от диких животных.

    Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

    Нос к носу

    Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

    Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.

    «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

    Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

    Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

    Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

    Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

    снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

    ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

    Слепец и поводырь

    Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

    Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

    По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

    Волшебные водоросли

    Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

    Содержание. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

    Вежливые слова

    Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

    Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

    Подарок на всех

    Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

    Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

    Лети, лети лепесток, через запад на восток,

    Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

    Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

    Вели, чтобы…

    В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

    Волшебный букет цветов

    Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

    Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

    Содержание. Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

    Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

    Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

    Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

    Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

    Дети. Веселое, счастливое.

    Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

    Игра-ситуация

    Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

    Содержание. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

    1. Два мальчика поссорились – помири их.

    2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

    3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

    4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

    5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

    6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

    7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

    8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

    9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

    10. Ребёнок плачет – успокой его.

    11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

    12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

    13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

    Изобрази пословицу

    Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

    Содержание. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

    “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

    “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

    “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

    “Как аукнется, так и откликнется”

    Разговор через стекло

    Цель: развить умение мимику и жесты.

    Содержание. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

    Закорючка Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

    Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

    Пресс-конференция

    Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

    Содержание. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

    Пойми меня

    Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

    Содержание. Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

    Без маски

    Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

    Содержание. Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

    Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

    «Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;

    «Особенно мне не нравится, когда…»;

    «Однажды меня очень напугало то, что…»;

    «Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»

                         

    Сбрось усталость

    Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

    Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

    Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

    Бабушка Маланья

    Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

    Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.

    У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).

    Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

    На неё глядели и делали вот так...(повторяют за  «Маланьей» любое смешное движение).

    Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

     Маленькое привидение

    Цель: игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

    Содержание: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши.

    Замри

    Цель:  игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

    Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

    Зеркало 

    Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.

    Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».

    После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

    Хор животных

    Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

    Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

    Радио

    Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

    Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

    Цифры

    Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

    Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.

    Передай сигнал

    Цель: игра для  преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

    Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

    Картинная галерея

    Цель: развитие внимания, умение анализировать полученную информацию.

    Оснащение: картины, названия которых известны детям.    

    Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

    Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит  

    -Все картины хороши, Но одна лучше!

    Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.

    Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.    

     

    Солнышко

    Цель: формирование ощущения причастности к группе.

    Содержание: Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.  

    Комплименты

    Цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

    Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».    

    Зайчик и лиса.

    Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.

    Оснащение: маска лисы.

    Содержание. С помощью считалки выбирается водящий – «лиса». «Лиса» садится за куст. Остальные дети «зайчики» собираются около одной из стен комнаты. Педагог произносит:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Вышли зайчики гулять.

    «Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Педагог выдержав паузу говорит:

    Вдруг лисица выбегает,

    Зайку серого хватает.

    На последнем слове «лиса» выбегает и пытается поймать «зайца» который не успел вернуться к стене. Пойманный ребенок становиться водящим, а игра возобновляется.

    Травинка.

    Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции.

    Содержание. С помощью считалки выбирается «наблюдатель». Остальные дети «травинки». Задача наблюдателя выбрать лучшую травинку (ребенка, который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания).

    Педагог, с небольшими остановками, дает задания:

    - Медленно поднимите руки через стороны вверх.

    - Потянитесь, как травинка тянется к солнечному свету.

    - Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку.

    - Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру из стороны в сторону, взад и вперед.

    - Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку.

    - Затем ветер стихает а травинка замирает.

    «Наблюдатель» выбирает лучшую «травинку». Выбранный ребенок становиться «наблюдателем», игра повторяется.

    Горная тропинка

    Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.

    Оснащение: веревка или мел.

    Содержание. Педагог предлагает детям, послушав басню С. Маршака «Два барана», ответить на вопросы:

    • Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
    • Какие, качества погубили баранов?
    • Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
    • Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

    Затем с помощью мела или веревок ограничивается «пропасть» шириной 2 м, «мостик» и «тропинка» шириной 25-30 см.

    Педагог разделяет детей на пары и говорит:

    -        Представьте, что мы высоко в горах. Впереди – пропасть, через которую вам предстоит перебраться.

    Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке и встретитесь на очень узком мостике. Помните, что главное - не свалиться в пропасть самому и не дать упасть своему другу.

    По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание.

    Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно преодолела препятствие. Учитывается и оценивается активность детей, степень внимания к своему партнеру, взаимопомощь, а также время выполнения задания.

                                             

    Морская фигура – «замри»

    Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью.

    Оснащение: «волшебная палочка».

    Содержание. С помощью считалки выбирается водящий - «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится.

    Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн.

    Педагог или водящий произносит: - Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется -три. Морская фигура на месте замри!

    Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!»

    «Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.

                                         

    Поступки

    Цель: развивать умение выражать словами отношение к поступкам других, находить оптимальные выходы из сложных ситуаций. Учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них.

    Оснащение: магнитная доска, магниты, мел; пары сюжетных картинок с изображением приемлемых и неприемлемых взаимоотношений в системах:

    Взрослый – ребенок,

    Ребенок – ребенок,

    Ребенок – природа.

    Содержание. Один из детей – водящий, остальные «наблюдатели» и «советчики».

    Педагог вертикальной линией разделяет доску пополам. В левой части доски пишет знак «-», в правой «+». Водящему предлагается найти картинку с изображением плохого поступка, прикрепить её под знаком «-» и обосновать свой выбор, далее водящему необходимо подобрать парную картинку, на которой изображен хороший поступок и прикрепить его под знаком «+» и пояснить своё решение. «Наблюдатели» и «советчики» следят за ходом работы и высказывают своё мнение.

    Звери на болоте

    Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.

    Оснащение: листы бумаги.

    Содержание. Педагог делит детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листочка, а другой один.

    Педагог говорит:

    - Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью листочков. Тот, у кого листочков больше, помогает товарищу выбраться из болота.

    По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Педагог оценивает взаимопомощь и взаимовыручку во время прохождения «болота».

    Что случилось?

    Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью речи.

    Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,  обиженный пингвин, удивленный филин.

    Содержание: Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

    Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

    • Кто это?
    • Какое у него настроение?
    • Какие чувства (эмоции) он испытывает?
    • Почему? Что с ним случилось?
    • Что ты ему посоветуешь?

    «Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

    Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

    Пантомимические этюды

    Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений.

    Содержание. Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

    - маленькая девочка в хорошем настроении;

    - старик;

    - уставший человек;

    - смелый человек и т.д.

    Вначале дети выполняют каждое задание одновременно,  затем поочередно.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

    Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

    Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

    Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

    Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытыв...

    Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

    ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области...