Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
учебно-методический материал по развитию речи

Анахина Татьяна Александровна

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

Доклад по самообразованию на тему:

«Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Анахина Т. А., воспитатель

                                                                                              МАДОУ «Центр развития ребенка -

                                                                                                             детский сад № 33 «Радуга»

        Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

 Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

 Коммуникативные способности включают в себя:

 - желание вступать в контакт,

 - умение организовать общение,

 -знание норм и правил общения.

         В своей работе с детьми дошкольного возраста я обнаружила проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, и сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

         Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.

Театр радует детей, развлекает и развивает. Их именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у детей.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли являются для развития очень значимы.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Игры драматизации;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • Упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. Успешно были показаны спектакли «Хвосты», «Гуси-лебеди», «Посуда» для детей других групп и родителей.

В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли в играх-ситуациях.

 Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

 Угадай, кто я

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд, берёт атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

 Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знание и норм в общении.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

 “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

 “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

 “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

 “Как аукнется, так и откликнется”

 Покажи сценку

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

 Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

 1. Два мальчика поссорились – помири их.

 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

 10. Ребёнок плачет – успокой его.

 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища   помочь тебе.

 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

 Передача чувств

Цель: развивать понимание настроения других, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Ведущий демонстрирует способы невербального поощрения, порицания или наказания. Дети повторяют и отгадывают: Погладить по голове, похлопать по плечу, покачать головой, погрозить пальцем, послать воздушный поцелуй, прижать к себе, потрепать ласково волосы.

 Встреча сказочных героев

Цель: описать свои ощущения в новой роли, формировать адекватную самооценку, помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера.

Педагог играет роль волшебника, подбирая каждому ребёнку образ сказочного персонажа, который обладает личностными особенностями, противоположными характеру ребёнка. Например, конфликтному ребёнку даётся роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает; ребёнку с низкой самооценкой даётся роль героя. Каждому герою волшебник даёт по «пять жизней» (фишки, которых он лишается, если изменит свой поведение. Далее детям предлагается придумать сказку для своих героев и разыграть её.

 Телефон

Цель: развивать творческое воображение, формировать коммуникативные навыки.

Приглашаем двух человек, которым даётся по телефону предлагается ситуация и тема для разговора:

1. Поздравить с днём рождения и напросится в гости

 2.Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр

 3.Вам купили новые игрушки, и вы приглашаете друга поиграть

 4.Вас обидели, а друг вас утешает

 5.Ваш друг отнял любимую игрушку, а теперь извиняется

 Лесное телевидение

Цель: развивать творческую инициативу, фантазию, навыки импровизации; воспитывать коммуникативные качества.

Ребёнок в костюме сороки берёт интервью у лесных обитателей. Дети по желанию выбирают себе роль животного, одевают элементы костюмов, придумывают небольшой рассказ о новостях из их лесной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Рекомендации по развитию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

В публикации даются рекомендации по работе с дошкольниками по развитию речевых навыков детей через театрализованные игры, по  накоплению и обогащению словесного зап...

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность      Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...