Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
материал (средняя группа)

Муравьева Надежда Васильевна
Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность 
     Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому. 
А что же такое коммуникативные навыки? 
  Под коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Ребенок, обладающий коммуникативными навыками, может конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию. 
    В настоящее время, с появлением компьютеров и планшетов ребенок стал получать меньше общения не только с взрослыми, но и с друг другом. Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Практика показывает, что дети, которые мало общаются или не умеют организовать общение более уязвимы и отвергнуты. А это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. 
    Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. 
   Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других. Детей в возрасте 4-5 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Ребенок в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у него появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.) 
      В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.  
     Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Ниже представлены игры, направленные на развитие коммуникативных навыков. 
  Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения. 
1. "Как можно нас называть по – разному?" 
2. "Улыбка" 
3. "Комплимент". 
    Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
 1. "Угадай" 
2. "Походки" 
3. "Иностранец" 
4. "Расскажи стихи без слов". 
5. "Изобрази пословицу". 
    Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают: 
1. изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; 
2. произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично. 
   Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д. 
   Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
 1. участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение); 
2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого); 
3. разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу 
4. "Опиши друга" 
5. "Подари подарок другу" 
6. "Царевна - Несмеяна" Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. 1. «Что ты делаешь?» 2. «Что мы знаем о Васе?» 3. «Западня» 4. «Запомни внешность» 5. «Ужасные гляделки» 6. Упражнение «Свеча мнений» 7. Упражнение «Нити дружбы» 8. Тренинг - "паутинка" На НОД и в самостоятельной деятельности в качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы можно использовать: - коммуникативные игры-упражнения; - беседы на различные темы; - ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций; - игры со словом; - хороводы, танцы, театрализация сказок; - чтение и совместное обсуждение художественных произведений; - обыгрывание эмоционального состояния; - спортивные, подвижные игры; - совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых. 
   Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. В раздевалке группы стоит организовать уголок, где воспитатель группы будет вывешивать информацию для родителей (консультации по теме «Коммуникация». На собраниях воспитатель совместно с родителями поднимают интересующие родителей вопросы, совместно обсуждают вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрывают разнообразные ситуации, предлагают коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. 
   Воспитатель группы должен проводить и индивидуальные беседы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др. Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками. 
   У педагогов с родителями общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx8.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

     Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому.

А что же такое коммуникативные навыки?

  Под коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Ребенок, обладающий коммуникативными навыками, может конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

    В настоящее время, с появлением компьютеров и планшетов ребенок стал получать меньше общения не только с взрослыми, но и с друг другом. Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Практика показывает, что дети, которые мало общаются или не умеют организовать общение более уязвимы и отвергнуты. А это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

    Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

   Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других. Детей в возрасте 4-5 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Ребенок в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у него появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.)

      В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.  

     Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Ниже представлены игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.

  Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

1. "Как можно нас называть по – разному?"

2. "Улыбка"

3. "Комплимент".

    Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:

 1. "Угадай"

2. "Походки"

3. "Иностранец"

4. "Расскажи стихи без слов".

5. "Изобрази пословицу".

    Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:

1. изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

2. произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

   Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д.

   Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:

 1. участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

3. разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу

4. "Опиши друга"

5. "Подари подарок другу"

6. "Царевна - Несмеяна" Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. 1. «Что ты делаешь?» 2. «Что мы знаем о Васе?» 3. «Западня» 4. «Запомни внешность» 5. «Ужасные гляделки» 6. Упражнение «Свеча мнений» 7. Упражнение «Нити дружбы» 8. Тренинг - "паутинка" На НОД и в самостоятельной деятельности в качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы можно использовать: - коммуникативные игры-упражнения; - беседы на различные темы; - ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций; - игры со словом; - хороводы, танцы, театрализация сказок; - чтение и совместное обсуждение художественных произведений; - обыгрывание эмоционального состояния; - спортивные, подвижные игры; - совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.

   Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. В раздевалке группы стоит организовать уголок, где воспитатель группы будет вывешивать информацию для родителей (консультации по теме «Коммуникация». На собраниях воспитатель совместно с родителями поднимают интересующие родителей вопросы, совместно обсуждают вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрывают разнообразные ситуации, предлагают коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его.

   Воспитатель группы должен проводить и индивидуальные беседы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др. Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками.

   У педагогов с родителями общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...

Тема: «Развитие навыков социально-коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Презентация из опыта работы "Развитие навыкрв социально - коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста чепез театрализованную деятельность"....