Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
консультация (средняя группа) на тему

Данилова Анна Александровна

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому.А что же такое коммуникативные навыки? Под коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков общения  у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому. А что же такое коммуникативные навыки? Под коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Ребенок, обладающий коммуникативными навыками, может конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию. В настоящее время, с появлением компьютеров и планшетов ребенок стал получать меньше общения не только с взрослыми, но и с друг другом. Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Практика показывает, что дети, которые мало общаются или не умеют организовать общение более уязвимы и отвергнуты. А это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. . Детей в возрасте 4-5 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Ребенок в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у него появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.) В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. На ОД и в самостоятельной деятельности в качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы можно использовать: - коммуникативные игры-упражнения; - беседы на различные темы; - ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций; - игры со словом; - хороводы, танцы, театрализация сказок; - чтение и совместное обсуждение художественных произведений; - обыгрывание эмоционального состояния; - спортивные, подвижные игры; - совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых. Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. В раздевалке группы стоит организовать уголок, где воспитатель группы будет вывешивать информацию для родителей (консультации по теме «Коммуникация». На собраниях воспитатель совместно с родителями поднимают интересующие родителей вопросы, совместно обсуждают вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрывают разнообразные ситуации, предлагают коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Воспитатель группы должен проводить и индивидуальные беседы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др. Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками. У педагогов с родителями общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.