Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
статья по обж (старшая группа)

Самое ценное, что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. 

А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

В современных условиях безопасность жизнедеятельности человека - одна из актуальных проблем. Важность состоит не только в том, что бы рассказать, показать, выучить правила поведения в разных чрезвычайных ситуациях, но и закрепить полученную информацию на практике, уметь воспользоваться знаниями и умениями в реальной жизни. Наше невнимание к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь мы можем уберечь себя и своих близких от неприятностей, если будем владеть элементарными знаниями и умениями ОБЖ. Необходимо помнить, что любознательность ребёнка в познании окружающего мира, может стать небезопасной для него, поэтому, чтобы ребёнок был готов к разным жизненным испытаниям, нам надо идти по пути целенаправленного обучения правилам безопасности.

Цель нашей работы стало формирование интегративных качеств личности дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности и грамотное их применение в разных ситуациях.

В результате  можно выделить следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями безопасности жизнедеятельности;
  • научить дошкольников применять свои умения в различных ситуациях;
  • расширять знания о работе пожарной службы, МЧС, служб скорой помощи;
  • формировать правильное отношение к опасным для человека ситуациям.

Развивающие:

  • развивать память, мышление, быстроту реакции;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство самосохранения, осторожности, взаимопомощи;
  • воспитывать чувство уважения к труду работников экстренных служб.

Работая в направлении темы «ОБЖ» мы разработали алгоритм действий по формированию основ безопасности с детьми дошкольного возраста. В своей работе мы руководствовались принципами дидактики Я.А. Каменского: доступности и наглядности; последовательности; сознательности и активности; индивидуализации; сочетание различных методов, приёмов, средств. Огромное внимание было уделено созданию условий по формированию основ безопасности жизни,  развитию предметно-развивающей среды; подборка атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр; дидактических игр, наглядного и раздаточного материала; изготовлено много разнообразных  плакатов, макетов, игрушек. Подобрали методическую и художественную литературу. Систематически организовываем тематические досуги, занятия и праздничные мероприятия. Обогатив развивающую среду в группах в соответствии с планом работы, нами были проведены в каждой группе с детьми старшего возраста беседы, дидактические игры, игры на решение проблемных ситуаций, игры ситуативного характера, чтение художественной литературы, просмотр мульти и медиа фильмов. Систематически организовываем тематические досуги и занятия. Провели серию спортивных мероприятий с целью понимания детьми предложенной темы по основам безопасности жизни, выявления интереса к предстоящей деятельности . В своей работе по правилам безопасности мы используем разнообразные дидактические и настольно-печатные игры, а также игры, созданные своими руками: различные лабиринты, кроссворды, игры на логику и мышление. Данные игры помогают закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности, закрепить знания о телефонах служб спасения, учат детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами. Учимся, играя, ведь игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.  В нашей работе мы применяли также игры: сюжетно-ролевые, дидактические и настольно-печатные игры. В дошкольном возрасте игра - это ведущий вид деятельности, и поэтому, это самый удачный вид деятельности, через который мы можем формировать те качества, которые необходимы ребёнку для сохранения своей жизни.

Очень большое внимание отводилось изучению художественной литературы.  В свободное время детям не только читали произведения известных авторов, но и в месте сочиняли сказки, придумывали различные истории, разбирали сложные жизненные ситуации, в которых мог бы оказаться ребёнок, а затем вместе находили выход из придуманной трудной ситуации. Мы знаем, что достичь успеха в работе по безопасности можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поэтому активизировали деятельность среди родителей по формированию основ безопасности ,c целью повышения родительской компетентности в вопросах безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

 Формы и виды работ с семьей мы выбрали следующие:

  • Проведение анкетирования, тестирования, опросов;
  • Создание папок-передвижек по ОБЖ, буклетов;
  • Консультации, беседы, электронные рассылки по теме «Профилактика пожаров и недопущение гибели несовершеннолетних в них», «Безопасное лето – безопасное детство!» и др.
  • Выход интернет газеты для родителей на сайте детского сада «Планета детства»№68 «ОБЖ и детский сад»
  • Показ открытых совместных мероприятий детей, родителей, педагогов, социальных партнеров;
  • Организация выставок творчества; 
  • Тематические собрания родителей в виде мастер-классов, развлечений и др.  

Настоящим праздником для детей являются познавательные встречи с сотрудниками полиции и МЧС. Самым запоминающим для детей стало посещение пожарной части и встреча с ее сотрудниками - пожарными. Ребята не только посмотрели, но и потрогали, примерили на себя пожарный шлем. Посидели в пожарной машине, познакомились с работой сотрудников МЧС, посетили музей пожарной части. После экскурсии у детей было очень много впечатлений .

В результате такой работы у детей закрепляется алгоритм действий в экстренных ситуациях и это поможет им не растеряться и принять в случае опасности правильное решение для дальнейших действий.

Все это способствовало повышению качества образования по развитию основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов обследования воспитанников за 2021 - 2023 учебные года наглядно показывает положительную динамику формирования у детей старшего возраста представлений об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.

Результатом нашей работы является стабильно высокий уровень усвоения программы по теме «Безопасность»: в 2021-2022 учебном году – 87 %, 2022 -2023 учебном году – 100 %.

Дети уважительно относятся к людям опасных профессий: спасателям, работникам полиции и МЧС. Знают правила вызова пожарной службы. Имеют представления о пожароопасных предметах и последствиях пожара.

Уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе повысился до 96%. Дети знают опасности, которые могут их подстерегать при общении с животными, на водоеме, при гололеде.

У дошкольников сформированы природоведческие знания: о животном и растительном мире родного края; представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека. Воспитанники имеют представления о правилах безопасного поведения в группе, на участке ДОУ, правилах обращения с опасными предметами дома. На 35 % повысился высокий уровень сформированности представлений об опасностях дома и на улице.

В процессе работы на 42% повысился высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения.

Воспитанники соблюдают правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Способны применять знания в игровой ситуации.

Дети совместно с родителями участвовали в разнообразных акциях «Родительский патруль», «Покорми птиц зимой!», «Безопасный пешеход. Зима» и «Чистый город». Ребята постоянно участвуют в Всероссийском конкурсе детско - юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», занимая призовые места. Проведен на ГПО открытый показ экологической сказки «Красная шапочка» и флешмоба «Не рвите цветы!».

В результате проделанной работы, мы пришли к заключению, что решение поставленных задач по формированию основ  безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте зависит от целенаправленной и систематической работы всех участников педагогического процесса.

 

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2008

2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. /. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

 3. Лыкова, Шипунова: Огонь - друг, огонь - враг. Детская безопасность. Пособие для педагогов, руководство для родителей Издательство: ИД Цветной мир,2013г.

4. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006

5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2020г.

 6. Шорыгина Т.А, Цветкова ТВ «Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице» Сфера, 2008

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_soloduhinoy_i.v._.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru/ michskazka.68.edu.ru

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Солодухина Ирина Васильевна

г. Мичуринск, 2023

Самое ценное, что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. 

А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

В современных условиях безопасность жизнедеятельности человека - одна из актуальных проблем. Важность состоит не только в том, что бы рассказать, показать, выучить правила поведения в разных чрезвычайных ситуациях, но и закрепить полученную информацию на практике, уметь воспользоваться знаниями и умениями в реальной жизни. Наше невнимание к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь мы можем уберечь себя и своих близких от неприятностей, если будем владеть элементарными знаниями и умениями ОБЖ. Необходимо помнить, что любознательность ребёнка в познании окружающего мира, может стать небезопасной для него, поэтому, чтобы ребёнок был готов к разным жизненным испытаниям, нам надо идти по пути целенаправленного обучения правилам безопасности.

Цель нашей работы стало формирование интегративных качеств личности дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности и грамотное их применение в разных ситуациях.

В результате  можно выделить следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями безопасности жизнедеятельности;
  • научить дошкольников применять свои умения в различных ситуациях;
  • расширять знания о работе пожарной службы, МЧС, служб скорой помощи;
  • формировать правильное отношение к опасным для человека ситуациям.

Развивающие:

  • развивать память, мышление, быстроту реакции;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство самосохранения, осторожности, взаимопомощи;
  • воспитывать чувство уважения к труду работников экстренных служб.

Работая в направлении темы «ОБЖ» мы разработали алгоритм действий по формированию основ безопасности с детьми дошкольного возраста. В своей работе мы руководствовались принципами дидактики Я.А. Каменского: доступности и наглядности; последовательности; сознательности и активности; индивидуализации; сочетание различных методов, приёмов, средств. Огромное внимание было уделено созданию условий по формированию основ безопасности жизни,  развитию предметно-развивающей среды; подборка атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр; дидактических игр, наглядного и раздаточного материала; изготовлено много разнообразных  плакатов, макетов, игрушек. Подобрали методическую и художественную литературу. Систематически организовываем тематические досуги, занятия и праздничные мероприятия. Обогатив развивающую среду в группах в соответствии с планом работы, нами были проведены в каждой группе с детьми старшего возраста беседы, дидактические игры, игры на решение проблемных ситуаций, игры ситуативного характера, чтение художественной литературы, просмотр мульти и медиа фильмов. Систематически организовываем тематические досуги и занятия. Провели серию спортивных мероприятий с целью понимания детьми предложенной темы по основам безопасности жизни, выявления интереса к предстоящей деятельности . В своей работе по правилам безопасности мы используем разнообразные дидактические и настольно-печатные игры, а также игры, созданные своими руками: различные лабиринты, кроссворды, игры на логику и мышление. Данные игры помогают закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности, закрепить знания о телефонах служб спасения, учат детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами. Учимся, играя, ведь игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.  В нашей работе мы применяли также игры: сюжетно-ролевые, дидактические и настольно-печатные игры. В дошкольном возрасте игра - это ведущий вид деятельности, и поэтому, это самый удачный вид деятельности, через который мы можем формировать те качества, которые необходимы ребёнку для сохранения своей жизни.

Очень большое внимание отводилось изучению художественной литературы.  В свободное время детям не только читали произведения известных авторов, но и в месте сочиняли сказки, придумывали различные истории, разбирали сложные жизненные ситуации, в которых мог бы оказаться ребёнок, а затем вместе находили выход из придуманной трудной ситуации. Мы знаем, что достичь успеха в работе по безопасности можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поэтому активизировали деятельность среди родителей по формированию основ безопасности ,c целью повышения родительской компетентности в вопросах безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

 Формы и виды работ с семьей мы выбрали следующие:

  • Проведение анкетирования, тестирования, опросов;
  • Создание папок-передвижек по ОБЖ, буклетов;
  • Консультации, беседы, электронные рассылки по теме «Профилактика пожаров и недопущение гибели несовершеннолетних в них», «Безопасное лето – безопасное детство!» и др.
  • Выход интернет газеты для родителей на сайте детского сада «Планета детства»№68 «ОБЖ и детский сад»
  • Показ открытых совместных мероприятий детей, родителей, педагогов, социальных партнеров;
  • Организация выставок творчества;  
  • Тематические собрания родителей в виде мастер-классов, развлечений и др.  

Настоящим праздником для детей являются познавательные встречи с сотрудниками полиции и МЧС. Самым запоминающим для детей стало посещение пожарной части и встреча с ее сотрудниками - пожарными. Ребята не только посмотрели, но и потрогали, примерили на себя пожарный шлем. Посидели в пожарной машине, познакомились с работой сотрудников МЧС, посетили музей пожарной части. После экскурсии у детей было очень много впечатлений .

В результате такой работы у детей закрепляется алгоритм действий в экстренных ситуациях и это поможет им не растеряться и принять в случае опасности правильное решение для дальнейших действий.

Все это способствовало повышению качества образования по развитию основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов обследования воспитанников за 2021 - 2023 учебные года наглядно показывает положительную динамику формирования у детей старшего возраста представлений об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.

Результатом нашей работы является стабильно высокий уровень усвоения программы по теме «Безопасность»: в 2021-2022 учебном году – 87 %, 2022 -2023 учебном году – 100 %.

Дети уважительно относятся к людям опасных профессий: спасателям, работникам полиции и МЧС. Знают правила вызова пожарной службы. Имеют представления о пожароопасных предметах и последствиях пожара.

Уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе повысился до 96%. Дети знают опасности, которые могут их подстерегать при общении с животными, на водоеме, при гололеде.

У дошкольников сформированы природоведческие знания: о животном и растительном мире родного края; представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека. Воспитанники имеют представления о правилах безопасного поведения в группе, на участке ДОУ, правилах обращения с опасными предметами дома. На 35 % повысился высокий уровень сформированности представлений об опасностях дома и на улице.

В процессе работы на 42% повысился высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения.

Воспитанники соблюдают правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Способны применять знания в игровой ситуации.

Дети совместно с родителями участвовали в разнообразных акциях «Родительский патруль», «Покорми птиц зимой!», «Безопасный пешеход. Зима» и «Чистый город». Ребята постоянно участвуют в Всероссийском конкурсе детско - юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», занимая призовые места. Проведен на ГПО открытый показ экологической сказки «Красная шапочка» и флешмоба «Не рвите цветы!».

В результате проделанной работы, мы пришли к заключению, что решение поставленных задач по формированию основ  безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте зависит от целенаправленной и систематической работы всех участников педагогического процесса.

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2008

2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. /. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

 3. Лыкова, Шипунова: Огонь - друг, огонь - враг. Детская безопасность. Пособие для педагогов, руководство для родителей Издательство: ИД Цветной мир,2013г.

4. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006

5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2020г.

 6. Шорыгина Т.А, Цветкова ТВ «Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице» Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

Опыт работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста".

Опыт работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...