Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".
статья на тему

Журавлёва Ирина Владимировна

 Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему: 

 

Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

средствами художественного творчества.

 Изобразительная деятельность  имеет огромное значение в формировании предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

В результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности происходит формирование предпосылок всех видов учебной деятельности. Все виды изобразительной деятельности  развивают интеллектуальные способности детей, память, внимание, учат детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, воображать, добиваться поставленной цели, получать результат, делать выводы. 

В рамках инновационного  проекта «Психолого-педагогическое сопровождение предпосылок учебной деятельности»  я реализую работу по  авторской программе «Пластилинография» с детьми старшего дошкольного возраста. Программа прошла экспертизу имеет диплом 2 степени на региональном уровне.

Программа «Пластилинография» соответствует Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования, содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

Центр развития ребенка – Детский сад №18 « Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

Добрый день уважаемые коллеги!

 Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:  

Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

средствами художественного творчества.

 Изобразительная деятельность  имеет огромное значение в формировании предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

В результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности происходит формирование предпосылок всех видов учебной деятельности. Все виды изобразительной деятельности  развивают интеллектуальные способности детей, память, внимание, учат детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, воображать, добиваться поставленной цели, получать результат, делать выводы.

В рамках инновационного  проекта «Психолого-педагогическое сопровождение предпосылок учебной деятельности»  я реализую работу по  авторской программе «Пластилинография» с детьми старшего дошкольного возраста. Программа прошла экспертизу имеет диплом 2 степени на региональном уровне.

Программа «Пластилинография» соответствует Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования, содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности с помощью пластилина и  бросового материала.

Для формирования предпосылок Личностных учебных действий

  мной используется:

- Разнообразие материала.  

Для развития интереса,   на занятиях по Пластилинографии детям предоставляется свобода выбора материала: пластилин различный по структуре, фон для задуманной картины, выбор цвета, подбор бросового, природного материала для дополнительного оформления работы,  красивые и разные инструменты.   Возможность выбора материала помогает не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития положительно-эмоциональной отзывчивости ребенка.

- используются Информационно компьютерные технологии - оживляет процесс деятельности, способствует побуждению у детей интереса, активности, положительно - эмоционального настроя на практическую деятельность.

- создание портфолио ребёнка с целью повышения самооценки.  – Собираются детские работы, сертификаты, грамоты. Предлагаю детям вкладывать или наклеивать наклейки-смайлики за какое-то достижение, даже за самое маленькое.  

- Создание ситуации успеха у детей.  Это Участие детей в конкурсном движении, размещение результатов детского творчества на интернет представительстве Центра развития ребёнка №18. Создание персональных выставок. Активно Использую метод поощрения. Максимально поощряю  детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулирую любознательность детей, любые усилия, направленные на достижения результата. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение, желание выполнять задания снова и снова.

Особой заботой для меня являются дети, имеющие слабое общее и художественное развитие. Провожу индивидуальную работу с такими детьми, не исключаю возможности оказания практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка бывает просто необходима.  Для этого использую такие приёмы «Я начну  - а ты продолжишь», «Я сделаю так, а ты как?», «Я слеплю только деталь, а ты всё остальное».

Для формирования предпосылок Регулятивных учебных действий  мной используется:

- мотив деятельности - Это творческие и поисковые ситуации, пробуждающие интерес к художественной деятельности (схема с ошибкой, вхождение в картину, для выставки или для подарка к празднику). Использую игровые и сюрпризные моменты -  (помоги герою, путешествие).  Применение данных методов и приёмов вносит в занятие моменты занимательности,  помогает ребёнку ставить цель, планировать и достигать результат. Для этого ребенок учится управлять своим поведением, проявлять волевые усилия, т.е. регулировать своё поведение.

-работа по образцу или инструкции  взрослого. Использование техники пластилинография помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

- работа по схемам и технологическим карточкам. Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в лепке, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

- выполнение упражнений на развитие мелкой моторики руки. Аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по лепке связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, свободой движений, силой.  Для дополнительного развития мелкой моторики руки использую пальчиковые гимнастики.

Для формирования предпосылок Познавательных учебных действий используется:

- анализ, сравнение, обследование предметов и произведений искусства. Дети учатся самостоятельно анализировать, обследовать, описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливают связи между группой предметов, сравнивают предметы сходные и различные по форме и строению. Происходит формирование оптико-пространственных представлений. Дети учатся ориентироваться в пространстве картины, на плоскости листа.

- экспериментирование с материалом. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой». Узнают о свойствах и качествах материала. Экспериментирование Способствует расширению кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности.

- разнообразие тематики.  Темы занятий взяты из  мира природы, мира человека, мира животных. На каждом занятии дети получают информацию о жанрах  и видах изобразительного искусства. Занятия по пластилинографии помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

 Особое внимание уделяю формированию предпосылкам Коммуникативных учебных действий у детей         старшего дошкольного возраста. Для этого использую:

- Работу в парах. Коллективную работу. Использование нетрадиционной техники изображения с помощью пластилина дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. Коллективные задания развивают умение у детей действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий. Проявлять выдержку, добиваться общего результата.  При этом ребенок овладевает средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

.

-анализ и самоанализ. Дети учатся адекватно анализировать  свою работу и работу сверстника. По окончании творчества детям предлагается оценить свои достижения, работу других детей;  Дошкольники  замечают недостатки своей работы и тут же стараются исправить их, отмечают интересные изобразительные решения в работах других детей.

во время анализа не дифференцирую детские работы : «Это самая лучшая, а это – худшая». Считаю, что  при анализе работ важно в каждой найти, что то значительное. Развивать в детях оценочные суждения мне помогают вопросы: «Как вы считаете есть ли среди работ весёлая картина?», Красочная, озорная, грустная. «Почему?», «Что бы ты сделал иначе?» «Придумай интересное название для картины!» Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря.

Таким образом,  Пластилинография является одним из эффективных средств  для формирования предпосылок учебной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста.

Спасибо за внимания! Всем желаю творческих успехов!

Журавлёва Ирина Владимировна

Воспитатель по изобразительной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Описание опыта работы по теме «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»

     Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цив...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Цель: формирование у дошкольников  основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...