Главные вкладки

    Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon den_zemli.doc446 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель Углублять  экологические знания  детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

    Задачи: 1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.

    2. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

    2. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

    3. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

    4. Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.

    Актуальность:  В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

    Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

    Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы  каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

    Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

    Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

    Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

       

     Предварительная работа: Беседы на тему экологического воспитания, чтение художественных произведений о растениях и животных; занятие «Природа и здоровье», «Планета Земля в опасности». Проблемные вопросы и задания; дидактические и подвижные игры  на экологическое воспитание. Разучивание стихов,  и  загадок  о  природе.  Знакомство   с   космосом.  Организация   целевых

    прогулок «Весенний город», «Природа просыпается», заочных экскурсий «Родники Елабуги», «Шишкинские места». Проведение выставок рисунков «Панорама добрых дел», «Мы дети планеты Земля». Трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады «Украсим Землю цветами».

    Группа украшена: Иллюстрациями из серии «Красота планеты Земля», плакатами и рисунками о защите природы, созданными детьми и их родителями.

    Оборудование:  Мультимедийная установка (проектор, компьютер, экран) – во время развлечения  показывается  слайд-шоу (изображения пейзажей, фотографий животных), озвученное звуками природы.

    Ход занятия:

    Ребята,  вы уже знаете, что все жители нашей планеты сегодня 22 апреля вместе с нами отмечают праздник – день  рождения Земли! В этот день все сажают деревья, цветы, делают скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету.

    И мы ко дню рождения Земли    украсили нашу группу разными интересными плакатами и рисунками. Что изображено на них? (природа).  А что такое природа?  (…)

    И все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! Сегодня мы поздравляем нашу планету Земля с днем рождения!

    Что же вы  пожелаете Земле в этот день?

    Лева:    Дорогая, милая Земля!

          Поздравляем тебя с твоим праздником!

          Мы желаем твоим рекам, озерам, лесам.

                        Твоим питомцам: зверям и птицам,

          Рыбам и насекомым здоровья,

          А еще быть самой красивой планетой!

                 

      Камиль, Мадина, Диана, Олег расскажут, как поздравили Землю ученики одной из школ.

    1. «Дорогая Земля! Поздравляю тебя с твоим днем! Желаю тебе, чтобы ты была долго-долго! Желаю, чтобы ты оставалась голубой и чистой планетой!»

    2. «Дорогая, милая Земля! Поздравляю тебя с твоим великолепным праздником! Я желаю здоровья тебе, твоим рекам. Озерам, лесам, твоим зверям и птицам, рыбкам и насекомым. Еще я желаю тебе быть самой красивой планетой».

    3. «Дорогая Земля! Я думаю, что в свой день рождения, ты будешь веселой и не будешь на нас обижаться. Мы обязательно постараемся убрать с тебя весь мусор».

    4. «Земля! Я знаю, что тебя нужно беречь и нельзя загрязнять. Земля, обещаю, что я не буду мусорить. Я знаю: если ты обидишься на нас, людей, мы можем исчезнуть. Земля, ты самая красивая, только на тебе есть люди! Мы просим прощение за всех плохих людей. Земля, не обижайся на нас. Поздравляю тебя с праздником!»

     - Наши ребята еще приготовили для Земли стихотворения. 

    Рома:     Наш дом родной, наш общий дом,-

           Земля, где мы с тобой живем!

           Ты только посмотри вокруг:

           Тут – речка, там – зеленый луг.

           В лесу дремучем не пройдешь,

           Воды в пустыне не найдешь!

           А где-то снег лежит горой,

           А где-то жарко и зимой…  

    Егор:     Чудес нам всех не перечесть,

           Одно у них названье есть –

           Леса и горы, и моря,

           Все называется Земля!

           А если в космос ты взлетишь,

                           Ты из окна ракеты

                           Увидишь шар наш голубой,

                           Любимую планету.

            

       Почему же наш дом родной – нашу  планету называют «голубой»? (Потому что большую часть занимает вода) Про это сейчас нам расскажет

    Карим:            Из недр Земли забил родник,

                          Ручьем хрустальным ставший вмиг…

                        Спешат ручьи, вперед бегут,

                        И вот рекой уже текут!

                        Река течет не как-нибудь,

                        А прямо к морю держит путь…

        И море, как огромный рот,

                        Все воды рек в себя вопьет!

                        Ну а потом их примет сам

                        Необозримый океан!

                        И он омоет шар Земной

                        Водою чистой голубой.

     

          Конечно, вот поэтому и называют нашу планету голубой.                        

                    Давайте поиграем с вами в интересную и волшебную игру:

    «Ходят капельки по кругу».

             Дети превращаются в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

    Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

    Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

      Но Земля – это не только вода и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где высятся горы, и дышат жаром пустыни.

      Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты, где вы можете определить расположение материков на ней. А как называется модель Земного шара? (Глобус)

                   Назвать материки  земного шара вам помогут загадки:

                  (дети показывают отгадки на глобусе)

    1.  Материк лежит большой, самый жаркий и сухой.

             Там и лето круглый год. Кто его нам назовет?  (Африка)

    1. Ну а эти самые длинные и конечно нужные.

         Они почти соединили полюс Северный и Южный.

     (Северная и Южная Америка)

    1. Для других он младший брат.

         Невелик, зато богат.

          Там одна страна всего.

          Назови-ка, ты его! (Австралия)

    1. Больше всех материков и конечно краше,

         Там, где мы с тобой живем, где Россия наша! (Евразия)

    1. Дуют ветры ледяные,

         Горы снежные, крутые.

         Там о лете не слыхали,

         Там согреешься едва ли!

         Он не мал и не велик

              Этот снежный материк. (Антарктида)  

     Молодцы, Вы нашли все материки Земного шара. Вот вам еще задание:

                   Короной снежной с двух сторон

                   Наш шар прекрасный окружен!

                   Два полюса, два братика –

                   Антарктика и Арктика!

                   Чтоб полюса мне не искать,

                    Должны вы их скорей назвать,

                    Потом на шаре показать.

                            (Дети показывают Северный и Южный полюсы)

    На плакате, где изображена планета, Земля, загорается иллюминация, включается магнитофон с «голосом» Земли:

       - Здравствуйте, дети! Я – Земля!

               - Земля! Земля! Ты слышишь нас! Ты говоришь с нами?

                - Я слышала вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить  то зло, которое творит человек.  Люди! Вы меня засоряете! Куда ни глянь, везде валяются разные банки, обертки. Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал на Земле человек! Сейчас и купаться опасно в моих реках. Вы изобрели машины и заводы, от которых гибнет все живое. Раньше воздух был чистым, а теперь нечем дышать! Я не в силах спасти гибнущих птиц и зверей, очистить от дыма и гари воздух… Я хочу, чтобы вы за мной ухаживали, а то я погибну, и не станет людей на Земле. Ведь только на мне есть люди. Люди, опомнитесь!

                - Земля, но ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Неужели ты можешь погибнуть?

                - Да у меня много цветов, лесов, рек, но их становится все меньше и меньше…у вас еще есть время, чтобы спасти меня и себя! Только вы можете это сделать (слышатся гудки)

         Связь с нашей Землей прервалась. Что-то нам Наташа хочет сказать:

    Ну а теперь о самом важном,

    Взглянуть на нашу Землю страшно!

            Вода мутнеет с каждым днем.

            А воздух! Сколько грязи в нем!

            Когда-то чистый голубой,

            Теперь он грязный и больной!

            Погибнуть может все живое!

            Земля, что сделали с тобою?!

    -Ребята, а как же человек загрязняет Землю?  (…) Я приготовила для вас две картинки. (на одной – зеленый город; на другой – город в дыму и гари от заводов, и нет растительности) На какой улице вы хотели бы жить и почему? (…)

             

                   

    - Дети, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру, которая называется «Правила поведения в природе». Будьте внимательны. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «Да» и хлопайте в ладоши. Если плохо, то вы кричите «Нет» и топайте ногами.

    - Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

    - Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)

    - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

    - Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

    - Если разведу костер, и тушить не буду? (нет)

    - Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

    - Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

    - Я люблю природу всю, ей я помогаю! (да)

    Молодцы, ребята, все правила знаете.

     Эльвира, Дима. Данил и Настя приготовили для вас стихи:

    1. Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

        Быстро наши города превратятся в свалки.

        Если мусорить сейчас, то довольно скоро

        Могут вырастить у нас мусорные горы.

    2. Мы не можем остановить заводы,

        Чтобы голубое небо не коптили.

        Чтобы в реки не сливали все отходы

        И чтоб природу нашу не губили.

    3.  Мы не можем остановить машины,

        Чтоб не пускали газы выхлопные,

        Чтобы здоровье людям не губили.

        И чтобы дожди кислотные не лили.

    4. Но можем мы деревья посадить

        И птиц зимою покормить.

       На землю не будем мы мусор бросать,

       Цветы посадим, будем их поливать.

       Земля прекрасна, но она в беде,

       Давайте ей поможем и себе!

    - Ребята, Земля просит вас о помощи, просит, чтобы мы ее берегли. Земля будет радовать нас своей красотой только тогда, когда мы будем беречь и любить ее. Ребята, но что же мы сможем сделать с вами сегодня, сейчас?

    Конечно же, и мы можем сделать много дел, чтобы наша планета стала еще красивее. Внесем свой вклад в очищение Земли. Пусть наш детский сад будет всегда чистым и красивым. Сегодня на прогулке мы уберем весь мусор не только со своего участка, а так же поможем ребятам из младших групп, приберем и их

    территорию, покажем им, как надо ухаживать за нашей планетой, расскажем им о том, как надо защищать и беречь природу. Хорошо?  

    А сейчас мы еще раз поздравим нашу планету с днем рождения Земли!        

                /Денис, Ксюша, Лева читают стихи/

    1.  Наша планета Земля очень щедра и богата:

        Горы, леса и поля – дом наш родимый,  ребята!

    2. Давайте будем беречь планету

    Другой такой на свете нету.

    Развеем над нею и тучи и дым.

     В обиду ее никому не дадим.

      3. Беречь будем птиц, насекомых, зверей

                   От этого станем мы только добрей.

                   Украсим всю Землю садами, цветами

        Все:   Такая планета нужна нам с вами!

      В завершении трудовой деятельности на территории детского сада, детям     вручаются эмблемы «Защитники природы». «Юные экологи»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: наблюдение "Невидимка ветер"

    конспект проведения наблюдения в природе в старшей группе...

    Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: занятие «Чей ты друг, червячок».

    Конспект занятия по экспериментированию в природе. В ходе занятия доступно и наглядно формируются у детей понятия о том, что в природе все взаимосвязано, а так же  представления об условиях...

    Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

    В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

    Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...