Опыт работы по экологическому воспитанию "Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста средствами природоведческих экскурсий"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Виноградова Ольга Александровна

Создать условия для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Заокский детский сад № 3 комбинированного вида»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Тема: «Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий»

Сведения об авторе:

1.Ф.И. О. автора:   Виноградова Ольга Александровна

2.Образование:  Высшее

3.Название учебного заведения, год его окончания: Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого, 2008г.

4.Специальность по диплому:  Дошкольная педагогика и психология

5.Место работы: МКДОУ «Заокский детский сад № 3 комбинированного вида»

6.Должность:  Воспитатель

7.Педагогический стаж:  16 лет

8Квалификация:  Преподаватель педагогики и психологии 

9.Награды:

Грамота администрации, Заокский район, 2012г.

Грамота комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике, 2013г.

Почетная грамота Министерства образования и культуры Тульской области, 2013г.

Содержание:

  1. Актуальность и перспективность
  2. Условия формирования опыта
  3. Теоретическая база опыта
  4. Новизна опыта
  5. Адресность опыта
  6. Трудоемкость опыта
  7. Технология опыта
  8. Результативность
  9. Библиография
  10. Приложение

Актуальность и перспективность опыта

Тема моего опыта «Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий» выбрана не случайно.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как  человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Современное общество наконец-то понимает, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности, в том числе и детской. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Окраска, форма, запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать  природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых: А.С. Пушкина, М. Пришвина, В.И. Бианки, И. Левитана, А.К. Саврасова, П.И. Чайковского.

Природа Тульского края очень  причудлива,  разнообразна и полна очарования не только сама по себе. Она – колыбель человеческих судеб и деяний, духовных богатств и славы Родины.

На территории нашего края находятся много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу. А экологические понятия легче сформировать на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.

Экологическое воспитание не может осуществляться одинаково по всей России. Его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой мы живем. На которой расположено дошкольное учреждение.

Проблема «оторванности» экологического образования от реальных природных условий, в которых живет ребенок, сегодня стоит очень остро. Педагоги-практики отмечают, что принцип регионализма в экологическом образовании дошкольников достаточно часто игнорируется. Современный ребенок, например, отлично знает обитателей Африки, может назвать несколько видов пальм, превосходно осведомлен о рационе белого медведя, но простые вопросы о флоре  и фауне родного края зачастую ставят его в тупик. А это значит, что выйдя на улицу, ребенок не сможет отличить ядовитый гриб от съедобного, различить голоса птиц в листве деревьев, не сможет восхищаться красотой природы не как сторонний наблюдатель, а как активный субъект экологически целесообразной деятельности.

А между тем. Именно природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождения, но и первым средством воспитания. Нельзя не согласиться с мнением В.А. Сухомлинского: «Природа это  не только среда, в которой растет, поднимается на ноги и делает первые робкие шаги по земле маленький человек, это тысячи тончайших корней, которые берут  и несут животворные соки к ветвям и листве, и расцветает могучее дерево – Человек. Красивый, сильный, исполненный величия потому, что есть эти корни».

К.Д.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день, обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время.

Необходимость воспитания ребенка в непосредственной связи с родной природой отмечали многие великие педагоги и мыслители: Я.С.Коменский, Ф.Дистервег, А.И.Герцен, Н.А. Добролюбов.

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой.

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике. Как воспитать в ребенке сострадания, сочувствия к природе? Как научить его охранять природу? Поиск ответов на эти вопросы привели меня к углубленному изучению этой проблемы. Мы, педагоги должны помочь ребенку осознать то, что человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. То, что человек наносит вред природе – наносит вред и самому себе.

Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю актуальна, соответствует потребностям детского сада.

Условия формирования опыта

В настоящее время образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ самообразования личности. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Цели программы: создание благоприятных условий проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Выполняя основные задачи программы – наполняя повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включая каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности, мы с сожалением можем сказать, что в современных условиях наблюдается невнимательное отношение к природе и ее обитателям.

Началом формирования экологической направленности личности, является дошкольное детство. Это первая ступенька приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте. Это первая школа элементарного осознания ребенком себя, как частички природы. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудятся в нем умение видеть прекрасное, тем будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое.

Наш поселок расположен в одном из живописнейших мест нашей Тульской области. Природное окружение нашего детского сада – это уголок русской природы. Совсем рядом находится лес, луг, парк и пруд. Такое окружение помогает мне формировать не только представления детей о растительном и животном мире, но и способствует решению главной задачи – сознание основы экологического образования и воспитания, поэтому основная идея моего опыта «Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий».

Теоретическая база опыта

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Е.И.Сергеенко, Т.А.Серебряковой о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам – к чудесной красоте природы». (В.А.Сухомлинский)

Современные программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаевой. «Природа – наш дом» Н.А.Рыжовой – решают вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей. Они нацелены на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Ценный материал, интереснейшие занятия, игры содержатся в новых, современных книгах, направленных на экологическое воспитание: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Л.П.Молодовой. Этого же автора книга: «Экологические праздники для детей». Настольной книгой в работе можно назвать книги «Игровые экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко и «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич. Они построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом.

В соответствии с программами дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Программы предусматривают выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Психологической методологией представленного опыта являются идеи Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, Б.Т.Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребенка.

Новизна опыта

Новизна данного образовательного опыта заключается в создании системы применения новых методов и приемов, нацеленных на формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром, не только на специальных занятиях, но  и в повседневной жизни и во всех режимных моментах. Он расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познание». Мною используются такие технологии как моделирование, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, оценивается развитие таких интегративных качеств как любознательность и активность, эмоциональная отзывчивость, умение решать проблемные ситуации.

Адресная направленность опыта

Я считаю, что данный опыт будет полезен всем воспитателям ДОУ, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям – обогатить свой опыт и передать его своим детям.

Трудоемкость опыта

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть ее дело сложное. Для этого я должна сама уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием экологического воспитания является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Технология опыта

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое  направление, целью которой является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:

- непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;

- к людям, охраняющим и созидающим ее;

- к себе, как части природы;

- к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

- к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой

Прежде чем приступить к непосредственному формированию представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста, я изучила научно-методическую  и психолого-педагогическую литературу, и пришла к выводу, что общение с окружающим миром способствует всестороннему развитию детей: помогает развивать умственные способности и речь ребенка, воспитывает в нем нравственные качества – патриотизм, трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей родины, развивает эстетическое чувство, укрепляет его здоровье.

Но вместе с этим анализ педагогической и методической литературы позволил также выделить противоречия между:

- возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у дошкольников,  и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью;

- потенциальными возможностями родной природы как одного их средств экологического воспитания детей.

Появилась проблема: какие формы и методы работы по формированию у детей экологической культуры будут способствовать становлению осознанного правильного отношения к природе.

Я определила следующие направления работы:

- давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, родную природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях родной природы, т.е изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;

- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения;

- давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Для того, чтобы ребенок проявлял чуткость и бережное отношение к природе необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения. Моя работа была построена на основе следующих принципов:

Принцип научности предполагает знакомство детей с совокупностью элементарных экологических и краеведческих знаний, которые служат основой развития познавательного интереса. Формирования основ мировоззрения ребенка.

Принцип краеведения. Очень важно показывать экологические закономерности, особенности взаимоотношения человека и природы на примерах своего региона, что позволяет формировать понятия на основе своего региона, что позволяет формировать понятия на основе наблюдений и изучений предметов и явлений окружающей природы, имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности.

Принцип системности, последовательности предполагает организацию работы с родителями. Работа детского сада с различными учреждениями.

Принцип гуманности подразумевает личностно-ориентированное воспитание, сотрудничество взрослого и ребенка, диалогическую форму обучения, формирование способности самостоятельно мыслить. Оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующую в природе взаимосвязь.

Принцип интеграции предполагает тесное сотрудничество всех педагогов детского сада, использовать все помещения для реализации целей эколого-краеведческого образования детей.

Принцип проблематики предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок 9элементарная поисковая деятельность, экспериментирования, активное наблюдение, беседы).

Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно- образное и наглядно-действенное мышление дошкольника.

Принцип безопасности предполагает, что использование мной формы и методы работы будут безопасными для ребенка.

В своей работе я опиралась на основную общеобразовательную программу МКДОУ, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, и программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Предполагаемые программы ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. Содержание образования предлагаемых программ. Реализуемое на основе интеграции образовательных областей, ориентировано на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой и неживой природой, что позволяет эффективно их использовать в экологическом образовании дошкольников.

Мною была поставлена цель:

- создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Определены следующие задачи:

- познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы. Сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах;

- сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной. Созданной и поддерживаемой трудом человека;

- дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведет к его гибели и исчезновению;

- показать, как человек использует культурную природу и пользуется дарами дикой природы и вызвать бережное и заботливое отношение к природе;

- сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать;

- развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Передо мной стала проблема, какие формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к природе. Главный аспект моей работы с детьми по данной проблеме – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Для того, чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми.

Для осуществления работы по данной проблеме я поставила перед собой ряд задач:

- выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;

- определить морально-ценностное отношение к природе у детей;

- выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам родной природы.

В своей работе использую программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает 2 подпрограммы, помогает тем самым одновременно решать вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих. Ведь воспитатель является носителем экологической культуры.

Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на 2 блока:

1 блок – работа с детьми, задачами которого являются экологическое воспитание в развитии наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий;

2 блок – работа с родителями. Задачами которого являются повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

Данный опыт  разрабатывался и внедрялся в практику работы в течение 2 лет с 2013-2014уч.г. по 2014-2015уч.г. (соответственно работа с детьми средней, старшей групп).

Первый этап – аналитико- диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы, проведение диагностики (Сентябрь2014г. – декабрь 2014г.)

Приступая к работе по данной теме, я провела обследование детей. Анализ результатов диагностики показывал, что у большинства воспитанников слабые представления о живой и неживой природе, о явлениях природы, особенностях внешнего строения живых организмов, их потребностях. Дети не в полной мере могут устанавливать условия, необходимые для жизни растений. Также наблюдались слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют при общении с животными и растениями. У детей не было интереса. Они не проявляли сочувствия к попавшим в беду4 не стремились удовлетворить потребности живого организма, проявлять гуманные чувства к живому. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащен педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

При разработке методики формирования экологической культуры дошкольников я опиралась на особенности экологического воспитания данной возрастной группы. Ознакомление дошкольников с природой происходило в учебной и повседневной деятельности. Учебная деятельность организовывалась в форме нод, природоведческих экскурсий и целевых прогулок.

Пере до мной встала задача познакомить детей с живой и неживой природой, сезонными изменениями в природе, домашними и дикими животными, с особенностями внешнего строения живых организмов. Научить бережно относиться к природе. Т.к. впечатления о природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека не только в природе, но и к другим людям, к Родине.

Второй этап –практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Просмотрев и изучив результаты диагностики. Изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, я отобрала необходимый материал. Который наиболее доступен и интересен детям.

Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют нам правильно организовать 2 вида взаимодействия детей с ними.

Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни).

Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. Я всегда удивляюсь вместе с ними, учу их не только смотреть, но и видеть. И дети всегда хотят узнать еще больше.

У ребенка восприятие природы острее, чему у взрослого, и чувствуют он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, я стараюсь воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

Дети средней группы проявляли небрежность к объектам природы, считали что растения не относят к живому. Бережное отношение к природе проявляли боязнью наказания. Дети утверждали, что «так надо».

В течение учебного года проводился комплекс мероприятий, направленный на формирование представлений об окружающем мире. В  него входили: нод по окружающему миру, игры на развитие мелкой моторики, развитию речи, корригирующая гимнастика, игры на внимание, логику и воображение, опыты, эксперименты.

Вначале дети не проявляли особого интереса к предполагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Выбранные  детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны.

В середине учебного года заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предложенную им ситуацию. В конце года поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные.

Я систематически проводила природоведческие экскурсии. Дети здоровались с солнышком, с березкой, рассматривали деревья зимой, любовались весной одуванчиками, наблюдали листопад, радовались снегу, шуршали листьями. Слушали шум дождя и ветра. На участке слушали, как стучит дятел на старом тополе. В групповом уголке природы наблюдали за комнатными растениями. Решение задач на первом этапе осуществляла на занятиях «Путешествие кленового листочка», «Как дикие звери готовятся к зиме», «Снеговик», «Сказка о 2 ветрах», в беседах «Как живут растения зимой», «В гости к Солнцу».

 После проведения выше перечисленных мероприятий было проведено контрольное обследование детей. Полученные данные показали, что уровень показателей развития у детей стал значительно выше.

Сравнение усвоения материала, экологических представлений в начале учебного года и в конце, позволяет сделать следующие выводы: у детей произошли существенные изменения в уровне развития. Средний уровень возрос с 59% до 73%, в то же время у 23% детей был диагностирован  высокий уровень  экологического воспитания. Данная группа детей отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднения дети не отвлекались. Проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения. Уменьшился низкий уровень развития с 37% до 4% 

Наряду с этим можно ответить и некоторые психологические особенности развития. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания», когда ребенок в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а пытается найти новое решение.

В результате проведенной работы у детей повысился интеллект: они научились устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения, переносить знания в новую ситуацию, использовать модели и схемы. Расширился кругозор, развилась наблюдательность. Усовершенствовались разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности обогатился словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Далее работа над опытом продолжилась в старшей группе 

Средний уровень уменьшился с 68% до 59%, за сет увеличения высокого уровня развития с 9% (2 ребенка) до 36% (8 детей), низкий уровень в старшей группе составил в начале года 23% (5 детей), в конце года было 5% (1 ребенок).

Дети научились выделять отдельные признаки живого у конкретных животных и растений. Сформировались некоторые умения ухода за живыми существами, увлекал процесс выполнения трудовых действий. Ознакомительная прогулка по экологической тропе «В гости к матушке-природе» положила начало системе наблюдения за различными объектами по временам года, сбору коллекционного материала, лекарственных трав, липового цвета. Дети активно участвовали в посадке и выращивании овощей на огороде, цветов, в проведении опытов «Цветные льдинки», «Проращивание семян», «Три состояния воды». Углубленные теоретические знания дети приобрели на занятиях «Для чего растению нужны семена», «Дары осени», «Путешествие капельки», «Царство льда и снега», праздник «Осенины».

Воспитанники охотно общались с живыми существами, наблюдали за их жизнью, самостоятельно выделяли ряд существенных признаков живого у объектов и группы. Уверенно ориентировались в правилах поведения в природе. Мотив бережного отношения к живому – понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. В подготовительной группе мои дети уже умеют рассуждать, делать правильные выводы о причастности человека к миру природы, взаимосвязи и зависимости всех составных частей, экологических ниш, необходимости и ответственности человека за сохранность окружающей среды. Постоянно дети помогали воспитателю в уборке территории детского сада, таким образом. Оберегая природу. Совершая экскурсии по экологической тропинке, я с детьми наблюдала, исследовала умение живых организмов приспосабливаться к условиям жизни. С большим интересом дети слушали экологические сказки, изучали экологические знаки, схемы «Части растения», «Опиши животное», «Опиши дерево». В панораме добрых дел мы отмечали красивое в при роде и добрые поступки детей. Выявляли лучшего эколога, вырастившего растение на огороде в группе, лучшего дежурного в уголке природы. Установили с помощью опытов важность всех составляющих для роста растения, провели совместно с родителями выставку «Любители природы». Интересно прошли занятия «Заседания клуба знатоков», комплексное занятие «Доктора леса», «Почему земля кормит», беседа «Комнатные растения – спутники нашей земли», «Если хочешь быть здоров», осенний праздник «Осенины», выставка совместных работ детей и родителей.

Опыт работы по теме начался с создания в группе экологической развивающей среды. Я оформила уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини-лаборатория, где есть все необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года. Природный материал, муляжи овощей и фруктов, подобранные в соответствии с возрастом детей. Оформлен календарь наблюдений за объектами и явлениями природы – календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке», рекомендуемый С.Н.Николаевой.

При помощи родителей создали «зеленое царство комнатных растений», в соответствии с возрастными особенностями и с учетом программных требований. Привлекала внимание и вызывала заинтересованность ребенка к уголку природы; развивала умение разглядывать, обращать внимание, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние растений уголка – решала задачи эстетического, умственного и морального воспитания ребенка. Старалась, чтобы ребенок, наблюдая за растениями, учился распознавать другую форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами; отличать здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно «лечить».

При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки – это прежде всего показатели уровня благополучия растения, ребенок «сочувствовал» ему и помогал. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со мной, а затем самостоятельно, дети заботились о зеленых друзьях.

Окружающая среда – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения в природе.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение мое с детьми принимало познавательную окраску: старалась задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивала их ответы, доброжелательно реагировала на каждое сообщение. И самое главное – хвалила за правильный ответ, похвалой стимулировала дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений сопровождались познавательным общением мной с детьми, развивал в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формировал отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использовала опыты. (Опыты проводила чаще всего в старшей группе, а в средней группе я пользовалась отдельными поисковыми действиями. В каждом опыте раскрывала причину наблюдаемого явления, давала возможность детям самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняла их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опытами способствовала формированию у детей познавательного интереса к природе, развивала наблюдательность, мыслительную деятельность.

Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается у нас с наблюдениями. Мы с детьми регулярно фиксировали погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В средней группе я помогла детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старшей группе учила детей в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки мы использовали календарь наблюдений з птицами: дети средней группы находили картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначали их значками –галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря – это рисунки. В нем мы отображали последовательно рост какого-либо растения: луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени4 ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражали последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой я обучала детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучала детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, я осуществляла познавательное общение с дошкольниками, показывала, где и что надо изобразить, поясняла, поправляла, в общем, доброжелательно помогала им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В нашем уголке природы наглядно представлены времена года с листочками календаря каждый день, дети в непосредственной форме учились запоминать последовательность дней недели, месяцев, времен года.

Я, что дошкольник, который участвует в заботе за «зеленой зоной» в группе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным и любознательным. В любой сезон в уголке природы для детей найдется дело. Дети имели возможность выращивать в течение года лук, укроп. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживали за растениями, но и наблюдали за ними. На глазах у ребенка в огороде на окне проходил полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учились различать виды растений; замечать изменения в развитии растений4 обращали внимание на красоту цветов и листьев, наблюдали за их ростом, цветением, учились правилам ухода. Каждое растение  имеет свой «паспорт» с названием и правилами ухода. Мной была разработана картотека комнатных растений

Обследование детей позволило мне разработать планирование работы .

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дали мне возможность формировать  систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Обучение детей на занятиях осуществляла разными методами, выбор которых зависел от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.

В игровых обучающих ситуациях использовала кукольные персонажи: Буратино, Незнайку, Старичка-Лесовичка, Айболита. Кукольный персонаж становился непосредственным участником наблюдения или занятия. Все это достигалось посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумывала при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадали персонажи, требовали от детей знаний, опыта. Умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизировало умственную деятельность малышей.

Занятия планировала с учетом сезона. Каждый сезон длится долго. Дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Каждую тему преподносила маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствовало более прочному усвоению материала.

По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включала коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдавала приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности.

Чтобы научить детей как правильно вести себя в природе, проводились такие занятия кА «Не топчи травку», где дети учились бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которые создают газоны. «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» - дети учатся не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле и правильно вести себя на природе.

Важной особенностью экологических занятий являлось то обстоятельство, что на них дошкольников знакомила с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом. Такие занятия посвящала ознакомлению детей с видами животных, растений. Условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Темами занятий являются домашние и дикие животные, обитатели леса родной природы, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях детей знакомила с внешним видом животных и растений, учила их распознавать, узнавать о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляла через рассматривание картин и беседу. Применяла ИКТ. Нередко использовала также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, мой рассказ. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания.

На занятиях по изодеятельности с помощью красок учила передавать «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, ее оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении», о ней не заботились, ее загрязняли, дети использовали мрачные. Темные цвета. Художественное творчество соответствует тематике  «Прилет птиц», «Встречаем весну», «Птицы на юг улетают», в аппликации «В саду распустились цветы», «Яблонька зацвела», в лепке «Во поле березонька стояла», «Грачи прилетели» и других я использовала аудиозапись «Звуки природы». Дети с умилением слушали звуки природы и их работы получились намного лучше.

Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков  (шум воды, шелест листьев, вой ветра). В танцах дети изображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребенку прочувствовать его состояние. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.

Я могу отметить, что на своих занятиях я использую различные подвижные игры природоведческого содержания: «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Большая роль в экологическом воспитании отводилась наблюдению , т.к. оно является основой чувственного познания окружающего мира, а дошкольники познают окружающий мир в первую очередь с помощью чувств. По характеру познавательных задач я пользовалась следующими группами наблюдения:

- воссоздающие (наблюдение за следами на снегу);

- распознающие (наблюдение за котенком);

- длительные (наблюдение за ростом лука)

По способу организации:

- эпизодические (кратковременные);

- циклические (длительные)

Учила ребенка понимать важность, полезность окружающего нас живого и неживого объекта, а также научиться бережно относиться к ним, для этого проведено занятие «Напоминающие знаки». Для него мной были изготовлены карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Эффективно назывались эти картинки. Такие занятия закрепляют у детей знания о культуре поведения в природе, а также учат верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Решению этих задач способствует также такая интересная для детей форма работы как экологическая тропа.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую. Эстетическую и оздоровительную функцию. В своей работе я старалась использовать как можно больше и интересных объектов.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе, которые я использую:

- экологические беседы;

- наблюдения в при роде;

- природоведческие экскурсии;

- целевые прогулки;

- экологические конкурсы;

- экологические акции;

- решение экологических ситуативных задач;

- труд в природе;

- зеленый патруль;

- «Красная книга природы»;

- «Лесная аптека»;

- составление экологических карт;

- коллекционирование;

- экологические развлечения, досуги, праздники;

- экологические игры;

- экологические сказки

Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Старалась сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. Учитывала особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе использовала разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

Экологическая тропа обеспечивает на современном уровне функции:

- оздоровительную;

- развивающую;

- социальную

При выборе маршрута и объектов экологической тропы я руководствовалась критериями:

- включение в нее как можно больше количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов;

- их доступность, стимулирующая активность, познавательный интерес ребенка

Чтобы выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты я анализировала картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов. На основе этих данных составлялся «Экологический паспорт дошкольного учреждения».

Объекты экологической тропы:

Жужжащий и ползающий мир. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели – это все объекты – это все объекты для наблюдения детей. Камни являются прибежищем для жуков. Отвернув камень,  рассматривали большую черную жужелицу. В почве живут дождевые черви, на площадке обнаружили их норки под приподнятыми кусочками земли. Эти места помечаются на картосхеме.

Пернатый мир. Вели наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов.

Рябиновая аллея. Рябинки - всем известные и нужные деревья. Рябина красная – гордость нашего сада. Рябина – неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Зеленая аптечка Календулы. На участке огорода с лекарственными травами выращивали: календулу лекарственную, подорожник, мать-и-мачеху. Детей знакомила со всеми описанными выше растениями, проводила сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Господин Боярышник. Рассматривали значимый объект тропинки – боярышник. Его необычные листья привлекали многих ребят. Особенно интересно было наблюдение за созреванием ягод и сравнение их внешнего вида до заморозков и после заморозков.

У дядюшки Пня уделялось внимание различным пням, т.к. они служат кладезью полезной информации. Так, после прочтения и обсуждения сказки Н.Рыжовой «Как медведь пень потерял» проводила наблюдения за пнем.

Сиреневая улица и черемуховая улица. Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдали за появлением красивых соцветий, которые бывают разными. Объектом исследования были и сами небольшие цветочки: дети искали цветочки по 4-5 лепесточков.

Русская березка. Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой. За ними велись постоянные наблюдения.

Цветочная поляна. Один из любимых объектов всех детей нашего детского сада – «Цветочная поляна», которая привораживает взгляд своим разнообразием и великолепием. Дети имели возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, следить за появлением семян.

Избушка Айболита. (Станция «Скорой помощи»). Это специально отведенное место для хранения различного инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка.

Домик Муравьишек. Муравьиные холмики встречаются на территории детских садов. Здесь вели наблюдения за жизнью муравьев.

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше  и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего я выбирала деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, небольшая полянка с лекарственными растениями: ромашка и обитающие на нем разные насекомые: бабочки, божьи коровки. Гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети старались позаботиться о цветах: рыхлили, поливали, пололи. На примере сорняков объяснила многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе есть небольшие вытоптанные участки. Сравнивали их с невытоптанными, я наглядно показывала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. И рассказывала о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяла мне более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз. Если прогулка ознакомительная, то посещали разные точки; если же я с конкретной целью, то ограничивалась только одним объектом. На прогулках проводила наблюдения, игры, природоведческие экскурсии.

Прогулки так же широко использовала для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам.  На прогулках я организовывала игры с природным материалом. Для таких игр на участке имеем оборудование: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке детей знакомила со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого использовала разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «загадки о животных»; на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных. Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение   ветром: «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

На участке для привлечения птиц, размещали кормушки, где дети самостоятельно кормили птиц и наблюдали за ними. Кормушки изготавливали вместе с детьми из различных коробок, родители тоже активно участвовали в этом процессе, и в изготовлении скворечников.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоемких и сложных форм для меня. На экскурсиях я знакомила детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Во время экскурсий наблюдали в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, дети видели как человек изменяет природу в соответствии с требованиями жизни, и как природа служит людям.

Преимущества экскурсий – занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде обитания. Экскурсии помогли мне сформировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

Организовывая экскурсии в лес, к пруду, в парк привлекла внимание детей, давала возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсиям у детей развились наблюдательность, интерес к изучению природы. Дети приучились всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Наши дети активно участвовали в различных конкурсах, проходящих в ДОУ: «Лучшая поделка из природного материала», «Что можно сделать смастерить из скорлупки грецкого ореха», «Наша шишка – загляденье». Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братишек к изготовлению поделок.

Большой интерес вызвал экологический конкурс на изготовление поделок из бросового материала. После проведенной с детьми беседы о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами, мы решили дать вторую жизнь ненужным в быту людей вещам и сделать игрушки из бутылок, из йогуртовых коробочек – кормушки, а коробки из-под обуви были украшены рисунками и были использованы для детских игр.

Осенью был проведен конкурс на тему: «Необычайный урожай года», где дети принесли самую кривую картошку, или самый длинный огурец, или самый большой подсолнух или тыкву. За совместную работу дети и родители получили благодарность и сюрпризы.

Я считаю, что очень правильным и нужным является использование наглядных пособий и моделирование.

 Картина является самым распространенным методом моей экологической работы. Она позволила уточнить особенности внешнего вида животных, раскрыть механизмы приспособленности, рост и развитие животных. Рассматривание картины развивает у детей познавательную активность. Картины позволили мне развить эстетическое восприятие.

Не менее важно использование моделей. Ведь модели – заменители реальных предметов. Назначение моделей в экологическом образовании детей заключается в том, что модели всегда содержат образы тех предметов, которые дети когда-то воспринимают, т.е. позволяют произвести в памяти. Я в своей работе пользовалась следующими видами моделей:

- материальными (вещественные, реальные);

- статичными (макет леса);

- динамичными (заводные игрушки);

- образными;

- схематическими;

- игры с правилами;

- дидактическими играми с природным материалом;

- дидактическими настольно-печатными играми;

- дидактическими словесными играми

На моих занятиях применяла дидактические игры с предметами: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Большой интерес вызывают настольно-печатные игры: «Времена года», «Чьи детки?», «Кто в избушке живет, что хозяину дает», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представлениях неживой природы. Словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «В воздухе. В воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляют знания о природе, развивают внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

Очень важным на экологических занятиях оказалось создание игровых обучающих ситуаций с использованием в одном случае – игрушек-аналогов (игрушка котенок и живой котенок). Во втором случае я использовала литературных персонажей. В третьем случае я использовала сюжетно-ролевые игры в путешествии (к жителям леса).

Большое значение на наших экологических занятиях я придавала познавательно-исследовательской деятельности. Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда (опыты проводились чаще в старшей группе, а в средней группе использовала отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывала причину наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям  и умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Самым приемлемым методом работы для меня являлась проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Подавление детской инициативы блокирует поисковое поведение, как следствие, развивается пассивная позиция в будущем, отказ от преодоления трудностей.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сторонах жизни. Типы наших проектов отличаются разнообразием. Я пользовалась следующими типами проектов:

- исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде рисунков);

- ролево-игровые (дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы);

- творческие (результаты проекта оформляются в виде детского праздника);

- приключенческие («Путешествие в страну бабочек»);

- практико-ориентированные или конструктивные (создание скворечника)

Экологические проекты – это для детей увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».

Все экологические проекты, разработанные мной, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Тем самым у детей воспитывалась наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формировалось представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствовало развитию психических функций дошкольников.

В работе с детьми широко использовала компьютерную технологию. Разрабатывала самостоятельно и пользовалась презентациями на тему экологического воспитания детей по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий.

Одной из форм экологического воспитания являлись праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, вовлеченность детей в переживание событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проходящий несколько недель экологический проект «Перелетные птицы – гонцы весны. Охрана птиц» закончился прекрасным выступлением детей в фольклорных костюмах и приготовлением самодельной атрибутики к празднику.

Очень понравилось детям итоговое мероприятие экологического проекта «Зимующие птицы» - физкультурный досуг – «Олимпиада. Веселые старты», где дети разделились на 2 команды «Воробышек» и «Синичек», и где победила дружба.

В становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе. В своей работе мы используем сюжетно-ролевые игры, которые помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания.

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет обеспечить возможность усвоения экологических представлений;  пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Проводились:

 предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке»;

словесные игры – «Кто летает, бегает, прыгает», «Вводе, в воздухе, на земле» не требуют никакого оборудования;

подвижные игры – природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Овцы и волки»;

творческие игры – в игре дети отражали впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивали знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познавали свойства и качества материалов;

игры-медитации – «Я-солнце», «Я-дождик», «Я-облачко».

Интересным в работе с детьми считаю такой игровой прием, как получение писем-жалоб от жителей, сада и огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу.

Путешествие в данном случае – это собирательное название различного  рода игр в посещении выставок, зоопарка, в экскурсии, походы, экспедиции. Через игры дети посещая интересные места, в игровой форме получали новые знания о природе, этому способствовало обязательная в игре роль воспитателя (экскурсовода).

Труд в природе как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имел важное значение в моем опыте. Труд детей в природе способствовал воспитанию у них ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями, дети убеждались в его необходимости.

В процессе труда дети осознавали зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнали о том, что изменение среды закономерно  влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказало на детей влияние, на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда дети получили представление о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети научились устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы. Систематический труд в «зеленой зоне», уголке природы и на клумбе помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательных.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

При ознакомлении детей с природой использовала рассказ, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решала ряд задач. Конкретизируя, пополняя, уточняла знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получали знания о новых явлениях и предметах природы. Словесные методы сочетаю с наглядными:  использую картины, презентации. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы давали возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизировала и обобщала знания детей о природе, формировала природоведческие понятия.

Решая определенные образовательные задачи, строила рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресовала его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ о природе строится с учетом этих требований.

Знания, сообщаемые в рассказе, давала с учетом требований достоверности, научности. Прежде чем сообщать о чем-то детям. Проверяла правильность фактов. Рассказ стоила так. Чтобы он был занимательным, имел яркий динамичный сюжет, был эмоциональным.

Яркость, образность и конкретность языка – обязательное требование к чтению рассказа. Я считаю, что такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Яркость и образность подчиняются содержанию рассказа.

Рассказывание детям имеет разные цели: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами. Рассказ обязательно сопровождала иллюстративным материалом – фотографиями, картинами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Для рассказа я использовала разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа с детьми. Исходя из дидактических задач, выделяю 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую для уточнения опыта детей, для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающую беседу использовала во время деятельности детей. Такую беседу направляла на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы провожу после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов; другие, затрагивающие более широкий круг явлений, для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей. Беседа – это итог проведенной работы с детьми. Поэтому передо мной стояла задача накопления у детей представлений через наблюджения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать старалась только о том, о чем есть у ребят конкретные представления. Беседы я начинала с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивал переход к обобщениям, приводил в систему разрозненные факты. В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включала также вопросы к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?». Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?». Во второй части беседы ставила вопрос, требующий обобщения. Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей. Понимание ими существенных связей и зависимостей.

Использовала также разнообразный наглядный материал, который помогал детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Использовала художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использовала литературу, рекомендованную программой детского сада: А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова. После чтения провожу с детьми беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется в них забота и любовь о друзьях наших меньших. Очень важно донести до детей смысл произведения.

Знакомя детей с природой, старалась не только сообщить им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют речевого, изобразительного, игрового творчества.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождается не только тогда, когда ребенок гуляет по лесу и слушает пение птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогало формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает мне богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности. Любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей среде.

С помощью книжки давала знания о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточняла и конкритизировала имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Использование фольклора. Эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдений зимой за льдом, снегом, погодой я загадывала загадки; использовала пословицы.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, подпевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием. В доступной стихотворной форме, русские народные подпевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

Таким образом, в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, театральной деятельности, литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

В перспективе работы по экологическому воспитанию мне бы очень хотелось проводить с детьми экологические акции. Ведь это общественно-значимые, длительные по времени и подготовке мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры. Я планирую создать экологический музей, где будут храниться плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии. Можно создать выставку рекордов природы, где могут быть представлены экспонаты природного материала. А еще бы хотелось создать метеоцентр, или островок прогнозирования погоды, где можно помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы.

С детьми подготовительной группы мною запланированы викторины, интеллектуальные игры: «Сохрани природ», «День птиц», «Подводное царство». Все эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, т.к. требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Параллельно с работой по экологическому воспитанию детей по развитию наблюдательности средствами природоведческих экскурсий, велась работа с родителями воспитанников моей группы, цель которой внедрить в непрерывный процесс экологического образования, направленный на формирование экологической культуры детей и взрослых.

Экологическое образование дошкольников – это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Я считаю, экологическое просвещение родителей – одним из крайне важных и в то же время одним из наиболее сложных направлений моей работы. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями я могу решать главную нашу задачу – воспитание человека экологически грамотного. Передо мной стояла задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества и проводились в 2-х направлениях:

- педагог-родитель;

- педагог-ребенок-родитель

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила. Если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дому, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями проводила постепенно и непрерывно. В группе проводила родительские собрания по вопросу экологического образования детей, где родителям разъясняла, какая работа по данной теме проводится в группе педагогами, о том, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе.

Формирование нравственно-эстетического воспитания будет эффективнее, если мы установим тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Мы в своей работе с семьей должны опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы (наличие приусадебного хозяйства). Советы родителям: Процесс ознакомления с природой не должен носить стихийный характер. Безразличие взрослых к природным явлениям отрицательно влияет и на отношение ребенка к природе. В таких семьях даже при наличии в доме растений и животных ребенок не любит трудиться, совершает трудовые процессы эпизодически и только с помощью взрослого.

При ознакомлении дошкольников с природой некоторые родители руководствуясь лишь вопросами ребенка, его интересами или собственной ситуацией, что, естественно снижало результативность этого процесса. Недооценивала семья и влияние таких эффективных средств воспитания, как прогулки, труд, телевизионные передачи о природе. Ознакомление с природой носило в основном вербальный характер (чтение, рассказы).Недостатки семейной педагогики в этом вопросе должны определить характер и содержание воздействия дошкольного учреждения на семью. В перспективном плане работы с родителями намечаются темы собраний, консультаций, стендов для родителей, посвященных ознакомлению с природой.

В работе с семьей по теме: «Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий» использовала домашние задания. Накануне воскресенья родители получали задания понаблюдать. Рассказать, совершить прогулку, сделать поделку. Конечно, таким заданиям должна предшествовать подготовительная работа. Мне необходимо заинтересовать родителей этой работой, показать необходимость и важность ее для ребенка. Задача детского сада – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния дошкольного учреждения и семьи с учетом их специфических особенностей.

В процессе работы разработала положение о содержании общения родителей с детьми:

- доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными;

- яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности  природного образа, тем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание;

- объяснение и сущности природы, ее явлений;

- учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе;

- приобщение к природе в домашних условиях;

- дома должен быть уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, фотографии на тему «природа», журналы и книги о природе.

Экологическую информацию родители получали в уголке для родителей, на родительских собраниях, консультациях, во время индивидуальных бесед.

Родители принимали активное участие в таких мероприятиях, как:

- фотовыставки;

- оснащение уголков природы;

- сбор коллекций природного материала;

- изготовление поделок;

- участие в акциях «Елочка - зеленая иголочка», «Посади дерево», «Поможем птицам»;

- помощь в создании библиотеки;

- посещение занятий познавательного характера

Таким образом, экологическое просвещение родителей дало мне возможность определить воспитание каждого ребенка.

На первоначальном этапе я провела анкетирование родителей, родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», предложила им список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями выпустили газету экологической направленности. Я приглашала родителей на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, но и активными участниками. Вместе с родителями выпустили газету «Птицы наших лесов». Родители – активные участники по благоустройству территории ДОУ, ведь самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей.

Третий этап – аналитико-обобщающий (заключительный) – обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка.

Результативность опыта

Эффективность экологического образования и воспитания не может быть выражена только в цифровых данных, отражающих результаты опросов и тестирования дошкольников. Сложность решения проблемы заключается в том. Что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его отношение с окружающей чредой в будущем.

Наиболее реальные результаты дает диагностика, основывающаяся на длительных наблюдениях за ребенком. Например, наблюдение за самостоятельным трудом старших дошкольников в живом уголке, за их наблюдениями, общением со своим питомцами. Положительная динамика видна в приобретении трудовых навыков по уходу за животными, в бережном обращении с ними, в умении анализировать результаты своего труда у детей подготовительной группы, чего не скажешь про детей старшей группы. Здесь конечно играют роль возрастные особенности детей, длительность упражнений и желание получить удовлетворение от результата.

В экологическом образовании дошкольников диагностированию подлежит изменение объема их  знаний; расширение представлений об окружающем мире; изменение поведения ребенка по отношению к природе, к поступкам людей; воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий.

Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 2 лет (средняя и старшая группы) посредством исходной (констатирующей), текущей (формирующей), итоговой (контрольной) диагностик. Таким образом, была возможность оценить эффективность выбранных методов, приемов, форм работы и внести необходимые изменения, добавления.

Основную диагностику я проводила 2 раза в год, а промежуточную диагностику – в процессе индивидуальной работы с детьми, испытывающими затруднения по какой либо теме. Диагностика первая обычно проводится в октябре месяце, результаты которой требуют дополнительных задач, планирования индивидуальной работы. Следующая диагностика проводится в мае месяце. Например, сравним результаты обследования детей за 2 года: среднего возраста 2013-2014 г; старшего возраста 2014-2015 г. Проверялся объем знаний у детей по следующим направлениям:

- представления о живой и неживой природе, признаки живого;

- сезоны года и их признаки;

- правила безопасности и экологические правила;

- классификация и разнообразие животного мира;

- классификация и разнообразие растительного мира;

- экологические зависимости;

- причинно-следственные связи;

- представления о планете, солнечной системе, родном городе, стране

Диагностика детей средней группы, которая состоялась в сентябре 2013 г., выявила средний уровень выполнения программы по разделу и составила 63%. Низкий уровень знаний дети показали по следующим параметрам:

- представления о живой и неживой природе;

- классификация и разнообразие растительного мира

По остальным параметрам у детей средний уровень знаний, что потребовало дополнительной работы с детьми. В мае 2014 г. диагностика показала уровень усвоения программы выше среднего и составила 96%, что говорит о положительной динамике.

Обследование этих же детей, но уже в старшей группе в сентябре 2014г., т.е. в начале учебного года показало общий процент по экологическому воспитанию детей 77%. Из 22 воспитанников выявился:

Высокий уровень – 2 ч. (9%);

Средний уровень – 10ч. (68%)

Низкий уровень – 3ч. (23)

Более низкий уровень у детей выявился по следующим параметрам: представления о живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей. По этим направлениям потребовалась следующая индивидуальная работа: чтение художественной литературы о жизни  животных и растений, дидактические игры на расширение кругозора о природе, индивидуальные беседы об установлении признаков живой и неживой природы и установления причинно-следственных связей.

Следующее обследование состоялось у этой группы детей в мае 2015г. Общий процент усвоения программы составил уже 95 %, что говорит о положительной динамике. Возрос объем знаний по параметру «представления о живой и неживой природе», а также по параметру «установление причинно-следственных связей в природе». Это свидетельствует о правильной организации педагогического процесса и правильного выбора использования технологий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация задач по экологическому воспитанию детей по развитию наблюдательности средствами природоведческих экскурсий осуществлена в полной мере. Таким образом. Можно подвести итоги, что в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированных  экологических занятий, экологического просвещения родителей была обеспечена положительная динамика в становлении осознанно-правильного отношения детей к природе; - сформированы начала экологической культуры у детей;

-  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-  дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Одним из важнейших достижений технологии моего опыта является высокий уровень познавательной активности, познавательного интереса детей:

- возникновение вопросов у детей во время и после занятий;

- рассказы детей о впечатлениях, полученных от восприятия необычных явлений природы;

- интерес к познавательной литературе, к наблюдениям, экспериментированию.

        Данная работа продолжается в 2017-2018 учебном году (подготовительная группа), я уверена, что работаю в правильном направлении, и мои воспитанники покажут высокие результаты в конце года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....

Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...

Опыт работы «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: социализация ребенка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания, саморазвития. С...

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

Опыт работы на тему «Развитие физической активности детей старшего дошкольного возраста по средством подвижных и спортивных игр»

Положительный опыт работы на тему: «Развитие физической активности детей старшего дошкольного возраста по средством подвижной и спортивной игры»...

Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...

Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...