Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: занятие «Чей ты друг, червячок».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Конспект занятия по экспериментированию в природе. В ходе занятия доступно и наглядно формируются у детей понятия о том, что в природе все взаимосвязано, а так же  представления об условиях жизни дождевых червей .В игровой познавательной форме  дети учатся  правильно вести себя в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в природе.

«Чей ты друг, червячок».

Старшая логопедическая группа.

Воспитатель Щитинская Л.А.

Программные задачи: развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей. Помогать устанавливать причинно – следственные связи. Доступно и наглядно сформировать у детей понятие о том, что в природе все взаимосвязано. Учить правильно вести себя в природе.

Предварительная работа: вместе с детьми насыпать землю и песок слоями в 3 емкости (банки). В одну из банок поместить дождевых червей. Уровень почвы в банках одинаковый. Почву следует примять. В третью банку с червями кладут сверху листья.

Оборудование: лист – письмо от дождевых червей; 3 стеклянные банки, заполненные на прогулке почвой, лейка с водой, черви для рассматривания; стекло, лист бумаги, увеличительные стекла по количеству детей, стакан, наполненный камешками; модули, зонт, шапочки насекомых, 2 картинки цветущего луга.

Ход занятия.

Воспитатель: все в природе готовится к зиме. Деревья сбрасывают листья, трава буреет, отмирают корешки, ветром срывает веточки. От дождя, сырости все начинает гнить (перебирает на столе листья). Ой, а это что за листочек такой необыкновенный? Да здесь что – то написано. (читает)

«Здравствуйте. Мы бы очень хотели сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья!» Но боимся, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенными червячками. А нам очень хочется найти друзей. Смеем вас заверить, что мы, дождевые черви, заслуживаем если нелюбви, то уважения за свой труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай – рыхлим почву, съедаем старые листья. Некоторые говорят: «Скользкий, как червяк; извивается, как червяк», а что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Если бы мы не извивались, то не смогли бы ползать.

Дорогие дети! Если вы хотите с нами дружить, то мы придем к вам в гости.

С уважением, подземные жители – дождевые черви.»

Воспитатель: ребята, а вы хотели бы дружить с дождевыми червяками? Но для этого нужно как можно больше о них узнать. (выкладывает на лист бумаги дождевого червяка)

Воспитатель: давайте рассмотрим дождевого червяка. Какой он по цвету? Длине? Какие особенности его строения? Как передвигается? Есть ли у него глаза? Как вы думаете, почему?

ОПЫТ 1.

Воспитатель: если положить его на мокрое стекло, будет ли ему удобно ползать? (выслушивает ответы, предлагает понаблюдать). Что происходит? Почему? (не ползет)

Переложим его на бумагу, покрытую тонким слоем песка. Что мы видим сейчас?

ОПЫТ 2.

Воспитатель: поочередно погладьте его от головного конца к заднему. Какой он? Что вы почувствовали? (шероховатость)

Предположим, что это приспособление, с помощью которого червяк передвигается. Давайте внимательно рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (чешуйки, щетинки)

Для чего они червяку?. Правильно, для того, чтобы передвигаться.

Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру «Червяк по лесу играл»

Червяк по лесу гулял

Колпачок свой потерял.

Колпачок был не простым,

Со звоночком золотым.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая слова. «Червячок» в колпачке в кругу движется навстречу ребятам.

Червячку кто скорее скажет,

Где искать ему покажет?

На последние слова снимает колпачок, протягивает между 2 стоящими рядом детьми.

Дети оббегают круг в разных направлениях. Кто первый схватит колпачок – тот «червячок».

Воспитатель: ребята, а вы знаете, какую пользу приносят дождевые черви? Правильно, ответить мы сможем, если рассмотрим банки с почвой, которые заполнили раньше на прогулке.

Чем мы заполняли банки? (земля и песок слоями). Что можно сказать об уровне земли в банках? Чем они отличались? (в одной были черви) Давайте посмотрим, изменилось ли что – нибудь? ( в одной так же, а в другой – слои перемешались, уровень земли выше). Какой стала почва во второй банке? Что можно сказать об уровне земли? Кто его поднял? Правильно, дождевые черви, ползая под землей, делают длинные подземные ходы, рыхлят почву.

Как вы думаете, есть ли в такой земле место для воздуха?

Воспитатель: посмотрите на эти картинки (на одной цветущий луг, на другой – редкие растения). Как вы думаете, где растения чувствуют себя лучше? Почему на первой картине растений много, они цветут, ярко зеленого цвета, а на второй – растения бледные, редкие, выглядят невзрачно?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что происходит под землей? (открывает вторую часть картинки). Что можно сказать о почве на первом рисунке? (между комочками земли большие расстояния, в почве много воздуха). А на второй картинке? (комья плотно сжаты, между ними мало воздуха)

Воспитатель: сейчас мы с вами превратимся в дождевых червячков. Перед вами комочки почвы, они очень плотно прижаты друг к другу. Земля твердая, плотная. Покажите, что произойдет с землей, если червячки останутся здесь жить? (дети раздвигают модули, передвигаясь между ними, образуются расстояния)

Так какую пользу приносят дождевые черви? (рыхлят почву, обогащая ее воздухом)

А зачем растениям нужен воздух под землей? (корни дышат, они живые)

Давайте вспомним, что мы с вами насыпали в 3 банку? Посмотрим, изменилось ли что – нибудь? (листьев нет на поверхности). Куда подевались листья? Как вы думаете, кто их мог туда отнести?

Эти листья, ягоды в земле перегнивают, превращаясь в удобрения, в «витамины» для растений. Корни вместе с водой возьмут эти «витамины» и оздоровят все растения. Так почему на первой картинке растения сочные и крепкие? Почему на второй – маленькие и хилые? Как можно помочь растениям на второй картинке?

Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему червей называют «дождевыми»? посмотрите, у меня в стакане мелкие камешки, как комочки земли. Я наполняю его водой. (вверх поднимаются пузырьки воздуха, а затем перестают). Что происходит? (вода вытесняет воздух). Так же и в земле, когда норки червей заливает во время дождя водой. Червям нечем дышать, и они поднимаются на поверхность. Когда земля подсыхает, черви снова прячутся под землю, чтобы ветерок, лучи солнца не высушили их нежную кожицу.

Воспитатель: червяки по – разному ведут себя в солнечную и дождливую погоду. Вот сейчас мы с вами снова превратимся в червячков и поиграем.

Игра «солнце и дождь».

По команде «солнце» - дети проходят между модулей. Руки согнуты в локтях, плавно разводят их, выполняют «разгребательные движения», покачивают туловищем, плечами вправо, влево.

Команда «дождь» - воспитатель раскрывает зонтик, все «червячки» делают «руки в замок» и волнообразные движения вверх над головой, спешат под зонтик. -    2-3 раза

Воспитатель: а сейчас наше занятие окончено. Встаньте друг за другом, возьмитесь за руки, представьте, что все мы  - это большой, длинный дождевой червячок, который отправился в путь. Вы видели, как все части тела червяка согласованно работают? Вот и мы с вами, выполняя волнообразные движения отправляемся на прогулку. Смотрите, чтобы червяк не распался и дошел в целости и сохранности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: наблюдение "Невидимка ветер"

конспект проведения наблюдения в природе в старшей группе...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Материал из опыта работы по формированию экологического сознания. Конспект непоредственно образовательной деятельности "Лесное путешествие к Белоснежке"

В интересной занимательной форме у детей систематизируются   и углубляются  представления   детей  о  сезонных  изменениях  в  природе....

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Материал из опыта работы - презентация "Воспитание экологического мышления у детей, используя художественное слово"

Презентация из опыта работы воспитателя второй младшей группы Сухачевой Т.И....

Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"

Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...


 

Комментарии

Козлова Вера Васильевна

Людмила Анатольевна! Впереди лето и данный конспект по экспериментированию в природе, как раз то, что нужно. Спасибо!