Главные вкладки

    Описание опыта работы по теме «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

           Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – и ответственностью человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступать в той или иной ситуации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Описание опыта работы по теме

    «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»

    1. Пояснительная записка

       Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества.

    Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:

    -        в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ;

    • в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:
    • Декларация прав ребенка (1959 г.);
    • Пекинские правила (1985 г.);
    • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

    -        Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

    Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих,  в 1996 году составила 250 миллионов.

    Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах; не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают  вообще.

    Результаты ряда социологических исследований позволяю» выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:

    • физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;

    • морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;

    • игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
    • отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);
    • нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

    Таким образом, заявленная тема опыта работы является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

    2. Актуальность

           Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – и ответственностью человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступать в той или иной ситуации.

         К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

    Декларация прав ребенка (1959 год);
    Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).

         Изучив эти документы, я решила начать свою работу по ознакомлению дошкольников с основами правового сознания. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

         Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

        Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

    3. Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах

    Младший дошкольный возраст

    Конвенция о правах ребенка, принятая ЮНЕСКО в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно раньше познакомить с ней детей. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, нужно защищать их. А это задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты, юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.

                    Старший дошкольный возраст

    Детство - это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

    К сожалению, настали такие времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и все многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Еще в 40-е годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребенка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

    Право на детство включает и право на собственные мысли: ребенка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребенок живет среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

    Вся современная система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку все больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребенка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребенка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

    4. Основные направления работы   по реализации прав ребёнка в ДОУ

         Конвенция о правах ребёнка касается всех участников образовательного пространства ДОУ: детей педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и Законе РФ «Об образовании».

    В результате система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный – последний из которых соответствует уровню каждого детского сада.

    Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника:

    •  на охрану здоровья;
    •  на образование;
    •  ребенка участвовать в играх;
    •  сохранения своей индивидуальности;
    •  на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

        Вышеперечисленные  права детей являются именно теми правами, на реализацию которых способны повлиять педагоги и медицинский персонал дошкольных образовательных учреждений.

        На сегодняшний день в нашем ДОУ выстроена система работы по трём направлениям: с сотрудниками, детьми, родителями.

        Целью всей работы является формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста.

        Основные задачи в работе с детьми:

    •  сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия   «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья;
    •  формировать   чувство   собственного достоинства, осознание своих прав и свобод,  ответственности;
    •  способствовать развитию правого мировоззрения и нравственных представлений;
    •  воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
    •  развивать    эмоциональную сферу ребенка, эмпатию, формировать

         коммуникативные умения и навыки;

    — знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по защите  прав ребёнка.

         

        Основные  задачи   в работе с сотрудниками ДОУ:

    •  ознакомить коллектив с существующими документами по защите прав и достоинства    ребенка;
    •  повышать уровень правовой культуры всех сотрудников ДОУ;
    •  создать условия для систематической работы по правовому воспитанию детей и

         родителей;

    •  обобщать и распространять опыт работы;

    — проводить мониторинг качества правового образования воспитанников и родителей.

        Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:

    •  знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными  

    правами и обязанностями самой семьи;

    •  перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок

    -  равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;

    •  повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в

    воспитании    ребенка;        

    •  воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и

    развитие своего ребенка;

    •  вести работу по профилактике жестокого обращения с детьми;
    •  выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с

    неблагополучными семьями;

    •  создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

    «доверительный   деловой контакт».

    Все задачи решаем через разные формы работы с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками ДОУ.

    Формы работы с детьми:

    •  специально организованные занятия по правовому воспитанию и ОБЖ;
    •  беседы на нравственно-этические темы;
    •  дидактические и сюжетно-ролевые игры;
    •  разрешение различных проблемных ситуаций;
    •  этюды, тренинги, упражнения;
    •  развлечения, досуги, праздники;
    •  инсценировки, драматизации, театрализованные представления;
    •  физкультурно-оздоровительная работа;
    •  художественно-продуктивная деятельность;

    — чтение и обсуждение сказок, художественных произведений, рассматривание иллюстраций.

        Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги ДОУ не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

    Формы работы с сотрудниками ДОУ:

    •  общее собрание трудового коллектива;
    •  заседания Совета педагогов;
    •  консультации;
    •  семинары-практикумы;
    •  беседы;
    •  разрешение проблемных ситуаций;
    •  деловые интерактивные игры;
    •  конкурсы;
    •  творческие гостиные;
    •  коллективные просмотры занятий и совместной деятельности;
    •  анкетирование, тестирование;
    •  самообразование по проблеме;
    •  самоанализ деятельности каждого педагога.

    Формы работы с родителями:

    •  информационные стенды (наглядная агитация);
    •  тематические выставки;
    •  знакомство с психолого-педагогической литературой;
    •  родительские собрания;
    •  индивидуальные и групповые беседы;
    •  заседания родительского клуба;
    •  деловые игры;
    •  тренинги, практикумы;
    •  анкетирование, тестирование;
    •  семинары, встречи со специалистами, юристами;
    •  участие родителей в коллективных делах ДОУ;
    •  посещение педагогами семей воспитанников;
    •  работа с родителями инспектора по охране детства.

    Основные направления работы педагогического коллектива:

    •  просвещение;
    •  диагностика;
    •  организация;
    •  контроль;
    •  профилактика;
    •  коррекция;
    •  рефлексия.

    5. Содержание работы по формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста

        Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации. Уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

         Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

         Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность  сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются  ношения ребёнка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.

         Идея прав и свобод человека привлекала внимание людей с древних времён. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребёнка, имена таких известных педагогов как

    К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка в царской России,  и  Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач, общественный деятель, который считал важным признать право ребёнка быть тем, кем он есть, - право на индивидуальность, на человеческое достоинство.

       Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье, и продолжается оно в детском саду.

       Эффективная система по реализации Конвенции о правах ребенка предполагает работу с педагогическим коллективом, так как педагог - это «главный герой» (если можно так сказать) в системе работы с детьми и родителями.

         Прежде, чем построить систему работы в данном направлении, мы провели анкетирование среди родителей и педагогов. Анализ анкет показал, что многие взрослые не знают о Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка. Так коллектив столкнулся с необходимостью провести серьёзную работу по правовому образованию воспитателей, родителей и детей. Был составлен план, который решал следующие задачи:

    - создание условий для реализации работы с педагогами, родителями и детьми по изучению прав ребёнка;

    - расширение и систематизация работы в данном направлении;

    - разработка системы изучения прав ребёнка с последующим включением в воспитательно-образовательный процесс.

        Для решения поставленных задач была организованна и проведена  работа в трёх направлениях: с педагогами, родителями и детьми.

    Работа с педагогами включает в себя:

    - семинар по ознакомлению с международными документами, касающимися прав детей, нормативно-правовыми документами;

    - консультации «Соблюдение и защита прав детей в ДОУ», «Защита прав и достоинства ребёнка в семье»;

    - Педсовет «Охрана прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и ДОУ»;

    - деловая игра «Знаем ли мы права детей»;

    - открытые занятия, самообразование педагогов.

    Педагоги приняли и реализуют на практике идеи гуманистической педагогики, бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка. Они рассматривают выполнение прав ребенка как должностную обязанность, а реализация их полностью зависит от уровня профессиональной квалификации педагога, личностных взглядов на эту проблему. В саду отсутствует физическое наказание, в группах нет отверженных детей.

    Работа с детьми

        Для формирования у детей основ правоведения важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую художественно-продуктивную, трудовую деятельность.

        Для решения поставленных задач по правовому воспитанию за основу была взята педтехнология «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка» и рассматривается в связи с теми программами, по которым работает наш д/сад, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в неразрывном единстве  и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

        Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН “Неразлучные друзья - взрослые и дети”; традиционные праздники – концерты “Бабушка любимая моя”, “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.

        Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.     Занятия включают нравственные задачи, т.к. любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность понять окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Психолог проводит  упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

        При отборе материала по правовому воспитанию учитываем возрастные особенности детей, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

        Из общего количества статей, представленных в конвенции, мы выбрали те, которые понятны и доступны детям, и объединили их в несколько блоков:                                                                                  

    - право на охрану и укрепление здоровья (ст. 3,6. 24);

    - право на образование ( ст. 17,28, 29, 32);

    - право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 2,5,6.7,12-16, 19,20, 31,32,37,38).

        Несмотря на сложность темы при обучении детей, педагоги применяют разнообразные методы и приёмы:

    - используют сюжеты хорошо знакомых сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты);

    - решение проблемных задач. Поиск решений от своего имени или от имени героя: если бы я бал гадким утёнком…, если бы я поймал золотую рыбку… если бы я вдруг превратился в…;

    - дидактические игры «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «»Назови – не ошибись», «Выбери нужный ответ» и т.д.

          Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

    Работа с родителями

       Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.    

       Работа по формированию правового сознания у родителей проводится во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно-информационных стендов, консультации психолога, привлечение родителей к проведению различных мероприятий.

          Мною были написаны методические рекомендации по теме “Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста”. Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира.

          Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

          Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

          Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

         Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

         Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

         Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

         Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей используются разнообразные методы и приемы:

    - использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
    - решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
    - дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”

         Большую часть времени необходимо  посвящать практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

         Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми мы решаем задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

          В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использую устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Составленная совместно с детьми “Декларация прав группы”, в которую входят такие правила, как:

    кто сильнее, тот уступит,
    умеешь сам – научи другого,
    5 на 5 - не будем сдачу мы давать и так далее.

          Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети рассказывали о своих поступках и на доске отмечали положительное - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

          Также совместно с детьми были сделаны индивидуальные книжки “Права ребенка” и книжка-раскладушка “Ваши права”, где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности. Отрадно, что в повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на “Права ребенка”. В специально оборудованном уголке дети знакомятся с Декларацией прав человека. Помогает им в этом Зеленый Человечек из книги А.Усачева.

          Большой популярностью у детей пользуется Емеля, именно с ним дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют свои права и обязанности. Емеля приходит к детям каждую неделю, зовет их на чаепитие и за неспешным разговором ведет беседы:

    “Кто такой настоящий друг?”;
    “Помогаем дома маме”;
    “Смелые первые, а вторые?”
    “Дядя Степа и Вовка – добрая душа”.

          В своей работе учитываю право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.

         Анализируя результаты  работы, я сделала вывод: интересы ребенка дошкольника связаны с семьей, игрой. В этом возрасте высок авторитет родителей. Окружающий мир ребенок познает через игру. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. Необходимо, как можно шире привлекать родителей-специалистов (юристов, социальных педагогов…) в работу дошкольных учреждений по правовому воспитанию. Не всегда воспитатель может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию по данной теме. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающем, способность к сопереживанию.

        Систематическая работа ДОУ  по правовому воспитанию в течение четырех лет способствовала обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса. У сотрудников детского сада и родителей воспитанников повысился уровень правовой культуры, компетентность в воспитании   и   развитии  до школьников. Все участники воспитательно-образовательного процесса ДОУ знакомы с основными нормативно-правовыми документами. Дети и взрослые стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять больше внимания, заботы к окружающим, оказывать помощь и поддержку. В большинстве семей изменены установки  по отношению к ребенку, скорректированы родительские позиции.  В общении педагогов с детьми осуществляется личностно-ориентированная модель взаимодействия. В ДОУ для работы по защите прав ребенка и формированию основ правового сознания разработана система планирования, создана видеотека, определены наиболее оптимальные формы, методы и приемы работы на уровне всех участников образовательного процесса, обеспечено научно-методическое сопровождение данного направления, осуществлена интеграция всех специалистов детского сада.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

    Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

         Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

    Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...