Главные вкладки

    Доклад из опыта работы по теме "«Развитие познавательно - творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»"
    учебно-методический материал на тему

    Волостных Светлана

    Повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Ласточка»

    Доклад из опыта работы по теме:


    «Развитие познавательно -  творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

     

    Воспитатель:

    Волостных Светлана Александровна

    Котовск

    2016 

    На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.

    Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  весьма актуальна по целому ряду причин:

    во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

    во-вторых, всё возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

    в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

    Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделялось:

    развитию умения задавать вопросы;

    осуществлять самостоятельный поиск ответов на них;

    развитию креативных способностей;

    развитию самостоятельности в познавательной деятельности;

    Осуществляя свою профессиональную деятельность, я как педагог, прежде всего, стараюсь добиваться решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка.

    А ведь повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста - это более совершенный уровень моей деятельности, который способен, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:

    проектировать;

    организовывать;

    направлять как совместную, так и самостоятельную познавательную деятельность дошкольников;

    анализировать и прогнозировать способы субъект - субъектного взаимодействия с детьми, направленного на развитие и саморазвитие ребенка;

    регулировать и корректировать ход и результат образовательного процесса с учетом принципа обратной связи.

    При анализе результатов работы мною были  выявлены следующие недостатки:

    Недостатки в результатах:

    У ребенка:

    • неустойчивый интерес к познавательной деятельности;
    • не развиты умения у детей выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
    • не сформированы умения установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями;

    Дети не умеют:

    • действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
    • самостоятельно планировать свои действия для достижения поставленной цели, брать на себя ответственность за конечный результат;

    Недостатки в процессе:

    • образовательный процесс исключал деятельный подход (не предполагал активной деятельности ребенка);
    • традиционные формы проведения занятий;
    • в планирование я включала в недостаточной степени деятельность детей по экспериментированию;
    • тематическое планирование не всегда учитывала интересы детей;
    • мало времени уделяла на продуктивную деятельность детей по замыслу;
    • детям не предоставляла право выбора деятельности и материалов.

    Недостатки в условиях:

    • я не в полной мере владела информационно-коммуникационными технологиями;
    • педагоги в недостаточной степени владеют методами и приемами организации познавательной деятельности;
    • предметно-развивающая среда недостаточно  была оснащена (содержание и вид развивающей среды не является толчком для активизации познавательной деятельности, которая отвечает его потребностям, формирует его интересы, предпочтения);
    • отстранение родителей от  процесса воспитания и развития ребенка.

    Родители ответственность за развитие детей возлагают на детский сад, забывая, что первыми педагогами являются они сами. Мамы и папы больше заинтересованы научить детей читать, писать, решать стандартные задачи, а зачастую стараются навязать ребенку свое решение той или иной проблемы, лишая ребенка возможности найти собственный выход из ситуации, проявить креативность мышления. Этим родители подавляют интерес к познавательной деятельности.

    При проведении работы я выявила противоречие между необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием средств совершенствования познавательной активности в образовательном процессе дошкольного учреждения.

    Выявленное противоречие позволило  мне обозначить проблему: поиск наиболее эффективных методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, на мой взгляд,  является метод проектной деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, находить и синтезировать полученную информацию, развивать творческие, познавательные способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

    Применяя проектно – тематическое обучение дошкольников, я развиваю  в детях такие способности, обладая которыми, выпускник детского сада оказывается более приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

    Проект позволил мне,  детям и его родителям работать как партнеры.

    Итак, я для себя  сформулировала профессиональную проблему на основе проведенного анализа.

    Оптимизация системы работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста  познавательной активности через проектную деятельность.

    Я поставила цель:

     повышение уровня познавательной  активности  дошкольников  средствами проектной деятельности.

    В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблемам развития познавательной и творческой активности через проектную деятельность.

    2. Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной  активности дошкольников  в проектной деятельности.

    3. Создать систему мониторинга познавательной активности дошкольников.

    4. Повысить  свою компетентность   в развитии познавательной   активности дошкольников средствами проектной деятельности.  

    В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

    в непосредственно образовательной деятельности:

    - проектная деятельность;

    - занятия-путешествия;

    - занятия в форме дидактических игр

    в повседневной деятельности:

    - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

    - дидактические и сюжетно-ролевые игры;

    - практические упражнения;

    - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

    - коллекционирование (классификационная работа);

    - совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

    - презентации.

    Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание.

    Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками».

    Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики?

    Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе.

    Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. 

    Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать.

    Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.

    Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

    Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы.

    При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

    Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

    Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

    Моя группа называется «Почемучки». Название было выбрано не просто так, так как мои воспитанники очень любознательные, часто, задающие интересные вопросы. Поэтому я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Расскажу немного о том, какие проекты нами были созданы.

    В младшей и средней группе при знакомстве со свойствами воды и воздуха мы создали проекты: «Воздух можно поймать», «Волшебница вода.

    При ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения был создан проект «Дорожное движение».

    В старшей и подготовительной группе  мы реализовали проекты:

    «Моя волшебная семья», «Хлебушек душистый, вкусный золотистый» и др.

    Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике» и «В мире комнатных растений».

    Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы.

    Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-творческой  деятельности детей.

    Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.

    Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.

    Мною была подобрана литературы, карточки-схемы;

    Дидактические игры, различные картотеки;

    Различные коллекции.

    Я много занималась самообразованием - изучала методическую литературу. Перенимала опыт коллег – воспитателей, прошла курсы повышения квалификации на различные темы.

    Сейчас активно получаю знания через интернет, создаю мультимидийные презентации, занимаюсь проектной деятельностью.

    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

    Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому я постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы подготавливают материалы для опытов и экспериментов, помогают создавать мини-выставки.

    Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.

    Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

    Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

    Дети растут , и растет их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигают свои предложения, как решить проблему, предлагают варианты решения.

    В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

    Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).

    «Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство- невидимость.

    В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

    В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

    - с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

    - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

    - с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия)» - (дети учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

    - с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью);

    - с социальной - коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

    - с игровой (игры с песком, снегом, водой).

    В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам.         Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем.

    Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

    «…Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

    Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание.

    Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательно – творческого развития детей дошкольного возраста, я стараюсь  обеспечить стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

    Вывод: таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

    Список литературы:

    Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

    Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

    Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

    Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

    Об образовании (ред. от 12.11.2012): ФЗ РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета, № 13, 23.01.1996. Закон утрачивает силу с 1.09.2013 года в связи с принятием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

     Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.

     Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

    Федеральные Государственные  Общеобразовательные Стандарты

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

    Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

    «Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

    из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

    Доклад Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. ( из опыта работы)

    Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

    В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....