План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
методическая разработка

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 комбинированного вида»

ТЕМА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Воропаевой Эльвиры Ильгизовны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»  

(Название темы)

2022

(Начало изучения темы)

2027

(Окончание изучения темы)

Казань, 2022


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога: Воропаева Эльвира Ильгизовна

Дата рождения: 12 .09.1974 г.

Стаж работы в должности: 21 год

Образование (название учебного заведения и год окончания): высшее, профессиональное, Мурманский Государственный Педагогический Институт

1996 год. Специальность: педагогика и психология дошкольная

Квалификация по диплому: преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педагогическом училище.  Воспитатель. Диплом ЭВ № 571059

 

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили): курсы по дополнительной профессиональной программе:

«Образовательная деятельность воспитателя, работающего с воспитанниками с ОВЗ в ДОО» (72ч) Удостоверение № 248, ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования»

Содержание работы по самообразованию

Этапы

Деятельность воспитателя

1

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию

2

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

3

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

4

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

5

Подведение итогов самообразования

План работы на 2022–2027 учебный год

Выбор темы 

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Проектная деятельность полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и направлена на решение актуальной проблемы саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательной активности.

Метод проектирования - это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Использование метода проектирования позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Осознав важность вышеизложенного, я определила тему своей работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Используя, метод проектирования, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста мною была поставлена

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи: 

  1. развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
  2. формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
  3. обучать детей старшего дошкольного возраста элементарному планированию;
  4. поощрять эксперименты и моделирование;
  5. формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки сбора и обработки информации, материалов;
  6. учить детей анализировать результаты;
  7. развивать творческие способности детей;
  8. формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности;
  9. развивать навыки коммуникативного взаимодействия;
  10.  привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Ожидаемый результат: 

Для педагога: сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для воспитанников: сформируется познавательная мотивация, познавательная активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.

Для родителей: сформируется осознание того, что они значимая часть педагогического процесса, проектная деятельность- важный этап для развития познавательной активности у детей.

План работы на 2022–2023 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Самореализация

Сентябрь

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении»

В течение года

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности в сети интернет.

В течение года

Изучение методической литературы по данной теме

В течение года

Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течение года

Обогащение предметно-развивающей среды.

Октябрь, май

Мониторинг с целью выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций

В течение года

Участие в семинарах, пе6дсоветах, конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования.

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы

Работа с детьми

Октябрь

Проведение проекта «Деревья нашего детского сада»

Ноябрь

Проведение проекта «Дары Царицы Осени»

Январь-февраль

Проведение проекта «Мое генеалогическое древо».

Апрель

Реализация проекта «Улицы Казани»

Апрель-май

Реализация проекта совместно с родителями «Моя родина- Татарстан»

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Проектные технологии и их применение».

Октябрь

Родительское собрание «Растим любознательных»

Ноябрь

Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

Ноябрь

Консультация для родителей «Роль семьи в       развитии познавательных интересов».

В течение года

Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

Октябрь    

 Создание «Почты Доверия» — это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, вопросами.

В течение года

 Привлечение родителей к организации проектов в группе

В течение года

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение

года

Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Уголок Почемучек» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)

                     План работы на 2023–2024 учебный год        

        

Раздел

Сроки

Содержание работы

 Самореализация

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Октябрь

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Ноябрь.

Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом

В течение года

Обогащение предметно-развивающей среды.

Сентябрь

Май

На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы.

 

 

 

Работа с детьми

Сентябрь, октябрь.

Создание лаборатории «Почемучка».

Октябрь  

Реализация экологического проекта «Нужные вещи из ненужных вещей».

Ноябрь 

Беседы и игры в рамках изучения лэпбука по теме «В мире профессий».

            Декабрь

Изготовление альбома «Символы Нового года».

Январь

Реализация проекта «Зелена и колка красавица Ёлка».

Февраль

Реализация проекта «Защитники Отечества».

Февраль

Создание мини-коллекции солдатиков и военной техники

Апрель

Реализация проекта: «Будь здоров!».

Работа с родителями

Сентябрь, октябрь

Помощь родителей в оснащении лаборатории «Почемучка»

В течение года

Размещение информации для родителей в виде папок-передвижек в приемной группы

В течение года

Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей по темам проектов.

Ноябрь

Взаимодействие педагога и родителей в организации     проектной деятельности.

В течение года

Помощь родителей в обогащении РППС.  

                

                  

     План работы на 2024–2025 учебный год        

        

Раздел

Сроки

Содержание работы

 

Самореализация

В течение года

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Декабрь

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Май — Сентябрь

На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Май

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Работа с детьми

Октябрь

Мотивировать детей к познанию через участие в выборе тем для исследования.

Ноябрь — февраль

Провести опыты в рамках проекта «Я- исследователь!»

Февраль-апрель

Организовать работу в рамках проекта «Огород круглый год»

Март-апрель

Провести проект для ознакомления детей с основами безопасности жизни «В мире опасных предметов»

Апрель

Реализация проекта «В мире букв»

Май

Издание рукописной книги – альбома «Буквы»

Работа с родителями

Ноябрь

Консультация для родителей «Осторожно! Мультики!».

Декабрь

Буклет для родителей «Как выбрать книгу для дошкольника». Практические советы

В течение

года

Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

Апрель

Папка - передвижка «Загадка- ума зарядка».

Март

Проведение познавательно-игрового мероприятия, КВН «Умники и умницы».

В течение

года

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

        

        

                

                

План работы на 2025–2026 учебный год

                

Раздел

Сроки

Содержание работы

 

Самореализация

В течение года

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Декабрь

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Май — Сентябрь

На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Май

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Работа с детьми

Октябрь

Проведение проекта «Птицы родного края»

 Февраль

Реализация экологического проекта совместно с родителями «Птичья столовая»

Апрель

Проведение проекта «Удивительный мир космоса»

Март-апрель

 Реализация проекта «История моей семьи»

Февраль-апрель

Проект «Что мы знаем о веществах»

Май

Занятие- путешествие «Путешествие в страну сладкоежек»

Работа с родителями

Ноябрь

Родительское собрание «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Декабрь

Консультация для родителей «Что рисует Ваш ребёнок?»

В течение

года

Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

Апрель

Папка - передвижка «Скоро в школу!».

Май

Проведение совместного с родителями мероприятия «Моя семья - моя радость!».

В течение

года

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

        

        

                

План работы на 2026–2027 учебный год        

        

Раздел

Сроки

Содержание работы

 

Самореализация

В течение года

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Декабрь

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Май — Сентябрь

На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Май

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Работа с детьми

Октябрь

Мотивировать детей к познанию через участие в выборе тем для проекта

Ноябрь — февраль

Провести опыты в рамках проекта «Мы маленькие волшебники»

Февраль-апрель

Организовать работу в рамках проекта «Математика - царица наук»

Март-апрель

Провести проект «В гостях у сказки»

Апрель

Реализация проекта «Мультфильм своими руками»

Май

Презентация мультфильма, созданного детьми

Работа с родителями

Ноябрь

Консультация для родителей «Учим мыслить логически».

Декабрь

Буклет для родителей «Забавная математика». Практические советы

В течение

года

Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

Март

Мастер-класс для родителей опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Апрель

Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

В течение

года

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

                

                

Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт      дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки, «ТЦ Сфера», 2014г.

2. В. Н. Виноградова, Е. П. Панкова «Образовательные проекты в детском саду» пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008г.

3. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л.Г. Богославец Библиотека журнала «Управление ДОУ», 2012г., «Проекты в работе с семьёй».

4. Е. С Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», 2006.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект- М: ТЦ Сфера 2005г.

5. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй».

6. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей»: Практическое пособие – М: Аркти, 2006г.

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"

Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных        федеральным государственным  образовательным  стандартом  в дошкольном  образова...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

Буклет Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности....