Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"
проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном образовании, а именно:
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· сотрудничество Организации с семьей;
· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kryshki.docx | 39.58 КБ |
Предварительный просмотр:
В группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…
В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Мы решили создать сенсорно-моторный центр «Занимательные крышки», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Цель проекта:
Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать нетрадиционный, бросовый материал – крышки от разных ёмкостей.
Создать условия для развития воображения и содействовать интеллектуальному творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками.
Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время, средством проектной деятельности. Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.
Задачи:
Определить способы и методы развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей детей.
Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей.
Разработать систему активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении.
Объект исследования:
Крышки, их назначение, материалы из которых они изготовлены.
Гипотеза исследования:
Людям всегда будут нужны крышки, чтобы закрывать сосуды, емкости.
Предметы изначально предназначенные для выполнения только одной функции можно использовать и в других областях.
Срок реализации:
Краткосрочный, творческий проект в течение 2-4 недель.
Участники: Дети, родители, воспитатели.
Система проектных мероприятий.
Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
Создание творческой группы из числа педагогов, родителей,
по разработке вариантов игр.
Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Этапы реализации проекта.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка о них материала.
Составление объявления для родителей.
«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем учёными, исследователями и экспериментаторами.
Учёными без специальной подготовки, конечно, не станешь, поэтому мы собираемся многое узнать вместе с вами и воспитателями.
Нам нужна помощь: крышки, картинки, книжки, самоклейка, коробки… Ваши будущие учёные».
Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.)
Родители вместе с детьми выполняли домашние задания: рассматривали крышки, иллюстрации, картинки.
Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества.
Провести семейный конкурс поделок «Занимательные крышки».
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Дети, играя, знакомить со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах.
«Тонет – не тонет».
«Печатки».
«Чудесный сундучок».
«Собери по описанию, цвету и образцу».
Эстафетная игра «Собери цветок».
Провести цикл занятий и дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары»;
Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
Поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Итоговое занятие аппликация «Аквариум».
Конструирование робота из крышек.
Опыты. Изучение тайн крышек.
1. Трогаем руками крышки. Какие они? На ощупь они твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, имеет разный цвет. Знакомимся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны крышки (прозрачность, прочность, фактура, вес и т.д.). Обратите внимание на размер и форму: большие и маленькие, фигурные и квадратные, прямоугольные и круглые.
2. Берём лупу и рассматриваем. Что видим? Обнаружили много разных мелких впадин и изгибов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели множество различных рисунков, узоров в увеличенном состоянии.
3. Возьмём весы и взвесим две одинаковые и две разные по форме и размеру крышки. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера.
4. Польём крышки из лейки (как будто прошел дождь). Предложить детям опять потрогать их, рассмотреть. Что произошло? Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – крышки стали мокрыми.
5. Опускаем крышки в ёмкость с водой. Что мы замечаем? Они плавают, но некоторые утонули. Почему? (имеют вес). Замечаем, что во время потопления они булькают, слышен характерный звук. Вытаскивая из воды, отмечаем, что они стали скользкие.
6. Склон из доски. Крышки одного размера, но сделанные из различных материалов (пластмасса, жесть, фольга и т.д.). Крышки отпустить по склону одновременно и понаблюдать. Крышка, достигшая пола первой обладает самым меньшим трением по сравнению с другими.
7. Маятник. К катушке ниток привязать крышку, подтолкнуть, чтобы раскачать маятник и посчитать сколько раз качнётся. Затем удлинить нитку и снова сосчитать количество колебаний. Сравнить, сделать вывод.
8. На паралон добавить гуашь разных цветов. Способом «штампа» на белый или цветной картон нанести несколько разноцветных кружков и получается интересный, сказочный, волшебный рисунок. Можно рисунки, которые получились, дорисовать кистью.
Вывод:
Крышки бывают разного вида, плотности, веса, они тонут и плавают, могут быть теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, разного цвета и размера. Крышками можно рисовать на картоне, бумаге.
ЦЕЛЬ:
1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.
2. Развивать системное мышление, воображение, Творчество, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
4.Закрепить и систематизировать знания о крышках: из чего сделаны, их свойства и качества, строение, назначение и хранение. Закрепить названия цветов и оттенков.
5. Формировать умение рисовать крышками на картоне, на цветной бумаге.
6.Учить моделировать, выкладывать из крышек простые изображения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества крышек.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание и сравнение крышек по форме и цвету.
Моделирование схем рисунков.
Разнообразные игры с крышками.
Рисование крышками на картоне, на цветной бумаге.
Чтение художественной литературы.
Опыты и эксперименты с крышками.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Коробочка-шкатулка каждому ребёнку с набором крышек.
«Чудесный сундучок».
Карточки-картинки с образцами предметов.
Гуашь или акварель.v Картон или бумага для рисования.
Магнитофон с музыкальными заставками и музыкальным фоном.
Варианты игровых заданий.
1. Выкладывание разных по цвету дорожек.
2. Выкладывание дорожек разной длины, ширины.
З. Выкладывание разноцветных дорожек с чередованием цвета крышек: для детей младшего возраста — чередование двух цветов, для детей старшего дошкольного возраста — более сложные варианты из двух, трех и более цветов (например, 1 красная — 2 желтые — 1 синяя — 2 желтые — 1 красная — 2 желтые и т д. или 1 синяя — 1 синяя перевернута — 1 белая 1 белая перевернута и т. д.).
4. Найди такую же крышку как у меня.
5. Прокати крышку, например красного цвета.
6. Подуй и прокати.
7. «Найди свой домик», «Мамины помощники»: разложить крышки в коробочки соответствующего цвета.
8. Для младшего возраста: собирание башенок различной высоты одного цвета и разных по цвету.
Для детей старшего до школьного возраста:
• из 6 крышек составь З башни разной высоты;
• составь З башни красного, желтого и зеленого цвета так, чтобы желтая башня была выше красной, но ниже зеленой;
• красная башня выше желтой, а желтая выше зеленой — составь башни;
• составь башню из 4 крышек — красной, желтой, синей и зеленой, где красная крышка будет находиться не в самом верху, не в самом низу и не рядом с желтой; желтая — наверху, а синяя — между красной и желтой и т. п.
9. «Разноцветные бусы». Нанизывание мозаики на шнурочки. Варианты:
• собрать бусы одного цвета;
• собрать бусы, чередуя крышки по цвету.
10. «Разноцветный шнурочек». Нанизывание мозаики соответствующего цвета на шнурочек (желтая крышка — на желтый шнурок и т п.).
11. Выкладывание из шнуров и крышек простых геометрических фигур (круг, квадрат и пр.), в старшем возрасте — букв, цифр.
12. Выкладывание разноцветных ковриков, платочков. Игры «Сделай такой же», «Повтори узор», «Волшебный телевизор».
Варианты игры в старшем дошкольном возрасте:
• предъявить детям рисунок или схему на некоторое время, по истечении которого дети по памяти выкладывают изображение;
• выложить узор по словесному описанию (например, в правом верхнем и левом нижнем углу — красный цвет, в правом нижнем и левом верхнем— желтый, в центре — белый и т. п.):
• «Волшебный телевизор» показывает какое-либо изображение (узор), программа «переключается» (ребенок должен заметить изменения и внести их в свою «программу»).
Информационная корзина. Консультация для родителей «Развитие общих интеллектуальных способностей».
Дошкольное детство – пора становления и роста умственных сил ребёнка. В эти годы отмечается у всех детей стремительное умственное развитие.
Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребёнка в познании. В дошкольные годы происходит расширение и углубление знаний об окружающем мире. Дети усваивают определённую систему знаний, общую форму мыслительной деятельности, лежащей в основе этой системы знаний.
Интеллект (от лат.- разумение, понимание, постижение)- это относительно устойчивая структура умственных способностей ребёнка.
Умственные способности бывают общие (необходимы для выполнения разных видов интеллектуального труда, всех видов деятельности) и специальные (высокий уровень умственного развития, необходимый для выполнения отдельных её видов).
У детей дошкольного возраста следует развивать общие интеллектуальные способности, т.к. познавательная потребность, включающая в себя умственную активность, доставляет удовольствие от умственного труда.
В ходе возрастных изменений отчётливо выступают качественно разные уровни развития познавательной потребности:
- во впечатлениях, (чем разнообразнее стимулы, тем интенсивнее развивается его ум);
- становление любознательности (интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом);
- становление склонностей (познавательное стремление приобретает сознательно целенаправленный характер).
Важным компонентом умственных способностей является творческая активность, проявляющаяся в креативности: расположенности к творчеству, высшее проявление активности мышления, способности создавать нечто новое, оригинальное логическое, последовательное, однонаправленное. И дивергентности: раскованности, свободы мышления /беглости мысли, гибкости, точности, оригинальности/ альтернативное, отступающее от логики мышления.
Несмотря на многообразие подходов к умственному развитию ребёнка эта проблема решена недостаточно. В дошкольном детстве следует уделять особое внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Необходима разработка новых методов обучения и нового содержания, при которых ставка делалась бы на овладение самостоятельными способами и методами интеллектуальных действий, что способствует улучшению качества ума, помогает качественно подготовиться к школьному обучению, развивает умение находить выход из любого положения, делает ребёнка уверенным в себе и способствует улучшению его психологического здоровья.
Этапы формирования интеллектуальных способностей детей.
1. Пробудить у детей желание заниматься интеллектуальным трудом.
2. Сформировать потребность в самом процессе умственной активности.
3. Обучить методам интеллектуального действия и самостоятельного добывания знаний – экспериментированию, составлению схем и таблиц.
4. Развивать качества ума: гибкость, беглость, точность, многовариативность, оригинальность.
5. Формировать у детей удовольствие от качества своего интеллектуального труда.
Познавательно-интеллектуальная развивающая среда:
Творческо-экспериментальные лаборатории.
Уголки экспериментирования.
Развивающие дидактические и настольно-печатные игры.
Библиотечки научно-познавательной литературы для детей в групповых комнатах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
План самообразования "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Индивидуальный план самообразования...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор представляет опыт работы познавательного раз...