РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Автор представляет опыт работы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью технологии «ситуации».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

В настоящее время потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных, лежащих в основе познавательного и общего психического развития детей дошкольного возраста. В Федеральной адаптивной образовательной программе дошкольного образования [3] отмечено, что познавательные процессы у детей с общим недоразвитием речи характеризуются определенными отличиями от возрастной нормы и задержками в сроках развития. Однако общее недоразвитие речи воспитанников носит системный характер и затрагивает не только речь, но и остальные психические процессы, в том числе и познавательную деятельность.

Активная позиция детей, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с общим недоразвитием речи, в многообразном мире природы, заинтересованность, поддержка детской инициативы способствуют повышению способности к запоминанию и воспроизведению вербального материала, выработке устойчивости внимания, развитию способности к переключению.

М.А. Поваляева [2] определяет природу как кладовую, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного, речевого развития ребенка. Еще И.Г. Песталоцци отмечал, что созерцание природы является единственно подлинным фундаментом человеческого познания, а ее познание протекает в единстве с овладением речи.

Практика показывает, то положительный эмоциональный настрой воспитанников с общим недоразвитием речи после активного общения с природой (наблюдения, экологические беседы, экскурсии, экспериментирование и пр.), приносит колоссальное удовольствие. Из-за того, что дошкольники активно вовлечены в данную деятельность, они искренне радуются, делятся новыми впечатлениями, новыми знаниями, тем самым формируется положительный эмоциональный климат внутри группы.

В своей работе, мы заметили, что планомерная работа по познанию окружающей природы (знакомство с миром растений, животных, насекомых, грибов; изучение неживой природы, опытная и экспериментальная деятельность) объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья неуверенность в своих силах.

В своей работе мы используем метод проектной деятельности. Применение данного метода происходит не только во время специально организованной деятельности, но и в совместной познавательно-исследовательской работе. В ходе организации проектов, мы поддерживаем детскую инициативу, обогащаем и расширяем словарь воспитанников, развиваем связную речь.

Н.В. Нищева  [2] определяет суть данной технологии в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя («мозговой штурм», уроки-открытия, познавательные ситуации и др.).  Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов.

1.Введение в ситуацию, которая включает в себя создание условий (мотивации) для привлечения детей к деятельности.

2. Актуализация – это организация предметной деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт детей.

3.  Затруднения в ситуации – то есть моделирование ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями в индивидуальной деятельности.

4. Открытие детьми нового знания (способа действий) – вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший раннее вопрос проблемного характера.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка – использование дидактических игр, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

6.  Осмысление (итог) –фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели (самооценка).

Используя образовательную технологию, «ситуация» в своей работе, мы увидели, что они способствуют становлению и развитию познавательных процессов. При включении новых знаний у детей расширяются, упорядочиваются представления о живой и неживой природе, что в свою очередь будет иметь свою дальнейшую положительную динамику при обучении в школе.

Важно отметить и позитивную динамику в развитии речи детей: воспитанники стали задавать больше вопросов, увереннее и смелее находить ответы (в том числе и нестандартные), значительно расширился активный и пассивный словарь детей. Используя моделирование ситуаций, наши воспитанники стали более наблюдательными, любознательными к объектам природы, научились устанавливать причинно-следственные связи. Коллектив детей и родителей стал более сплоченным, увлеченным и заинтересованным.

Таким образом, познавательная деятельность детей складывается под влиянием самых разнообразных факторов, в том числе субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание детей т. д.) и объективных факторов (окружающие условия, личность педагога и пр.). Наша стратегия успешного сотрудничества с детьми заключается в переориентации сознания воспитанников, когда ребенок становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Наблюдая как дети открывают для себя новые знания практическим путем, мы видим их счастливые глаза.

Список литературы

  1. Нищева, Н.В. Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах / Н.В. Нищева.–Санкт-Петербург : Детство-Пресс 2019. – 240 с.
  2. Поваляева, М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 415 с.
  3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 №72149). –Электронный ресурс// Гарант. РУ – Информационно-правовой портал.– Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности

В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...