Главные вкладки

    Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Захарова Людмила Анатольевна

    Введение

    Дошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка и является отличным инструментом формирования различных способностей и закрепления навыков. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

    Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитием речи и мышления ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитие рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Это проявляется в нарушении точности, быстроты, переключаемости, скоординированности движений и пр. Эти дети неловко держат ложку, карандаш. У них возникают проблемы с застёгиванием пуговиц, шнуровкой ботинок. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Помимо этого, особенностью  детей с ОНР является  трудности коммуникативной деятельности. Это проявляется в том, что у них отмечаются недостатки в средствах межличностного общения: в культуре устной речи при общении «лицом к лицу», в плавности речи, связи между речевыми и неречевыми средствами общения, в понимании и описании в речи эмоционального состояния человека и т. п. В связи с этим, у таких  детей  может развиться чувство неуверенности в себе, будет формироваться низкая самооценка, вследствие чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение.

    Так, неумение общаться, негативно  отразиться на  школьной успеваемости ребенка.

    Одним из эффективных средств развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

    Цель:  на основании теоретических изысканий показать влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей  дошкольного возраста.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metocheskaya_razrabotka_zaharova.docx183.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №19»

    Рекомендовано педагогическим советом

     Протокол №1 от 24. 08.2017

    Утверждено заведующим

    МБДОУ «Детский сад №19»

                                  /Е. В. Васильева

    Методическая разработка

    «Развитие речи у  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

    Выполнила: Л. А.  Захарова

    Оглавление

    Введение        2

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста        2

    Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста        2

    Заключение        2

    Библиография        2

    Приложения        2

    Введение

    Дошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка и является отличным инструментом формирования различных способностей и закрепления навыков. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

    Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитием речи и мышления ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитие рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук. Это проявляется в нарушении точности, быстроты, переключаемости, скоординированности движений и пр. Эти дети неловко держат ложку, карандаш. У них возникают проблемы с застёгиванием пуговиц, шнуровкой ботинок. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Помимо этого, особенностью  детей с ОНР является  трудности коммуникативной деятельности. Это проявляется в том, что у них отмечаются недостатки в средствах межличностного общения: в культуре устной речи при общении «лицом к лицу», в плавности речи, связи между речевыми и неречевыми средствами общения, в понимании и описании в речи эмоционального состояния человека и т. п. В связи с этим, у таких  детей  может развиться чувство неуверенности в себе, будет формироваться низкая самооценка, вследствие чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение.

    Так, неумение общаться, негативно  отразиться на  школьной успеваемости ребенка.

    Одним из эффективных средств развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

    Цель:  на основании теоретических изысканий показать влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей  дошкольного возраста.

    Задачи:

    1.  Рассмотреть условия необходимые для эффективной работы  детьми с ОНР по занятиям пальчиковой гимнастикой.
    2. Выявить закономерность влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
    3. Рассмотреть основные формы  и виды пальчиковых игр
    4. Показать  основные формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

    Объект исследования – пальчиковая игра, как средство развития речи у  детей  старшего возраста.

    Предмет исследования – влияние игра на речевое развитие у детей старшего возраста.

    Гипотеза исследования – пальчиковые игры способствую развитию  речи  у детей старшего дошкольного возраста

    Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение.

    Актуальность  тематики данной  разработки  определяется    недостаточным  развитие речи у детей дошкольного возраста в настоящее время. Представленный материал  направлен на привлечение  воспитателей и родителей  к занятиям  с детьми пальчиковой гимнастики, которая способствует развитию речи у детей.

     Условия необходимые для эффективной работы  детьми с ОНР по занятиям пальчиковой гимнастикой:

    - создание  предметно-развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника;

    - формирование у детей положительной мотивации, ориентировка на успешность ребенка;

    - использование различных методов и приемов, вид игр для формирования мелкой моторики у детей с ОНР;

    - последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;

    - соблюдение временного регламента, не вызывающего переутомления ребенка

    - создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей.

    Принципыкоторые легли в основу организации деятельности педагога по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.

    1. Принцип целенаправленности учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.

    2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР ведётся в системе и в определённой последовательности, предусматривающей постепенное усложнение заданий - от простого к сложному.

    3. Принцип преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

    4. Принцип наглядности обучения. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов  работы воспитателя.

    5. Принцип обратной связиПо ходу выполнения пальчиковых игр,  необходимо комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

    6. Принцип интегрированности.  Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция пальчиковых игр в разные виды детской деятельности.

    Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

    «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    В.А.Сухомлинский

    Доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук.

     Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Упражнения можно условно разделить на три группы.

    I группа. Упражнения для кистей рук

    - развивают подражательную способность;

    - учат напрягать и расслаблять мышцы;

    - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    - учат переключаться с одного движения на другое.

    II группа. Упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    III группа. Упражнения для пальцев динамические

    - развивают точную координацию движений;

    - учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    - учат противопоставлять большой палец остальным.

    Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

    Традиционные:

    - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

    - игры с пальчиками с речевым сопровождением;

    - пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

    - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

    - предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

    - игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

    - кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

    - игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    Нетрадиционные:

    - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

    - игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

    Самомассаж кистей и пальцев рук

    1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

    2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

    3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

    7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

    8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

    Виды пальчиковых игр:

    1. Игры с пальчиками.

    2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками. (Приложение 1)

    3. Пальчиковые игры со скороговорками.

    4. Пальчиковые игры со стихами. ( Приложение 2)

    5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

    6. Пальчиковый алфавит.

    7. Пальчиковый театр.

    8. Театр теней.

    Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

    - универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

    - кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

    - активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

    - невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

    - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

    Рекомендации по проведению пальчиковых игр с детьми.

    Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

    1. Перед игрой необходимо обсудить с детьми её содержание,  при этом отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
    2.  Желательно взрослому знать текст.
    3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.
    4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
    5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.
    6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.
    7. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.
    8.  Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.
    9. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.
    10. Не ставьте перед детьми несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
    11.  Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.
    12.  Постепенно заучивайте с детьми текст наизусть, контролируйте, чтобыслова правильно соотносились с движениями.
    13.  Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите детям цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт.
    14. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении.Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

    Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает детей на их телесные ощущения, таким образом, успокаивая их.

    «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, тем самым они способствуют развитию не только речи, но и творческой деятельности детей.

    Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

    Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

    Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка.

    Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому, для успешного воспитания ребенка важно установление партнерских отношений  между дошкольным учреждением и родителями.

     С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка. 

    В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.

    Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

    Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что,  достигнув школьного возраста,  ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

    Все формы работы с родителями направлены на их педагогическое просвещение.

    Формы и методы работы  можно разделить на  группы: словесные, наглядные и практические.

    По формам общения:

    • коллективные, групповые, индивидуальные;
    • традиционные и нетрадиционные.

    Кколлективным формам общения относятся:

    Общее родительское собрание ДОУЕго цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детей, в том числе и речевого.

    Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи и т.д. Участие в конференции дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области развития речи и коррекции речевых нарушений у детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

    Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор беседы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

    Групповые родительские собрания – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

    На собраниях, темы которых  связанны с речевым развитием детей, выступают специалисты детского сада:   логопед, психолог, а так же можно  пригласить учителя начальной школы, библиотекаря и др.).

    «Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей  и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи (коррекции речевых нарушений). Можно включить в занятие участие родителей.

    «Дни открытых дверей» «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.

    Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, общается со сверстниками и взрослыми, самим пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития речи детей.

    Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

    Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

    Дни добрых делДни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт игрушек, пособий, книг, мебели, помощь в создании предметно-развивающей речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

    К индивидуальным формам относятся:

    • педагогические беседы с родителями;
    • посещение семьи;
    • индивидуальные консультации;
    • выполнение домашних заданий;
    • выполнение индивидуальных поручений;
    • «Шкатулка вопросов» и т.д.

    Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.

    Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми, игры и общения с ними.

    Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, изготовлять пособия и игры для развития речи и пр.

    Наглядно-информационные формы организации общения:

    – информационно-ознакомительные;

    – информационно-просветительские.

    Задачами информационно-ознакомительной формы – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми.

    В информационно-ознакомительную форму включают и проведение Дней открытых дверей, открытых занятий.

    К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для родителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы логопеда и педагога-психолога и др.

    Задачи другой группы, информационно-просветительской, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста.   Общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

    Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на весь учебный год по месяцам (с сентября по май) с указанием формы, темы и цели работ.

    Прежде чем планировать работу с семьями,  был изучен уровень осведомленности родителей по проблемам речевого развития,  определен круг интересующих их вопросов  по  данной теме.
    С помощью нижеприведенных форм взаимодействия ( Приложение 3) устанавливаются партнерские отношения с родителями и повышается их педагогическая компетентность.

    Заключение

    Проблема развития мелкой моторики у детей с ОНР является очень важной в современных условиях. Уровень развития мелкой моторики ― один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Пальчиковые игры – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет детям удовольствие и радость, а эти чувства являютсясильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

    Библиография

    1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
    2. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3
    3. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
    4. Воронина, Ф. А. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. -2012.-№ 4.- 19с.
    5. Завгородняя, О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушением речи //Дошкольная педагогика. -2012.- № 9.- 56с.
    6. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 18-22.
    7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
    8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
    9. Н. В. Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство:ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.
    10. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.СПб., 2000.
    11. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. Санкт-Петербург, 1998.
    12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999.
    13. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

    Интернет ресурсы:

    http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_rannego_muzykalnogo_razvitiya_zheleznovyh

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616606/

    https://moluch.ru/th/1/archive/34/923/

    Приложения

    Приложение 1

    Игры со счетными палочками

    Игры со счетными палочками или спичками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления, развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.

    Игра «Выложи такую же фигурку»

    Взрослый выкладывает на ровной однотонной поверхности (можно использовать поверхность стола или лист плотной цветной бумаги) фигурку из спичек и просит ребенка самостоятельно в точности повторить ее.

    Начните с самых простых форм (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб) и простейших рисунков (флажок, лесенка, домик, елочка, конфета, звездочка и т. п.)- Постепенно переходим от простых изображений к более сложным.

    Для более мелких деталей можно использовать не целые спички, а, например, половинки. Для отдельных элементов (глазки, носики, ушки зверушек) можно использовать маленькие пуговички.

    Примеры фигурок представлены ниже.

    Изображения, сложенные из спичек, можно использовать также для тренировки памяти. Спичечная картинка рассматривается ребенком в течение 30 секунд и затем выкладывается им по памяти, без зрительного образца.

    При выкладывании фигурок из спичек можно развивать и другие навыки:

    -считать спички, из которых составляется изображение;
    - если спички окрасить в разные цвета, то можно считать спички одного цвета;
    - считать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков и т. п.);
    - считать уголки фигурки (острые и тупые).

    Наконец, можно предложить ребенку попробовать самому придумать и сложить фигурку.

      Игра «Спичечные картинки»

    Из предложенных нами спичечных силуэтов можно составлять целые композиции, добавляя к ним какие-то свои элементы: елочки, цветы, грибы и т. д. Если ребенок захочет сохранить удачную картинку, можно перенести ее на лист картона — наклеив на него спички. При желании можно раскрасить отдельные детали или сделать их рельефными: смазать поверхность бумаги клеем ПВА и посыпать одним из тех материалов, которые обязательно найдутся на вашей кухне — гречка, пшено, рис, кристаллы сахара или соли. Можно дополнить изображение аппликацией из бумаги или засушенных листьев.

     

    Игра «Спичечный диктант»

    Это упражнение  развивает не только пространственные представления ребенка, но и слуховое внимание.
    У взрослого участника игры, перед глазами находится рисунок-образец, а ребенок его не видит. Малышу говорят, как положить первую спичку — горизонтально, вертикально, наискосок — и как приставить к ней следующую спичку.

    Например: "Положи следующую спичку слева от первой, еще одну слева, теперь одну снизу, одну сверху...". И так до тех пор, пока весь контур образца не будет выложен ребенком на столе.
     

    Игра «Учим буквы и цифры»

    Из спичек можно выкладывать не только геометрические фигуры или контуры предметов и зверушек, но и буквы или цифры. Такое занятие поможет ребенку быстрее запомнить буквы кириллицы или латинского алфавита. А еще — преодолеть специфическое затруднение, которое возникает у многих детей при обучении письму. Это так называемое «зеркальное письмо» — перевертывание буквы в зеркальном отражении при ее написании.

    Когда ребенок научится выкладывать отдельные буквы и цифры, пусть попробует написать свое имя или другие простые слова.

    http://cs543104.vk.me/v543104891/52525/pM7XAefoHcc.jpg

    http://cs543104.vk.me/v543104891/52502/14inV8o9oNY.jpg

    http://cs543104.vk.me/v543104891/52509/8T8_VcVvXIc.jpg

    http://cs543104.vk.me/v543104891/52510/w-K_N4X4O-4.jpg

    Приложение 2

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексически темам

    «Осень. Деревья осенью»

    Пальчиковая гимнастка «Осень».
    Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
    Приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)
    Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
    Погляди! – (положить ладошки на щеки)
    Листья желтые кружатся, - (движение ладонями сверху вниз)
    Тихо на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)
    Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)
    Ветер дует все сильнее, -( разводим одновременно ручки в разные стороны)
    К югу полетели птицы, -( скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
    Дождик к нам в окно стучится. – (стучим пальчиками по ладошкам)
    Шапки, куртки надеваем – (делаем вид_
    И ботинки обуваем – (постучать ногами)
    Знаем месяцы: - (похлопать ладошками по коленкам)
    Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. –(кулак, ребро, ладонь)

    Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

    Раз, два, три, четыре, пять,              Загибают пальчики на обеих руках,
                                                                      начиная с больших.
    Будем листья собирать.                    Ритмично сжимают и разжимают
                                                                      кулачки.
    Листья берёзы,                                     Вновь загибают пальчики, начиная с
    Листья рябины,                                    больших.
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба мы соберём,              «Шагают» по столу средним и
    Маме осенний букет отнесём.         указательным пальцами обеих рук.

    Пальчиковая гимнастика «Яблонька»
    У дороги яблонька стоит, (Руки сплести над головой, пальцы разжаты).
    На ветке яблочко висит.
    (Сложить запястья вместе).
    Сильно ветку я потряс,
    (Руки над головой, движения вперед-назад).
    Вот и яблочко у нас. (
    Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко).
    В сладко яблочко вопьюсь,
    Ах, какой приятный вкус. (
    Соединить запястья, ладони развести).

    «Фрукты»

    Пальчиковая гимнастика« Компот»

    Будем мы варить компот,

    Фруктов нужно много. Вот:

    (левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")

    Будем яблоки крошить,

    Грушу будем мы рубить.

    Отожмём лимонный сок,

    (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

    Слив положим и песок.

    Варим, варим мы компот.

    Угостим честной народ.

    (опять" варят" и "мешают")

    Игра с массажными мячиками «Слива»

    Сливу я держу в руке,                                Кладут мячик на правую ладошку.
    Зажимаю в кулаке,                                     Крепко сжимают его.
    Отпускаю, разжимаю                                 Раскрывают ладонь.
    И ладошками катаю.                                  Катают мячик между ладонями.

    Пальчиковая гимнастика  «Апельсин»

    Мы делили апельсин,                             Идут по кругу, взявшись за руки.
    Много нас, а он один.
    Эта долька – для ежа.                             Останавливаются лицом в круг.
    Эта долька – для стрижа.                       Загибают по одному пальцу на обеих
    Эта долька – для утят.                             руках, начиная с больших, на каждое
    Эта долька – для котят.                           название животного.
    Эта долька – для бобра.
    А для волка – кожура.                             Изображают пасть волка двумя
                                                                            руками.

    Он сердит на нас – Беда!!!                     Приседают. Закрывают голову руками.
    Разбегайтесь, кто куда!                          Разбегаются.              


    «Овощи»

    Пальчиковая гимнастика «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

    (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

    Мы капусту режем, режем! (2 раза)

    (ребром ладошки водим вперед и назад)

     Мы капусту солим, солим! (2 раза)

    (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

    Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

    (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза)

    (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) 

    Пальчиковая гимнастика «Овощи».

     Раз, два, три, четыре, пять

     Будем овощи считать.

     Раз - капуста, Два - лучок,

    Три - румяный кабачок.

    Четыре - свекла, Репа - пять.

    Все успели посчитать!

    Пальчиковая гимнастика « Огород».

    Левая рука:Вырос у нас чесночок,

    (Дети разминают указательный палец)

    Перец, томат, кабачок, (средний палец)

    Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)

     Лук и немного горошка. (мизинец)

    Правая рука: Овощи мы собирали.

    (разминают мизинец)

     Ими друзей угощали, (безымянный палец)

     Квасили, ели, солили, (средний палец)

     С дачи домой увозили. (указательный палец)

     Прощай же на год, Наш друг-огород.

    «Грибы»

    Физкультминутка «Грибы»

    По тропинке шли, (Маршируют)

    Подберезовик нашли.

    По дорожке шли,

    Боровик нашли. (Наклонились)

    Боровик боровой

    В мох укрылся с головой, Показали, руки над головой в «замке»,

    Мы его пройти могли – Ходьба по кругу.

    Хорошо, что тихо шли.

    Пальчиковая гимнастика «Мы идем в осенний лес».
    Мы идем в осенний лес. –(маршируем на месте)
    А в лесу полно чудес! –( разводим руки в стороны, «удивляемся»)
    Дождь вчера в лесу прошел –( потряхиваем ладонями обеих рук)
    Это очень хорошо. –(хлопаем в ладоши)
    Будем мы грибы искать –( приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
    И в корзинку собирать. –(сводят руки перед собой в «корзинку»)
    Вот сидят маслята, - (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
    На пеньке – опята,
    А во мху – лисички,
    Дружные сестрички. –(делают манящие движения руками)
    «Подосиновик, груздок, - (грозят указательным пальцем правой руки)
    Полезайте в кузовок! –(присесть, обнять себя руками)
    Ну, а ты, мухомор, - (встаем, разводим руками в стороны)
    Украшай осенний бор!

    «Птицы»

    Пальчиковая гимнастика "Птички и ветер"

    Маленькие птички,                 (сжимаем и разжимаем кулачки)
    Птички-невелички,
    По лесу летают,                           
    Песни распевают.                 
    (машем руками, как крылышками)
    Буйный ветер налетел, (
    руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
    Птичек унести хотел.
    Птички спрятались в дупло            (
    соединили пальцы в "замок")
    Там не тронет их никто.

    Пальчиковая гимнастика «Прилетайте, птички!»

    Прилетайте, птички!               («зовущие» движения пальцев)

    Сала дам синичке.                   (4раза-«режущие» движения одной

                                                        Ладони  по другой)

    Приготовлю крошки               ( пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

     Хлебушка немножко.             тереть подушечки пальцев друг

                                                             о друга)

    Эти крошки – голубям,          ( вытянуть вперёд правую руку с

                                                      раскрытой ладонью

    Эти крошки – воробьям.        то же – левой рукой

    Галки да вороны,                     тереть ладонью о ладонь,

    Ешьте макароны!                   «катая из хлеба макароны»

    «Игрушки»

    Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки» 
    Есть у нас игрушки: (Хлопки) 
    Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки.)
    Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).
    Мяч резиновый цветной,(Делают шар из пальцев).
    Кубик деревянный,
    Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
    Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
    Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

    Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю».
    Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
    Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
    Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
    Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

    «Посуда»

    Пальчиковая гимнастика «Помощники»

    Раз, два, три, четыре,                         (Удары кулачками др. о друга).

    Мы посуду перемыли:                        (  Одна ладонь скользит по

                                                                             другой).

    Чайник, чашку, ковшик, ложку          (Загибают пальчики, начиная с

                                                                   большого).

    И большую поварешку.

    Мы посуду перемыли:                          (Одна ладонь скользит п

                                                                        о другой).

    Только чашку мы разбили,                 (Загибают пальчики, начиная с

                                                                    большого).

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился.

    Ложку мы чуть-чуть сломали,

    Так мы маме помогали.                          (Удары кулачками др.

                                                                                                   о друга).

    «Зимние забавы»

    Пальчиковая гимнастика  «Снежок».

    Раз, два, три, четыре,                            (Загибают пальчики,

                                                                     начиная с большого).

    Мы с тобой снежок слепили.             («Лепят» меняя положение

                                                                     Ладоней).

    Круглый крепкий, очень гладкий       (Показывают круг, сжимают

                                                                     Ладони).

    И совсем-совсем не сладкий.               (Грозят пальчиком).

    Раз подбросим.                                      (Смотрят вверх, подбрасывая

                                                                     воображаемый снежок).

    Два - поймаем.

    Три - уроним                                            (Роняют воображаемый

                                                                                    снежок).

    И сломаем.                                             ( Топают ногой).

    Пальчиковая гимнастика «Зима»

    Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
    Мы во двор пошли гулять
    (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
    Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
    Птичек крошками кормили («кормим птичек»)
    С горки мы потом катались 
    (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А ещё в снегу валялись 
    (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
    Суп поели (“едим суп»), 
    спать легли (ладошки под щечку). 

    «Дикие животные»

     Подвижная игра «Медведь»

    Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

    Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.(«доставать» мёд рукой)

    Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

    А пчёлы налетают, медведя прогоняют.(«отмахиваться» от пчёл)

    А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».(слегка пощипать себя за нос и щёки)

    Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

    Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

    Пальчиковая гимнастика «Мышка»

    Мышка зернышко нашла 
    И на мельницу снесла
    (сложили пальчики в щепотку)
    Намолола там муки 
    (стучим кулачками сверху друг о друга)
    Испекла там пирожки.
    Мышонку с картошкой 
    (пальчиками одной руки трогаем мизинчик другой)
    Мышонку с капустой
    (трогаем безымянный)
    Мышонку с морковкой
    (трогаем средний)
    Мышонку с морошкой
    (трогаем указательный) 
    Для большого толстяка аж четыре пирожка 
    (большой).

    «Домашние животные»

    Пальчиковая гимнастика «Кисынька-мурысонька»

     Кисонька-мурысонька, где ты была?(показать ушки на макушке)
    — На мельнице. (крутим руки перед собой моторчиком)
    — Кисонька-мурысонька, что там делала? (показать ушки на макушке)
    — Муку молола.(«мелим муку»)
    — Кисонька-мурысонька, а  что из муки делала? (показать ушки на макушке)
    — Прянички пекла.(«печем прянички» движение ладошками)
    — Кисонька-мурысонька, а с кем прянички ела? (показать ушки на макушке)
    — Одна!(показать пальчик указательный на себя)
    — Не ешь одна, не ешь одна!(грозим пальчиком)

    Пальчиковая гимнастика «Хомячок»

    Хомка, Хомка, хомячок 
    (руки на поясе, поворачиваемся в стороны)
    Полосатенький бочок 
    (проводим ручками по бокам сверху вниз)
    Хомка рано встает 
    (ручки тянутся вверх)

     Щечки моет. Ушки трет.
    (проводим ладошками по шее, щекам)

    Подметает Хомка хатку 
    (двумя ручками «подметаем веником»)
    И выходит на зарядку 
    (топаем на месте, ручки раскачиваем вперед - назад)

    Один, два, три, четыре, пять 
    (хлопаем в ладоши на счет)
    Хомка хочет сильным стать
    (руки в стороны, согнуты в локтях, направлены вверх, ладошки в кулачки – показываем, какие мы сильные).

    «Животные жарких стран»

    Подвижная игра «Мартышки»

     (повторяет все что происходит в стихотворении)

     Мы - веселые мартышки,

     Мы играем громко слишком.

     Все ногами топаем,

     Все руками хлопаем,

     Надуваем щечки,

     Скачем на носочках.

     Дружно прыгнем к потолку,

     Пальчик поднесем к виску

     И друг другу даже

     Язычки покажем!

     Шире рот откроем ,

     Гримасы все состроим.

     Как скажу я слово три,

     Все с гримасами замри.

     Раз, два, три!

    Пальчиковая гимнастика «Черепаха»
    Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
    И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
    Говорит она: «Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
    Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем)

    «Одежда, обувь»

    Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки»

    В кроссовках нарядных                            Катят мяч вперёд.
    Весёлые ножки
    Вприпрыжку бегут                                     Катят мяч назад.
    По песчаной дорожке.

    Пальчиковая гимнастика «Стирка»
    Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
    Не могу с тобой играть,
    Нужно мне перестирать:
    Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
    Свитер, варежки, жакет,
    Шапочку, цветной берет.
    Я налью воды чуток,
    В таз насыплю порошок.
    Пену снежную взобью, постираю и пойду.
    Пока светит солнышко,
    Натяну веревочку.
    К ней одежду прикреплю,
    Ветерком все просушу.
    Поработали вдвоем,
    А теперь мы отдохнем.
    (Имитация движений по описанию в стихотворения).

    «Профессии»

    Пальчиковая гимнастика «Строители»

    Мы строители, мы строим,   (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
    Много мы домов построим,   (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
    Много крыш и потолков,
    Много окон, стен, полов,
    Много комнат и дверей,
    Лифтов, лестниц, этажей.
    Будет у жильцов веселье   (Произносит слова веселым голосом.)
    В новом доме новоселье!   (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)

    Пальчиковая гимнастика «Маляры»

    Красят домик маляры для любимой детворы.(Кисти рук, вверх-вниз.)

    Если только я смогу, малярам я помогу.(Круговые движения кистями рук)

    Пальчиковая гимнастика «Профессии»

    Доктор измерил температуру, (загибаем или разгибаем пальцы на руке, перечисляя профессии)
    А музыкант на флейте сыграл.
    Строитель кирпичную стену построил,
    Художник картину нарисовал.
    Повар сварил очень вкусные щи.
    Скорей пять профессий ты здесь отыщи.

    Пальчиковая гимнастика «Повар»

    Повар готовил обед,   (Ребром ладони дети стучат по столу)
    А тут отключили свет.
    Повар леща берет   (Загибают большие пальцы)
    И опускает в компот.
    Бросает в котел поленья,   (Загибают средние пальцы)
    Угли бьет поварёшкой.   (Загибают безымянные пальцы)
    Сахар сыплет в бульон.   (Загибают мизинец)
    И очень доволен он.   (Разводят руками)

    «Транспорт»

    Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

    Две ладошки прижму      (Ладони лодочкой,

                                         волнообразные движения рук).

    И по морю поплыву.

    Две ладошки – друзья –

    Это лодочка моя.

    Паруса подниму,        (Поднять выпрямленные ладони вверх).

    Синим морем поплыву.

    А по бурным волнам     (Имитация движений волн и рыбок).

    Плывут рыбки тут и там.

    Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

    По реке плывет кораблик,

    (ладони соединить лодочкой)

    Он плывет издалека.

    (выполнять волнообразные движения руками)

    На кораблике четыре

    Очень храбрых моряка.

    (показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

    У них ушки на макушке

    (сложить обе ладони к макушке)

    У них длинные хвосты.

    (пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

    И страшны им только кошки,

    Только кошки и коты.

    (растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

    Пальчиковая гимнастика «Машина»

    Би - би - би - гудит машина.

    (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

    Тук - тук - тук - мотор стучит.

    (ритмично хлопают руками)

    - Едем, едем, едем, едем, -

    Он так громко говорит.

    (ритмично потопывают ногами)

    Шины трутся о дорогу.

    Шу - шу - шу - они шуршат.

    (потирают ладони)

    Быстро катятся колеса.

    Та - та - та - вперед спешат.

    (делают ритмичную «вертушку» руками)

    «Космос»

    Пальчиковая гимнастика «Космический секрет»

    Расскажу вам по секрету:

    (указательный палец поднести ко рту)

    Мы построили ракету.        

    (пальцы обеих рук поочередно соединяются)

    Взяли сок и бутерброды (импровизация),

    Вдруг лететь придется годы?

    Посмотрите, луноход

    По Луне легко идет.

    Он шагает очень важно,

    В нем сидит герой отважный.

    (импровизация)

    Пальчиковая гимнастика «Космонавты»

    Раз, два, три, четыре, пять –(По одному загибают пальчики на обеих руках).
    В космос полетел отряд. (
    Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх).
    Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).
    Что он видит впереди? 
    Солнце, планеты, спутники, кометы, (
    Загибают пальчики обеих рук)
    Большую желтую луну. 

    В космосе сквозь толщу лет (
    Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
    Ледяной летит объект. (
    Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
    Хвост его-полоска света, (
    К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
    А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 

    «Насекомые»

    Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок»

    (Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

    Цветочек дружит с бабочкой,
    (большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

    Цветочек дружит с пчёлами,
    (покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга.Остальные пальчики сложены в кулачки)

    Цветочек дружит с солнышком,
    (поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

    С дождинками весёлыми.
    (постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

    Пальчиковая гимнастика «Паучок»

    Паучок ходил по ветке,
    (руки скрещены)
    А за ним ходили детки.
    (пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,а затем по плечу другой руки)
    Дождик с неба вдруг полил,
    (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
    Паучков на землю смыл.
    (хлопок ладонями по столу/коленям)
    Солнце стало пригревать,
    (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
    Паучок ползёт опять,
    (действия аналогичны первоначальным)
    А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
    ("Паучки" ползают на голове)

    Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

    По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
    На ней красная рубашка.
    Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
    Маленькая крошка
    (правой рукой погладить «божью коровку») -
    На спине горошки.
    (указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»

    «Дом»

    Пальчиковая гимнастика «Дом»

    (выполняется, сидя за столом)
    На горе мы видим дом
    (
    сложили ручки над головой «домиком»)
    Много зелени кругом

    (волнообразные движения ручкой)
    Вот деревья, вот кусты

    (указательныедвижения)
    Вот душистые цветы
    (
    сложили пальчики в «бутон»)
    Окружает все забор
    (рисуем пальчиком в воздухе зигзагообразную линию)
    За забором – чистый двор 
    (погладили ладошкой стол)
    Мы ворота открываем 
    (
    две ручки на себя – как будто открываем ворота)
    К дому быстро подбегаем

    (пальчики «побежали» по столу)
    В дверь стучимся: тук-тук-тук
     
    (стучим кулачком о стол)
    Кто-то к нам идет на стук

    (прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся)
    В гости к другу мы пришли
    И гостинцы принесли 
    (вытягиваем ручки вперед, словно принесли подарки).

    Пальчиковая гимнастика «Молоток»

    "Молотком стучу, стучу,(стучим кулачком по правой ладошке)

    Сто гвоздей заколочу,(стучим кулачком по левой ладошке)

    Буду строить дом, дом,(ставим кулачок на кулачок)

    Буду жить в нем, в нем".(показываем домик над головой)

    Пальчиковая гимнастика «Замок»

    На двери висит замок —

    Кто его открыть бы смог?

    (Быстрое соединение пальцев в замок.)

    Потянули…

    (Тянем кисти в стороны.)

    Покрутили…

    (Волнообразные движения.)

    Постучали…

    (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

    И открыли!

    (Пальцы расцепились.)

    «Семья»

     Пальчиковая гимнастика «Семья»

     

    Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

    Кто живет в моей квартире?

    Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

    Всех могу пересчитать:

    Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

    два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

    Вот и вся моя семья!

    Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папа,

    Этот пальчик – мама,

    А вот этот пальчик – я,

    Вместе – дружная семья!

     

    Приложение3

    Перспективный план работы с родителями воспитанников

    по речевому развитию (подготовительная группа)

    Месяц

    Форма работы

    Тема

    Цель

    Сентябрь

    Анкетирование

    «Я и мой ребенок»

    Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому развитию. Узнать педагогическую осведомленность родителей по речевому развитию детей.

    Родительское собрание

     «На пути к школе»

    Познакомить родителей с ходом коррекционной  работы на учебный год

    Памятка

    «Этому должны мы научиться»

    Познакомить родителей с образовательным минимумом на учебный год

    Оформление фотогазеты

    «В мире детей»

     Познакомить родителей с работой, которая ведется с детьми в группе

    Оформление информационной корзины

    «Шкатулка вопросов»

    Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны

    Октябрь

    Консультация

    «Артикуляционные упражнения»

    Познакомить родителей разновидностями артикуляционных упражнений.

    Копилка слов

    «Осенние слова»

    Познакомить родителей со словами, которые должен использовать в своей речи ребенок по теме «Осень»

    Папка - передвижка

    «Игры с мячом»

    Показать родителям   пользу  игр с мячом, которые способствую развитию мелкой и крупной моторики рук

    Консультация-всеобуч

    «Как заниматься с детьми дома»

    Познакомить родителей с формами проведения домашних заданий

    Ноябрь

    Консультация

    «Пальчиковая гимнастика»

    Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка

    Семинар – практикум с участием детей

    «Как наши пальцы помогают нам говорить»

    Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики

    Литературная гостиная

     Конкурс чтецов по произведениям А. Барто

    Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе  совместной работы. Поддерживать детско – родительские отношения.

    Индивидуальные беседы

    «Спрашивали-отвечаем»

    Ответить на полученные вопросы в информационной корзине

    Декабрь

    Копилка слов

    «Новогодние слова»

    Познакомить родителей со словами, которые должен использовать в своей речи ребенок по теме «Зима. Зимние праздники»

    Родительское собрание

    «Итоги работы за I квартал»

    Познакомить с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы

    Консультация

    «Развитие связной речи и речевого общения детей»

    Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог.

     Выставка творчески работ

     «Новогодняя игрушка»

     Укреплять детско – родительские отношения.

    Январь

    Памятка

    «Развивающие игры по вечерам и выходным дням»

    Познакомить родителей   с играми, способствующими развитию речи у детей, которыми можно заниматься в досуговое время для всей семьи.

    Консультация-всеобуч

    «Как и что читать детям» 

    Познакомить родителей с книгами, которые нужно читать детям и в какой форме это делать

    Литературная гостиная

    Игра – драматизация по произведению Э. Мошковской «Жадина»

    Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе  совместной работы. Способствовать укреплению детско – родительских отношений.

    Февраль

    Копилка слов

     «Военные профессии»

    Познакомить родителей со словами, которые должен использовать в своей речи ребенок по теме «Военные профессии»

    Совместное мероприятие

    «День защитника отечества»

    Способствовать укреплению детско – родительских отношений.

    Индивидуальные беседы

    «Расширяем словарный запас ребенка»

    Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словаря детей

    Март

     

     

     

    Памятка

    «Готов ли ребенок к школе»

    Познакомить родителей с требованиями начальной школы к развитию детей

    Консультация-всеобуч

    «Готовим руку к школе»

    Познакомить родителей с  пособиями и книгами, а также дать рекомендации, которые  могут помочь родителям в подготовки руки ребенка к школе.

    Театрализованный праздник

     «Мамин день – 8 Марта»

    Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе  совместной работы

     

    Апрель

     

     

     

     

    Консультация-всеобуч

    «Скоро в школу»

    Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ОНР

    Индивидуальные беседы

    «Спрашивали-отвечаем»

    Ответить на полученные вопросы в информационной корзине

    Литературная гостиная

    Театрализация сказки «Колобок»

    Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе  совместной работы

    Май

    Родительское собрание

    «До свиданья, Детский сад!»

    Подвести итоги работы за учебный год

    Индивидуальные консультации

    По вопросам родителей

    Дать рекомендации родителям по домашним занятиям летом

    Фотовыставка

    «Всё, всё, всё про нас»

    Познакомить родителей с работой, которая велась с детьми в группе в течение учебного года

    Праздник

     «До свиданья, Детский сад!»

    Подвести итоги работы за учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского  районагорода Санкт-Петербурга...

    Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

    «Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

    Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

    Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

               Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...