Главные вкладки

    «Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
    учебно-методический материал на тему

    Морякова Елена Александровна
    из  опыта  работы  
    музыкального  руководителя  Моряковой Е.А 
    Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. 
          Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_moryakovoy_iz_opyta_raboty.docx21.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Музыкально -  ритмическая  и  танцевальная  деятельность,  как  средство  развития  творческих  способностей  детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством  проектной  деятельности»

    из  опыта  работы  

    музыкального  руководителя  Моряковой Е.А

    Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

          Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

         Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

         Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие

           Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

         Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

    Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок

    -  эмоционально отзывался на музыку,

    -  верил в необычную ситуацию,

     - мог выполнить движения с воображаемыми предметами,

    - свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

    Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.  

          Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце  испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.

    Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;

    они скованны, неактивны, малоэмоциональны, нет полетности движений.

    Творчество отсутствует.

    Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.

    Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод:

    что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.

     Почему же наши дети плохо запоминают и не имеют разнообразных навыков танцевальных движений, не могут использовать их в своей практике?

    Каковы же проблемы?

    • В процессе педагогической деятельности был выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой, влияющих на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
    • Обучению недостает продуманной систематичности, включающей специальные занятия.
    • Нет системы работы по данному направлению.

    Причины проблем:

    • В процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения им не разъясняются.
    • Кратковременность периодов обучения не позволяет запомнить образцы.
    • Из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь незначительное их число, (отсутствие накопления двигательного опыта).
    • На занятиях не отводится время для обучения исполнительским навыкам ребенка.
    • Недостаточное внимание и плохое оснащение развивающей (музыкально-двигательной) среды.
    • Отсутствие навыков у родителей, чтобы уделить внимание движению детей под музыку, так как бессильны в данном виде деятельности.
    • Отсутствие музыкального репертуара для танцевальных импровизаций.
    • Нет продуманного плана обучения основным движениям (музыкально-ритмическим, танцевальным).

    Проведенные диагностические исследования, направленные на выявление уровней развития у детей музыкальности, творчества и движений подвели к постановке общей цели инновации.

     Цели и задачи

    Общая цель инновации.

    Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

    Задачи:

    * Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

    * Обновить развивающую среду по данному направлению.

    * Ввести дополнительные занятия для развития творческих

    способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.

    * Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.

    * Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

    Выполнение данных задач  будет способствовать развитию у детей:

    • Музыкальности:

          - способность к воспроизведению музыки;

    - умение чувствовать ее характер;

    - понимать содержание.

    • Заложит базу музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для дальнейшей самостоятельной деятельности:

         - научить основным танцевальным движениям;

    - научить основным схемам построения в танце:

    - развивать способность к импровизации в движении (с предметами и без них).

    • Разовьет двигательные качества и умения:

         -  координацию движений, гибкость, пластичность;

    - умения ориентироваться в пространстве;

    - формировать правильную осанку, красивую походку;

    - обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

    • Разовьет и поможет натренировать психические процессы:

    - эмоциональную сферу и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

    -  развивать творческое воображение и фантазию.

    • Приобщит дошкольников к языку танца, движений, разовьет способности видеть и понимать в искусстве.
    • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    - воспитывать умение сопереживать другим;

    - формировать умение вести себя в группе во время движения в танце.

       Актуальность проекта

         Проблемой развития творческих способностей ребенка занимаются многие известные ученые и педагоги, и видят необходимость развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой, так как музыкально-ритмическое и танцевальное творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного обучения и руководства со стороны педагога, правильной организации и проведении данного вида деятельности. На данном этапе государством уделяется большое внимание развитию одаренных детей, в рамках проекта «Новая школа», поэтому данный проект актуален. Б.Ф. Астафьев, говоря о музыкально-танцевальном творчестве детей, считал, что с  ними необходимо начинать импровизировать, как только у детей накопиться некоторое количество слуховых впечатлений, навыков в движении.

     Концепция, ожидаемые результаты

    Концепция строится на следующих постулатах:

         Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выгодский, Л.А. Баренбойм, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина). Изучение данной проблемы проводилось в русле развития музыкальных способностей, разработанной К.В. Тарасовой, опиралось на положения, сформулированные Л.С. Выгодским. Одним из основополагающих стало его высказывание об особенностях детского воображения Л.С. Выгодский подчеркивал двигательную природу детского воображения, действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела». Другое важнейшее положение – связь детского творчества с игрой. Л.С. Выгодский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества. Н.А. Ветлугина считает, другое важное условие – накопление опыта исполнительства, приобретение необходимых умений, навыков, позволяющих выразить свои собственные музыкальные впечатления. Для внедрения проекта  было разработано следующее:

    - Система обучения детей музыкально-ритмическим движениям, как основы для развития творчества;

    - Календарно-тематический план занятий по движению  «Школа Феи танцев»;

    - Разработка хореографических разминок на учебный год;

    - Тематический план дополнительных занятий по движению, старший возраст;

    - Перспективный план импровизации танца на год (по темам);

    - Перспективный план обучения основным движениям на год;

    - Дидактические игры,  подговорки;

    - План работы с родителями и педагогами ДОУ на один учебный год.

    Ожидаемые результаты:

    • Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце;
    • Переход к  развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного);
    • Дети с желанием будут учиться танцевать;
    • Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность;
    • Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

    В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

    Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

    В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

    Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

    Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...