Главные вкладки

    Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
    план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему

    Рыжкова Евгения Викторовна

    Сказка по мотивам  А.С.Пушкина  "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цель:  Развивать творческие  способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры.

    Задачи:

                                  Образовательная  область «Музыка»

     Слушание:

     - обогащать впечатления детей , развивать  музыкальный вкус и память;

    - способствовать развитию  фантазии и воображения.

    Пение:

    - закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы ;

    - совершенствовать умение  петь индивидуально, коллективно, с музыкальным сопровождением.

    Музыкально- ритмические движения:

    - способствовать развитию  танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов в театральных постановках;

    -совершенствовать  дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

    Музыкально – игровое и музыкальное творчество:

    - закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни, выразительно действовать с воображаемыми предметами;

    -   содействовать проявлению музыкальных способностей, активности и самостоятельности.

    Игра на детских музыкальных инструментах:

    - совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах ( трещотка, рубель, колокольчики, ложки)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                   Образовательная  область  «Познание»

    - побуждать обращаться  к предметам ближайшего окружения (культуры и быта),использовать их для постановки спектакля.

             

                Образовательная область « Социализация»

    - помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, декорации, грим, хореография); развивать актерские навыки;

    -продолжать развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к театру;

    - воспитывать доброжелательность и умение действовать в коллективе.

           Образовательная  область  «Художественная  литература»

    -  продолжать развивать интерес детей  к художественной литературе, помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

    - продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в театральной постановке.

                   Образовательная область « Коммуникация»

    - совершенствовать навыки диалогической и четкой речи в театрализованной деятельности.

                               

              Предварительная работа.

    - чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

    - разыгрывание эпизодов сказки с помощью театра би-ба-бо;

    - просмотр мультфильма по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

      - продуктивная деятельность – рисование по мотивам сказки;

    - разучивание песен и танцев, пластических этюдов и миниатюр;

    - работа над совершенствованием игры на русских музыкальных инструментах в оркестре;

    - разработка  и создание костюмов и декораций;

     

                               Оборудование к спектаклю.

    Костюмы: русский народный костюм для взрослого (ведущая), русские народные костюмы по количеству детей, костюмы рыбок, костюм золотой рыбки,  4  гимнастические ленты синего и белого цвета, 2 шарфа темно-синего цвета,  2 кафтана; для «бабки» - сарафан , дворянская одежда,  царская одежда : душегрейка, шапка, длинный сарафан; для «деда» - рубашка, штаны, шапка, лапти,  сеть рыболовная.

    Декорации: сундук с  платками и бусами,  трон, топорики для стражи,  два белых полотна- на одном изображение дуба, голубой и синий материал – море.

    Оркестр: русские народные инструменты ( трещотка, треугольники, стукалка, рубель, свирели, бубенцы)

    Технические средства: CD проигрыватель, генератор дыма, ИКТ.

    Звучит музыка (  русские народные наигрыши свирель), в зал вбегают дети в русских народных костюмах, начинают играть в салочки, скакать на лошадке, водить хоровод, веселятся. Входит бабушка, одета в русский народный бытовой костюм.

    Бабушка:  Ах, вот вы где? Зачем от бабушки убегаете, мне же за вами не угнаться.

       Наигрались, набегались касатики.  Садитесь, отдохните.

    Дети садятся на лавочку, рядом на пенёк садится бабушка. К бабушке подходит мальчик.

    Мальчик:  Бабушка, а ты знаешь сказки?

    Бабушка:   Конечно.

    Девочка:  А кто сказки придумывает?

    Бабушка:  Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте, что я вам расскажу. Было это давным – давно, 200 лет уже прошло. Родился  в  России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кучерявый.  В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки.  А сказки получались у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам тем внимает, тот в Страну Чудес попадает.  В той стране Чудес, любой волшебником становиться. И я в той стране была

    Да, было  это, голубчики, в старину,

    Когда задумал дед Архип залезть на луну;

    Тогда сказки по воздуху летали,

    Друг друга за крылышки хватали,

    А я за ними на золотом коне скакала

    Да в мешок эти сказки собирала.

    Звучит русская народная мелодия  «Поля» на фоне музыки  ведущая продолжает говорить.

    На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт- песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это  ещё не сказка, а  присказка, а сказка вся впереди.  А вы не просто так сидите, чуток мне помогите, только не шумите, сказку не вспугните.

    Бабушка: Жил старик со своею старухой

                     У самого синего моря.

     На белом полотне появляется изображение избы, старого корыта (слайд 1). Стоит скамейка, рыбацкие сети висят на заборе. Старуха прядет пряжу, старик снимает рыбацкие сети.

    Жили они в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу,

    Старуха пряла свою пряжу. 

    Старик (поет) Выйду за ворота,

                           Погляжу далеко.

                           Море-то широко,

                           Белой рыбы много.

                          Сети я закину,

                          Белу рыбу выну,

                          Я черпну водицы,

                          Наварю ушицы.

    Открывается 2-ой занавес – звучит шум моря.

    Бабушка.  (говорит на фоне музыки) 

    Раз он в море закинул невод.

     Пришел невод с одною тиной.

     Он в другой раз закинул невод.

    Пришел невод с травою морскою.

     В третий раз закинул он невод.

    Пришел невод с одною рыбкой,

    С непростою рыбкой, — золотою.

    Рыбка.

    Отпусти ты, старче, меня в море!

    Дорогой за себя дам откуп:

    Откуплюсь, чем только пожелаешь.

    Старик (удивился, а потом ласково) .

    Бог с тобою, золотая рыбка!

    Твоего мне откупа не надо;

    Ступай себе в синее море,

    Гуляй там себе на просторе.

             Исполняется танец  золотой  рыбки и рыбок «Аквариум» К. Сен-Санс.  

    Бабушка.

    Воротился старик ко старухе.

    Старик (старухе) .

    Я сегодня поймал было рыбку,

    Золотую рыбку, не простую;

    По-нашему говорила рыбка,

    Домой в море синее просилась,

    Дорогою ценою откупалась.

    Не посмел я взять с нее выкуп;

    Так пустил ее в синее море.

    Старуха.

    Дурачина ты, простофиля!

    Не умел ты взять выкупа с рыбки!

    Хоть бы взял с нее избу и корыто,

    Наше-то совсем раскололось.

    Звучит русская народная музыка.   Старик безропотно идет к морю.

    Бабушка.

    Вот пошел старик к синему морю.  

    Звучит музыка «Игра воды» Равель

    Видит — море слегка разыгралось.

    Старик (кличет).  

                     Золотая рыбка! Рыбка!

    Появляется рыбка.

    Рыбка.      Чего тебе надобно, старче?

    Старик (с поклоном) .

    Смилуйся, государыня рыбка,

    Разбранила меня моя старуха,

    Не дает, старику, мне покою:

    Надобны ей новая изба и корыто;

    Наше-то совсем раскололось.

    Рыбка.

                     Не печалься, ступай себе с богом.

    Будут вам новая изба и корыто.

                           Фрагмент танца  золотой   рыбки.

    Звучит музыка«Игра воды» Равель

     Рыбка уплывает, второй план «море» остаётся открытым, старик идет к старухе.  На белом полотне появляется изба (слайд2).

    Бабушка.  Воротился старик ко старухе.

    Старуха (не дав старику слова промолвить, накинулась).

    Дурачина ты,  простофиля!

    Выпросил, дурачина, избу и корыто.

    Воротись, поклонися рыбке:

    Не хочу быть черной крестьянкой,

    Хочу быть столбовою дворянкой.

    Бабушка.

    Пошел старик к синему морю.

    Не спокойно синее море.

    Звучит «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков. Фрагмент танца рыбки с волнами ( девочки с шарфами)

    Старик (кличет).   Золотая рыбка! Рыбка!

    Рыбка (появляется среди волн). Чего тебе надобно, старче?

    Старик (с поклоном) .

    Смилуйся, государыня рыбка!

    Пуще прежнего старуха вздурилась,

    Не дает, старику, мне покою:

    Уж не хочет быть она крестьянкой,

    Хочет быть столбовою дворянкой.

    Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом.

    Рыбка уплывает, занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение дворянского дома (слайд 3).Старик остается за занавесом. Старуха одета в дворянский наряд,  выходит на середину зала:

    Старуха: Что сидите? Наряды мне несите!

     Миниатюра "Барские наряды ". Звучит русская народная музыка «Полянка» 2 мальчика в рус.нар.костюмах выносят сундук с платками и бусами. Выходят  2 девочки в рус. нар. кост. начинают подносить старухе наряды и украшения, она рассматривает их и примеряет, ей не нравиться и она их бросает на пол, девочки по очереди  поднимают их и убирают в сундук.

    Старуха.       Что печальные сидите?

    Барыню не веселите?

    Ну-ка, песню запевайте

    Да на ложках заиграйте!

     Исполняется русская народная песня «Долговязый журавель»

    Старуха .     Что ж, веселье продолжайте!

                         Быстрый танец начинайте!

                 Парный танец  «Кадриль» Костенко

    По окончанию танца появляется Старик.

    Бабушка.

                         Воротился старик ко старухе.

                         Что ж он видит? Высокий терем.

                          А в тереме  сидит его старуха

                         В дорогих боярских нарядах.

    Старик. ( снимает шапку и клонится)

    Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

    Чай, теперь твоя душенька довольна.!

    Старуха (не отвечая ему) .

    Воротись, поклонися рыбке:

    Не хочу быть столбовою дворянкой,

    А хочу быть вольною царицей!

    Старик (испуганно) .

    Что ты, баба, белены объелась?

    Ни ступить, ни молвить не умеешь!

    Насмешишь ты целое царство.

    Старуха (гневно)

    Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

    Со мною, дворянкой столбовою?

    Ступай к морю, говорят тебе честью;

    Не пойдешь, поведут поневоле. (толкает старика)

                           Звучит музыка. Старик плетется к морю.

    Бабушка.

    Старичок отправился к морю.

    Звучит  «Увертюра» Дунаевского

    Почернело синее море.

    Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

    Рыбка               Чего тебе надобно, старче?

    Старик (с поклоном) .

    Смилуйся, государыня рыбка!

    Опять моя старуха бунтует:

    Уж не хочет быть она дворянкой,

    Хочет быть вольною царицей.

    Рыбка.

    Не печалься, ступай себе с богом!

    Добро! будет старуха царицей!

                               

     2-ой план  занавес  закрывается. На полотне появляются царские хоромы (слайд 4).

    Бабушка           Старичок, к старухе воротился.

    Что ж? перед ним царские палаты,

    Исполняется танец скоморохов.

    В палатах видит свою старуху,

    за столом сидит она царицей.

    Вокруг неё стоит грозная стража,

    На плечах топорики держат.

    Старик (испуганно, старухе поклонился) .

    Здравствуй, грозная царица!

    Ну, теперь твоя душенька довольна.

    К старику подбежали слуги, заставили его стать перед царицей на колени.

    Старуха.

    Воротись, поклонися рыбке.

    Не хочу быть вольною царицей,

    Хочу быть владычицей морскою,

    Чтобы жить мне в Окияне-море,

    Чтоб служила мне рыбка золотая

    И была б у меня на посылках.

    Старик, молча, на коленях отполз и пошел к морю. Открывается  занавес   2-го плана.  

    Бабушка.

    Вот идет старик к синему морю.

    Видит, на море черная буря.

    Так и вздулись сердитые волны.

                              Так и ходят, так воем и воют.

           Танец  с лентами  на большом матерчатом  полотне «море», звучит «Зима» Вивальди.  в конце танца появляется рыбка

    Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

    Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

    Старик (с поклоном) .

    Смилуйся, государыня рыбка!

    Что мне делать с проклятою бабой?

    Уж не хочет быть она царицей,

    Хочет быть владычицей морскою;

    Чтобы жить ей в Окияне-море,

    Чтобы ты сама ей служила

    И была бы у ней на посылках.

                         Звучит музыка, рыбка уплывает.

    Бабушка.         Ничего не сказала рыбка.

                            Лишь хвостом по воде плеснула

                            И ушла в глубокое море.

    Старик.          Долго у моря ждал я ответа,

    Не дождался, к старухе воротился.

     Звучит рус. нар.  музыка. Занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение землянки и корыта (слайд 5). Старик идет к своему дому.

    Старик.

    Глянь: опять наша старая землянка;

    На пороге сидит моя старуха,

    А пред нею разбитое корыто.

    Бабушка.       Исчезло все.

                           И в море зыбком растаяла златая рыбка.

                           И дело кончилось корытом,

                           Увы, не новым, а разбитым.

                  Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

    Запомните, детки, страну Чудес можно найти и далеко и близко, главное очень этого захотеть.

         Исполняется заключительный танец «Страна Чудес» Ратмир Шишков

    Бабушка  Много чему сказки учат и добру, и смекалке, ……… На память от такой встречи, есть у меня для вас подарочки, да не простые, а рыбки золотые. Звучит  музыка «Волшебство» Бах. Возьмите ее в ладошки, согрейте своим теплом, загадайте желание, шепните ей, и ваше желание обязательно исполнится, только нужно очень верить в это. Но обязательно помните – жадным и не послушным деткам рыбка неподвластна, только хвостиком махнёт и пропадет.

    Всем детям раздаются сувениры.  За дверью слышаться голоса: «Маша! Гриша! Вы где? Пора домой!»

    Бабушка    Ой, как быстро время пролетело. Пора и расходиться.

    Дети благодарят Бабушку и под музыку уходят из зала.

                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста

    В данной работе я представляю  работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....

    « Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

    Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

    Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа

    В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....

    Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

    Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

    Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....