Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: Развивать творческие способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательная область «Музыка»
Слушание:
- обогащать впечатления детей , развивать музыкальный вкус и память;
- способствовать развитию фантазии и воображения.
Пение:
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы ;
- совершенствовать умение петь индивидуально, коллективно, с музыкальным сопровождением.
Музыкально- ритмические движения:
- способствовать развитию танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов в театральных постановках;
-совершенствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умение создавать образы с помощью жеста и мимики.
Музыкально – игровое и музыкальное творчество:
- закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни, выразительно действовать с воображаемыми предметами;
- содействовать проявлению музыкальных способностей, активности и самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах ( трещотка, рубель, колокольчики, ложки)
Образовательная область «Познание»
- побуждать обращаться к предметам ближайшего окружения (культуры и быта),использовать их для постановки спектакля.
Образовательная область « Социализация»
- помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, декорации, грим, хореография); развивать актерские навыки;
-продолжать развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к театру;
- воспитывать доброжелательность и умение действовать в коллективе.
Образовательная область «Художественная литература»
- продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в театральной постановке.
Образовательная область « Коммуникация»
- совершенствовать навыки диалогической и четкой речи в театрализованной деятельности.
Предварительная работа.
- чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- разыгрывание эпизодов сказки с помощью театра би-ба-бо;
- просмотр мультфильма по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- продуктивная деятельность – рисование по мотивам сказки;
- разучивание песен и танцев, пластических этюдов и миниатюр;
- работа над совершенствованием игры на русских музыкальных инструментах в оркестре;
- разработка и создание костюмов и декораций;
Оборудование к спектаклю.
Костюмы: русский народный костюм для взрослого (ведущая), русские народные костюмы по количеству детей, костюмы рыбок, костюм золотой рыбки, 4 гимнастические ленты синего и белого цвета, 2 шарфа темно-синего цвета, 2 кафтана; для «бабки» - сарафан , дворянская одежда, царская одежда : душегрейка, шапка, длинный сарафан; для «деда» - рубашка, штаны, шапка, лапти, сеть рыболовная.
Декорации: сундук с платками и бусами, трон, топорики для стражи, два белых полотна- на одном изображение дуба, голубой и синий материал – море.
Оркестр: русские народные инструменты ( трещотка, треугольники, стукалка, рубель, свирели, бубенцы)
Технические средства: CD проигрыватель, генератор дыма, ИКТ.
Звучит музыка ( русские народные наигрыши свирель), в зал вбегают дети в русских народных костюмах, начинают играть в салочки, скакать на лошадке, водить хоровод, веселятся. Входит бабушка, одета в русский народный бытовой костюм.
Бабушка: Ах, вот вы где? Зачем от бабушки убегаете, мне же за вами не угнаться.
Наигрались, набегались касатики. Садитесь, отдохните.
Дети садятся на лавочку, рядом на пенёк садится бабушка. К бабушке подходит мальчик.
Мальчик: Бабушка, а ты знаешь сказки?
Бабушка: Конечно.
Девочка: А кто сказки придумывает?
Бабушка: Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте, что я вам расскажу. Было это давным – давно, 200 лет уже прошло. Родился в России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кучерявый. В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. А сказки получались у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам тем внимает, тот в Страну Чудес попадает. В той стране Чудес, любой волшебником становиться. И я в той стране была
Да, было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Звучит русская народная мелодия «Поля» на фоне музыки ведущая продолжает говорить.
На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт- песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. А вы не просто так сидите, чуток мне помогите, только не шумите, сказку не вспугните.
Бабушка: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
На белом полотне появляется изображение избы, старого корыта (слайд 1). Стоит скамейка, рыбацкие сети висят на заборе. Старуха прядет пряжу, старик снимает рыбацкие сети.
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Старик (поет) Выйду за ворота,
Погляжу далеко.
Море-то широко,
Белой рыбы много.
Сети я закину,
Белу рыбу выну,
Я черпну водицы,
Наварю ушицы.
Открывается 2-ой занавес – звучит шум моря.
Бабушка. (говорит на фоне музыки)
Раз он в море закинул невод.
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод.
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод.
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Рыбка.
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик (удивился, а потом ласково) .
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Исполняется танец золотой рыбки и рыбок «Аквариум» К. Сен-Санс.
Бабушка.
Воротился старик ко старухе.
Старик (старухе) .
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял с нее избу и корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Звучит русская народная музыка. Старик безропотно идет к морю.
Бабушка.
Вот пошел старик к синему морю.
Звучит музыка «Игра воды» Равель
Видит — море слегка разыгралось.
Старик (кличет).
Золотая рыбка! Рыбка!
Появляется рыбка.
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик (с поклоном) .
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает, старику, мне покою:
Надобны ей новая изба и корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом.
Будут вам новая изба и корыто.
Фрагмент танца золотой рыбки.
Звучит музыка«Игра воды» Равель
Рыбка уплывает, второй план «море» остаётся открытым, старик идет к старухе. На белом полотне появляется изба (слайд2).
Бабушка. Воротился старик ко старухе.
Старуха (не дав старику слова промолвить, накинулась).
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, избу и корыто.
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.
Бабушка.
Пошел старик к синему морю.
Не спокойно синее море.
Звучит «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков. Фрагмент танца рыбки с волнами ( девочки с шарфами)
Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!
Рыбка (появляется среди волн). Чего тебе надобно, старче?
Старик (с поклоном) .
Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает, старику, мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом.
Рыбка уплывает, занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение дворянского дома (слайд 3).Старик остается за занавесом. Старуха одета в дворянский наряд, выходит на середину зала:
Старуха: Что сидите? Наряды мне несите!
Миниатюра "Барские наряды ". Звучит русская народная музыка «Полянка» 2 мальчика в рус.нар.костюмах выносят сундук с платками и бусами. Выходят 2 девочки в рус. нар. кост. начинают подносить старухе наряды и украшения, она рассматривает их и примеряет, ей не нравиться и она их бросает на пол, девочки по очереди поднимают их и убирают в сундук.
Старуха. Что печальные сидите?
Барыню не веселите?
Ну-ка, песню запевайте
Да на ложках заиграйте!
Исполняется русская народная песня «Долговязый журавель»
Старуха . Что ж, веселье продолжайте!
Быстрый танец начинайте!
Парный танец «Кадриль» Костенко
По окончанию танца появляется Старик.
Бабушка.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
А в тереме сидит его старуха
В дорогих боярских нарядах.
Старик. ( снимает шапку и клонится)
Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.!
Старуха (не отвечая ему) .
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей!
Старик (испуганно) .
Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство.
Старуха (гневно)
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдешь, поведут поневоле. (толкает старика)
Звучит музыка. Старик плетется к морю.
Бабушка.
Старичок отправился к морю.
Звучит «Увертюра» Дунаевского
Почернело синее море.
Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!
Рыбка Чего тебе надобно, старче?
Старик (с поклоном) .
Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей.
Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!
2-ой план занавес закрывается. На полотне появляются царские хоромы (слайд 4).
Бабушка Старичок, к старухе воротился.
Что ж? перед ним царские палаты,
Исполняется танец скоморохов.
В палатах видит свою старуху,
за столом сидит она царицей.
Вокруг неё стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Старик (испуганно, старухе поклонился) .
Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна.
К старику подбежали слуги, заставили его стать перед царицей на колени.
Старуха.
Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Старик, молча, на коленях отполз и пошел к морю. Открывается занавес 2-го плана.
Бабушка.
Вот идет старик к синему морю.
Видит, на море черная буря.
Так и вздулись сердитые волны.
Так и ходят, так воем и воют.
Танец с лентами на большом матерчатом полотне «море», звучит «Зима» Вивальди. в конце танца появляется рыбка
Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Старик (с поклоном) .
Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.
Звучит музыка, рыбка уплывает.
Бабушка. Ничего не сказала рыбка.
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Старик. Долго у моря ждал я ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
Звучит рус. нар. музыка. Занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение землянки и корыта (слайд 5). Старик идет к своему дому.
Старик.
Глянь: опять наша старая землянка;
На пороге сидит моя старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Бабушка. Исчезло все.
И в море зыбком растаяла златая рыбка.
И дело кончилось корытом,
Увы, не новым, а разбитым.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Запомните, детки, страну Чудес можно найти и далеко и близко, главное очень этого захотеть.
Исполняется заключительный танец «Страна Чудес» Ратмир Шишков
Бабушка Много чему сказки учат и добру, и смекалке, ……… На память от такой встречи, есть у меня для вас подарочки, да не простые, а рыбки золотые. Звучит музыка «Волшебство» Бах. Возьмите ее в ладошки, согрейте своим теплом, загадайте желание, шепните ей, и ваше желание обязательно исполнится, только нужно очень верить в это. Но обязательно помните – жадным и не послушным деткам рыбка неподвластна, только хвостиком махнёт и пропадет.
Всем детям раздаются сувениры. За дверью слышаться голоса: «Маша! Гриша! Вы где? Пора домой!»
Бабушка Ой, как быстро время пролетело. Пора и расходиться.
Дети благодарят Бабушку и под музыку уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе я представляю работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа
В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возроста"
В консультации содержит рекомендации по основам беопасности жизнедеятельности детей.Картатеку игр по основам беопасности жизнедеятельности долшкольников по всем возрастам ....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенс...