Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему

Рыжкова Евгения Викторовна

Сказка по мотивам  А.С.Пушкина  "Сказка о рыбаке и рыбке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:  Развивать творческие  способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры.

Задачи:

                              Образовательная  область «Музыка»

 Слушание:

 - обогащать впечатления детей , развивать  музыкальный вкус и память;

- способствовать развитию  фантазии и воображения.

Пение:

- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы ;

- совершенствовать умение  петь индивидуально, коллективно, с музыкальным сопровождением.

Музыкально- ритмические движения:

- способствовать развитию  танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов в театральных постановках;

-совершенствовать  дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Музыкально – игровое и музыкальное творчество:

- закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни, выразительно действовать с воображаемыми предметами;

-   содействовать проявлению музыкальных способностей, активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах ( трещотка, рубель, колокольчики, ложки)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

               Образовательная  область  «Познание»

- побуждать обращаться  к предметам ближайшего окружения (культуры и быта),использовать их для постановки спектакля.

         

            Образовательная область « Социализация»

- помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, декорации, грим, хореография); развивать актерские навыки;

-продолжать развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к театру;

- воспитывать доброжелательность и умение действовать в коллективе.

       Образовательная  область  «Художественная  литература»

-  продолжать развивать интерес детей  к художественной литературе, помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в театральной постановке.

               Образовательная область « Коммуникация»

- совершенствовать навыки диалогической и четкой речи в театрализованной деятельности.

                           

          Предварительная работа.

- чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- разыгрывание эпизодов сказки с помощью театра би-ба-бо;

- просмотр мультфильма по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

  - продуктивная деятельность – рисование по мотивам сказки;

- разучивание песен и танцев, пластических этюдов и миниатюр;

- работа над совершенствованием игры на русских музыкальных инструментах в оркестре;

- разработка  и создание костюмов и декораций;

 

                           Оборудование к спектаклю.

Костюмы: русский народный костюм для взрослого (ведущая), русские народные костюмы по количеству детей, костюмы рыбок, костюм золотой рыбки,  4  гимнастические ленты синего и белого цвета, 2 шарфа темно-синего цвета,  2 кафтана; для «бабки» - сарафан , дворянская одежда,  царская одежда : душегрейка, шапка, длинный сарафан; для «деда» - рубашка, штаны, шапка, лапти,  сеть рыболовная.

Декорации: сундук с  платками и бусами,  трон, топорики для стражи,  два белых полотна- на одном изображение дуба, голубой и синий материал – море.

Оркестр: русские народные инструменты ( трещотка, треугольники, стукалка, рубель, свирели, бубенцы)

Технические средства: CD проигрыватель, генератор дыма, ИКТ.

Звучит музыка (  русские народные наигрыши свирель), в зал вбегают дети в русских народных костюмах, начинают играть в салочки, скакать на лошадке, водить хоровод, веселятся. Входит бабушка, одета в русский народный бытовой костюм.

Бабушка:  Ах, вот вы где? Зачем от бабушки убегаете, мне же за вами не угнаться.

   Наигрались, набегались касатики.  Садитесь, отдохните.

Дети садятся на лавочку, рядом на пенёк садится бабушка. К бабушке подходит мальчик.

Мальчик:  Бабушка, а ты знаешь сказки?

Бабушка:   Конечно.

Девочка:  А кто сказки придумывает?

Бабушка:  Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте, что я вам расскажу. Было это давным – давно, 200 лет уже прошло. Родился  в  России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кучерявый.  В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки.  А сказки получались у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам тем внимает, тот в Страну Чудес попадает.  В той стране Чудес, любой волшебником становиться. И я в той стране была

Да, было  это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

Звучит русская народная мелодия  «Поля» на фоне музыки  ведущая продолжает говорить.

На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт- песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это  ещё не сказка, а  присказка, а сказка вся впереди.  А вы не просто так сидите, чуток мне помогите, только не шумите, сказку не вспугните.

Бабушка: Жил старик со своею старухой

                 У самого синего моря.

 На белом полотне появляется изображение избы, старого корыта (слайд 1). Стоит скамейка, рыбацкие сети висят на заборе. Старуха прядет пряжу, старик снимает рыбацкие сети.

Жили они в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. 

Старик (поет) Выйду за ворота,

                       Погляжу далеко.

                       Море-то широко,

                       Белой рыбы много.

                      Сети я закину,

                      Белу рыбу выну,

                      Я черпну водицы,

                      Наварю ушицы.

Открывается 2-ой занавес – звучит шум моря.

Бабушка.  (говорит на фоне музыки) 

Раз он в море закинул невод.

 Пришел невод с одною тиной.

 Он в другой раз закинул невод.

Пришел невод с травою морскою.

 В третий раз закинул он невод.

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Рыбка.

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик (удивился, а потом ласково) .

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

         Исполняется танец  золотой  рыбки и рыбок «Аквариум» К. Сен-Санс.  

Бабушка.

Воротился старик ко старухе.

Старик (старухе) .

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.

Старуха.

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее избу и корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Звучит русская народная музыка.   Старик безропотно идет к морю.

Бабушка.

Вот пошел старик к синему морю.  

Звучит музыка «Игра воды» Равель

Видит — море слегка разыгралось.

Старик (кличет).  

                 Золотая рыбка! Рыбка!

Появляется рыбка.

Рыбка.      Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает, старику, мне покою:

Надобны ей новая изба и корыто;

Наше-то совсем раскололось.

Рыбка.

                 Не печалься, ступай себе с богом.

Будут вам новая изба и корыто.

                       Фрагмент танца  золотой   рыбки.

Звучит музыка«Игра воды» Равель

 Рыбка уплывает, второй план «море» остаётся открытым, старик идет к старухе.  На белом полотне появляется изба (слайд2).

Бабушка.  Воротился старик ко старухе.

Старуха (не дав старику слова промолвить, накинулась).

Дурачина ты,  простофиля!

Выпросил, дурачина, избу и корыто.

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой.

Бабушка.

Пошел старик к синему морю.

Не спокойно синее море.

Звучит «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков. Фрагмент танца рыбки с волнами ( девочки с шарфами)

Старик (кличет).   Золотая рыбка! Рыбка!

Рыбка (появляется среди волн). Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает, старику, мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой.

Рыбка. Не печалься, ступай себе с богом.

Рыбка уплывает, занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение дворянского дома (слайд 3).Старик остается за занавесом. Старуха одета в дворянский наряд,  выходит на середину зала:

Старуха: Что сидите? Наряды мне несите!

 Миниатюра "Барские наряды ". Звучит русская народная музыка «Полянка» 2 мальчика в рус.нар.костюмах выносят сундук с платками и бусами. Выходят  2 девочки в рус. нар. кост. начинают подносить старухе наряды и украшения, она рассматривает их и примеряет, ей не нравиться и она их бросает на пол, девочки по очереди  поднимают их и убирают в сундук.

Старуха.       Что печальные сидите?

Барыню не веселите?

Ну-ка, песню запевайте

Да на ложках заиграйте!

 Исполняется русская народная песня «Долговязый журавель»

Старуха .     Что ж, веселье продолжайте!

                     Быстрый танец начинайте!

             Парный танец  «Кадриль» Костенко

По окончанию танца появляется Старик.

Бабушка.

                     Воротился старик ко старухе.

                     Что ж он видит? Высокий терем.

                      А в тереме  сидит его старуха

                     В дорогих боярских нарядах.

Старик. ( снимает шапку и клонится)

Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна.!

Старуха (не отвечая ему) .

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей!

Старик (испуганно) .

Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство.

Старуха (гневно)

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью;

Не пойдешь, поведут поневоле. (толкает старика)

                       Звучит музыка. Старик плетется к морю.

Бабушка.

Старичок отправился к морю.

Звучит  «Увертюра» Дунаевского

Почернело синее море.

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

Рыбка               Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей.

Рыбка.

Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!

                           

 2-ой план  занавес  закрывается. На полотне появляются царские хоромы (слайд 4).

Бабушка           Старичок, к старухе воротился.

Что ж? перед ним царские палаты,

Исполняется танец скоморохов.

В палатах видит свою старуху,

за столом сидит она царицей.

Вокруг неё стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Старик (испуганно, старухе поклонился) .

Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна.

К старику подбежали слуги, заставили его стать перед царицей на колени.

Старуха.

Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

Старик, молча, на коленях отполз и пошел к морю. Открывается  занавес   2-го плана.  

Бабушка.

Вот идет старик к синему морю.

Видит, на море черная буря.

Так и вздулись сердитые волны.

                          Так и ходят, так воем и воют.

       Танец  с лентами  на большом матерчатом  полотне «море», звучит «Зима» Вивальди.  в конце танца появляется рыбка

Старик (кличет). Золотая рыбка! Рыбка!

Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) .

Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках.

                     Звучит музыка, рыбка уплывает.

Бабушка.         Ничего не сказала рыбка.

                        Лишь хвостом по воде плеснула

                        И ушла в глубокое море.

Старик.          Долго у моря ждал я ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

 Звучит рус. нар.  музыка. Занавес 2-го плана закрывается. На полотне появляется изображение землянки и корыта (слайд 5). Старик идет к своему дому.

Старик.

Глянь: опять наша старая землянка;

На пороге сидит моя старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Бабушка.       Исчезло все.

                       И в море зыбком растаяла златая рыбка.

                       И дело кончилось корытом,

                       Увы, не новым, а разбитым.

              Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Запомните, детки, страну Чудес можно найти и далеко и близко, главное очень этого захотеть.

     Исполняется заключительный танец «Страна Чудес» Ратмир Шишков

Бабушка  Много чему сказки учат и добру, и смекалке, ……… На память от такой встречи, есть у меня для вас подарочки, да не простые, а рыбки золотые. Звучит  музыка «Волшебство» Бах. Возьмите ее в ладошки, согрейте своим теплом, загадайте желание, шепните ей, и ваше желание обязательно исполнится, только нужно очень верить в это. Но обязательно помните – жадным и не послушным деткам рыбка неподвластна, только хвостиком махнёт и пропадет.

Всем детям раздаются сувениры.  За дверью слышаться голоса: «Маша! Гриша! Вы где? Пора домой!»

Бабушка    Ой, как быстро время пролетело. Пора и расходиться.

Дети благодарят Бабушку и под музыку уходят из зала.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе я представляю  работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа

В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возроста"

В консультации содержит  рекомендации по основам беопасности жизнедеятельности  детей.Картатеку  игр по основам беопасности жизнедеятельности долшкольников по всем возрастам ....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенс...