Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
методическая разработка по теме

 

                                                 МДОУ  №53,

                           «Центр развития ребенка 1 категории»

 

 

 

 

 

 

 

 

            «Формирование основ экологической                               культуры    у детей дошкольного возраста                   

                               с  нарушением зрения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Паскова Т.Г.

 

 

г. Копейск

2007г.

 

Содержание

 

 

  1. Введение. Актуальность экологического воспитания
  2. Принципы построения работы и распределение материала по формированию основ экологической культуры
  3. Игра – лучший способ формирования основ экологической этики
  • Об играх
  • Классификация
  • Тематика
  • Руководство
  1. Заключение                                                                                                         
  2. Приложение
  1. Гербарий
  2. Примеры коллекций
  3. Рисунки детей
  4. Загадки
  5. Картотека иллюстраций
  6. Оборудование экологических центров в разновозрастных группах
  7. Правила поведения в природе
  8. Экологическая тропинка в естественных условиях

 

 


  1. Введение. Актуальность экологического воспитания

 

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

 

 

 

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и ее богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.

* * *

В средней  группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность  экологической культуры. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить как минимум три задачи:

1.         Показать детям, что в природе все взаимосвязано;

2.         Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3.         Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим  на правила поведения в природе).

 

Для воспитания любви к природе создала на территории детского сада экологическую тропу.

Объектами экологической тропы стали:

  1. Растения или старые деревья, кустарники, растущие на территории детского сада;
  2. Муравейники, гнезда птиц, цветники
  3. Лекарственные растения, специально высаженные на участке: мать-и-мачеха, подорожник, одуванчик;
  4. Уголок леса, где старшие ребята упражняются в правилах поведения в природе;
  5. Питомник, где выращивают сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов;
  6. Участок труда, специально оборудованный на участке;
  7. Зона отдыха. Для этой цели подошла спортивная площадка

 Создавая экологическую тропу  помнила о том, что это не клумба, которая должная быть ухожена, очищена и украшена цветами, а использовала старые засохшие деревья, которые служат отправными точками для интересных наблюдений. В качестве видовых точек выбрала деревья ( клен , тополь, ива, береза, ясень ) и кустарники разных пород (сирень, шиповник) разного возраста, причудливых формы. На их примере наглядно показывала                                                                            отличия жизненных форм растений ( кора, листья, ствол ). Для повышения интереса детей к занятиям на экологической тропе выбрали «Хозяина тропинки» - сказочного героя «Лесовичка». «Лесовичок» помогал мне проводить занятия на тропе, изображала его на всех табличках, в том числе на начальной точке маршрута, где он встречал ребят и на последней, где он прощался с ними. Фигурку сказочного лесовичка вырезала из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки достаточно широкие и длинные полосы., а спереди приделала большой карман к его одежде. При помощи полосок закрепляла лесовичка на дерево, обхватив ими ствол. В карман лесовичка заранее готовила задания для детей- просьбы лесовичка, которые они выполняли. За оказанную помощь сказочный персонаж периодически оставлял на своей тропе сюрпризы: конфеты. Экологическая трапа позволяет продуктивно использовать обычные прогулки с детьми не только для занятий, но одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В дальнейшем планирую продолжить работу на экологической тропе ( занятия, экскурсии, дидактические игры).

 

II. Принципы построения работы и распределение материала по формированию основ экологической культуры

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я  объясняю необходимость и целесообразность этого труда, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Даю задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Почему так бывает и т. д.). Большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из  бесед дети узнавали,  какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

            С  начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, по улицам города, обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий .

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

·          Основные  знания о природе дети получают на занятиях. Очень помогают мне в работе статьи в журналах «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика» и книга Николаевой  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» .

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я буду показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и .т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий буду рассказывать детям о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы» будем отмечать  черты приспособленности птиц к условиям нашего региона. Почему они улетают  за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается птицы замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

На занятиях «Дикие животные» расширяются представления детей о животном мире, о его разнообразии, воспитывается любовь к животным, бережное отношение к живой природе, продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является неверным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание, какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений.

Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу детей относиться к природе бережно.

Неправильное поведение малышей и, порой, даже взрослых натолкнуло ребят на мысль составить серию заданий, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.

Все это закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; - важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд.

Намечено провести родительское собрание на тему: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Предлагаю родителям сходить с детьми в лес, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Будет дано домашнее задание смастерить скворечники.

 

 


III  .Игра – лучший способ формирования основ экологической этики

 

  • Об играх

Игра - это способ осмысле­ния окружающего мира и своего места в нем,

освоения соответ­ствующих различным ситуациям моделей поведения.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет  усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.

Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей.

Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В

таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает мне возможность ис­пользовать совместные игры для диа­гностики отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым.

Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок прони­кается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Среди воспитательных задач, которые я решаю с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психо­логических условий для погружения в мир природы.

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образо­вания, которые решаются на данном возрастном этапе

                    Игра дает ребенку возможносrь применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

                    Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка ­дошкольника, поэтому для работы по данному направлению классифицировала игры следующим образом:

  • Классификация

 

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.

    Игры на тему «Живая nрирода»:

     -    Что для чего

     -     Овощное лото

      -    Парочки ( птицы )

      -    Живой мир планеты

      -    Зоологическое лото

      -    Мама, папа и я

      -    Ребятам о зверятах

      -    Поймай рыбку

      -    Домино «Фрукты, овощи»

      -    Домино «Наш сад»

      -    Кто где живет

      -     Рыбы, птицы, звери

      -    Да -  нет

      Игры на тему «Нeжuвая nрирода»:

      -    Хорошо- плохо

      -    Когда это бывает

      -    Раньше – позже

     -     Путешествие по глобусу

     -     Да – нет

     -     Волшебный экран

  • Тематика

Содержание экологического об­разования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошколь­ника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.

  1. «Где живая и неживая приро­да?».
  2. «Соседи по планете» (живая природа).
  3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?».
  4. «Кому где нравится?», «Кто где живет?».
  5. «Что где растет?».
  6. «Кому что нужно?».
  7. «Что такое?», «Кто такой?».
  8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
  9. «Почему мы такие разные?».
  10. «Как можно и как нельзя?» (правила­ поведения в природе).       
  11. «Мы все нужны друг другу».
  12. «Природное - рукотворное».

 

В рамках каждой темы можно использовать различные вариации игр.  

Например, внутри темы «Кто где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных/растения», «Кому какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» включала игры «Раз, два, три к березе/ели/тополю беги», «Найди себе пару» и т. д.

  • Руководство

        Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от педагогического руководства.

       При выборе направления руководства экологическими играми я учитываю, что особая роль в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому педагогический процесс в группе строю таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

        При определении места игры в педагогическом процессе экологического образования учитываю ее связь с трудом детей в природе и обучении на занятии по ознакомлении с окружающим.

        При переходе из одной возрастной группы в другую у детей возрастает устойчивость внимания, интенсивней развиваются процессы запоминания и припоминания, становится лучше зрительное, слуховое, осязательное восприятие. При этом дети различают уже довольно сложные формы предметов. У ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление, они начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливать простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

 

 

Схема №1

 

Определение места

Дидактической игры в педагогическом процессе ознакомления с живой и неживой природой

        
  

Направления педагогического руководства работой по ознакомлению детей

        с живой и неживой природой посредством дидактической игры.

 
  image
 

Создание предметно-

игрового пространства

  

Педагогический отбор и анализ дидактических игр для ознакомления с живой и неживой природой

 

 

 

 

 


 

1.Связь с трудом детей в природе.

2.Связь с наблюдениями в уголке природы и на участке.

3.Связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.

1.Усложнение дидактических задач и содержания знакомых детям игр.

2.Создание различных вариаций дидактических игр.

3.Включение новых(в соответствии с программой) игр.

1.Игровая среда

2.Игровой материал

3.Предметы природы

imageimage SHAPE  \* MERGEFORMAT image

 

 

 

 

 

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы я подбираю дидактические игры, обе­спечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточня­ющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую гото­вые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Применяю также  дидактические игры активизирующие движение, сочетающееся с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан мной. Подобные игры предполагают различные формы организации детей.

Подбор дидактических игр производила таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширялось пред­ставление детей о живой природе, учила их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивала и совершенствовала  такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Для удобства использования ди­дактических игр по ознакомлению с растениями и животными   распределяю их на группы по дидакти­ческим задачам.

 

Схема № 2

 

Игры на распознание растений и животных

Игры на сравнение растений и животных

      
 image 

Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку

  image
 

 

 

 


image                                                                

 

Игры на установление связей и зависимостей в природных явлениях

Игры на формирование нравственной позиции ребенка

 
 image

 

 

 

 

 

 


                                               IV.      Заключение

 

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.


                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

         1.  Гербарий

    Примечание:   Прилагается отдельной папкой

 

                           2Примеры коллекций

 

- Коллекции «летающих» семян

Летом и осенью предложите ребятам  и их родителям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере показала детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром. Выделила две основные группы этой коллекции. Первая группа — семена, которые имеют «крылышки» разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель. Ко второй группе относятся семена с «парашютиками»: одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник (есть луговые и степные виды), белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-и-мачеху, но с более крупными листьями). Ветром разносятся и семена тополя (знаменитый тополиный пух), пушистые семена иван-чая и семена необычной группы растений, которые называются перекати-поле (в основном это степные, пустынные растения).

-  Коллекции других семян и плодов

Подбрала как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав), коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек), коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений, — и другие. В коллекции есть шишки, желуди, с которыми могут играть даже малыши. Вариантов коллекций может быть очень много.

-   Коллекция соцветий

Весной  соберем интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия   найдем под ясенем и кленом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

 

 

 

-    Коллекция камней

Предлагаю детям во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Дети представляли, что  ищут остатки старинного клада, ведь любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Как показал  опыт, дошкольники на территории любого детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни вдоль железных или автомобильных дорог (не забывая о безопасности), по берегам рек, озер, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промывали и размешали в ячейки конфетных коробок. Если названия камней нам известны, приклеивали на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней помешали на обратной стороне крышки. Если не знали названий, не беда — главное, чтобы камни хорошо отличались друг от друга. Ребенок даже  давал им свои условные «имена», в зависимости от тех или иных особенностей. Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку  поместили коллекцию окатанной морской гальки.

-  Морские коллекции

Со временем у нас  набралось довольно большое количество предметов, привезенных с морских побережий: высушенные морские звезды,  крупные красивые раковины, кораллы и т.п. Для этой коллекции  выделили отдельную полку.

                                    -    Коллекция коры деревьев (кустарников)

Кора разных деревьев отличается по толщине, трещиноватости (количество и вид трещин), шероховатости, цвету. В коллекции присутствуют образцы разных пород. При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных деревьев (в лесу, на даче), а не с живых. Имеем кору известных деревьев: например, дуба (толстая, трещиноватая, темная), березы (у берез разного возраста кора отличается), сосны (разная по толщине, цвету, имеет хорошо выраженный запах), — и других. Коллекцию  дополнили веточками деревьев и кустарников. Коллекция коры является прекрасным объектом для работы: дети  определяют кору на ощупь, по запаху.

 

- «Ящик ощущений»

Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов. Наверняка многие помнят замечательную игру «Угадай, что в мешочке», которая продавалась когда-то в наших магазинах. Теперь не менее популярным стал «ящик ощущений». Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви или посылочный ящик. Крышка ящика должна легко открываться — через нее вы будете помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. С внешней стороны к каждому отверстию прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто? Что-то подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше с изображением пейзажей, животных, растений) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание детей. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы. Задача детей — определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Дети также могут самостоятельно заниматься с «ящиком ощущений» во время посещений экологического класса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Принцип организации тропинки в лесопарке и в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.
В экологические тропинки, организуемые в естественных условиях, включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, «кузницы» дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите ребятам места массового отдыха и последствия такого отдыха для растений и животных (мусор, костры, вытоптанные участки). Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Поищите и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, — и т.п.

Точка 1. «Березовая роща»

Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники: лещина (рядом с ней — молодые дубки с красноватыми листочками), крушина, бересклет. Травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.

Точка 2. «Овражек»

Объекты для наблюдений: промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения — те же, что и на точке 1. Грибы на стволе березы. В мае — чешуйки от липовых почек.

 

 

Точка 3. «Полянка»

Объекты для наблюдений: полянка — открытое освещенное место, окруженное деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях березы и на почве; под деревьями — мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей — лежат бревна, используемые как лавочка. На дороге — плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветет осока волосистая (видны ее темно-зеленые и светло-зеленые побеги), лютик кашубский (с круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Кротовины.

Точка 4. «Большие березы»

Объекты для наблюдений: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб (можно провести сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п.). Наглядно представлены некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

Точка 5. «Липовая аллея»

Объекты для наблюдений: липовая аллея — липы и березы (возможно сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов и т.п.). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — просыпаются спящие почки.

Точка 6. «Пустырь»

Объекты для наблюдений: пустырь возле лесопарка и школы. Через пустырь проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). На дороге типичные виды: подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. На пустыре — злаки, полынь, пижма, осот, василек, мать-и-мачеха (в мае — отцветает), щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Болотце» — малинник, где весной видны старые, прошлогодние, и молодые побеги этого растения.

Точка 7. «Сосны»

Объекты для наблюдений: участок соснового леса с лиственницей и яблоней; сосны (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне. Яблонька у сосны. В мае распускается лиственница.

Точка 8. «Болотце»

Объекты для наблюдений: «болотце» — переувлажненное место с растениями, которые любят влагу (ситняк большой, подмаренник цепкий — интересное растение, цепляющееся за стебли своих соседей, канареечник, зверобой продырявленный, лапчатка, или калган). Рядом растет кустарник неклен, семена которого распространяются ветром.

Точка 9. «Озерцо»

Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг: ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья.

Точка 10. «Елочки»

Объекты для наблюдений: группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья — хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле — мох. Недалеко от группы елей — большая яблоня.

Точка 11. «Дуб»

Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом осины.

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если вы проводите ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки, если же перед вами стоит конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничьтесь только одним объектом.
На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МДОУ  №53,

                           «Центр развития ребенка 1 категории»

            «Формирование основ экологической                               культуры    у детей дошкольного возраста                  

                               с  нарушением зрения»

Воспитатель

Паскова Т.Г.

г. Копейск

2007г.

Содержание

  1. Введение. Актуальность экологического воспитания
  2. Принципы построения работы и распределение материала по формированию основ экологической культуры
  3. Игра – лучший способ формирования основ экологической этики
  1. Об играх
  2. Классификация
  3. Тематика
  4. Руководство
  1. Заключение                                                                                                         
  2. Приложение
  1. Гербарий
  2. Примеры коллекций
  3. Рисунки детей
  4. Загадки
  5. Картотека иллюстраций
  6. Оборудование экологических центров в разновозрастных группах
  7. Правила поведения в природе
  8. Экологическая тропинка в естественных условиях


  1. Введение. Актуальность экологического воспитания

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и ее богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.

* * *

В средней  группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность  экологической культуры. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить как минимум три задачи:

1.         Показать детям, что в природе все взаимосвязано;

2.         Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3.        Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим  на правила поведения в природе).

Для воспитания любви к природе создала на территории детского сада экологическую тропу.

Объектами экологической тропы стали:

  1. Растения или старые деревья, кустарники, растущие на территории детского сада;
  2. Муравейники, гнезда птиц, цветники
  3. Лекарственные растения, специально высаженные на участке: мать-и-мачеха, подорожник, одуванчик;
  4. Уголок леса, где старшие ребята упражняются в правилах поведения в природе;
  5. Питомник, где выращивают сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов;
  6. Участок труда, специально оборудованный на участке;
  7. Зона отдыха. Для этой цели подошла спортивная площадка

 Создавая экологическую тропу  помнила о том, что это не клумба, которая должная быть ухожена, очищена и украшена цветами, а использовала старые засохшие деревья, которые служат отправными точками для интересных наблюдений. В качестве видовых точек выбрала деревья ( клен , тополь, ива, береза, ясень ) и кустарники разных пород (сирень, шиповник) разного возраста, причудливых формы. На их примере наглядно показывала                                                                            отличия жизненных форм растений ( кора, листья, ствол ). Для повышения интереса детей к занятиям на экологической тропе выбрали «Хозяина тропинки» - сказочного героя «Лесовичка». «Лесовичок» помогал мне проводить занятия на тропе, изображала его на всех табличках, в том числе на начальной точке маршрута, где он встречал ребят и на последней, где он прощался с ними. Фигурку сказочного лесовичка вырезала из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки достаточно широкие и длинные полосы., а спереди приделала большой карман к его одежде. При помощи полосок закрепляла лесовичка на дерево, обхватив ими ствол. В карман лесовичка заранее готовила задания для детей- просьбы лесовичка, которые они выполняли. За оказанную помощь сказочный персонаж периодически оставлял на своей тропе сюрпризы: конфеты. Экологическая трапа позволяет продуктивно использовать обычные прогулки с детьми не только для занятий, но одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В дальнейшем планирую продолжить работу на экологической тропе ( занятия, экскурсии, дидактические игры).

II. Принципы построения работы и распределение материала по формированию основ экологической культуры

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я  объясняю необходимость и целесообразность этого труда, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Даю задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Почему так бывает и т. д.). Большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из  бесед дети узнавали,  какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

        С  начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, по улицам города, обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий .

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

        Основные  знания о природе дети получают на занятиях. Очень помогают мне в работе статьи в журналах «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика» и книга Николаевой  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» .

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я буду показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и .т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий буду рассказывать детям о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы» будем отмечать  черты приспособленности птиц к условиям нашего региона. Почему они улетают  за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается птицы замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

На занятиях «Дикие животные» расширяются представления детей о животном мире, о его разнообразии, воспитывается любовь к животным, бережное отношение к живой природе, продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является неверным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание, какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений.

Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу детей относиться к природе бережно.

Неправильное поведение малышей и, порой, даже взрослых натолкнуло ребят на мысль составить серию заданий, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.

Все это закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; - важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд.

Намечено провести родительское собрание на тему: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Предлагаю родителям сходить с детьми в лес, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Будет дано домашнее задание смастерить скворечники.


III  .Игра – лучший способ формирования основ экологической этики

  1. Об играх

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем,

освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. 

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет  усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.

Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей.

Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В

таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает мне возможность использовать совместные игры для диагностики отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым.

Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Среди воспитательных задач, которые я решаю с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе

        Игра дает ребенку возможносrь применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

        Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника, поэтому для работы по данному направлению классифицировала игры следующим образом:

  1. Классификация

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.

    Игры на тему «Живая nрирода»:

     -    Что для чего

     -     Овощное лото

      -    Парочки ( птицы )

      -    Живой мир планеты

      -    Зоологическое лото

      -    Мама, папа и я

      -    Ребятам о зверятах

      -    Поймай рыбку

      -    Домино «Фрукты, овощи»

      -    Домино «Наш сад»

      -    Кто где живет

      -     Рыбы, птицы, звери

      -    Да -  нет

      Игры на тему «Нeжuвая nрирода»:

      -    Хорошо- плохо

      -    Когда это бывает

      -    Раньше – позже

     -     Путешествие по глобусу

     -     Да – нет

     -     Волшебный экран

  1. Тематика

Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.

  1. «Где живая и неживая природа?».
  2. «Соседи по планете» (живая природа).
  3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?».
  4. «Кому где нравится?», «Кто где живет?».
  5. «Что где растет?».
  6. «Кому что нужно?».
  7. «Что такое?», «Кто такой?».
  8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
  9. «Почему мы такие разные?».
  10. «Как можно и как нельзя?» (правила поведения в природе).      
  11. «Мы все нужны друг другу».
  12. «Природное - рукотворное».

В рамках каждой темы можно использовать различные вариации игр.  

Например, внутри темы «Кто где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных/растения», «Кому какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» включала игры «Раз, два, три к березе/ели/тополю беги», «Найди себе пару» и т. д.

  1. Руководство

        Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от педагогического руководства.

       При выборе направления руководства экологическими играми я учитываю, что особая роль в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому педагогический процесс в группе строю таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

        При определении места игры в педагогическом процессе экологического образования учитываю ее связь с трудом детей в природе и обучении на занятии по ознакомлении с окружающим.

        При переходе из одной возрастной группы в другую у детей возрастает устойчивость внимания, интенсивней развиваются процессы запоминания и припоминания, становится лучше зрительное, слуховое, осязательное восприятие. При этом дети различают уже довольно сложные формы предметов. У ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление, они начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливать простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Схема №1

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы я подбираю дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Применяю также  дидактические игры активизирующие движение, сочетающееся с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан мной. Подобные игры предполагают различные формы организации детей.

Подбор дидактических игр производила таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширялось представление детей о живой природе, учила их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивала и совершенствовала  такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными   распределяю их на группы по дидактическим задачам.

Схема № 2

        

                                               IV.      Заключение

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.


                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

         1.  Гербарий

    Примечание:   Прилагается отдельной папкой

 

                           2.  Примеры коллекций

- Коллекции «летающих» семян

Летом и осенью предложите ребятам  и их родителям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере показала детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром. Выделила две основные группы этой коллекции. Первая группа — семена, которые имеют «крылышки» разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель. Ко второй группе относятся семена с «парашютиками»: одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник (есть луговые и степные виды), белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-и-мачеху, но с более крупными листьями). Ветром разносятся и семена тополя (знаменитый тополиный пух), пушистые семена иван-чая и семена необычной группы растений, которые называются перекати-поле (в основном это степные, пустынные растения).

-  Коллекции других семян и плодов

Подбрала как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав), коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек), коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений, — и другие. В коллекции есть шишки, желуди, с которыми могут играть даже малыши. Вариантов коллекций может быть очень много.

-   Коллекция соцветий

Весной  соберем интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия   найдем под ясенем и кленом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

-    Коллекция камней

Предлагаю детям во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Дети представляли, что  ищут остатки старинного клада, ведь любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Как показал  опыт, дошкольники на территории любого детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни вдоль железных или автомобильных дорог (не забывая о безопасности), по берегам рек, озер, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промывали и размешали в ячейки конфетных коробок. Если названия камней нам известны, приклеивали на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней помешали на обратной стороне крышки. Если не знали названий, не беда — главное, чтобы камни хорошо отличались друг от друга. Ребенок даже  давал им свои условные «имена», в зависимости от тех или иных особенностей. Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку  поместили коллекцию окатанной морской гальки.

-  Морские коллекции

Со временем у нас  набралось довольно большое количество предметов, привезенных с морских побережий: высушенные морские звезды,  крупные красивые раковины, кораллы и т.п. Для этой коллекции  выделили отдельную полку.

                                    -    Коллекция коры деревьев (кустарников)

Кора разных деревьев отличается по толщине, трещиноватости (количество и вид трещин), шероховатости, цвету. В коллекции присутствуют образцы разных пород. При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных деревьев (в лесу, на даче), а не с живых. Имеем кору известных деревьев: например, дуба (толстая, трещиноватая, темная), березы (у берез разного возраста кора отличается), сосны (разная по толщине, цвету, имеет хорошо выраженный запах), — и других. Коллекцию  дополнили веточками деревьев и кустарников. Коллекция коры является прекрасным объектом для работы: дети  определяют кору на ощупь, по запаху.

- «Ящик ощущений»

Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов. Наверняка многие помнят замечательную игру «Угадай, что в мешочке», которая продавалась когда-то в наших магазинах. Теперь не менее популярным стал «ящик ощущений». Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви или посылочный ящик. Крышка ящика должна легко открываться — через нее вы будете помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. С внешней стороны к каждому отверстию прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто? Что-то подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше с изображением пейзажей, животных, растений) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание детей. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы. Задача детей — определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Дети также могут самостоятельно заниматься с «ящиком ощущений» во время посещений экологического класса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Принцип организации тропинки в лесопарке и в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.
В экологические тропинки, организуемые в естественных условиях, включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, «кузницы» дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите ребятам места массового отдыха и последствия такого отдыха для растений и животных (мусор, костры, вытоптанные участки). Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Поищите и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, — и т.п.

Точка 1. «Березовая роща»

Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники: лещина (рядом с ней — молодые дубки с красноватыми листочками), крушина, бересклет. Травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.

Точка 2. «Овражек»

Объекты для наблюдений: промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения — те же, что и на точке 1. Грибы на стволе березы. В мае — чешуйки от липовых почек.

Точка 3. «Полянка»

Объекты для наблюдений: полянка — открытое освещенное место, окруженное деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях березы и на почве; под деревьями — мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей — лежат бревна, используемые как лавочка. На дороге — плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветет осока волосистая (видны ее темно-зеленые и светло-зеленые побеги), лютик кашубский (с круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Кротовины.

Точка 4. «Большие березы»

Объекты для наблюдений: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб (можно провести сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п.). Наглядно представлены некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

Точка 5. «Липовая аллея»

Объекты для наблюдений: липовая аллея — липы и березы (возможно сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов и т.п.). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — просыпаются спящие почки.

Точка 6. «Пустырь»

Объекты для наблюдений: пустырь возле лесопарка и школы. Через пустырь проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). На дороге типичные виды: подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. На пустыре — злаки, полынь, пижма, осот, василек, мать-и-мачеха (в мае — отцветает), щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Болотце» — малинник, где весной видны старые, прошлогодние, и молодые побеги этого растения.

Точка 7. «Сосны»

Объекты для наблюдений: участок соснового леса с лиственницей и яблоней; сосны (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне. Яблонька у сосны. В мае распускается лиственница.

Точка 8. «Болотце»

Объекты для наблюдений: «болотце» — переувлажненное место с растениями, которые любят влагу (ситняк большой, подмаренник цепкий — интересное растение, цепляющееся за стебли своих соседей, канареечник, зверобой продырявленный, лапчатка, или калган). Рядом растет кустарник неклен, семена которого распространяются ветром.

Точка 9. «Озерцо»

Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг: ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья.

Точка 10. «Елочки»

Объекты для наблюдений: группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья — хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле — мох. Недалеко от группы елей — большая яблоня.

Точка 11. «Дуб»

Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом осины.

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если вы проводите ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки, если же перед вами стоит конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничьтесь только одним объектом.
На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

Направления педагогического руководства работой по ознакомлению детей

        с живой и неживой природой посредством дидактической игры.

Создание предметно-

игрового пространства

Определение места

Дидактической игры в педагогическом процессе ознакомления с живой и неживой природой

Педагогический отбор и анализ дидактических игр для ознакомления с живой и неживой природой

1.Игровая среда

2.Игровой материал

3.Предметы природы

1.Усложнение дидактических задач и содержания знакомых детям игр.

2.Создание различных вариаций дидактических игр.

3.Включение новых(в соответствии с программой) игр.

1.Связь с трудом детей в природе.

2.Связь с наблюдениями в уголке природы и на участке.

3.Связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.

Игры на распознание растений и животных

Игры на сравнение растений и животных

Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку

Игры на установление связей и зависимостей в природных явлениях

Игры на формирование нравственной позиции ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...

Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...

Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...

Роль предметного рисования в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности....

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Консультация для педагогов на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружа...